Пути повышения конкурентоспособности отечественных товаров, как необходимое условие решения проблем импортной зависимости России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание

Цель работы – определить роль импорта в развитии экономики России.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
рассмотреть значение импорта для экономики России;
изучить современную ситуацию по замещению импорта России;
выявить проблемы импортной зависимости России;
определить пути повышения конкурентоспособности отечественных товаров.

Содержание

Введение………………………………………………...…………………………………...………3

Глава 1.Роль импорта в развитии экономики России

1.1. Значение импорта для экономики России……………………..………………………...……4

1.2.Современная ситуация по замещению импорта России………………………………….......8

Глава 2.Тенденции и проблемы развития импорта России

2.1.Проблемы импортной зависимости России………………………...………………………..12

2.2. Пути повышения конкурентоспособности отечественных товаров………………….....…16

Заключение……………………...………………………………………………………...………..25

Список использованной литературы…………………………...……………………...…………27

Работа состоит из  1 файл

импорт.docx

— 70.94 Кб (Скачать документ)

     В целях создания условий для обеспечения  конкурентоспособности отечественных  товаров на внутреннем и внешнем  рынках необходимым является:

  • продолжить работу по формированию концептуальных и законодательных предложений для создания системной нормативной правовой базы по обеспечению суверенитета, национальной безопасности и конкурентоспособности России в целом, ее национальной экономики, отечественных товаров и услуг, конкурентоспособности государственного и муниципального управления, бизнеса и человеческого капитала;
  • модернизация промышленности и основных фондов промышленных предприятий на основе внедрения новых технологий;
  • рост государственных и частных инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций;
  • совершенствование транспортной инфраструктуры, обеспечивающей продвижение российских товаров на рынки;
  • повышение эффективности потребления энергии;
  • совершенствование финансовых рынков и институтов, позволяющих потенциально конкурентоспособным предприятиям расширить круг источников финансирования, не ограничиваясь самофинансированем или бюджетными ресурсами; увеличение объёмов долгосрочного кредитования, развитие таких форм кредитования экспортёров, как форфейтинг и факторинг;
  • развитие отечественных систем сертификации и контроля качества производимой продукции, заключение международных соглашений о взаимной выработке и признании национальных стандартов;
  • создание эффективной системы государственной поддержки деятельности российских предприятий;
  • активная защита интересов отечественных экспортёров на внешних рынках.

     Проблема  совершенствования регулирования  товарных потоков в целях повышения  эффективности защиты национальных товаропроизводителей продолжает оставаться актуальной в условиях современной  ситуации. Так, например, взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает  их стоимость при реализации на внутреннем рынке, снижая их конкурентоспособность. Соответственно повышается конкурентоспособность  аналогичных отечественных товаров. Вследствие удорожания импортных товаров  национальные производители получают конкурентные преимущества и, соответственно, дополнительный доход, который может быть использован для инвестиций в экономику в целях дальнейшего повышения конкурентоспособности своих товаров на внутреннем и внешних рынках.

     К инструментам такого регулирования  следует отнести таможенный тариф, а также методы определения и  контроля таможенной стоимости товаров, страны происхождения товаров, порядок  уплаты таможенных платежей и предоставления тарифных льгот.

     Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская (регулирующая) и фискальная функции. Протекционистская функция связана  с защитой национальных товаропроизводителей. Фискальная функция таможенного  тарифа обеспечивает поступление средств в доходную часть бюджета страны.

     В Российской Федерации применяются  следующие виды ставок пошлин:

  • адвалорные, исчисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
  • специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
  • комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

     Для оперативного регулирования ввоза  и вывоза товаров Правительством РФ могут устанавливаться, на срок до шести месяцев, сезонные пошлины. В  целях защиты экономических интересов  Российской Федерации к ввозимым товарам могут одновременно применяться  особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые  и компенсационные. Специальные  пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на территорию РФ в количествах и  на условиях, наносящих ущерб отечественным  производителям подобных или непосредственно  конкурирующих товаров, а также  как ответная мера на дискриминационные  и иные действия, ущемляющие интересы Российской Федерации, со стороны других государств или их союзов. Антидемпинговые  пошлины применяются в случаях  ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем  их нормальная стоимость в стране вывоза, если такой ввоз наносит  материальный ущерб отечественным  производителям подобных товаров, либо препятствует организации и расширению производства подобных товаров и  Российской Федерации. Компенсационные  пошлины применяются в случаях  ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве и вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии.

     Следует отметить, что государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности можно осуществлять не только через  изменение тарифа по таможенным пошлинам, но и варьируя величиной других налогов и сборов. Основой для начисления таможенной пошлины, акцизов и таможенных сборов является таможенная стоимость товаров, определяемая в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе». Не изменяя уровня ставок таможенных платежей, можно за счет изменения правил определения таможенной стоимости значительно увеличить или уменьшить их сумму за счет включения или исключения из налогооблагаемой базы каких-либо дополнительных элементов затрат.

     К нетарифным средствам и мерам  государственного регулирования относится  запрещение ввоза (вывоза), эмбарго, лицензирование, квотирование, сертификация и другие ограничения на перемещение товаров  через таможенную границу РФ. Таможенному  контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ.

     В тарифной системе особое место занимает регулирующая функция защиты внутреннего  рынка. Можно выделить три основных подхода к регулированию, характерных  соответственно для наиболее развитых стран, развивающихся стран и  стран с переходной экономикой.

     Одним из главных недостатков существующей в настоящее время в России системы тарифов является слабая дифференциация их. Так, таможенный тариф  РФ представляет собой совокупность шести уровней адвалорных и десяти уровней комбинированных и специфических  тарифов. В развитых же странах степень  дифференциации ставок на несколько  порядков выше. Так, тариф ЕС содержит порядка 100 различных уровней только адвалорных ставок, не считая огромного  числа вариаций специфических и  комбинированных тарифов, достигающих  нескольких тысяч. Во многих развитых странах Запада используются ставки тарифов, различающиеся не только на процентные пункты, но и на доли процентных пунктов. Высокая степень индивидуализации импортных тарифов позволяет  осуществлять более гибкое и эффективное  регулирование импорта, стимулирование национальных производителей, защиту внутреннего рынка, а также разумно  сочетать фискальную и протекционистскую  функции тарифной системы. Осуществляя  сближение отечественных механизмов внешнеторгового регулирования  с существующими в мировой практике, российской экономике целесообразно осуществить надлежащую корректировку степени дифференциации ставок импортных тарифов [5, c.62].

     В российской практике недостаточно используются таможенные механизмы защиты внутреннего  рынка с помощью особых пошлин, таких как специальные, компенсационные, антидемпинговые и сезонные пошлины, а также количественные ограничения, вводимые, в т. ч., в качестве ответной меры на дискриминационные действия других государств. Представляется целесообразным осуществлять постоянный мониторинг рыночной ситуации.

     Для российского рынка наибольшую опасность  представляет массовая экспансия импорта  какой-либо продукции. Такого рода угроза обусловлена, прежде всего, низкой конкурентоспособностью значительной массы отечественной  промышленной продукции. Для предотвращения этой угрозы представляется целесообразным устанавливать квоты - предельные объемы импорта во внутреннем потреблении  по соответствующим позициям ТН ВЭД, в случае превышения которых должны применяться повышенные ставки таможенных пошлин к «излишним» величинам импорта.

     Другим  важным обстоятельством является необходимость  рассмотрения таможенного тарифа как  неотъемлемой части единой налоговой  системы. Это означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи  в тесной взаимосвязи с внутренними  налогами, обеспечивая оптимизацию  уровня структуры налогов в целом. Учитывая, что практически не разработаны  научные модели построения оптимальных, сбалансированных таможенных тарифов, решать эти задачи приходится во многом эмпирическим путем, отслеживая реакцию  потребителей на изменение тарифов  и вырабатывая «корректирующие» воздействия. Таможенное и налоговое  ведомства должны найти золотую  середину: может быть, в каких-то случаях лучше не добрать на таможне, но взять эти деньги на внутренних налогах или, если какая-то отрасль  не работоспособна совсем, максимально  стимулировать объем ввоза данного  товара.

     Российская  таможенная система пока что характеризуется  низкоэффективной системой таможенного  администрирования, которая в настоящее  время совершенствуется путем создания принципиально новой системы  организации таможенного контроля и таможенного оформления, основанной на международных стандартах. Создание единой автоматизированной системы  сбора, хранения и обработки информации позволяет в режиме реального  времени отслеживать всю цепочку  поставки товара и совместно с  другими контрольными органами принимать  своевременные, оперативные решения [5, c.69]. Необходимо также совершенствование таможенных процедур, резкое сокращение времени на их прохождение, процедуры возврата НДС отечественным производителям, импортирующим оборудование.

     Одной из важных задач является обеспечение  внешнеэкономических условий, формирующих  благоприятную среду для иностранных  инвестиций. Речь идет о создании таможенного  режима, способствующего ввозу материальных составляющих иностранного капитала - технологического оборудования, комплектующих, сырья и материалов. В рамках создания такого режима могут вводиться поощрительные  пошлины. Ставки таких пошлин устанавливаются в размере 50% ставок, предусмотренных в тарифе, и применяются по решению правительства для стимулирования ввоза товаров инвестиционного назначения крупными инвесторами, заключившими соглашения с уполномоченным государственным органом.

     При этом систему таможенных тарифов  следует выстраивать таким образом, чтобы осуществлялось стимулирование замещения импорта товаров импортом капитала для их производства в России. Необходимо создать такие условия, при которых для иностранного производителя выгоднее перенести  производство к месту потребления  данного товара. Осуществление таких  схем уже начато: именно так произошло  в России с производителями автомобилей, пива, сигарет и лекарств.

     Таким образом, таможенные инструменты в  направлении регулирования защиты экономики страны и развития инновационной  деятельности пока используются недостаточно эффективно. За рубежом имеется положительный  опыт такого регулирования, который  рекомендуется использовать в российской практике.

     Дальнейшее  совершенствование таможенного  регулирования экономики России целесообразно в следующих направлениях.

     Необходимо  проводить мониторинг состояния  внешней торговли, конкурентоспособности  товаров и их производителей, использования  таможенных инструментов и механизмов, их выполняемой роли. Следует проводить  оценку ценовой конкурентоспособности  отечественных товаров и зарубежных аналогов. Это позволит установить, в какой мере российские импортные  тарифы на реально защищают отечественных  производителей, а в какой мере они просто выполняют фискальные функции. Если уровень цены российской продукции выше мировой цены соответствующего зарубежного аналога, к тому же величина этого разрыва может быть настолько  значительной, что она не может  быть устранена с помощью действующих  ставок таможенного тарифа, то данная отечественная продукция является неконкурентоспособной. Для ее защиты требуется изменить действующие  ставки импортных таможенных тарифов.

     При разработке отраслевых стратегий следует  исходить из того, что свобода маневра  в области таможенно-тарифной политики будут ограничены жесткими рамками  соответствующих соглашений со странами-участницами  ВТО, в которых будут установлены  предельные уровни тарифов. Хотя эти  уровни в целом невелики, их не следует  сбрасывать со счетов, так как по целому ряду видов продукции в  предстоящей перспективе они  могут оставаться существенными  и даже сравнительно небольшие тарифы могут иметь для многих видов  продукции определенный протекционистский  эффект.

     Особое  внимание в рамках как текущей, так  и перспективной таможенно-тарифной политики следует уделять защите внутреннего рынка от импорта  устаревшего оборудования и бывшего  в эксплуатации. Как правило, цены на такое оборудование являются значительно  более низкими, чем на современное  и новое оборудование, а потому их импорт может нанести существенный ущерб развитию отечественной промышленности. Эта касается, прежде всего, таких  отраслей отечественной промышленности, как автомобильная, авиационная  промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и ряде других.

Информация о работе Пути повышения конкурентоспособности отечественных товаров, как необходимое условие решения проблем импортной зависимости России