Прогнозирование тенденций развития рынка легковых автомобилей

Автор работы: k*****************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 19:14, курсовая работа

Описание

Целью данного курсового исследования является анализ состояния рынка легковых автомобилей, выявление основных факторов, оказывающих влияние и составление прогноза развития тенденций на изучаемом рынке на ближайшие периоды.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические основы функционирования рынка легковых автомобилей в РФ………………………………………………………………………
Теоретические основы легкового автомобилестроения и состояние рынка легковых автомобилей в России………………………………………………..

Обоснование выбора основного параметра исследования ………………….


Глава 2. Моделирование показателя «Объем продаж легковых автомобилей в Российской Федерации» ………………………………………………………………

2.1. Построение модели……………………………………………………………..

2.2. Моделирование фактора «Объем импорта легковых автомобилей».………..

2.3. Моделирование фактора «Объем экспорта легковых автомобилей».………

Глава 3. Прогнозирование и анализ построенной модели……………………......

3.1. Экономический анализ построенной многофакторной модели.……………

3.2. Прогнозирование значений показателей…………….……………………….

3.3. Прогнозы аналитиков в отношении развития рынка легковых автомобилей.

Заключение………………………………………………………………………………

Список используемой литературы…………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

рябикова.doc

— 1,023.00 Кб (Скачать документ)

    Но, стоит отметить, что пришедший  в нашу страну к концу мировой  финансовый кризис значительно затронул рынок легковых автомобилей, и все прогнозы, которые эксперты делали до этого времени, к сожалению, не будут реализованы.

    На  основании маркетинговых исследований, проведенных главным автозаводом  страны – АвтоВАЗом, общая ситуация на внутреннем рынке такова, что  по итогам января-июня 2009 года объем  продаж новых легковых автомобилей на российском рынке составил 725,6 тыс. автомобилей, что на 48,9% ниже показателя продаж в период с января по июнь 2008 года. По отношению к маю 2009 года в июне снижение продаж составило - 1,7%. Объем продаж новых автомобилей российских марок по итогам первого полугодия 2009 года снизился по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 46,6%.

    Объем продаж автомобилей семейства ВАЗ (производства АВТОВАЗ) за рассматриваемый  период снизился по сравнению с предыдущим годом на 44,3% и составил 179 870 автомобилей против 322 652 автомобилей в первом полугодии 2008 года. При этом общий объем реализации автомобилей марки LADA, включая продажи автомобилей LADA производства ИжАвто, составил 182 354 автомобиля, что на 45,4% ниже показателя первого полугодия 2008 года.

    Объем продаж автомобилей других отечественных  производителей заводов ГАЗ, УАЗ  и ИжАвто по итогам января-июня 2009 года снизился на 59,4% и составил 11 972 против 29 489 автомобилей в прошлом году.

    Объем продаж новых автомобилей иностранных марок по итогам рассматриваемого периода 2009 года снизился на 49,7% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года и составил 531 277 автомобилей, при этом в июне по отношению к маю 2009 года объем продаж снизился на 2,9%. В июне 2009 года по отношению к маю 2009 года суммарные продажи автомобилей российских марок незначительно выросли на 1,4%. На сегмент новых автомобилей российских марок по итогам января-июня 2009 года пришлось 26,8% рынка новых автомобилей, на сегмент новых автомобилей иностранных марок, соответственно, 73,2%.  

Сегментация рынка     Объем продаж, тыс. шт.     Доля на рынке в 2009, %
    1 полугодие 2008     2 полугодие 2009
Российские  легковые автомобили     364     194,3     26,8
Иностранные легковые автомобили     1 055     531,2     73,2
 

    Автомобили  марки LADA производства АВТОВАЗ и  ИЖ-Авто заняли в январе-июне 2009 года 25,1% рынка новых легковых автомобилей  против 23,5% в январе-июне 2008 года. Объем  продаж импортируемых иномарок за анализируемый период снизился на 49,8%, а автомобилей иностранных марок российского производства на 49,2%. В январе-июне 2009 года по сравнению с предыдущим годом доля новых автомобилей иностранных марок российского производства снизилась на -0,2% от общего объема проданных автомобилей.  

 

    В целом же, падение выпуска легковых автомобилей иностранных моделей составило 49,3%, в то время как отечественные автомобили потеряли в I квартале 2009 г. 71,6% своего объема по сравнению с I кварталом 2008 г. При этом доля иностранных моделей в общем выпуске легковых автомобилей в России составила в I квартале текущего года 53,5% (в I квартале 2008 г. 9,3%). Неуклонное усиление позиций иностранных моделей в последние годы существенно сказывается на распределении долей российского рынка автотранспортных средств.

    Кризисные явления в автомобилестроении страны привели к абсолютному снижению производства легковых автомобилей  в I квартале 2009 г. более чем на 200 тысяч единиц. В пересчете на товарную продукцию составляет более 100 млрд. руб., а общее снижение объема производства в секторах грузовых, легковых автомобилей и автобусов можно оценить в 140 - 150 млрд. руб.

    Предприятия - производители легковых автомобилей  отгрузили в I квартале 2009 г. потребителям более 148,4 тысяч машин, что составляет 46,1% к уровню отгрузки за соответствующий период прошлого года. Складские остатки легковых автомобилей на предприятиях несколько снизились, т.к. объемы отгрузки превысили объемы производства более чем на 20%, но все же они ещё превышают 112 тысяч единиц, что вдвое больше произведенных в I квартале 2009 г. легковых автомобилей. Существенные складские остатки накоплены в ОАО "АВТОВАЗ", группе "Соллерс", ЗАО "GM-АВТОВАЗ", ООО "ТАГАЗ", ОАО "Автофрамос", ЗАО "Форд Мотор Компани", что является предпосылкой для сдерживания роста объемов производства легковых автомобилей по крайней мере в ближайшие два-три месяца текущего года.

    Для того, чтобы в 2009 г. сохранился уровень производства легковых автомобилей, соответствующий уровню 2008 г. (1 468,5 тысяч) предприятиям нужно ежемесячно до конца года выпускать по 150 тысяч единиц, что не достигалось даже в лучшие месяцы прошлого года. Однако возможности выйти на уровень 1 млн. автомобилей ещё сохраняется, при этом половина из них будут являться иностранными моделями, собранными в России. В этом случае снижение производства легковых автомобилей в 2009 г. составит около 30% по сравнению с 2008 г. 

 

    По  оперативным данным ОАО «АСМ-холдинг», общее производство автомобильной техники в России за январь-сентябрь 2009 г. составило 506 573 шт. и сократилось на 63,7% по сравнению с аналогичным периодом в 2008 году.

    Производство  легковых автомобилей в январе-сентябре 2009 года сократилось на 62,4% по сравнению с январем-сентябрем 2008 года и составило 422 767 шт.

    Отечественных моделей легковых автомобилей в  январе-сентябре 2009 года изготовлено 218 993 штуки, или 32,6% к аналогичному периоду  прошлого года.

    Выпуск  автомобилей иностранных брэндов в январе-сентябре 2009 года составил 203 774 шт. или 44,9% к январю-сентябрю 2008 г. Предприятия, работающие в режиме «промышленной сборки», изготовили 139 398 шт., или 49,6% к аналогичному периоду прошлого года.

    За 9 месяцев 2009 года ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» увеличило производство на 35,7%. Также продолжило сборку ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус», которое с июня 2009 г. выпустило более 200 автомобилей модели Nissan Teana в режиме промышленной сборки.

    

  Анализ причин ухудшения ситуации для российских автопроизводителей

    Основными производственными проблемами, которым  подвержены отечественные автозаводы являются:

  • Недопоставка комплектующих, в том числе энергоносителей;
  • Поставка некачественных автозапчастей комплектующих;
  • Приостановка деятельности автозаводов при перепроизводстве машин;
  • Форс-мажор - физическое вмешательство: пожар, стихийные бедствия и другое;
  • Судебные процессы, которые могут коснуться автозаводы. В случае неблагоприятных для них итогов разбирательств данные обстоятельства могут оказать существенное влияние на их финансово-экономическое положение;
  • Отсутствием возможности продлить действие лицензии на осуществление того, или иного вида деятельности.

    Снова возвращаясь к анализу автомобильного рынка, то можно сказать, что ситуация на российском автомобильном рынке  в сентябре улучшилась, - впервые  с начала кризиса. По отношению к  августу рост рынка составил 5,2%, однако, по итогам девяти месяцев продолжается падение продаж, - оно составило 53%. В целях снижения негативного влияния кризисных явлений на деятельность автозаводов и активизации сбыта продукции, проводится ряд антикризисных мероприятий, при реализации которых особое внимание уделяется сбытовой политике, корректировке маркетинговой стратегии компаний, направленных, в первую очередь, на усиление взаимодействия с поставщиками комплектующих деталей и конечными потребителями машин.

      

    Конкурентами  среди основных зарубежных производителей, как и в предыдущие периоды, являются совместные предприятия, работающие на внутреннем российском рынке в ценовых сегментах, близких к ценовому диапазону автомобилей ВАЗ: Daewoo, Chery, BYD, Great Wall, Lifan, Geely, Chevrolet, FAW, Ford, Fiat, Hyundai, ZAZ, Vortex, Kia, Peugeot, RENAULT, Skoda. 

 

    1. Обоснование выбора основного  параметра исследования.
 

    В данной работе в качестве объекта  исследования будет выступать  объем продаж легковых автомобилей на территории Российской Федерации. Данный фактор был выбран, так как он в наибольшей степени способен показать реальную ситуацию на автомобильном рынке страны и включает в себя как продажу отечественных, так и иностранных автомобилей на территории страны. К тому же, этот показатель в наибольшей степени отражает спрос на продукцию данной отрасли в нашей стране, поскольку именно продажи товара должны отражать покупательский спрос. 

     

    Как видно из представленного выше графика, падение продаж легковых автомобилей произошло в конце 2008 года с началом финансового кризиса в России. Особенно критических значений объем продаж достиг в январе (18 206 штук) и августе 2009 года (19 354 штуки). Максимальные же значения были достигнуты накануне кризиса, когда рынок развивался достаточно стабильно – в октябре 2008 года в стране было продано 140 375 автомобилей. 

     Для выбора факторов, способных повлиять на результатирующий фактор (в нашем  случае на объем продаж легковых автомобилей в России), прежде всего, необходимо руководствоваться теоретическими представлениями о взаимосвязи факторов. Но теоретический анализ часто не позволяет однозначно ответить на вопрос о количественной взаимосвязи рассматриваемых показателей и целесообразности включения их в модель. В модель обычно включают лишь главные, наиболее существенные факторы, оказывающие решающее воздействие на изучаемый процесс, что является вообще одним из основных принципов моделирования.

     Отбор факторов распадается на 2 этапа:

  1. исходя из сущности проблемы, подбираются факторы в качестве объясняющих переменных;
  2. для отбора факторов используются методы многомерного статистического анализа.
 

    Для начала, определим круг факторов, которые  с экономической точки зрения способны повлиять на объем продаж легковых автомобилей. В результате анализа, нами были выбраны следующие факторы (в таблице представлены сводные годовые данные): 

годы X1 - средние цены на  новый отечественный  легковой автомобиль, тыс. руб. X2 - средние цены на  новый импортный  легковой автомобиль, в тыс. руб. X3 - объем импорта  легковых автомобилей,  тыс. шт. X4 - объем экспорта легковых автомобилей, тыс. шт. X5- курс доллара
2005 179,573 544,15765 37,068 6,901 28,0845
2006 179,427 540,74279 45,009 9,741 27,7738
2007 179,15225 537,14547 57,67 10,821 27,8256
2008 178,83014 539,88715 65,592 11,386 27,794
2009 179,0184 542,92916 63,103 10,975 28,0919
 

    Средние цены на новый отечественный легковой автомобиль способны увеличить или  снизить спрос, а тем самым  и объем продаж легковых автомобилей в стране. Так же эти цены берутся в сравнении со средними ценами на новый импортный легковой автомобиль, поскольку в этом случае импортный автомобиль выступает в качестве конкурента отечественной продукции, значит, цена на него так же оказывает влияние на объем продаж автомобилей. Курс доллара показывает отношение цен на отечественную и импортную продукцию, и соответственно конкурентное преимущество одной из них. И наконец, объем импорта и экспорта легковых автомобилей напрямую оказывает влияние на объем продаж легковых автомобилей на территории Российской Федерации.

Информация о работе Прогнозирование тенденций развития рынка легковых автомобилей