Пути повышения конкурентоспособности отечественных товаров, как необходимое условие решения проблем импортной зависимости России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание

Цель работы – определить роль импорта в развитии экономики России.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
рассмотреть значение импорта для экономики России;
изучить современную ситуацию по замещению импорта России;
выявить проблемы импортной зависимости России;
определить пути повышения конкурентоспособности отечественных товаров.

Содержание

Введение………………………………………………...…………………………………...………3

Глава 1.Роль импорта в развитии экономики России

1.1. Значение импорта для экономики России……………………..………………………...……4

1.2.Современная ситуация по замещению импорта России………………………………….......8

Глава 2.Тенденции и проблемы развития импорта России

2.1.Проблемы импортной зависимости России………………………...………………………..12

2.2. Пути повышения конкурентоспособности отечественных товаров………………….....…16

Заключение……………………...………………………………………………………...………..25

Список использованной литературы…………………………...……………………...…………27

Работа состоит из  1 файл

импорт.docx

— 70.94 Кб (Скачать документ)

     Вторая  спонтанные и преднамеренные действия внутренних и внешних субъектов, обусловленные стремлением к обогащению путем консервации структуры российской экономики, вытеснению ее с мировых рынков. Они выступают за сохранение и даже наращивание объемов импортных поставок продовольственных товаров, производство которых можно было бы наладить внутри страны и тем самым сэкономить валютные ресурсы, создать дополнительные рабочие места, обеспечить независимость и неуязвимость экономики. Практика свидетельствует, что российские и иностранные компании, занимающиеся импортными поставками, обладают немалыми финансовыми и административными ресурсами. Они в состоянии «проталкивать» неприемлемые с точки зрения национальной безопасности страны проекты, связанные с импортной политикой государства, его стратегией, оказывать влияние на принятие законодательных актов, регулирующих эту сферу внешнеэкономической деятельности государства. В этих условиях повышается роль предварительной экспертизы принимаемых решений по импортной стратегии государства на предмет их соответствия национальным интересам России. Ныне действующая система экспертных оценок и заключений, по мнению многих специалистов, не соответствует требованиям времени, и она должна быть усовершенствована.

     Вызывает  беспокойство наращивание импорта  лекарственных препаратов. По некоторым  оценкам, более 90% большинства значимых лекарственных препаратов это импорт. Без преувеличения можно сказать, что лекарственный рынок отдан отечественным и зарубежным лоббистам, а иногда откровенным мошенникамфальсификаторам. Фактически здоровье нации находится ныне в их руках. Конечно, нефальсифицированные зарубежные образцы лекарств по качеству иногда превосходят отечественные аналоги, и с этим нельзя не считаться. Однако есть российские препараты, которые не уступают по качеству и «невредности» для здоровья граждан. Но их производители вытеснены с лекарственного рынка России импортерами. В настоящее время стало очевидным, что обеспечить лекарственную безопасность страны без поддержки государства невозможно. Первый шаг в этом направлении создание государственной корпорации, которая объединила бы отечественных производителей лекарств и дистрибьюторов. Лоббирование сложившегося статускво в этом секторе российской экономики чрезвычайно велико.

     С позиции экономической безопасности следует учитывать и такое  важное обстоятельство, как рост «серого  импорта», то есть импорта, оформленного с нарушением российского законодательства. В отдельные годы его доля поднималась  до 70% объема импортных закупок.

     Выявление и блокирование каналов «серого» импорта  одна из актуальных задач, стоящих перед правоохранительными органами России. Если же говорить о стратегии импортной политики государства, то ее основой является постепенное вытеснение импорта и замена его собственным производством тех товаров, которые мы в состоянии изготовить сами. При выработке государственной импортной политики необходимо учитывать и такое немаловажное обстоятельство, как разрыв во времени между закупкой оборудования и налаживанием выпуска продукции. Это приводит к тому, что продукция успевает морально устареть (особенно в условиях крайне сжатого, кратковременного цикла жизни товара) еще до того, как закупленное оборудование установлено. Мировой опыт показывает, что закупка лицензий не может дать того эффекта, который мог бы быть достигнут, если техническое новшество разработано и внедрено в собственной стране.

     Учет  рассмотренных выше обстоятельств, связанных с чрезмерным импортом важнейших видов продукции, позволяет  определить возможные угрозы экономической  безопасности России.

     1. Постоянно растущий импорт продовольствия  и промышленных видов продукции  препятствует диверсификации российской  экономики, способствует консервации  сырьевой модели экономики, усиливает  ее уязвимость.

     2. Создаются предпосылки для захвата  внутреннего рынка страны иностранцами  со всеми вытекающими отсюда  последствиями: диктат цен, разрушение  отечественного производства, рост  безработицы, проникновение иностранцев  в стратегические отрасли экономики,  проведение внешними субъектами  «точечной» стратегии инвестиционного  импорта, устранение России с  мировых рынков, где она имеет  шанс быть конкурентоспособной. 

     3. Импорт не выполняет модернизирующую  функцию экономики, приводит к  нерациональному расходованию валютных доходов страны. Вырученная от продажи экспортных товаров на мировом рынке валюта расходуется на закупку продовольствия, лекарств, тракторов, дорожной и добывающей техники, строительной техники вместо того, чтобы использовать ее на создание в стране собственного производства этих товаров.

     4. Импорт, превышающий критические  пределы, может привести к политической  зависимости. Например, валютный  импорт (внешние заимствования, бесконтрольные  иностранные инвестиции и др.) едва не привели нашу страну  к такой зависимости в 90е годы. При скоординированных действиях Запада импортная зависимость может трансформироваться в политический диктат.

     5. Постоянно растущий импорт отрицательно  сказывается на психологии нации,  значительной части предпринимателей, сомневающихся в способности  государства защитить их интересы, обеспечить устойчивое развитие  экономики за счет собственных  возможностей. При определенных  условиях это может спровоцировать  массовый отток капиталов из  страны.

     Возможные способы ослабления угроз импортной  зависимости России в условиях кризиса:

     1. Государственная поддержка отечественных  производителей, способных производить  те виды продукции, которые  закупаются в других странах  в больших количествах и по  высоким ценам. 

     2. Активное использование рыночных  инструментов и администрирования  для рационализации импортных  поставок (таможенные и нетаможенные ограничения, штрафы, лицензии и т.п.).

     3. Диверсификация импортных закупок,  то есть рассредоточение поставщиков  продукции на российский рынок  один из эффективных способов обеспечения безопасности экономики России.

     4. Введение государственной монополии  на ввоз в страну товаров,  влияющих на состояние здоровья  нации (лекарственные препараты,  алкогольные напитки, табачные  изделия, продовольствие). Назрел  вопрос о безотлагательном введении  прямой уголовной статьи о  ввозе в страну фальсифицированных  лекарственных препаратов.

     5. Противодействие лоббистским и  компрадорским устремлениям, направленным  на вовлечение России в расточительные  импортные проекты, повышение  роли предварительной антикоррупционной  экспертизы принимаемых законов. 

     6. Активизация борьбы правоохранительных  органов с криминализацией, коррупцией  и другими противоправными проявлениями  в сфере внешнеэкономической  деятельности, особенно при осуществлении импортных операций. Одним из приоритетных направлений их деятельности является борьба с «серым и черным импортом». Активизация их деятельности на этом направлении является одним из способов минимизации материального ущерба, наносимого государству и пресечения деятельности преступных сообществ в этой сфере. 

     2.2. Пути повышения  конкурентоспособности отечественных товаров 

     В мировой экономике категория  конкурентоспособности является центральной, поскольку именно от нее в конечном итоге зависит место и роль страны в современном мире. Особенно остро проблема конкурентоспособности  встанет в условиях присоединения  России к ВТО. Системно необходимо решение  задачи повышения конкурентоспособности национальной экономики России как одной из важнейших задач развития страны, как тот единый конечный результат, на максимум которого должны быть ориентированы все частные управленческие решения на уровне предприятия, корпорации, местного самоуправления и государственной власти. В противном случае можно ожидать дальнейшего снижения роли России в мировой экономике, утрату ею многих позиций, как на мировых рынках, так и на собственном национальном рынке.  

     Очень важно добиться правильного понимания  этой задачи на всех уровнях принятия управленческих решений для достижения интегрального эффекта на общенациональном уровне, что должно найти отражение  в законодательных актах, нормах и процедурах выполнения законодательных  установлений.

     При этом очень важно учитывать тот  факт, что все уровни хозяйственной  организации функционируют не изолированно друг от друга, а тесно взаимодействуют  между собой. Поэтому при выработке  политики повышения конкурентоспособности  национальной экономики важно исходить, прежде всего, из этих вертикальных структурных  взаимосвязей, на основе которых следует  выстраивать и законодательные  приоритеты.

     Исходя  из этого, задачей государства является создание общих благоприятных стимулирующих  условий для деятельности рыночных субъектов - национальных фирм с целью  существенного увеличения их экспортных возможностей, с одной стороны, и  устойчивости по отношению к импорту - с другой.

     Однако  Россия, как страна, пока практически  опирается лишь на ресурсные факторы  конкурентоспособности, причем в основном связанные с природой - полезными  ископаемыми, лесами, территорией.

     К тому же сохраняется тенденция быстрого роста спроса на импорт в связи с тем, что и компании и население предъявляют все более высокие требования к качеству товаров и услуг в широком смысле, в том числе к условиям поставок, сервисному обслуживанию, которые отечественные предприятия не в полной мере обеспечивают. В связи с этим продолжается активное вытеснение отечественной продукции с внутреннего рынка и стагнация большинства предприятий перерабатывающих отраслей.

     Все еще не возможно получить долгосрочные кредиты на тех условиях и в тех объемах, которыми пользуются иностранные конкуренты. Остро ощущается дефицит профессиональных кадров на промышленных предприятиях. Монополизированные внешние и внутренние рынки существенно затрудняют вход на эти рынки новых отечественных производителей. Практически не развиваются инфраструктура и институты поддержки экспорта. Отсутствует внятная государственная политика, как на федеральном, так и на региональном уровнях поддержания в каждой отрасли оптимального соотношения между крупными, средними и мелкими предприятиями, а также преодоления архаичной структуры и организации производства на отечественных предприятиях.

     Поэтому заслуживает поддержки политика государства по созданию крупных  отечественных холдингов и корпораций с ведущим государственным участием и формирование ими вокруг себя научно-промышленных кластеров средних и малых  предприятий, специализированных на производстве конкурентоспособных комплектующих  и оказании услуг головным заводам  холдингов.

     Однако  следует, отметь, что пока малый и  средний бизнес, индивидуальное предпринимательство  практически не растут ни количественно, ни качественно, несмотря на декларируемую на всех уровнях поддержку этого важнейшего сектора предпринимательства.

     За 20 лет, как в России провозгласили  поддержку предпринимательства, в  малый и средний бизнес пришел всего 1 процент населения, на его  долю приходится порядка 10 процентов  от общего объема товаров и услуг, а в развитых странах доля этого  сектора доходит до 70 %. Это тревожные  перспективы, на фоне ведущей роли малого предпринимательства в развитии динамичных экономик.

     Перед современным российским бизнесом стоит  множество сложных проблем. Часть  из них может быть решена относительно быстро, тогда как другие требуют  для своего решения многих лет. Но среди всех проблем создания, сохранения и развития конкурентоспособного бизнеса  в современной России наиболее острыми  и неотложными являются те, которые  порождены безответственностью  и коррумпированностью чиновника.

     Только совместными усилиями государства, бизнеса и гражданского общества можно устранить препятствия, существенно поддержать малое предпринимательство. Без такого подхода невозможно перейти на инновационный путь развития и обеспечить конкурентоспособность российского бизнеса.

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности отечественных товаров, как необходимое условие решения проблем импортной зависимости России