Прогнозирование тенденций развития рынка легковых автомобилей

Автор работы: k*****************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 19:14, курсовая работа

Описание

Целью данного курсового исследования является анализ состояния рынка легковых автомобилей, выявление основных факторов, оказывающих влияние и составление прогноза развития тенденций на изучаемом рынке на ближайшие периоды.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические основы функционирования рынка легковых автомобилей в РФ………………………………………………………………………
Теоретические основы легкового автомобилестроения и состояние рынка легковых автомобилей в России………………………………………………..

Обоснование выбора основного параметра исследования ………………….


Глава 2. Моделирование показателя «Объем продаж легковых автомобилей в Российской Федерации» ………………………………………………………………

2.1. Построение модели……………………………………………………………..

2.2. Моделирование фактора «Объем импорта легковых автомобилей».………..

2.3. Моделирование фактора «Объем экспорта легковых автомобилей».………

Глава 3. Прогнозирование и анализ построенной модели……………………......

3.1. Экономический анализ построенной многофакторной модели.……………

3.2. Прогнозирование значений показателей…………….……………………….

3.3. Прогнозы аналитиков в отношении развития рынка легковых автомобилей.

Заключение………………………………………………………………………………

Список используемой литературы…………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

рябикова.doc

— 1,023.00 Кб (Скачать документ)

    В этом случае уравнение объема продаж выглядит следующим образом:

Y = 26,26037 + 0,305439x3 + 3,911222x4 

    Положительный коэффициент при импорте продукции не требует объяснений. Чем больше продукции ввозится в страну, тем больше ее реализуется на внутреннем рынке страны. Что касается объема экспорта, здесь можно предположить, положительный коэффициент при данной переменной объясняется тем, что средства, полученные с реализации легковых автомобилей за рубежом, вкладываются в производство в нашей стране, таким образом увеличивается объем производства и соответственно объем продаж в нашей стране. 

    Для проверки общего качества, используется коэффициент детерминации . Для множественной регрессии коэффициент детерминации является неубывающей функцией числа объясняющих переменных: добавление новой переменной никогда не уменьшает . Действительно, каждая следующая объясняющая переменная может лишь дополнить информацию, объясняющую поведение зависимой переменной. В нашем случае при включении двух факторов в модель скорректированный, или нормированный равен 0,903.

     Возникает вопрос, действительно ли полученное при оценке модели значение отражает наличие истинной зависимости или оно получилось случайно. Для ответа на этот вопрос требуется проверка на статистическую значимость. Этот вопрос решается на основе – критерия Фишера, основанного на анализе дисперсий.

     При включении дополнительных факторов в модель статистика Фишера снижается.

Х3 Х3,Х4 Х1,Х3,Х4 Х2,Х3,Х4 Х3,Х4,Х5
F F F F F
178,4380624 275,5360774 187,1171521 190,1200202 187,493822
 

     В нашей двухфакторной модели, статистика Фишера принимает очень высокое значение – 275,5, которое намного выше теоретического значения. Из этого делаем вывод, что коэффициент детерминации статистически значим, а модель – адекватна.

     Оценка  точности  модели множественной регрессии осуществляется на  основе средней относительной ошибки аппроксимации.

     Фактические значения результативного показателя Y отличается от значений Y^ на величину абсолютной ошибки аппроксимации. Но эта величина зависит от единиц измерения, от масштаба величин Y, поэтому она не годится для оценки аппроксимации Y. Поэтому используется средняя относительная ошибка аппроксимации:

    Если  7%, то аппроксимация хорошая.

    Если 7% 10%, аппроксимация удовлетворительная.

    Если  10%, нужно пересмотреть содержание модели. 

    В нашей модели, = 10%,  аппроксимация удовлетворительная. 

 

    1. Моделирование фактора «Объем импорта легковых автомобилей».
 

    После оценки общего качества модели необходимо оценить все факторы в отдельности  для того, чтобы получить максимально  достоверный прогноз и выбрать наилучший способ для его проведения. В качестве фактора Х3 нами был выбран объем импорта легковых автомобилей. 

  X3 - объем импорта  легковых автомобилей, тыс. шт.   X3 - объем импорта  легковых автомобилей, тыс. шт.   X3 - объем импорта легковых автомобилей, тыс. шт.
Январь 2005 37,068 Сентябрь 2006 97,048 Май 2008 188,739
Февраль 2005 45,009 Октябрь 2006 105,01 Июнь 2008 184,301
Март 2005 57,67 Ноябрь 2006 106,283 Июль 2008 200,853
Апрель 2005 65,592 Декабрь 2006 114,425 Август 2008 199,733
Май 2005 63,103 Январь 2007 77,605 Сентябрь 2008 197,636
Июнь 2005 70,741 Февраль 2007 93,149 Октябрь 2008 160,28
Июль 2005 65,538 Март 2007 120,321 Ноябрь 2008 120,038
Август 2005 74,637 Апрель 2007 126,593 Декабрь 2008 128,387
Сентябрь 2005 68,763 Май 2007 129,523 Январь 2009 34,782
Октябрь 2005 68,806 Июнь 2007 135,541 Февраль 2009 53,689
Ноябрь 2005 80,647 Июль 2007 149,856 Март 2009 55,511
Декабрь 2005 76,168 Август 2007 153,253 Апрель 2009 43,646
Январь 2006 46,907 Сентябрь 2007 138,961 Май 2009 38,137
Февраль 2006 56,65 Октябрь 2007 170,778 Июнь 2009 37,666
Март 2006 73,484 Ноябрь 2007 161,019 Июль 2009 37,328
Апрель 2006 73,078 Декабрь 2007 142,066 Август 2009 43,474
Май 2006 86,417 Январь 2008 108,818 Сентябрь 2009 41,523
Июнь 2006 95,567 Февраль 2008 153,657 Октябрь 2009 47,908
Июль 2006 97,551 Март 2008 169,743 Ноябрь 2009 48,043
Август 2006 99,26 Апрель 2008 181,661 Декабрь 2009 39,634
 

    Как видно на графике, этот фактор так  же затронут кризисными явлениями и  в начале 2009 года его значения упали до 34 782 автомобиля. Далее по графику заметно небольшое восстановление, но докризисных результатов пока достичь не удалось.

    Исходя  из графика, можно предположить, что  имеет место сезонность – в  конце каждого года заметное снижение объемов импорта, а затем рост. Поэтому необходимо провести проверку на наличие во временном ряду сезонной составляющей. Рассчитаем коэффициенты автокорреляции при к=12 (по числу месяцев) и сравним полученные значения.

r1 r2 r3 r4 r5 r6
0,91996698 0,85034028 0,7703278 0,67029755 0,55615059 0,43502547
r7 r8 r9 r10 r11 r12
0,32953104 0,22215055 0,12143393 0,04719357 -0,02320499 -0,10219194
 

    Однако  проверка коэффициентов показала, что  наибольшим (0,9199) является коэффициент  первого порядка, что говорит об отсутствии сезонности и возможности применения к ряду простой линейной модели.

    Введем  в ряд фиктивную переменную кризис и посмотрим, влияет ли кризис на изменение  фактора. Если смотреть по графику, аномально  временной ряд стал меняться начиная с 46 наблюдения, то есть с октября 2008 года, что вполне соответствует реальности. Построим модель множественной регрессии с новой зависимой переменной Х3 и двумя факторными – Т=1,n, соответствующей номеру периода и D – кризис и проведем статистическую оценку параметров. Если коэффициент перед фиктивной переменной незначим, фактор, выражающий фиктивную переменную, не является существенным для развития процесса.

Регрессионная статистика
Множественный R 0,825560347
R-квадрат 0,681549887
Нормированный R-квадрат 0,670376199
Стандартная ошибка 28,69958594
Наблюдения 60
  Коэффициенты Станд. ошибка t-статистика P-Значение F
Y-пересечение 41,20815935 8,583023859 4,80112371 1,18114E-05 60,99596452
T 3,048174714 0,323510414 9,422184221 3,18004E-13  
D -140,758353 12,93861914 -10,87893159 1,56684E-15  
 

    Как следует из представленных выше данных, модель адекватна, факторы статистически  значимы и коэффициент перед  фиктивной переменной принимает  весьма высокое значение. Соответственно, кризис оказывает значительное влияние на объем импорта. Поэтому прогнозирование стоит проводить на основе данных выводов. Получим следующее уравнение для прогнозирования дальнейших значений переменной Х3:

X3 = 41,20815935 + 3,048174714t - 140,75083525D

 

    1. Моделирование фактора «Объем экспорта легковых автомобилей».
 

    Проводим  аналогичную проверку второй факторной  переменной. Следующим анализируемым фактором является объем экспорта легковых автомобилей. 

  X4 - объем экспорта  легковых автомобилей, 

тыс. шт.

  X4 - объем экспорта  легковых автомобилей,

тыс. шт.

  X4 - объем экспорта  легковых автомобилей, 

тыс. шт.

Январь 2005 6,901 Сентябрь 2006 11,152 Май 2008 17,571
Февраль 2005 9,741 Октябрь 2006 11,573 Июнь 2008 12,353
Март 2005 10,821 Ноябрь 2006 12,808 Июль 2008 12,024
Апрель 2005 11,386 Декабрь 2006 10,677 Август 2008 11,641
Май 2005 10,975 Январь 2007 6,741 Сентябрь 2008 11,743
Июнь 2005 11,986 Февраль 2007 10,003 Октябрь 2008 11,364
Июль 2005 11,843 Март 2007 11,488 Ноябрь 2008 7,636
Август 2005 12,1 Апрель 2007 11,919 Декабрь 2008 6,399
Сентябрь 2005 11,934 Май 2007 9,482 Январь 2009 0,404
Октябрь 2005 12,272 Июнь 2007 9,862 Февраль 2009 3,983
Ноябрь 2005 11,063 Июль 2007 11,099 Март 2009 6,782
Декабрь 2005 10,459 Август 2007 10,998 Апрель 2009 4,969
Январь 2006 6,273 Сентябрь 2007 12,098 Май 2009 3,014
Февраль 2006 9,647 Октябрь 2007 13,609 Июнь 2009 3,867
Март 2006 10,979 Ноябрь 2007 10,921 Июль 2009 3,908
Апрель 2006 10,329 Декабрь 2007 13,172 Август 2009 0,576
Май 2006 11,207 Январь 2008 10,029 Сентябрь 2009 2,54
Июнь 2006 10,687 Февраль 2008 11,561 Октябрь 2009 3,917
Июль 2006 9,634 Март 2008 7,081 Ноябрь 2009 3,665
Август 2006 11,455 Апрель 2008 13,058 Декабрь 2009 4,264
 

 

    Как видно на графике, этот фактор так  же затронут кризисными явлениями, и  в ноябре 2008  года произошло значительное падение объема экспорта. Критического значения показатель достиг в январе 2009 года (экспортировав лишь 404 автомобиля!). Далее также происходит восстановление объемов, но также докризисных значений достигнуть не удалось.

    Исходя  из графика, можно предположить, что  имеет место сезонность – в  конце каждого года заметное снижение объемов импорта, а затем рост. Поэтому необходимо провести проверку на наличие во временном ряду сезонной составляющей. Рассчитаем коэффициенты автокорреляции при к=12 (по числу месяцев) и сравним полученные значения.

r1 r2 r3 r4 r5 r6
0,78067558 0,64912589 0,60273193 0,5703343 0,51572831 0,44026039
r7 r8 r9 r10 r11 r12
0,38272451 0,23811033 0,16751808 0,22652546 0,07597643 -0,01240645
 

    Однако  проверка коэффициентов показала, что наибольшим (0,78) является коэффициент первого порядка, что говорит об отсутствии сезонности и возможности применения к ряду простой линейной модели.

    Введем  в ряд фиктивную переменную кризис и посмотрим, влияет ли кризис на изменение фактора. Если смотреть по графику, аномально временной ряд стал меняться начиная с 46 наблюдения, то есть с октября 2008 года, что вполне соответствует реальности. Построим модель множественной регрессии с новой зависимой переменной Х4 и двумя факторными – Т=1,n, соответствующей номеру периода и D – кризис и проведем статистическую оценку параметров. Если коэффициент перед фиктивной переменной незначим, фактор, выражающий фиктивную переменную, не является существенным для развития процесса.

Регрессионная статистика
Множественный R 0,851526738
R-квадрат 0,725097785
Нормированный R-квадрат 0,715452093
Стандартная ошибка 1,898482778
Наблюдения 60
  Коэффициенты Станд. ошибка t-статистика P-Значение F
Y-пересечение 10,24399293 0,563167818 18,18994732 2,08976E-25 75,17323
T 0,033760708 0,020794757 1,623520154 0,109996408  
D -8,055619372 0,851456522 -9,460987332 2,75243E-13  

Информация о работе Прогнозирование тенденций развития рынка легковых автомобилей