Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:40, курсовая работа
Цель работы – определить роль импорта в развитии экономики России.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
рассмотреть значение импорта для экономики России;
изучить современную ситуацию по замещению импорта России;
выявить проблемы импортной зависимости России;
определить пути повышения конкурентоспособности отечественных товаров.
Введение………………………………………………...…………………………………...………3
Глава 1.Роль импорта в развитии экономики России
1.1. Значение импорта для экономики России……………………..………………………...……4
1.2.Современная ситуация по замещению импорта России………………………………….......8
Глава 2.Тенденции и проблемы развития импорта России
2.1.Проблемы импортной зависимости России………………………...………………………..12
2.2. Пути повышения конкурентоспособности отечественных товаров………………….....…16
Заключение……………………...………………………………………………………...………..25
Список использованной литературы…………………………...……………………...…………27
В-пятых,
отечественные предприятия, особенно
модернизирующиеся, не так уж и бессильны
перед лицом внешней
В-шестых, рыночная экономика имманентно подразумевает конкуренцию, в т.ч. импортную. Для России она важна для того, чтобы прежняя монополия государства не трансформировалась в сеть частных (или государственно-частных) монополий, а сама эта экономика не стала бы, по известному выражению Президента Торгово-промышленной палаты России, бывшего Председателя Правительства страны Е.М. Примакова, "командно-рыночной". Уже сейчас российский потребитель платит не менее 2/3 цены товара не производителям, а посредникам, тогда как импорт проходит через меньший их круг, расширяет ассортимент предложения и внедряет в товаропроводящие сети культуру торговли. Без импорта и связанной с ним конкуренции мы вряд ли имели бы, например, относительно дешевую мобильную связь, аналоги импортных автомобилей, новые формы страхования, достойную косметику, многие виды лекарств и т.д.
Наконец, в-седьмых, с позиций торгового и платежного баланса страны нет оснований беспокоиться об "импортной угрозе" при столь громадных размерах их положительного сальдо и золотовалютных резервах в более чем в 500 млрд долл., способных профинансировать семнадцатимесячный импорт страны при международно-принятых рекомендациях по объемам таких резервов в три-шесть месяцев.
Таким образом, данный поток внешней торговли Росси явно имеет свою диалектику - выступая как угроза для отдельных секторов хозяйства, он при квалифицированном наполнении и управлении может одновременно выступать и как фактор обеспечения экономической безопасности для других секторов и народного хозяйства страны в целом. В более широком плане, попытка самообеспечить страну всеми необходимыми продуктами вела бы к неэффективному использованию общественных ресурсов, так как наряду с отраслями, развитие которых может быть достигнуто с разумными затратами, пришлось бы дотировать заведомо неконкурентоспособные. Сказанное выше, разумеется, отнюдь не умаляет необходимости совершенствования товарной структуры и управления импортом, ибо пока она носит не только инвестиционный, а "проедаемый" характер.
Конечно,
отчасти исправить такое
1.2. Современная ситуация по замещению импорта России
История нашей страны, включая советский период, свидетельствует о том, что ни один ее лидер не смог решить одну из главных задач — обеспечить население страны основными продуктами питания по физиологическим нормам и доступным для большинства населения ценам за счет собственного производства. Хотя возможности для решения этой задачи всегда были поистине огромными. По мнению зарубежных и отечественных экспертов, Россия имеет все возможности стать крупнейшим производителем зерна и других видов продовольствия. В настоящее же время она, как известно, превратилась в крупнейшего импортера продуктов питания.
Естественно,
что растущий импорт наталкивается
на встречную конкуренцию
Первый из них - расстояния от границ до потребителя, удорожающие импорт, особенно при нынешнем росте стоимости перевозок. Импорт убивает внутреннее производство только в тех сегментах, где продукцию можно транспортировать достаточно не дорого.[8, c.52] Эти расстояния должны быть помножены еще и на качество (или вообще наличие) дорожной сети. Из-за ее неразвитости само движение импорта по цепи поставок потребителю удорожает его на 15-25% (в Германии - 9-10%, Великобритании - 8%), в контейнерах перевозится всего 35% импорта против 65% в мире. Плотность автодорог в России в четыре раза ниже, чем в Западной Европе, а потери от их низкой пропускной способности составляют до 3% ВВП или в шесть раз больше, чем в ЕС.
Накладные расходы увеличивает и наше оптовое звено, добавляющее в цену импорта 7-10%, тогда как в Европе и США этот показатель равен 1-3%.(9) Поэтому, захватывая через торговые сети рынки крупных городов, импортеры вынуждены обходить "глубинку", где с ними успешно конкурируют уже не только отечественные корпоративные производители, но и потребительская кооперация, охватывающая ныне 100 тыс. сел и деревень с населением в 35 млн чел., причем поставки через ее сеть продукции местного производства в потенции могут быть увеличены в 2-3 раза.[10,c.48]
Важно,
наконец, и то, что современная
модель потребления, во многом основывающаяся
на импорте, еще не стала доступной
для большинства населения
За
пределами потребительского спроса
при выборе между отечественными
и импортными товарами предприятия
руководствуются еще и такими
сугубо производственными критериями,
как приспособленность
На импортозамещение работают процессы, которые происходят внутри отечественного бизнеса. По мере формирования крупных отечественных игроков конкурентными для импортеров становятся металлургия, строительство, химия и нефтехимия и даже пищевая промышленность, причем все чаще и чаще в силу целевых усилий конкретных российских предприятий. К этому подталкивает и растущий внутренний спрос и, например, в 2010 г. он оценивается в 135 тыс. тракторов (вместо 12 тыс. в 2008 г.), 60 тыс. комбайнов (9 тыс.) и т.д. Как уже указывалось, сюда во все большей мере переключают свое внимание и российские "чемпионы" мировых рынков - металлургия, химия и нефтехимия, лесная промышленность и т.д. [20, c.59]
Как конкретные примеры, удельный вес сахара в импорте сократился на 1/3, импортного мяса птицы в его продажах снизился за последние годы на 4% и составляет 45%. Эти результаты могли бы быть и более впечатляющими, если бы не толстая "прокладка" посредников между потребителем и производителем, которому остается, например, всего 35% конечной цены мяса и 43% - яиц.
Схема разрушения конкурентного потенциала импортозамещающих отраслей под воздействием внутренних и внешних сил носит в России классический характер. Либеральные реформы, в том числе и во внешнеэкономической деятельности, открыли путь хозяйствующим субъектам на внешний рынок. Но там востребованной была и остается продукция только российских сырьевых отраслей и отраслей первичного передела, которые стали основными добытчиками и поставщиками валютных средств в страну. Высокая рентабельность производства и экспорта этих товаров обусловила концентрацию капиталовложений именно в этих сферах производства. Машиностроительный комплекс, аграрный сектор, легкая и пищевая промышленность на ранних этапах реформ в условиях дефицита отраслевой продукции на внутреннем рынке тем не менее не смогли создать и укрепить базу своего развития, так как крупный капитал ушел в добывающую промышленность и производство полуфабрикатов (металлы, лесохимическая продукция) как наиболее прибыльные сферы его вложения с одной стороны. С другой возможность свободного допуска к приобретению иностранной валюты, наличие которой особенно велико в периоды благоприятной для российских экспортеров ситуации на мировых рынках сырья (что мы имеем в последние годы) для совершения импортных закупок и открытие внутреннего рынка обеспечили массовый наплыв в страну зарубежных товаров, с которыми не смогли конкурировать отечественные производители.
Причины того, что импортозамещающие отрасли остались на обочине экономического развития, а защита национальных товаропроизводителей от зарубежных конкурентов остается нерешенной, следующие.
Решая
в первую очередь сиюминутные
задачи пополнения доходной части бюджета,
государство практически
Таким
образом, на перспективу можно ожидать
стабилизации темпов роста импорта
России и соотношения его динамики
с ВВП и уменьшения доли импорта
в приросте конечного и промежуточного
потребления.
Глава 2.Тенденции и проблемы развития импорта в России
2.1.
Проблемы импортной
зависимости России
Не меньшую опасность для России представляет растущая зависимость от импорта по следующим видам продукции: одежды, обуви, лекарств, хозяйственных товаров, мебели, бытовой техники, электроники, строительных материалов, а главное ‐ машин и оборудования. Вопрос о соотношении импорта и отечественного производства машин и оборудования является в настоящее время ключевым для решения задач структурных преобразований в экономике и вывода ее из кризиса. Надежды на удовлетворение потребности в машинах и оборудовании за счет импорта не оправдались ни в одной отрасли. Отрицательные последствия имеет и передача отечественного машиностроения в руки иностранных инвесторов.
Отечественное
машиностроение с начала рыночных реформ
было лишено отраслевых исследовательских
центров. Оно и в настоящее
время не располагает необходимой
базой для разработки современных
моделей техники. В случае освоения
новой конкурентоспособной
Как уже было отмечено, особую тревогу вызывает растущая импортная зависимость по продовольствию. Объясняется это двумя группами причин.
Первая из них ‐ сугубо экономическая: неблагоприятная структура экономики (сдерживающая экспорт и стимулирующая импорт), растущий экспорт энергоресурсов, позволяющий свести проблему к идее «нефть и газ в обмен на продовольствие», неустойчивое развитие сельского хозяйства, консерватизм в управлении отраслью, нежелание или неумение чиновников искать пути ослабления продовольственной зависимости.