Пути повышения конкурентоспособности отечественных товаров, как необходимое условие решения проблем импортной зависимости России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание

Цель работы – определить роль импорта в развитии экономики России.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
рассмотреть значение импорта для экономики России;
изучить современную ситуацию по замещению импорта России;
выявить проблемы импортной зависимости России;
определить пути повышения конкурентоспособности отечественных товаров.

Содержание

Введение………………………………………………...…………………………………...………3

Глава 1.Роль импорта в развитии экономики России

1.1. Значение импорта для экономики России……………………..………………………...……4

1.2.Современная ситуация по замещению импорта России………………………………….......8

Глава 2.Тенденции и проблемы развития импорта России

2.1.Проблемы импортной зависимости России………………………...………………………..12

2.2. Пути повышения конкурентоспособности отечественных товаров………………….....…16

Заключение……………………...………………………………………………………...………..25

Список использованной литературы…………………………...……………………...…………27

Работа состоит из  1 файл

импорт.docx

— 70.94 Кб (Скачать документ)

     В-пятых, отечественные предприятия, особенно модернизирующиеся, не так уж и бессильны  перед лицом внешней конкуренции  и, хотя и неравномерно, позиционируются  на импортозамещении. Наличие конкуренции, прежде всего, с импортом, стимулирует предприятия к более активным реструктуризации и инновационной деятельности.[7, c. 21] Так, в сфере агробизнеса страна уже обеспечивает себя пшеницей и в возрастающей степени - растительными маслами, сахаром, мясом птицы, солодом, биодобавками и отдельными видами молокопродукции. Часть импорта пива, кондитерских изделий, молокопродуктов уже заменена внутренним производством на базе иностранных инвестиций.

     В-шестых, рыночная экономика имманентно подразумевает  конкуренцию, в т.ч. импортную. Для России она важна для того, чтобы прежняя монополия государства не трансформировалась в сеть частных (или государственно-частных) монополий, а сама эта экономика не стала бы, по известному выражению Президента Торгово-промышленной палаты России, бывшего Председателя Правительства страны Е.М. Примакова, "командно-рыночной". Уже сейчас российский потребитель платит не менее 2/3 цены товара не производителям, а посредникам, тогда как импорт проходит через меньший их круг, расширяет ассортимент предложения и внедряет в товаропроводящие сети культуру торговли. Без импорта и связанной с ним конкуренции мы вряд ли имели бы, например, относительно дешевую мобильную связь, аналоги импортных автомобилей, новые формы страхования, достойную косметику, многие виды лекарств и т.д.

     Наконец, в-седьмых, с позиций торгового  и платежного баланса страны нет  оснований беспокоиться об "импортной  угрозе" при столь громадных  размерах их положительного сальдо и  золотовалютных резервах в более  чем в 500 млрд долл., способных профинансировать семнадцатимесячный импорт страны при международно-принятых рекомендациях по объемам таких резервов в три-шесть месяцев.

     Таким образом, данный поток внешней торговли Росси явно имеет свою диалектику - выступая как угроза для отдельных секторов хозяйства, он при квалифицированном наполнении и управлении может одновременно выступать и как фактор обеспечения экономической безопасности для других секторов и народного хозяйства страны в целом. В более широком плане, попытка самообеспечить страну всеми необходимыми продуктами вела бы к неэффективному использованию общественных ресурсов, так как наряду с отраслями, развитие которых может быть достигнуто с разумными затратами, пришлось бы дотировать заведомо неконкурентоспособные. Сказанное выше, разумеется, отнюдь не умаляет необходимости совершенствования товарной структуры и управления импортом, ибо пока она носит не только инвестиционный, а "проедаемый" характер.

     Конечно, отчасти исправить такое положение  можно через разумное регулирование  импорта. Инструментами для этого  являются Таможенный тариф страны, а также механизмы защитных мер  в торговле, квотирование, лицензирование, сертификация и фитосанитарный контроль.  

     1.2. Современная ситуация по замещению импорта России

     История нашей страны, включая советский  период, свидетельствует о том, что  ни один ее лидер не смог решить одну из главных задач — обеспечить население страны основными продуктами питания по физиологическим нормам и доступным для большинства  населения ценам за счет собственного производства. Хотя возможности для решения этой задачи всегда были поистине огромными. По мнению зарубежных и отечественных экспертов, Россия имеет все возможности стать крупнейшим производителем зерна и других видов продовольствия. В настоящее же время она, как известно, превратилась в крупнейшего импортера продуктов питания.

     Естественно, что растущий импорт наталкивается  на встречную конкуренцию отечественной  промышленности там, где она к  этому способна и где действуют  значимые антиимпортные факторы, имеющие в России свою специфику.

     Первый  из них - расстояния от границ до потребителя, удорожающие импорт, особенно при  нынешнем росте стоимости перевозок. Импорт убивает внутреннее производство только в тех сегментах, где продукцию  можно транспортировать достаточно не дорого.[8, c.52] Эти расстояния должны быть помножены еще и на качество (или вообще наличие) дорожной сети. Из-за ее неразвитости само движение импорта по цепи поставок потребителю удорожает его на 15-25% (в Германии - 9-10%, Великобритании - 8%), в контейнерах перевозится всего 35% импорта против 65% в мире. Плотность автодорог в России в четыре раза ниже, чем в Западной Европе, а потери от их низкой пропускной способности составляют до 3% ВВП или в шесть раз больше, чем в ЕС.

     Накладные расходы увеличивает и наше оптовое  звено, добавляющее в цену импорта 7-10%, тогда как в Европе и США  этот показатель равен 1-3%.(9) Поэтому, захватывая через торговые сети рынки крупных  городов, импортеры вынуждены обходить "глубинку", где с ними успешно  конкурируют уже не только отечественные  корпоративные производители, но и  потребительская кооперация, охватывающая ныне 100 тыс. сел и деревень с населением в 35 млн чел., причем поставки через ее сеть продукции местного производства в потенции могут быть увеличены в 2-3 раза.[10,c.48]

     Важно, наконец, и то, что современная  модель потребления, во многом основывающаяся на импорте, еще не стала доступной  для большинства населения страны, не имеющего располагаемых доходов  для приобретения престижных или  даже просто импортных товаров. Так  называемый средний класс, как ее основной носитель, в России еще  не сформировался, зато 21 % населения  находится ниже черты бедности и  еще 25% являются малообеспеченными, т.е. примерно 60% населения не может разнообразить  свое потребление за грань простейшего  продуктового набора. Поэтому, в частности, 37% населения тратят свои деньги только на еду и одежду, тогда как доходами для выбора потребительской корзины, включающей импорт на регулярной основе, обладают, по некоторым оценкам, реально  лишь 10% населения. Еще большие различия, чем в целом по стране, отмечаются здесь между регионами России.

     За  пределами потребительского спроса при выборе между отечественными и импортными товарами предприятия  руководствуются еще и такими сугубо производственными критериями, как приспособленность импортной  техники для работы в условиях России, совместимость приобретаемого оборудования с существующим, нехватка достоверной информации об импортной технике и, наконец, своими уже сформировавшимися предпочтениями.

     На импортозамещение работают процессы, которые происходят внутри отечественного бизнеса. По мере формирования крупных отечественных игроков конкурентными для импортеров становятся металлургия, строительство, химия и нефтехимия и даже пищевая промышленность, причем все чаще и чаще в силу целевых усилий конкретных российских предприятий. К этому подталкивает и растущий внутренний спрос и, например, в 2010 г. он оценивается в 135 тыс. тракторов (вместо 12 тыс. в 2008 г.), 60 тыс. комбайнов (9 тыс.) и т.д. Как уже указывалось, сюда во все большей мере переключают свое внимание и российские "чемпионы" мировых рынков - металлургия, химия и нефтехимия, лесная промышленность и т.д. [20, c.59]

     Как конкретные примеры, удельный вес сахара в импорте сократился на 1/3, импортного мяса птицы в его продажах снизился за последние годы на 4% и составляет 45%. Эти результаты могли бы быть и более впечатляющими, если бы не толстая "прокладка" посредников  между потребителем и производителем, которому остается, например, всего 35% конечной цены мяса и 43% - яиц.

     Схема разрушения конкурентного потенциала импортозамещающих отраслей под  воздействием внутренних и внешних  сил носит в России классический характер. Либеральные реформы, в  том числе и во внешнеэкономической  деятельности, открыли путь хозяйствующим  субъектам на внешний рынок. Но там  востребованной была и остается продукция  только российских сырьевых отраслей и отраслей первичного передела, которые стали основными добытчиками и поставщиками валютных средств в страну. Высокая рентабельность производства и экспорта этих товаров обусловила концентрацию капиталовложений именно в этих сферах производства. Машиностроительный комплекс, аграрный сектор, легкая и пищевая промышленность на ранних этапах реформ в условиях дефицита отраслевой продукции на внутреннем рынке тем не менее не смогли создать и укрепить базу своего развития, так как крупный капитал ушел в добывающую промышленность и производство полуфабрикатов (металлы, лесохимическая продукция) как наиболее прибыльные сферы его вложения с одной стороны. С другой возможность свободного допуска к приобретению иностранной валюты, наличие которой особенно велико в периоды благоприятной для российских экспортеров ситуации на мировых рынках сырья (что мы имеем в последние годы) для совершения импортных закупок и открытие внутреннего рынка обеспечили массовый наплыв в страну зарубежных товаров, с которыми не смогли конкурировать отечественные производители.

     Причины того, что импортозамещающие отрасли  остались на обочине экономического развития, а защита национальных товаропроизводителей от зарубежных конкурентов остается нерешенной, следующие.

  1. Оказалась неэффективной стратегия разработки и применения основного экономического инструмента регулирования импорта ввозных таможенных пошлин. На протяжении всех лет построения рыночной экономики в России импортный тариф из трех возложенных на него функций протекционистской, стимулирующей и фискальной в полном объеме выполнял лишь последнюю.

     Решая в первую очередь сиюминутные  задачи пополнения доходной части бюджета, государство практически самоустранилось  от решения проблем защиты национальных производителей от иностранных конкурентов  посредством тарифной политики. Чаще всего устанавливаемые пошлины  не способствовали расширению импортных  закупок той продукции, в первую очередь инвестиционного назначения, которая является дефицитной внутри страны и крайне необходима для обновления и модернизации производственного  аппарата в импортозамещающих отраслях.

  1. Несмотря на достаточно длительный срок апробации, система контроля за безопасностью и качеством ввозимых в Россию товаров продолжает оставаться неэффективной. Публикуемые Федеральной службой государственной статистики результаты проверок качественных показателей отечественной продукции и ее зарубежных аналогов, поступивших на потребительский рынок страны, показывают, что импортные товары, особенно продовольствие, проигрывают в сортности российским. По этой группе товаров количество забракованной и сниженной в сортности иностранной продукции, поступившей в Россию, остается на высоком уровне 20 - 30%.
  2. Не воздвигнут реальный таможенный барьер на пути контрафактной и контрабандной продукции. Применение серых схем импорта приводит к тому, что 50 70% бытовой техники, одежды и обуви попадает в страну, минуя таможенный контроль.

     Таким образом, на перспективу можно ожидать  стабилизации темпов роста импорта  России и соотношения его динамики с ВВП и уменьшения доли импорта  в приросте конечного и промежуточного потребления. 

Глава 2.Тенденции и проблемы развития импорта в России

2.1. Проблемы импортной зависимости России 

     Не  меньшую опасность для России представляет растущая зависимость  от импорта по следующим видам  продукции: одежды, обуви, лекарств, хозяйственных  товаров, мебели, бытовой техники, электроники, строительных материалов, а главное  машин и оборудования. Вопрос о соотношении импорта и отечественного производства машин и оборудования является в настоящее время ключевым для решения задач структурных преобразований в экономике и вывода ее из кризиса. Надежды на удовлетворение потребности в машинах и оборудовании за счет импорта не оправдались ни в одной отрасли. Отрицательные последствия имеет и передача отечественного машиностроения в руки иностранных инвесторов.

     Отечественное машиностроение с начала рыночных реформ было лишено отраслевых исследовательских  центров. Оно и в настоящее  время не располагает необходимой  базой для разработки современных  моделей техники. В случае освоения новой конкурентоспособной модели наши заводы не имеют средств на рекламу, маркетинг и др. В течение  последних 15 лет отечественное машиностроение находится в неравных условиях с  зарубежными конкурентами в лице мощных фирм, располагающих средствами и для выполнения НИОКР и для  рекламы. Импортируя в больших объемах  продукцию машиностроения, включая  импорт через сборку, Россия лишается миллионов рабочих мест в высокотехнологичных  и наукоемких видах деятельности. Задача создания около 10 миллионов  высокооплачиваемых рабочих мест в  исследовательских центрах и  конструкторских бюро, в наукоемких машиностроительных производствах, в  учреждениях по подготовке квалифицированных  кадров для машиностроения по экономической  и социальной важности должна быть поставлена на первое место. Ориентация на импортозамещение поставок машин и оборудования необходима еще и потому, что без опоры на развитие отечественного машиностроения невозможно решить проблему обновления технологической структуры экономики. Без решения этой задачи Россия лишается возможности решать долгосрочные и даже текущие задачи социальной и экономической политики, например, перевод экономики на инновационный путь развития. Существует мнение, что импортные закупки продукции машиностроения, строительной техники, технологических систем в нефтедобывающей отрасли уже достигли критической черты, что требует от властей принятия неотложных мер по изменению сложившейся ситуации. В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года отмечается, что укреплению экономической безопасности страны будет способствовать проведение государственной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку отечественного производства.

     Как уже было отмечено, особую тревогу  вызывает растущая импортная зависимость  по продовольствию. Объясняется это  двумя группами причин.

     Первая  из них сугубо экономическая: неблагоприятная структура экономики (сдерживающая экспорт и стимулирующая импорт), растущий экспорт энергоресурсов, позволяющий свести проблему к идее «нефть и газ в обмен на продовольствие», неустойчивое развитие сельского хозяйства, консерватизм в управлении отраслью, нежелание или неумение чиновников искать пути ослабления продовольственной зависимости.

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности отечественных товаров, как необходимое условие решения проблем импортной зависимости России