Пути повышения конкурентоспособности отечественных товаров, как необходимое условие решения проблем импортной зависимости России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание

Цель работы – определить роль импорта в развитии экономики России.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
рассмотреть значение импорта для экономики России;
изучить современную ситуацию по замещению импорта России;
выявить проблемы импортной зависимости России;
определить пути повышения конкурентоспособности отечественных товаров.

Содержание

Введение………………………………………………...…………………………………...………3

Глава 1.Роль импорта в развитии экономики России

1.1. Значение импорта для экономики России……………………..………………………...……4

1.2.Современная ситуация по замещению импорта России………………………………….......8

Глава 2.Тенденции и проблемы развития импорта России

2.1.Проблемы импортной зависимости России………………………...………………………..12

2.2. Пути повышения конкурентоспособности отечественных товаров………………….....…16

Заключение……………………...………………………………………………………...………..25

Список использованной литературы…………………………...……………………...…………27

Работа состоит из  1 файл

импорт.docx

— 70.94 Кб (Скачать документ)

Тема «Пути повышения конкурентоспособности отечественных товаров, как необходимое условие решения проблем импортной зависимости России» 

Содержание 

Введение………………………………………………...…………………………………...………3

Глава 1.Роль импорта в развитии экономики России

1.1. Значение импорта для экономики России……………………..………………………...……4

1.2.Современная  ситуация по замещению импорта России………………………………….......8

Глава 2.Тенденции и проблемы развития импорта России

2.1.Проблемы импортной зависимости России………………………...………………………..12

2.2. Пути повышения  конкурентоспособности отечественных товаров………………….....…16

Заключение……………………...………………………………………………………...………..25

Список использованной литературы…………………………...……………………...…………27

 

     Введение 

     Вследствие  либеральной политики регулирования  импорта и неэффективного использования  мер по защите потребительского рынка  России произошло стремительное  завоевание рынка импортными товарами и вытеснение российских производителей на рынках готовых изделий в легкой, пищевой промышленности, машиностроении.

     Импорт  в значительной мере способствовал ликвидации остроты «советского» дефицита инвестиционных и потребительских товаров на внутреннем рынке. С другой стороны, сохраняющаяся примитивная структура экспорта, в котором свыше 70% приходится на сырье, топливо и продукцию первичного передела, ставит экономику страны в опасную зависимость от чрезвычайно неустойчивой конъюнктуры мирового рынка.

     Структура импорта также отличается подобным примитивизмом - в возе преобладают  товары потребительского назначения и  промышленные химикаты - их доля в отечественном  импорте превышает 75%. По отдельным  группам товаров доля импортной  продукции доходит до 80-100% от объемов  их внутреннего потребления населением при среднем значении этого показателя для всего импорта в розничном  товарообороте на уровне свыше 40% даже в «успешные» последние 5 лет. По продовольственным товарам зависимость от импорта - на 35% - превышает международно признанный предельный порог в 20%, который диктуется необходимостью обеспечения национальной безопасности страны.

     Для эффективной интеграции в систему  мирохозяйственных связей на основе улучшения структуры и пропорций  внешнеэкономического обмена актуальным является организация импортозамещающих  производств, основанных на структурных  преобразованиях отечественного производства, повышении конкурентоспособности  продукции, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Все вышесказанное подчеркивает актуальность темы курсовой работы.

     Цель  работы – определить роль импорта  в развитии экономики России.

     Для решения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

  • рассмотреть значение импорта для экономики России;
  • изучить современную ситуацию по замещению импорта России;
  • выявить проблемы импортной зависимости России;
  • определить пути повышения конкурентоспособности отечественных товаров.

     Предмет исследования – импорт и импортозамещающие  товары.

     Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 

Глава 1. Роль импорта в развитии экономики России

1.1. Значение импорта для экономики России 

     На  фоне пореформенной слабости российской экономики импорт долгое время оставался  фактически единственным наличным ресурсом в закрытии узких мест в отечественном  потреблении, как производственном, так и личном. На торговле импортной  продукцией на внутреннем рынке во многом базировалась в стране и первоначальное, естественное и органическое, накопление капитала. На рубеже XXIв. с началом экономического возрождения России спрос на импортную продукцию лишь возрос для целей ее технической модернизации и в связи с ростом потребительского спроса, за которым не успевало отечественное производство, благо средства для этого в достатке давал резко возросший углеводородный экспорт.

     Импорт  России в январе 2011 года составил 14,2 млрд.долларов и по сравнению с январем 2010 года увеличился на 47,3%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 11,8 млрд.долларов США (рост на 45,6%), из стран СНГ – 2,5 млрд.долларов США (рост на 56,1%).

     Увеличение  стоимостного объема российского импорта в январе 2011 года по сравнению с январем 2010 года было обусловлено ростом физических объемов импортных поставок, тогда как средние цены остались практически на уровне прошлого года. Индекс физического объема импорта составил к январю 2010 года 135,6%,  а индекс средних цен – 101,4%.

     В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в январе 2011 года приходилось 45,2% (в январе 2010 года – 41,2%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с январем 2010 года увеличился на 59,8%, в том числе: механического оборудования – на 56,0%, электрооборудования – на 36,0%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – в 2,4 раза, инструментов и аппаратов оптических – на 26,0%. Физический объем ввоза легковых автомобилей возрос в 2,7 раза, грузовых – в 3,3 раза.

     Доля  импорта продовольственных товаров  и сырья для их производства составила 17,9% (в январе 2010 года – 18,7%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с январем 2010 года возросли на 31,4%, в том числе: свежемороженого мяса – на 44,6%, сливочного масла – на 76,3%, сыров и творога – на 14,7%, цитрусовых – на 26,0%, кофе – на 5,7%, чая – на 9,7%, сахара-сырца – на 13,2%. Объемы закупок мяса птицы снизились на 53,0%, рыбы – на 23,8%.[22, c. 12]

     Удельный  вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта  по сравнению с январем 2010 года составил 15,1% (в январе 2010 года – 18,9%). Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности возрос на 16,5%. Физические объемы поставок продуктов органических химических соединений возрос на 55,2%, мыла и моющих средств – на 5,6%, пластмассы и изделий из нее – на 38,6%, каучуковых и резиновых изделий – на 32,2%. Вместе с тем физические объемы поставок продуктов неорганической химии снизились на 1,9%, лаков и красок – на 5,5%.

     Доля  импорта текстильных изделий  и обуви в январе 2011 года составила 7,1% (в январе 2010 года – 6,9%). Стоимостной объем импорта этих изделий возрос по сравнению с январем 2010 года на 50,7%. Физические объемы закупок хлопчатобумажных тканей возросли на 22,0%, обуви с верхом из натуральной кожи – на 51,7%.[22, c. 28]

     Удельный  вес импорта металлов и изделий  из них в январе 2011 года составил 6,4% (в январе 2010 года – 5,6%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с январем 2010 года возрос на 66,7%, а физический – на 92,0%. Физические объемы закупок черных металлов и изделий их них увеличились в 2,1 раза, в том числе: проката плоского из железа и нелегированной стали – на 22,2 %, труб – в 5,8 раза.

     В товарной структуре импорта из стран СНГ в январе 2011 года1 доля машин и оборудования составила 30,1% (в январе 2010 года – 21,3%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с январем 2010 года возрос на 62,0%. Стоимостные объемы ввоза механического оборудования возросли на 5,3%, железнодорожного  оборудования – в 3,2 раза, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – в 2,9 раза. Физический объем ввоза легковых автомобилей увеличился в 3,3 раза.

     Удельный  вес металлов и изделий из них  в товарной структуре импорта  из стран СНГ в январе 2011 года составил 23,9% (в январе 2010 года – 19,7%), продовольственных товаров и  сырья для их производства – 14,4% (13,2%), топливно-энергетических товаров  – 9,9% (17,3%), продукции химической промышленности – 9,7% (9,7%), текстильных изделий и  обуви – 4,3% (4,4%).[21]

     Рост  стоимостных объемов импорта  из стран СНГ по сравнению с  январем 2010 года наблюдался по всем укрупненным  позициям товарной номенклатуры, исключение составили топливно-энергетические товары (снижение на 34,6%). Увеличение стоимостного объема ввоза вызвано в основном ростом импорта (физических объемов) черных металлов и изделий из них –  на 22,0 %, кукурузы – в 14,9 раза, масла  растительного – в 12,4 раза, продуктов  содержащих какао – на 28,2%, нефтепродуктов – в 2,3 раза, удобрений – на 73,8%, пластмассы и изделий из нее –  в 2,2 раза.

     Важно отметить и то, что все это время  импорт осуществлялся на благоприятных  коммерческих условиях (заметно подорожав  лишь в 2007 г.) и в целом он на 90% увеличивался благодаря росту физических объемов ввоза, а не цен, что контрастировало  с внутренней инфляцией в стране и сдерживало ее, по крайней мере, в оптовом звене. Не оказывал негативного влияния этот ввоз и на платежный баланс страны, попутно давая свыше 40% таможенных доходов бюджета.

     Тем не менее, рост импорта вызывает в  государственных структурах, в обществе и в части деловых кругов неоднозначные  оценки. В условиях открытой рыночной экономики рост импорта, во-первых, закономерен при повышательной конъюнктуре развития любой страны и ускорении ее экономического роста.

     Во-вторых, с точки зрения, как теории, так и практики международной торговли, импорт должен расти и расширяться по номенклатуре по мере вовлечения страны в международное разделение труда и ее специализации. Практически все развитые страны выносят со своей территории экологически опасные и загрязняющие, а также трудоемкие и ресурсоемкие производства, предпочитая импорт их продукции, и на тот же путь постепенно вступает Россия.

     Конечно, по своим размерам и переживаемому  моменту наша страна имеет свою очевидную  специфику. Для нас, в-третьих, импорт закрывает те сегменты производственного  и потребительского спроса, которые  пока не только конкурентно, но и просто физически не могут заполнить  отечественные производители, как  это было после дефолта 1998 г. и  продолжается и сейчас. Например, по отношению даже к продовольственно-дефицитным 1986-1990 годам забой скота и птицы в России ныне составляет лишь 53% и 85%, надои молока - 57%, производство яиц - 79%, шерсти - 22%. Из всех видов продовольствия этот уровень превышен только по меду, а по маслу и молоку страна вообще откатилась к показателям 1960 г. Конкретно, в 2006 г. отечественный агробизнес покрывал лишь 33% потребностей страны в говядине (1960 г. - 43%), 32% в свинине (34%), 3% в баранине (4%) и 30% в мясе птицы (18%).[12, c.35]

     Аналогично, в машиностроении, где при нынешнем росте инвестиций в основной капитал  предприятий материально-техническое  наполнение этих капиталовложений было бы невозможно, либо явно нецелесообразно  на старой технической базе и потому соответствующий импорт возрос с 2000 по 2007 гг. более чем в 7 раз. И чем  более инновационным стремилось быть предприятие, тем выше была доля импорта в приобретаемом им оборудовании, вплоть до 70% его общего объема.[4, c. 32]

     Рост  доли импорта во внутреннем потреблении  отмечается практически во всех модернизирующихся отраслях, и, таким образом, он выступает в современной отечественной экономике как ее важный компенсирующий материально-технический ресурс и средство балансирования растущего внутреннего спроса и все еще недостаточного предложения.

     Согласно  таможенной статистике, расширение импорта  в последние годы отмечается по большинству  укрупненных товарных позиций, в  т.ч. машинам, оборудованию, транспортным средствам, текстилю, обуви, продовольствию, химикатам, бытовой электронике  и т.д., а по многим видам оборудования он даже сознательно поощряется, в  интересах модернизации производственных фондов, снижением или даже временной  отменой импортных таможенных пошлин.

     В целом импортная продукция реально  конкурирует лишь с 37% совокупного  объема производства в обрабатывающих отраслях и сельском хозяйстве России, т.е. отечественным производителям здесь монопольно остается более  половины объема внутреннего рынка, и проблема состоит лишь в том, в какой степени они в состоянии его заполнить.[5, c. 31]

     Специфическим направлением импорта в последние  годы, в-четвертых, стал массовый ввоз узлов, частей и агрегатов для  доукомплектации отечественной, в т.ч. экспортной, продукции, и сейчас, в порядке технологической кооперации, их используют до 40% предприятий страны. В частности, половина велосипедов в стране собирается из китайских частей (хотя на них и ставится клеймо "Сделано в России"). Функционирует целая индустрия "промышленной сборки" из импортных деталей автомашин зарубежных марок с выпуском около 1 млн шт. в год. Новинка российского авиапрома "Суперджет-100" на 80% состоит из импортных компонентов, и даже в ОПК к настоящему времени утеряны технологии производства 36% видов материалов, из-за чего в отечественных образцах вооружений и военной техники иностранная элементная база составляет до 65%, а перспективные разработки обеспечены российскими компонентами и деталями лишь на 40-50%.[6, c.45]

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности отечественных товаров, как необходимое условие решения проблем импортной зависимости России