Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:40, курсовая работа
Цель работы – определить роль импорта в развитии экономики России.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
рассмотреть значение импорта для экономики России;
изучить современную ситуацию по замещению импорта России;
выявить проблемы импортной зависимости России;
определить пути повышения конкурентоспособности отечественных товаров.
Введение………………………………………………...…………………………………...………3
Глава 1.Роль импорта в развитии экономики России
1.1. Значение импорта для экономики России……………………..………………………...……4
1.2.Современная ситуация по замещению импорта России………………………………….......8
Глава 2.Тенденции и проблемы развития импорта России
2.1.Проблемы импортной зависимости России………………………...………………………..12
2.2. Пути повышения конкурентоспособности отечественных товаров………………….....…16
Заключение……………………...………………………………………………………...………..25
Список использованной литературы…………………………...……………………...…………27
Вторая ‐ спонтанные и преднамеренные действия внутренних и внешних субъектов, обусловленные стремлением к обогащению путем консервации структуры российской экономики, вытеснению ее с мировых рынков. Они выступают за сохранение и даже наращивание объемов импортных поставок продовольственных товаров, производство которых можно было бы наладить внутри страны и тем самым сэкономить валютные ресурсы, создать дополнительные рабочие места, обеспечить независимость и неуязвимость экономики. Практика свидетельствует, что российские и иностранные компании, занимающиеся импортными поставками, обладают немалыми финансовыми и административными ресурсами. Они в состоянии «проталкивать» неприемлемые с точки зрения национальной безопасности страны проекты, связанные с импортной политикой государства, его стратегией, оказывать влияние на принятие законодательных актов, регулирующих эту сферу внешнеэкономической деятельности государства. В этих условиях повышается роль предварительной экспертизы принимаемых решений по импортной стратегии государства на предмет их соответствия национальным интересам России. Ныне действующая система экспертных оценок и заключений, по мнению многих специалистов, не соответствует требованиям времени, и она должна быть усовершенствована.
Вызывает беспокойство наращивание импорта лекарственных препаратов. По некоторым оценкам, более 90% большинства значимых лекарственных препаратов ‐ это импорт. Без преувеличения можно сказать, что лекарственный рынок отдан отечественным и зарубежным лоббистам, а иногда откровенным мошенникам‐фальсификаторам. Фактически здоровье нации находится ныне в их руках. Конечно, нефальсифицированные зарубежные образцы лекарств по качеству иногда превосходят отечественные аналоги, и с этим нельзя не считаться. Однако есть российские препараты, которые не уступают по качеству и «невредности» для здоровья граждан. Но их производители вытеснены с лекарственного рынка России импортерами. В настоящее время стало очевидным, что обеспечить лекарственную безопасность страны без поддержки государства невозможно. Первый шаг в этом направлении ‐ создание государственной корпорации, которая объединила бы отечественных производителей лекарств и дистрибьюторов. Лоббирование сложившегося статус‐кво в этом секторе российской экономики чрезвычайно велико.
С
позиции экономической
Выявление и блокирование каналов «серого» импорта ‐ одна из актуальных задач, стоящих перед правоохранительными органами России. Если же говорить о стратегии импортной политики государства, то ее основой является постепенное вытеснение импорта и замена его собственным производством тех товаров, которые мы в состоянии изготовить сами. При выработке государственной импортной политики необходимо учитывать и такое немаловажное обстоятельство, как разрыв во времени между закупкой оборудования и налаживанием выпуска продукции. Это приводит к тому, что продукция успевает морально устареть (особенно в условиях крайне сжатого, кратковременного цикла жизни товара) еще до того, как закупленное оборудование установлено. Мировой опыт показывает, что закупка лицензий не может дать того эффекта, который мог бы быть достигнут, если техническое новшество разработано и внедрено в собственной стране.
Учет рассмотренных выше обстоятельств, связанных с чрезмерным импортом важнейших видов продукции, позволяет определить возможные угрозы экономической безопасности России.
1.
Постоянно растущий импорт
2.
Создаются предпосылки для
3.
Импорт не выполняет
4.
Импорт, превышающий критические
пределы, может привести к
5.
Постоянно растущий импорт
Возможные способы ослабления угроз импортной зависимости России в условиях кризиса:
1.
Государственная поддержка
2.
Активное использование
3.
Диверсификация импортных
4.
Введение государственной
5.
Противодействие лоббистским и
компрадорским устремлениям, направленным
на вовлечение России в
6.
Активизация борьбы
2.2.
Пути повышения
конкурентоспособности
отечественных товаров
В
мировой экономике категория
конкурентоспособности является центральной,
поскольку именно от нее в конечном
итоге зависит место и роль
страны в современном мире. Особенно
остро проблема конкурентоспособности
встанет в условиях присоединения
России к ВТО. Системно необходимо решение
задачи повышения конкурентоспособности
национальной экономики России как одной
из важнейших задач развития страны, как
тот единый конечный результат, на максимум
которого должны быть ориентированы все
частные управленческие решения на уровне
предприятия, корпорации, местного самоуправления
и государственной власти. В противном
случае можно ожидать дальнейшего снижения
роли России в мировой экономике, утрату
ею многих позиций, как на мировых рынках,
так и на собственном национальном рынке.
Очень важно добиться правильного понимания этой задачи на всех уровнях принятия управленческих решений для достижения интегрального эффекта на общенациональном уровне, что должно найти отражение в законодательных актах, нормах и процедурах выполнения законодательных установлений.
При
этом очень важно учитывать тот
факт, что все уровни хозяйственной
организации функционируют не изолированно
друг от друга, а тесно взаимодействуют
между собой. Поэтому при выработке
политики повышения
Исходя
из этого, задачей государства является
создание общих благоприятных
Однако Россия, как страна, пока практически опирается лишь на ресурсные факторы конкурентоспособности, причем в основном связанные с природой - полезными ископаемыми, лесами, территорией.
К тому же сохраняется тенденция быстрого роста спроса на импорт в связи с тем, что и компании и население предъявляют все более высокие требования к качеству товаров и услуг в широком смысле, в том числе к условиям поставок, сервисному обслуживанию, которые отечественные предприятия не в полной мере обеспечивают. В связи с этим продолжается активное вытеснение отечественной продукции с внутреннего рынка и стагнация большинства предприятий перерабатывающих отраслей.
Все еще не возможно получить долгосрочные кредиты на тех условиях и в тех объемах, которыми пользуются иностранные конкуренты. Остро ощущается дефицит профессиональных кадров на промышленных предприятиях. Монополизированные внешние и внутренние рынки существенно затрудняют вход на эти рынки новых отечественных производителей. Практически не развиваются инфраструктура и институты поддержки экспорта. Отсутствует внятная государственная политика, как на федеральном, так и на региональном уровнях поддержания в каждой отрасли оптимального соотношения между крупными, средними и мелкими предприятиями, а также преодоления архаичной структуры и организации производства на отечественных предприятиях.
Поэтому
заслуживает поддержки политика
государства по созданию крупных
отечественных холдингов и
Однако следует, отметь, что пока малый и средний бизнес, индивидуальное предпринимательство практически не растут ни количественно, ни качественно, несмотря на декларируемую на всех уровнях поддержку этого важнейшего сектора предпринимательства.
За 20 лет, как в России провозгласили поддержку предпринимательства, в малый и средний бизнес пришел всего 1 процент населения, на его долю приходится порядка 10 процентов от общего объема товаров и услуг, а в развитых странах доля этого сектора доходит до 70 %. Это тревожные перспективы, на фоне ведущей роли малого предпринимательства в развитии динамичных экономик.
Перед
современным российским бизнесом стоит
множество сложных проблем. Часть
из них может быть решена относительно
быстро, тогда как другие требуют
для своего решения многих лет. Но
среди всех проблем создания, сохранения
и развития конкурентоспособного бизнеса
в современной России наиболее острыми
и неотложными являются те, которые
порождены безответственностью
и коррумпированностью
Только совместными усилиями государства, бизнеса и гражданского общества можно устранить препятствия, существенно поддержать малое предпринимательство. Без такого подхода невозможно перейти на инновационный путь развития и обеспечить конкурентоспособность российского бизнеса.