Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:40, курсовая работа
Цель работы – определить роль импорта в развитии экономики России.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
рассмотреть значение импорта для экономики России;
изучить современную ситуацию по замещению импорта России;
выявить проблемы импортной зависимости России;
определить пути повышения конкурентоспособности отечественных товаров.
Введение………………………………………………...…………………………………...………3
Глава 1.Роль импорта в развитии экономики России
1.1. Значение импорта для экономики России……………………..………………………...……4
1.2.Современная ситуация по замещению импорта России………………………………….......8
Глава 2.Тенденции и проблемы развития импорта России
2.1.Проблемы импортной зависимости России………………………...………………………..12
2.2. Пути повышения конкурентоспособности отечественных товаров………………….....…16
Заключение……………………...………………………………………………………...………..25
Список использованной литературы…………………………...……………………...…………27
Тема «Пути повышения
конкурентоспособности отечественных
товаров, как необходимое условие решения
проблем импортной зависимости России»
Содержание
Введение………………………………………………...…
Глава 1.Роль импорта в развитии экономики России
1.1. Значение импорта
для экономики России……………………..………………………...……
1.2.Современная ситуация по замещению импорта России………………………………….......8
Глава 2.Тенденции и проблемы развития импорта России
2.1.Проблемы импортной
зависимости России………………………...………………………..
2.2. Пути повышения конкурентоспособности отечественных товаров………………….....…16
Заключение……………………...………………………
Список использованной
литературы…………………………...…………………
Введение
Вследствие либеральной политики регулирования импорта и неэффективного использования мер по защите потребительского рынка России произошло стремительное завоевание рынка импортными товарами и вытеснение российских производителей на рынках готовых изделий в легкой, пищевой промышленности, машиностроении.
Импорт в значительной мере способствовал ликвидации остроты «советского» дефицита инвестиционных и потребительских товаров на внутреннем рынке. С другой стороны, сохраняющаяся примитивная структура экспорта, в котором свыше 70% приходится на сырье, топливо и продукцию первичного передела, ставит экономику страны в опасную зависимость от чрезвычайно неустойчивой конъюнктуры мирового рынка.
Структура
импорта также отличается подобным
примитивизмом - в возе преобладают
товары потребительского назначения и
промышленные химикаты - их доля в отечественном
импорте превышает 75%. По отдельным
группам товаров доля импортной
продукции доходит до 80-100% от объемов
их внутреннего потребления
Для
эффективной интеграции в систему
мирохозяйственных связей на основе
улучшения структуры и
Цель работы – определить роль импорта в развитии экономики России.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
Предмет исследования – импорт и импортозамещающие товары.
Структура
работы состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной
литературы.
Глава 1. Роль импорта в развитии экономики России
1.1.
Значение импорта для
экономики России
На фоне пореформенной слабости российской экономики импорт долгое время оставался фактически единственным наличным ресурсом в закрытии узких мест в отечественном потреблении, как производственном, так и личном. На торговле импортной продукцией на внутреннем рынке во многом базировалась в стране и первоначальное, естественное и органическое, накопление капитала. На рубеже XXIв. с началом экономического возрождения России спрос на импортную продукцию лишь возрос для целей ее технической модернизации и в связи с ростом потребительского спроса, за которым не успевало отечественное производство, благо средства для этого в достатке давал резко возросший углеводородный экспорт.
Импорт России в январе 2011 года составил 14,2 млрд.долларов и по сравнению с январем 2010 года увеличился на 47,3%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 11,8 млрд.долларов США (рост на 45,6%), из стран СНГ – 2,5 млрд.долларов США (рост на 56,1%).
Увеличение стоимостного объема российского импорта в январе 2011 года по сравнению с январем 2010 года было обусловлено ростом физических объемов импортных поставок, тогда как средние цены остались практически на уровне прошлого года. Индекс физического объема импорта составил к январю 2010 года 135,6%, а индекс средних цен – 101,4%.
В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в январе 2011 года приходилось 45,2% (в январе 2010 года – 41,2%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с январем 2010 года увеличился на 59,8%, в том числе: механического оборудования – на 56,0%, электрооборудования – на 36,0%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – в 2,4 раза, инструментов и аппаратов оптических – на 26,0%. Физический объем ввоза легковых автомобилей возрос в 2,7 раза, грузовых – в 3,3 раза.
Доля
импорта продовольственных
Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта по сравнению с январем 2010 года составил 15,1% (в январе 2010 года – 18,9%). Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности возрос на 16,5%. Физические объемы поставок продуктов органических химических соединений возрос на 55,2%, мыла и моющих средств – на 5,6%, пластмассы и изделий из нее – на 38,6%, каучуковых и резиновых изделий – на 32,2%. Вместе с тем физические объемы поставок продуктов неорганической химии снизились на 1,9%, лаков и красок – на 5,5%.
Доля импорта текстильных изделий и обуви в январе 2011 года составила 7,1% (в январе 2010 года – 6,9%). Стоимостной объем импорта этих изделий возрос по сравнению с январем 2010 года на 50,7%. Физические объемы закупок хлопчатобумажных тканей возросли на 22,0%, обуви с верхом из натуральной кожи – на 51,7%.[22, c. 28]
Удельный вес импорта металлов и изделий из них в январе 2011 года составил 6,4% (в январе 2010 года – 5,6%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с январем 2010 года возрос на 66,7%, а физический – на 92,0%. Физические объемы закупок черных металлов и изделий их них увеличились в 2,1 раза, в том числе: проката плоского из железа и нелегированной стали – на 22,2 %, труб – в 5,8 раза.
В товарной структуре импорта из стран СНГ в январе 2011 года1 доля машин и оборудования составила 30,1% (в январе 2010 года – 21,3%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с январем 2010 года возрос на 62,0%. Стоимостные объемы ввоза механического оборудования возросли на 5,3%, железнодорожного оборудования – в 3,2 раза, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – в 2,9 раза. Физический объем ввоза легковых автомобилей увеличился в 3,3 раза.
Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в январе 2011 года составил 23,9% (в январе 2010 года – 19,7%), продовольственных товаров и сырья для их производства – 14,4% (13,2%), топливно-энергетических товаров – 9,9% (17,3%), продукции химической промышленности – 9,7% (9,7%), текстильных изделий и обуви – 4,3% (4,4%).[21]
Рост
стоимостных объемов импорта
из стран СНГ по сравнению с
январем 2010 года наблюдался по всем укрупненным
позициям товарной номенклатуры, исключение
составили топливно-
Важно отметить и то, что все это время импорт осуществлялся на благоприятных коммерческих условиях (заметно подорожав лишь в 2007 г.) и в целом он на 90% увеличивался благодаря росту физических объемов ввоза, а не цен, что контрастировало с внутренней инфляцией в стране и сдерживало ее, по крайней мере, в оптовом звене. Не оказывал негативного влияния этот ввоз и на платежный баланс страны, попутно давая свыше 40% таможенных доходов бюджета.
Тем не менее, рост импорта вызывает в государственных структурах, в обществе и в части деловых кругов неоднозначные оценки. В условиях открытой рыночной экономики рост импорта, во-первых, закономерен при повышательной конъюнктуре развития любой страны и ускорении ее экономического роста.
Во-вторых, с точки зрения, как теории, так и практики международной торговли, импорт должен расти и расширяться по номенклатуре по мере вовлечения страны в международное разделение труда и ее специализации. Практически все развитые страны выносят со своей территории экологически опасные и загрязняющие, а также трудоемкие и ресурсоемкие производства, предпочитая импорт их продукции, и на тот же путь постепенно вступает Россия.
Конечно, по своим размерам и переживаемому моменту наша страна имеет свою очевидную специфику. Для нас, в-третьих, импорт закрывает те сегменты производственного и потребительского спроса, которые пока не только конкурентно, но и просто физически не могут заполнить отечественные производители, как это было после дефолта 1998 г. и продолжается и сейчас. Например, по отношению даже к продовольственно-дефицитным 1986-1990 годам забой скота и птицы в России ныне составляет лишь 53% и 85%, надои молока - 57%, производство яиц - 79%, шерсти - 22%. Из всех видов продовольствия этот уровень превышен только по меду, а по маслу и молоку страна вообще откатилась к показателям 1960 г. Конкретно, в 2006 г. отечественный агробизнес покрывал лишь 33% потребностей страны в говядине (1960 г. - 43%), 32% в свинине (34%), 3% в баранине (4%) и 30% в мясе птицы (18%).[12, c.35]
Аналогично,
в машиностроении, где при нынешнем
росте инвестиций в основной капитал
предприятий материально-
Рост доли импорта во внутреннем потреблении отмечается практически во всех модернизирующихся отраслях, и, таким образом, он выступает в современной отечественной экономике как ее важный компенсирующий материально-технический ресурс и средство балансирования растущего внутреннего спроса и все еще недостаточного предложения.
Согласно таможенной статистике, расширение импорта в последние годы отмечается по большинству укрупненных товарных позиций, в т.ч. машинам, оборудованию, транспортным средствам, текстилю, обуви, продовольствию, химикатам, бытовой электронике и т.д., а по многим видам оборудования он даже сознательно поощряется, в интересах модернизации производственных фондов, снижением или даже временной отменой импортных таможенных пошлин.
В
целом импортная продукция
Специфическим направлением импорта в последние годы, в-четвертых, стал массовый ввоз узлов, частей и агрегатов для доукомплектации отечественной, в т.ч. экспортной, продукции, и сейчас, в порядке технологической кооперации, их используют до 40% предприятий страны. В частности, половина велосипедов в стране собирается из китайских частей (хотя на них и ставится клеймо "Сделано в России"). Функционирует целая индустрия "промышленной сборки" из импортных деталей автомашин зарубежных марок с выпуском около 1 млн шт. в год. Новинка российского авиапрома "Суперджет-100" на 80% состоит из импортных компонентов, и даже в ОПК к настоящему времени утеряны технологии производства 36% видов материалов, из-за чего в отечественных образцах вооружений и военной техники иностранная элементная база составляет до 65%, а перспективные разработки обеспечены российскими компонентами и деталями лишь на 40-50%.[6, c.45]