Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:03, дипломная работа
Целью данной работы является исследование учёта и анализа материально-производственных запасов в ОАО «Костромской судостроительно-судоремонтный завод». Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание и структуру материальных запасов;
2. Классифицировать МПЗ;
3. Рассмотреть документальное оформление операций по движению МПЗ;
4. Изучить экономическую характеристику исследуемого предприятия;
5. Рассмотреть организационную структуру предприятия;
6. Исследовать организацию бухгалтерского учета МПЗ в ОАО «КССРЗ»;
7. Провести анализ использования материальных ресурсов.
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты учета и анализа материально – производственных запасов.
1.1 Теоретические основы учета МПЗ
1.2 Теоретические основы анализа МПЗ
ГЛАВА 2. Организационно – правовая и экономическая характеристика ОАО «Костромской судостроительно – судоремонтный завод»
2.1 Краткая экономическая характеристика ОАО «КССРЗ»
2.2 Организационная структура и управление предприятием
2.3 Экономические показатели деятельности ОАО «КССРЗ»
ГЛАВА 3. Организация бухгалтерского учета МПЗ в ОАО «Костромской судостроительно-судоремонтный завод»
3.1 Роль и задачи учета МПЗ
3.2 Первичный и сводный учет МПЗ
3.3 Методы и оценка учета МПЗ
3.4 Синтетический и аналитический учет МПЗ
ГЛАВА 4. Анализ использования материально-производственных запасов в ОАО «КССРЗ»
4.1 Анализ структуры и обеспеченности предприятия материальными ресурсами
4.2 Анализ оборачиваемости и эффективности использования материальных ресурсов
Заключение
Библиографический список
История Открытого Акционерного Общества «Костромской судостроительно-судоремонтный завод» (КССРЗ) начинается с 1930 года, когда была основана «Судоверфь им. Комсомольской правды». Верфь располагается в районе слияния рек Костромы и Волги. Удачное местоположение предприятия – естественно сформированный природный затон – обеспечивал и продолжает обеспечивать прекрасную возможность отстоя речных судов и судов смешанного плавания, а также производства ремонтных работ. Выход в акваторию реки Волги предоставляет удобное транспортное сообщение с большинством регионов Центра и Юга России, а также стран Каспийского бассейна. Завод также имеет удобный выход на основные автомобильные магистрали Костромской области: Ярославль – Москва; Череповец – Санкт-Петербург; Иваново – Рязань – Тула и пр.
Стройка «Судоверфи» началась в сентябре 1930 года. В 1931 году началась закладка первых стоечных несамоходных судов – дебаркадеров, барж разных типов и назначений грузоподъемностью от 100 т. до 2 800 тонн. В 1937г. «Судоверфь» начала заниматься судоремонтом в больших масштабах. Ремонтировались несамоходные баржи, дебаркадеры, катера. В 70 – 80-е годы освоили производство судов из стали, таких судов, как судоподъемные понтоны, саморазгружающиеся шаланды, баржи-площадки, площадки для подводно-технических работ. К 1980 году – построено более 1000 железобетонных судов, служащих различным отраслям народного хозяйства. Наряду с выпуском барж, дебаркадеров, брандвахт был освоен выпуск плавбаз для обслуживания пассажирского флота, плавмастерских для ремонта судов на подводных крыльях. В 1985 году верфь представляла собой многопрофильное предприятие с развитыми мощностями по железобетонному судостроению.
90-е годы ознаменовались спадом производства. В это время после приватизации все судостроительные предприятия были преобразованы в акционерные общества, и контрольный пакет акций был передан рабочим коллективам. В связи с этим прекратились государственные вливания в отрасль, возложив всю ответственность за будущее верфей на частный капитал. Специфика судостроительной промышленности состоит в необходимости очень больших, особенно начальных, капиталовложений. У частных инвесторов таких денег нет, а если и есть, то из-за низкой скорости оборота капитала в судостроительной отрасли, они отдают предпочтение вкладывать деньги в другие виды производства.
Все это сделало судостроительную промышленность непривлекательной для инвесторов, особенно среднего и малого бизнеса. Вдобавок, разразившийся кризис кооперирования в России, в связи с распадом СССР, разорвал устоявшиеся годами кооперативные связи. Сегодня предприятия поставщики продукции для судостроения требуют за нее 100% предоплату, в результате, судостроителям приходится отдавать прибыль от еще не построенного корабля. Следствием рассмотренных проблем явилось критическое сокращение выпуска судов, замораживание средств на предприятиях, оставшихся без средств, массовое увольнение рабочих.
До 2001 года производство основных видов продукции было остановлено вследствие тяжелого финансового положения предприятия. С приходом нового собственника в 2001г. началась реконструкция существующих зданий и сооружений, модернизация и закупка технологического оборудования, загрузка ранее простаивающих производственных мощностей. В сентябре этого же года «Костромская судоверфь» преобразована в ОАО «Костромской судостроительно-судоремонтный завод». Были привлечены необходимые инвестиции, изменена номенклатура выпускаемой продукции в соответствии с требованиями рынка, реорганизована система управления. На сегодняшний день ведется строительство барж площадок, бункерных и нефтеналивных барж грузоподъемностью от 1000 до 5000 тонн.
Уверенность в успехе обеспечивается правильно выбранной стратегией, которую проводит в жизнь руководство ОАО. Ориентация на потребителя, готовность и способность удовлетворять его запросы – вот главные движущие мотивы этой стратегии.
Миссия завода состоит в развитии предприятия, усовершенствовании производственных мощностей, а также предоставлении потребителям качественной и надежной продукции, соответствующей требованиям заказчика, и в результате этого получении прибыли от данной деятельности.
Основной вид деятельности завода – судостроение и судоремонт.[18] К выпускаемой продукции относится: нефтеналивная баржа проекта 2731 и его модификации, предназначена для перевозки методом толкания или буксировки – нефтепродуктов, нефтеналивная баржа проекта 4993 класс «+Р», нефтеналивная баржа проекта 4993М класс «+Р», баржа-площадка проекта 81218 класс «Р», баржа с тентовой надстройкой проекта 81218 класс «Р», предназначена для перевозки зерна, генеральных и пакетированных грузов, контейнеров, автотранспортной и гусеничной техники, бункерная баржа проекта Р85 А класс «О (лед)» . В качестве основного материала для изготовления корпуса барж используется стать РСВ, РСД по ГОСТ 5521-93. Технология производства в основном соответствует технологии типового машиностроительного производства. Сборка судов производится на стапеле с последующим испытанием по утвержденной программе. На сегодняшний день ведется строительство несамоходных барж площадок, бункерных и нефтеналивных барж грузоподъемностью от 1000 до 4800 тонн. Помимо основного вида деятельности предприятие занимается разовыми заказами, изготовлением различных металлоконструкций.
Технологии, применяемые на предприятии и материалы, используемые в производстве, позволяют заводу разрабатывать и строить новые суда высокого качества. Все это – результат совместного сотрудничества завода с крупнейшими научно-производственными центрами: «Инженерный Центр Судостроения» г. Санкт-Петербург, АЦКБ г. Астрахань, «Институт сварки и сплавов» г. Санкт-Петербург, Институт «Прометей» г. Нижний Новгород. Для увеличения выпуска новых видов продукции ведется активное развитие производственных мощностей предприятия. В рамках этой работы ведется сотрудничество с ВГУП ЦНИТС «Союзпроектверфь».
Все хозяйственные средства предприятия классифицируются по 2 признакам: по составу и по источникам их образования. В классификации хозяйственных средств по составу можно выделить две группы: основные средства и оборотные средства. К основным средствам относятся здания, сооружения, транспортные средства, хозяйственные средства дороже 10 тыс. руб. и сроком службы более 1 года. Оборотные средства – это сырье и материалы, инвентарь дешевле 10 тыс. руб. и сроком службы менее 1 года, денежные средства в кассе предприятия, на расчетном счете в банке, расчеты с подотчетными лицами, расчеты с дебиторами. По источникам образования активы делятся на собственные средства (уставный капитал, различные резервные фонды) и заемные средства (ссуды банка, задолженность поставщикам за товары, задолженность работникам по заработной плате, прочим кредиторам).
По кооперации ОАО «КССРЗ» получает все виды литья, крупные и средние поковки, прокат листовой и профильный, сменно-запасные части для двигателей и судовых механизмов, топливную аппаратуру ДВС, стандартную мебель, иллюминаторы, фланцы, арматуру, фитинги, крепежи, гребные цепи и другие изделия от предприятий промышленности. Кроме того, передаются на капитальный и средний ремонт главные и вспомогательные двигатели, электродвигатели, генераторы, контрольно-измерительные приборы, навигационное оборудование, бытовая техника.
Основные материалы, используемые в производстве: корпусная сталь, пиломатериалы, фанера, покрасочные материалы, трубы, кровельная сталь и жесть, кабель и провод, литье стальное, литье чугунное, литье цветное, поковки, сортовая сталь.
Основные поставщики материалов и комплектующих[19] сформировались из давнего опыта работы по данным группам сырья и материалов, т.е. это не предполагаемые, а уже действующие поставщики и работа с некоторыми из них ведется от 1 до 20 лет. Все выше указанные поставщики удовлетворяют нужды завода по совокупности следующих показателей: наиболее низкие цены; качество, удовлетворяющее техническим требованиям; четкость выполнения плановых заказов; оперативность выполнения внеплановых работ; предоставление определенных льгот (например, оплата в рассрочку, снижение цены на крупные партии); возможность расчета на взаимозачетной основе; относительно близкое месторасположение от Костромской области.
Что касается сбытовой деятельности, то она проводится как в пределах России, так и выходит за границы страны. В 2003г. представители компании ездили на Международную выставку в Посейдонии (Греция), где коммерческая служба проводила переговоры о сотрудничестве с иностранными заказчиками. После выставки, в этом же году, предприятием был получен заказ от итальянской фирмы РIЕТRО ВАRВАRО на производство двух барж проекта 2731, строительные номера которых 1704, 1705. Баржи были построены с учетом всех международных требований строительства. Основными заказчиками завода являются такие фирмы как ООО «БЭСТ», ЗАО «УФСК Мост», итальянской фирма РIЕТRО ВАRВАRО, р.А, ООО «Судоходная компания «Дельта» и ООО «Транспетрочарт».
Таким образом, ОАО «Костромской судостроительно-судоремонтный завод» имеет насыщенную историю развития, начинающуюся с 1930 года. За период своего существования завод пережил как период подъемов, так и спадов. В настоящее время ОАО «КССРЗ» стремиться поднять производство крупногабаритного судна в тех масштабах, что и в период расцвета, одновременно занимаясь судоремонтом и производством различных металлоконструкций.
2.2 Организационная структура и управление предприятием.
Структура – это совокупность составляющих систему элементов и устойчивых связей между ними. Структура предприятия – это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект. Факторами, определяющими структуру предприятия, являются: характер продукции и технологии ее изготовления, масштаб производства, степень специализации предприятия и кооперирования его с другими заводами, а также степень специализации производства внутри предприятия.[20]
Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной структурой управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей.
Для ОАО «КССРЗ» характерна линейная структура управления. Она основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель – генеральный директор. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых. Преимуществами такой структуры можно назвать: простое построение; однозначное ограничение задач, компетенции, ответственности; жесткое руководство органами управления; оперативность и точность управленческих решений. Недостатками данной структуры являются: затруднительные связи между инстанциями; концентрация власти в высшем управлении; сильная загрузка средних уровней управления.
В состав линейных руководителей входят: генеральный директор, первый заместитель генерального директора главный инженер, заместитель по общим вопросам, заместитель по производству, заместитель по финансам – главный бухгалтер, заместитель по экономической безопасности, начальники цехов.
К административному аппарату относятся: бухгалтерия, планово-экономический отдел, отдел организации и оплаты труда, секретарь, отдел управления персоналом, отдел контроля качества, отдел маркетинга, юридический отдел, программист.
Обслуживающий персонал составляют: энерго-механический отдел, электрический участок, ремонтно-механический отдел, котельная, транспортный участок, инженер по ОТ и ПБ, технический отдел, группа строителей судов, производственно-диспетчерский отдел, коммерческий отдел, центральный склад, здравпункт, столовая.
Основное производство: монтажно-механический цех, корпусно-сварочный цех, достроечный участок, стапельный цех.
Производственная структура предприятия представляет собой форму организации производственного процесса и находит свое выражение в размерах предприятия, в количестве и составе цехов и служб, созданных на предприятии, их планировке, а также в составе, количестве и планировке производственных участков и рабочих мест внутри цехов, создаваемых в соответствии с расчленением процесса производства на крупные звенья, частичные производственные процессы и производственные операции.
Производственная структура характеризует разделение труда между подразделениями предприятия и их кооперацию. Она оказывает существенное влияние на технико-экономические показатели производства, на структуру управления предприятием, организацию оперативного и бухгалтерского учета.
Производственная структура предприятия динамична. По мере совершенствования техники и технологии производства, управления, организации производства и труда совершенствуется и производственная структура. Совершенствование производственной структуры создает условия для интенсификации производства, эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, повышения качества продукции.
Главными элементами производственной структуры предприятия являются рабочие места, участки и цеха. Основой производства ОАО «КССРЗ» являются: монтажно-механический цех, корпусно-сварочный цех, достроечный и стапельный участки. Рабочим местом называется неделимое в организационном отношении звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной производственной или обслуживающей операции, оснащенное соответствующим оборудованием и организационно-техническими средствами. Участок – производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определенным признакам, осуществляющее часть общего производственного процесса по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства. На производственном участке, помимо основных и вспомогательных рабочих, имеется руководитель – мастер участка. Участки, связанные между собой постоянными технологическими связями, объединяются в цеха (например, КСЦ, заготовительный, сборочный, сварочный). Цех – наиболее сложная система, входящая в производственную структуру, в которую входят в качестве подсистем производственные участки и ряд функциональных органов. В цехе возникают сложные взаимосвязи: он характеризуется достаточно сложной структурой и организацией с развитыми внутренними и внешними связями.