Пути увеличения объема товарооборота на торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:43, курсовая работа

Описание

За долгие годы существования большинства хозяйственных организаций России ими накоплен большой опыт планирования, бухгалтерского учета и экономического анализа. Однако этот опыт формировался в условиях централизованно планируемой экономики, базирующейся на теоретической основе, существенно отличающейся от принципов рыночной экономики. После приватизации организации экономически и юридически обособились, стали самостоятельными, полностью отвечающими за результаты хозяйствования. Возросла ответственность всех звеньев управления организацией за эффективность производственно-финансовой деятельности.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Роль и значение анализа оптового товарооборота
1.1 Понятие и виды оптового товарооборота………………………………...…5
1.2 Значение, задачи и информационное обеспечение анализа оптового товарооборота……………………………………………………………………..8
2. Комплексный анализ оптового товарооборота
2.1 Краткая экономическая характеристика объекта исследования……….…11
2.2 Анализ объема и структуры оптового товарооборота…………………….12
2.3 Анализ оптового товарооборота по отдельным покупателям………...….18
2.4 Анализ ритмичности продаж………………………………………………..20
2.5 Анализ влияния факторов на оптовый товарооборот……………………..24
3. Пути увеличения оптового товарооборота ООО «ТД-ХОЛДИНГ»…….....37
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………...44
Приложение………………………………………………………………………45

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 308.00 Кб (Скачать документ)

         Таблица 2.5 Выполнение договоров поставок по основным покупателям ООО «ТД-ХОЛДИНГ» (млн. руб.)

Покупатели 2009г 2010г
Прог-ноз Факт Темп роста, % Абсолютное  отклоне-ние, +/- Прогноз Факт Темп роста, % Абсолют-ное  отклонение, +/-
1 2 3 4=3/2*

100

5=3-2 6 7 8=7/6*100 9=7-6
1.ООО «Стройград 300 294,5  
98,2
 
-5,5
450 460,3  
102,3
 
10,3
2.ООО  «Рапида» 250 260,7  
104,3
 
10,7
370 390,4  
105,5
 
20,4
3.ООО  «Кип-Строй» 150 165,5  
 
110,3
 
 
15,5
240 260,5  
 
108,5
 
 
20,5
4.ООО  «СтройМакс» 200 203,3  
 
101,7
 
 
3,3
280 340,5  
 
121,6
 
 
60,5
5.ООО  «Стропа» 100 94,6  
94,6
 
-5,4
180 170,4  
94,7
 
-9,6
6.ООО  «Старплас» 120 133,4  
111,2
 
13,4
190 240,5  
126,6
 
50,5
7.ООО  «Пирамида» 80 65,3  
81,6
 
-14,7
130 110,7  
85,2
 
-19,3
8.ООО  «А.С.К. Сервис» 140 132,6  
 
94,7
 
 
-7,4
210 205,6  
 
97,9
 
 
-4,4
9.ООО  «Динал» 280 256,8  
91,7
 
-23,2
320 360  
112,5
 
40,0
10.ООО  «СМ» 715,5 785,5  
109,8
 
70,0
1352,1 1425,3  
105,4
 
73,2
Всего 2335, 2392,  
102,4
 
56,7
3722,1 3964,2  
106,5
 
242,1
 

     -по  ряду договоров ООО «ТД-ХОЛДИНГ» постоянно превышает договорную поставку товаров - это группа организаций ООО «Рапида», ООО «Кип-Строй», ООО «СтройМакс», ООО «Старплас», ООО «Динал» и ООО «СМ». Для ООО «СМ» в отчетном периоде объем договорной поставки 1352,1 млн.руб. превышен на 73,2 млн. руб. или 5,4% относительно договорного объема;

     -по  ряду договоров недопоставка  предшествующего года сменилась  излишней относительно договора  поставкой в отчетном периоде  - организации ООО «Стройград и ООО «Динал».

     Нарушение договоров поставок имеет негативные последствия для ООО «ТД-ХОЛДИНГ» :

     -нарушение  договоров в сторону недопоставки  может испортить отношения с  отдельными партнерами и подорвать  репутацию торгового предприятия  в целом;

     -нарушение  договоров в сторону излишней  поставки как правило влечет относительно большие издержки обращения предприятия, т.к. заставляет предприятие работать в более напряженном графике.

     Следует проанализировать, вызвана ли недопоставка товаров нарушением договоров со стороны партнеров (например, отказ  от ряда плановых поставок продукции) или некачественной работой самого предприятия. Аналогично следует выяснить, является ли излишняя поставка товаров следствием дополнительных заявок со стороны партнеров (в этом случае предприятие вправе потребовать возмещение дополнительных издержек, связанных с непланируемыми поставками) либо это «проявление инициативы» самого предприятия.

     2.4 Анализ ритмичности продаж

 

     В рамках управленческого анализа  организации необходимо вести расчеты ритмичности оптовой организации товаров и равномерности их отгрузки. В качестве показателя, характеризующего ритмичность оптового товарооборота, принимается коэффициент равномерности отгрузки. Он исчисляется за любой период по всем отгрузкам, отдельным покупателям, по отдельным товарам.

     Задачей анализа является количественная характеристика сезонного характера поставок (точнее их неравномерности) через определение  отклонений поставок отдельных месяцев  от среднемесячного значения поставок в целом за год.

     Методика  расчета коэффициентов неравномерности (коэффициентов сезонности) следующая:

     -определяются  среднемесячные объемы продаж (по  прогнозу и по факту за каждый  год) как отношение суммарного  объема продаж за год к числу  месяцев (12);

     -определяются  процентные соотношения месячных  объемов продаж (по прогнозу и по факту за каждый год) к соответствующим среднегодовым объемам продаж

     Для более полного анализа ритмичности  продаж целесообразно рассчитать два  дополнительных показателя:

     -коэффициент  неравномерности выполнения плановых  заданий, на основе данных, полученных в таблице 3 по формуле: 

      , (1) 

     где - соотношение месячных фактических и прогнозных объемов продаж;

      - прогнозируемый уровень продаж  в определенном месяце.

     Расчет  дает значение для прошедшего года и для отчетного года

     -коэффициент  ритмичности на основе данных, полученных в табл.5 по формуле: 

      , (2) 

     где - соотношение месячных фактических и прогнозных объемов продаж;

      - фактический уровень продаж  в определенном месяце.

     Расчет  дает значение 97,6% для прошедшего года и 95,8% для отчетного года.

     Таблица 2.6 Анализ ритмичности продаж в течение года

Месяц 2009г 2010г
Прогноз Факт Прогноз Факт
Объем продаж, млн.руб Коэффициент нерав-номер-ности  Кн, % Объем продаж, млн.руб Коэффи-циент  неравно-мерности Кн, % Объем продаж, млн.руб Коэффи-циент  неравномер-ности Кн, % Объем продаж, млн.руб Коэффициент неравномер-ности Кн, %
1 2 3=2/ср.2 3 4=3/ср.3 5 6=5/ср.5 7 8=7/ср.7
Январь 150 77,1 151,6 76,0 280 90,3 285,2 86,3
Февраль 80 41,1 79 39,6 140 45,1 124,2 37,6
Март 40 20,6 33,8 17,0 60 19,3 54,3 16,4
Апрель 60 30,8 55,2 27,7 90 29,0 86,6 26,2
Май 90 46,2 91,3 45,8 150 48,4 148,8 45,0
Июнь 240 123,3 243,3 122,0 360 116,1 385,8 116,8
Июль 240 123,3 222,4 111,6 360 116,1 362,9 109,9
Август 240 123,3 266 133,4 400 129,0 408,3 123,6
Сентябрь 300 154,1 307,3 154,2 500 161,2 489,7 148,2
Октябрь 360 185,0 361 181,1 500 161,2 564,2 170,8
Ноябрь 330 169,6 388,5 194,9 460 148,3 666,7 201,8
Декабрь 205,5 105,6 192,8 96,7 422,1 136,1 387,5 117,3
Среднее значение 194,6 100,0 199,4 100,0 310,2 100,0 330,4 100,0
 

     Анализ  помесячных коэффициентов неравномерности поставок подтверждает ранее сделанные выводы о сезонном характере деятельности предприятия - сезонные подъемы продаж приходятся на июнь – январь, сезонные спады – на февраль – май; причем в некоторые месяцы среднемесячные объемы продаж превышаются в 2 – 3 раза (например, ноябрь). Взвешенный по объему продаж годовой коэффициент неравномерности поставок составляет 8,5% для предшествующего года (объем месячных продаж в среднем отклоняется от среднемесячного на 8,5%) и 17,1% для отчетного года (объем месячных продаж в среднем отклоняется от среднемесячного на 17,1%). Коэффициент ритмичности поставок отражает степень соответствия фактических поставок договорным поставкам: в предшествующем периоде фактические поставки соответствовали договорным поставкам по месяцам на 97,6%, а в отчетном периоде - на 95,8%.

     Если  коэффициент неравномерности поставок отражает естественный сезонный характер деятельности предприятия, то коэффициент  ритмичности показывает нарушение  предприятием плановых объемов продаж. Следует обратить внимание на недостаточную ритмичность продаж предприятия и принять меры по ее нормализации.

     2.5 Анализ влияния факторов на оптовый товарооборот

     Объем оптового оборота считался и будет  считаться одним из важнейших  в условиях любого экономического уклада. Он приближается по своему значению к такому показателю, как совокупный внутренний валовой продукт, являясь органической составляющей последнего.

     Объем оптового товарооборота слагается  из суммы продаж товаров для непосредственного  потребления населением. Данный показатель подвержен изменению под воздействием множества факторов, которые можно подразделить на следующие группы:

  1. связанные с товарными фондами;
  2. связанные с численностью работников, организацией и производительностью труда;
  3. связанные с использованием основных средств.

     В настоящее время стали выделять и четвертую группу факторов, влияющих на объем товарооборота, - социальные.

     К ним относят многие из факторов, связанных с рациональным использованием трудовых ресурсов, производительностью и качеством труда, с обеспечением необходимых социальных условий. В качестве социального фактора в известном смысле можно рассматривать и сезонные колебания потребительского спроса.

     Факторы, связанные с товарными фондами, влияют на объем оптового товарооборота через изменение величин запасов товаров на начало периода, поступления товаров, прочего выбытия и запасов товаров на конец отчетного периода. Между этими величинами имеется определенная балансовая связь. Она выражается формулой товарного баланса: 

     Зап1 n      p    выб. Зап.2

     N + N = N + N + N ; (3)
 

     где N зап1 - запас товаров на начало отчетного периода;

        n

     N - поступление товаров;

     N р объем оптового товарооборота;

     N выб - прочее выбытие товаров;

     N зап2 - запас товаров на конец отчетного периода.

     Используя формулу товарного баланса, можно  определить величину каждого из слагаемых. Сумма розничного товарооборота  будет равна: 

        р    Зап1 n выб.Зап.2

     N = N + N - N - N ; (4)
 

     Каждое из алгебраических слагаемых товарного баланса соответствующим образом влияет на объем оптового товарооборота. Увеличение начальных запасов и поступления товаров оказывает положительное влияние на сумму реализации товаров; их уменьшение, наоборот, способствует сокращению размеров реализации; уменьшение прочего выбытия товаров, сокращение конечных запасов товаров положительно влияют на сумму реализации; их увеличение сказывается на величине реализации данного отчетного периода отрицательно.

     Говоря  о направлении влияния (+,-), необходимо учитывать доброкачественность поступивших товаров в нужном ассортименте и требуемых количествах и то, что товары в запасе также должны отвечать этим требованиям. При нарушении этих условий фактор, оказывающий положительное влияние (например, увеличение завоза товаров), может стать отрицательным. В самом деле, нельзя считать положительным фактор увеличение завоза товаров, не пользующихся спросом у покупателей, начальных запасов, если они возрастали за счет неходовых товаров.

     Особо следует сказать об уценке товаров, которая включается в прочее выбытие. Ее наличие свидетельствует часто  о том, что в торговлю проникли товары, не в полной мере соответствующие  потребительскому спросу. Это нельзя оценить положительно. Но своевременно произведенная уценка товаров, частично утративших свои потребительские свойства, может несколько активизировать торговый процесс в данном отчетном периоде.

Информация о работе Пути увеличения объема товарооборота на торговом предприятии