Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:43, курсовая работа
За долгие годы существования большинства хозяйственных организаций России ими накоплен большой опыт планирования, бухгалтерского учета и экономического анализа. Однако этот опыт формировался в условиях централизованно планируемой экономики, базирующейся на теоретической основе, существенно отличающейся от принципов рыночной экономики. После приватизации организации экономически и юридически обособились, стали самостоятельными, полностью отвечающими за результаты хозяйствования. Возросла ответственность всех звеньев управления организацией за эффективность производственно-финансовой деятельности.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Роль и значение анализа оптового товарооборота
1.1 Понятие и виды оптового товарооборота………………………………...…5
1.2 Значение, задачи и информационное обеспечение анализа оптового товарооборота……………………………………………………………………..8
2. Комплексный анализ оптового товарооборота
2.1 Краткая экономическая характеристика объекта исследования……….…11
2.2 Анализ объема и структуры оптового товарооборота…………………….12
2.3 Анализ оптового товарооборота по отдельным покупателям………...….18
2.4 Анализ ритмичности продаж………………………………………………..20
2.5 Анализ влияния факторов на оптовый товарооборот……………………..24
3. Пути увеличения оптового товарооборота ООО «ТД-ХОЛДИНГ»…….....37
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………...44
Приложение………………………………………………………………………45
Влияние на сумму реализации того или иного слагаемого товарного баланса измеряется способом цепной подстановки или путем балансовой увязки, т. е. определения разницы между фактическими и плановыми величинами (или путем сравнения с показателями предшествующего периода) .
Порядок применения способа цепной подстановки рассмотрим на примере анализа товарного баланса ООО «ТД-ХОЛДИНГ» (табл. 2.7).
Слагаемые товарного баланса | 2009 | 2010 |
1 | 2 | 3 |
Запасы
товаров на начало года N зап1
Поступление товаров N |
1546,6 1853,1 |
1707,5 2982,9 |
Всего в приходе с остатком N зап1 + Nn | 3399,7 | 4690,4 |
Реализация товаров N р | 2392,2 | 3964,2 |
Запасы товаров на конец отчетного периода N зап2 | 1007,5 | 726,2 |
Всего в расходе с остатком N р + N зап2 | 3399,7 | 4690,4 |
Имея исходные данные и используя формулу товарного баланса, можно определить влияние на величину реализации изменения начальных запасов товаров, поступления товаров, их прочего выбытия, конечных товарных запасов. Все показатели в формуле количественные, основными из них являются Nзап1 и N n , остальные Nвыб. и N зап2 - производные.
В табл. 2.8 приведены четыре расчета, поскольку требуется определить влияние трех показателей (Nзап1 ; Nn ; Nзап2). В первом (базисном) расчете все показатели предшествующие отчетному году; во втором - начальные запасы товаров фактические, остальные показатели базисные; в третьем - фактическими являются начальные запасы и поступление товаров, остальные показатели базисные; в четвертом - все показатели фактические. При этом следует учесть, что сумму первого и четвертого расчетов можно в готовом виде взять из отчета. Следовательно, практически проводятся лишь два промежуточных расчета.
№ расчета | Обозначение | Числовое значение слагаемых товарного баланса | |||
N зап1 | N n | N зап2 | N р | ||
1. | N р 1 | 1546,6 | 1853,1 | 1007,5 | 2392,2 |
2. | N р 2 | 1707,5 | 1853,1 | 1007,5 | 2553,1 |
3. | N р 3 | 1707,5 | 2982,9 | 1007,5 | 4528,5 |
4. | N р 4 | 1707,5 | 2982,9 | 726,2 | 3964,2 |
На сумму оптовой реализации товаров повлияли изменения различных элементов товарного баланса следующим образом:
Начального запаса товаров Nр2 - Nр1 = 1707,5 – 1546,6 = 160,9 млн. руб.
Поступления товаров Nр3 –Nр2= 2982,9 – 1853,1 = 1129,8 млн. руб.
Конечного запаса товаров Nр4 – Nр3 = 726,2 – 1007,5 = -281,3 млн. руб
Общее отклонение Nр4 – Nр1 = 3964,2 – 2392,2 = 1572,0 млн. руб.
Величина отклонения (+1572,0 млн.руб.) должна получиться и в результате алгебраического сложения отклонений по каждой позиции
(160,9 + 1129,8 +281,3 = 1572,0 = 1572,0). Такой баланс отклонений является важным контрольным моментом.
В случаях, когда формула, отражающая зависимость между обобщающим показателем и показателями-факторами, представляет собой алгебраическую сумму, величину влияния каждого показателя - фактора можно исчислить более просто - методом балансовой увязки. Она определяется как разность между фактическим и плановым значениями показателя-фактора, а направление влияния либо совпадает со знаком полученной величины (для тех слагаемых, которые стоят в алгебраической сумме со знаком «+»), либо противоположно ему (для тех слагаемых, которые стоят в алгебраической сумме со знаком « - »).
Сделанные расчеты показывают, что первый и второй показатели влияют на объем реализации товаров положительно; третий показатель - отрицательно.
Выявленные отклонения показывают, что на объем оптового товарооборота значительно влияет объем поступления товаров, что естественно. Количественные параметры поступления товаров и их реализации выражаются, как правило, числами одного порядка.
Взвешивая степень влияния товарных запасов, необходимо иметь в виду, что их положительное отклонение имеет такое значение лишь для данного отчетного периода. Для предшествующего и последующего периодов оно приобретает отрицательное значение. Отклонения за счет товарных запасов с отрицательным знаком положительно сказались на объеме товарооборота предшествующего года и положительно скажутся в последующем отчетном периоде.
Но сам факт значительного отклонения фактических товарных запасов от норматива - явление отрицательное. Запасы товаров всегда должны быть в пределах норматива или отклоняться от него незначительно (если, разумеется, норматив определен правильно).
Запасы в торговле как составная часть материальных ресурсов призваны обеспечить соответствие спроса и предложения, совершенствование ассортимента товаров. Формирование ассортимента товаров связано с образованием, хранением и управлением запасами. Товарные запасы необходимы для обеспечения непрерывности и ритмичности процесса обращения.
Товарный запас - это масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступления их в торговлю из производства до момента реализации, т. е. в процессе перемещения от производства к потребителю.
Необходимость
образования запасов
Размеры товарных запасов должны находиться в определенном соответствии с размером товарооборота. Для осуществления бесперебойного товарооборота в каналах товарного обращения все время должен находиться достаточный, оптимальный товарный запас (с учетом того, что ассортимент его в максимальной степени должен быть приближен к спросу). Как чрезмерное наличие запасов, так и их недостаточность приносят экономический ущерб организации. В первом случае замораживаются средства, затраченные на производство и хранение излишнего количества товаров, ухудшается финансовое состояние организации, нарушается процесс воспроизводства. Наличие больших запасов может привести к тому, что их ценность (как потребительных стоимостей) вследствие морального и материального старения резко упадет или вообще исчезнет. Во втором случае недостаток товарных запасов отрицательно сказывается на торговом обслуживании населения, предложение товаров будет отставать от платежеспособного спроса. В конечном счете, в обоих случаях ухудшается финансовое состояние организации, поэтому вопрос о размере товарных запасов является актуальным. Следовательно, важно добиваться постоянного наличия в торговых организациях таких товарных запасов, которые бы по своим размерам и составу соответствовали бы установленному объему товарооборота и обеспечивали бесперебойное удовлетворение спроса населения.
Анализ товарных запасов начинается с сопоставления фактических их размеров с установленным нормативом (если он рассчитывается) как в объемных, так и удельных показателях на конкретную дату (по кварталам, месяцам). Объемные показатели - это сумма или количество товаров данного вида, сумма всех товаров; удельные показатели - это товарные запасы, выраженные в днях оборота или числом оборотов. Все эти показатели - моментные, так как характеризуют состояние запасов на определенную дату: на начало и конец отчетного периода или на какую-либо промежуточную дату. При анализе товарооборачиваемости и скорости товарооборота рассчитываются средние товарные запасы за тот или иной период.
Товарооборачиваемость
определяется по формуле:
В
= Nз *Д / Nр, (5)
где В – товарооборачиваемость, дней;
Nз – средние товарные запасы за период; руб.;
Д - дни периода (месяц, квартал, год);
Nр – товарооборот за период.
Оборачиваемость
товаров также исчисляется по числу оборотов
(С) по формулам:
С
= Д/В или С = Nр/ Nз. (6)
Скорость
товарооборота (С) указывает, сколько
раз в течение данного
В процессе проведения анализа показатели оборачиваемости сравнивают с данными предшествующих периодов (табл. 2.9)
Таблица 2.9 Оценка состояния оборачиваемости товарных запасов ООО «ТД-ХОЛДИНГ»
№ п/п | Показатель | 2009г | 2010г | Отклонение |
1 | Среднегодовые товарные запасы | 1627,562 | 1679,446 | +51,884 |
2. | Товарооборот | 2392,2 | 3964,2 | +1572,0 |
3. | Оборачиваемость товаров, дн. | 244,9 | 152,5 | -92,4 |
4. | Скорость товарооборота, оборот. | 1,47 | 2,36 | +0,89 |
Оборачиваемость товаров увеличилась на 92,4 дня. Исходя из формулы расчета, на это могли повлиять два фактора:
1) изменение остатков запасов;
2) изменение объема продаж.
Методом цепных подстановок определим их влияние. Вначале осуществим подстановку количественного фактора - заменим базисную величину остатков материальных оборотных средств на отчетную, т.е. найдем оборачиваемость при фактических запасах и базисном (прошлогоднем) обороте. Подставив, получим: 1679,446 х 360 : 2392,2 = 252,7(дн.).
Тогда влияние на оборачиваемость роста запасов составит: 252,7 – 244,9= + 7,8 (дн.), а влияние увеличения оборота по реализации: 152,5 – 252,7 = - 100,2(дн.).
Совокупное влияние факторов составляет: + 7,8 + (- 100,2) = -92,4(дн.).
Ускорение
оборачиваемости самым
Чем выше показатель скорости товарооборота, тем меньше затоваривание, тем быстрее можно погашать долги.
Все коэффициенты говорят о том, что деловая активность предприятия повысилась, возросла эффективность использования имеющихся ресурсов.
Но анализировать динамику товарных запасов в отрыве от динамики товарооборота не имеет смысла, так как товарные запасы неразрывно связаны с товарооборотом. Изучение развития товарооборота позволит установить тенденцию изменения товарных запасов. Если товарооборот растет в той же мере, что и рост товарных запасов (при оптимальном их первоначальном уровне), или в большей степени, то это свидетельствует о нормальной работе организации. Если рост товарооборота отстает от роста товарных запасов, то это говорит о фактах затоваривания.
Товарные запасы будут расти до известного предела, после которого рост товарооборота должен значительно обогнать рост товарных запасов. Если в абсолютном выражении товарные запасы растут, то в днях товарооборота они должны снижаться, так как уже было сказано, товарооборот должен расти быстрее, чем товарные запасы.
Ко второй группе факторов, влияющих на объем оптового товарооборота, относятся трудовые факторы: численность работников, организация и производительность труда.
Информация о работе Пути увеличения объема товарооборота на торговом предприятии