Пути увеличения объема товарооборота на торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:43, курсовая работа

Описание

За долгие годы существования большинства хозяйственных организаций России ими накоплен большой опыт планирования, бухгалтерского учета и экономического анализа. Однако этот опыт формировался в условиях централизованно планируемой экономики, базирующейся на теоретической основе, существенно отличающейся от принципов рыночной экономики. После приватизации организации экономически и юридически обособились, стали самостоятельными, полностью отвечающими за результаты хозяйствования. Возросла ответственность всех звеньев управления организацией за эффективность производственно-финансовой деятельности.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Роль и значение анализа оптового товарооборота
1.1 Понятие и виды оптового товарооборота………………………………...…5
1.2 Значение, задачи и информационное обеспечение анализа оптового товарооборота……………………………………………………………………..8
2. Комплексный анализ оптового товарооборота
2.1 Краткая экономическая характеристика объекта исследования……….…11
2.2 Анализ объема и структуры оптового товарооборота…………………….12
2.3 Анализ оптового товарооборота по отдельным покупателям………...….18
2.4 Анализ ритмичности продаж………………………………………………..20
2.5 Анализ влияния факторов на оптовый товарооборот……………………..24
3. Пути увеличения оптового товарооборота ООО «ТД-ХОЛДИНГ»…….....37
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………...44
Приложение………………………………………………………………………45

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 308.00 Кб (Скачать документ)

     Влияние на сумму реализации того или иного  слагаемого товарного баланса измеряется способом цепной подстановки или путем балансовой увязки, т. е. определения разницы между фактическими и плановыми величинами (или путем сравнения с показателями предшествующего периода) .

     Порядок применения способа цепной подстановки рассмотрим на примере анализа товарного баланса ООО «ТД-ХОЛДИНГ» (табл. 2.7).

     Таблица 2.7 Товарный баланс ООО «ТД-ХОЛДИНГ» за 2009-2010гг. (млн. руб.)

Слагаемые товарного баланса 2009 2010
1 2 3
Запасы  товаров на начало года N зап1

                                         n

Поступление товаров N

1546,6 

1853,1

1707,5 

2982,9

Всего в приходе с остатком N зап1 + Nn 3399,7 4690,4
Реализация  товаров N р 2392,2 3964,2
Запасы  товаров на конец отчетного периода N зап2 1007,5 726,2
Всего в расходе с остатком N р + N зап2 3399,7 4690,4
 

     Имея  исходные данные и используя формулу товарного баланса, можно определить влияние на величину реализации изменения начальных запасов товаров, поступления товаров, их прочего выбытия, конечных товарных запасов. Все показатели в формуле количественные, основными из них являются Nзап1 и N n , остальные Nвыб. и N зап2 - производные.

     В табл. 2.8 приведены четыре расчета, поскольку требуется определить влияние трех показателей (Nзап1 ; Nn ; Nзап2). В первом (базисном) расчете все показатели предшествующие отчетному году; во втором - начальные запасы товаров фактические, остальные показатели базисные; в третьем - фактическими являются начальные запасы и поступление товаров, остальные показатели базисные; в четвертом - все показатели фактические. При этом следует учесть, что сумму первого и четвертого расчетов можно в готовом виде взять из отчета. Следовательно, практически проводятся лишь два промежуточных расчета.

       Таблица 2.8 Исчисление объема продаж при различных слагаемых товарного баланса (млн.руб.)
№ расчета Обозначение Числовое  значение слагаемых товарного баланса
N зап1 N n N зап2 N р
1. N р 1 1546,6 1853,1 1007,5 2392,2
2. N р 2 1707,5 1853,1 1007,5 2553,1
3. N р 3 1707,5 2982,9 1007,5 4528,5
4. N р 4 1707,5 2982,9 726,2 3964,2
 

     На  сумму оптовой реализации товаров повлияли изменения различных элементов товарного баланса следующим образом:

     Начального  запаса товаров Nр2 - Nр1 = 1707,5 – 1546,6 = 160,9 млн. руб.

     Поступления товаров Nр3 –Nр2= 2982,9 – 1853,1 = 1129,8 млн. руб.

     Конечного запаса товаров Nр4 – Nр3 = 726,2 – 1007,5 = -281,3 млн. руб

     Общее отклонение Nр4 – Nр1 = 3964,2 – 2392,2 = 1572,0 млн. руб.

     Величина  отклонения (+1572,0 млн.руб.) должна получиться и в результате алгебраического сложения отклонений по каждой позиции

     (160,9 + 1129,8 +281,3 = 1572,0 = 1572,0). Такой баланс отклонений является важным контрольным моментом.

     В случаях, когда формула, отражающая зависимость между обобщающим показателем и показателями-факторами, представляет собой алгебраическую сумму, величину влияния каждого показателя - фактора можно исчислить более просто - методом балансовой увязки. Она определяется как разность между фактическим и плановым значениями показателя-фактора, а направление влияния либо совпадает со знаком полученной величины (для тех слагаемых, которые стоят в алгебраической сумме со знаком «+»), либо противоположно ему (для тех слагаемых, которые стоят в алгебраической сумме со знаком « - »).

     Сделанные расчеты показывают, что первый и  второй показатели влияют на объем  реализации товаров положительно; третий показатель - отрицательно.

     Выявленные  отклонения показывают, что на объем  оптового товарооборота значительно  влияет объем поступления товаров, что естественно. Количественные параметры  поступления товаров и их реализации выражаются, как правило, числами одного порядка.

     Взвешивая степень влияния товарных запасов, необходимо иметь в виду, что их положительное отклонение имеет  такое значение лишь для данного  отчетного периода. Для предшествующего  и последующего периодов оно приобретает  отрицательное значение. Отклонения за счет товарных запасов с отрицательным знаком положительно сказались на объеме товарооборота предшествующего года и положительно скажутся в последующем отчетном периоде.

     Но  сам факт значительного отклонения фактических товарных запасов от норматива - явление отрицательное. Запасы товаров всегда должны быть в пределах норматива или отклоняться от него незначительно (если, разумеется, норматив определен правильно).

     Запасы  в торговле как составная часть  материальных ресурсов призваны обеспечить соответствие спроса и предложения, совершенствование ассортимента товаров. Формирование ассортимента товаров связано с образованием, хранением и управлением запасами. Товарные запасы необходимы для обеспечения непрерывности и ритмичности процесса обращения.

     Товарный  запас - это масса товаров, находящихся  в сфере обращения с момента  поступления их в торговлю из производства до момента реализации, т. е. в процессе перемещения от производства к потребителю.

     Необходимость образования запасов объясняется условиями транспортирования и реализации товаров, изменениями предложения и спроса, дискретностью процесса поставки товаров при относительно непрерывном потреблении, возможностью случайных колебаний размеров предложения и спроса, а также интервалов завоза товаров и т.д.

     Размеры товарных запасов должны находиться в определенном соответствии с размером товарооборота. Для осуществления  бесперебойного товарооборота в  каналах товарного обращения  все время должен находиться достаточный, оптимальный товарный запас (с учетом того, что ассортимент его в максимальной степени должен быть приближен к спросу). Как чрезмерное наличие запасов, так и их недостаточность приносят экономический ущерб организации. В первом случае замораживаются средства, затраченные на производство и хранение излишнего количества товаров, ухудшается финансовое состояние организации, нарушается процесс воспроизводства. Наличие больших запасов может привести к тому, что их ценность (как потребительных стоимостей) вследствие морального и материального старения резко упадет или вообще исчезнет. Во втором случае недостаток товарных запасов отрицательно сказывается на торговом обслуживании населения, предложение товаров будет отставать от платежеспособного спроса. В конечном счете, в обоих случаях ухудшается финансовое состояние организации, поэтому вопрос о размере товарных запасов является актуальным. Следовательно, важно добиваться постоянного наличия в торговых организациях таких товарных запасов, которые бы по своим размерам и составу соответствовали бы установленному объему товарооборота и обеспечивали бесперебойное удовлетворение спроса населения.

     Анализ  товарных запасов начинается с сопоставления  фактических их размеров с установленным  нормативом (если он рассчитывается) как  в объемных, так и удельных показателях на конкретную дату (по кварталам, месяцам). Объемные показатели - это сумма или количество товаров данного вида, сумма всех товаров; удельные показатели - это товарные запасы, выраженные в днях оборота или числом оборотов. Все эти показатели - моментные, так как характеризуют состояние запасов на определенную дату: на начало и конец отчетного периода или на какую-либо промежуточную дату. При анализе товарооборачиваемости и скорости товарооборота рассчитываются средние товарные запасы за тот или иной период.

     Товарооборачиваемость определяется по формуле: 

     В = Nз *Д / Nр, (5) 

     где В – товарооборачиваемость, дней;

     Nз – средние товарные запасы за период; руб.;

     Д - дни периода (месяц, квартал, год);

     Nр – товарооборот за период.

     Оборачиваемость товаров также исчисляется по числу оборотов (С) по формулам: 

     С = Д/В или С = Nр/ Nз. (6) 

     Скорость  товарооборота (С) указывает, сколько  раз в течение данного отчетного  периода возобновлялся товарный запас.

     В процессе проведения анализа показатели оборачиваемости сравнивают с данными предшествующих периодов (табл. 2.9)

     Таблица 2.9 Оценка состояния оборачиваемости товарных запасов ООО «ТД-ХОЛДИНГ»

№ п/п Показатель 2009г 2010г Отклонение 
1 Среднегодовые товарные запасы 1627,562 1679,446 +51,884
2. Товарооборот  2392,2 3964,2 +1572,0
3. Оборачиваемость товаров, дн. 244,9 152,5 -92,4
4. Скорость товарооборота, оборот. 1,47 2,36 +0,89
 

     Оборачиваемость товаров увеличилась на 92,4 дня. Исходя из формулы расчета, на это могли  повлиять два фактора:

     1) изменение остатков запасов;

     2) изменение объема продаж.

     Методом цепных подстановок определим их влияние. Вначале осуществим подстановку  количественного фактора - заменим  базисную величину остатков материальных оборотных средств на отчетную, т.е. найдем оборачиваемость при фактических запасах и базисном (прошлогоднем) обороте. Подставив, получим: 1679,446 х 360 : 2392,2 = 252,7(дн.).

     Тогда влияние на оборачиваемость роста  запасов составит: 252,7 – 244,9= + 7,8 (дн.), а влияние увеличения оборота по реализации: 152,5 – 252,7 = - 100,2(дн.).

     Совокупное  влияние факторов составляет: + 7,8 + (- 100,2) = -92,4(дн.).

     Ускорение оборачиваемости самым существенным образом сказывается на финансовом состоянии организации, оно улучшает финансовое состояние, обусловливая относительное высвобождение средств и возможность их вовлечения в хозяйственный оборот.

     Чем выше показатель скорости товарооборота, тем меньше затоваривание, тем быстрее  можно погашать долги.

     Все коэффициенты говорят о том, что деловая активность предприятия повысилась, возросла эффективность использования имеющихся ресурсов.

     Но  анализировать динамику товарных запасов  в отрыве от динамики товарооборота  не имеет смысла, так как товарные запасы неразрывно связаны с товарооборотом. Изучение развития товарооборота позволит установить тенденцию изменения товарных запасов. Если товарооборот растет в той же мере, что и рост товарных запасов (при оптимальном их первоначальном уровне), или в большей степени, то это свидетельствует о нормальной работе организации. Если рост товарооборота отстает от роста товарных запасов, то это говорит о фактах затоваривания.

     Товарные  запасы будут расти до известного предела, после которого рост товарооборота  должен значительно обогнать рост товарных запасов. Если в абсолютном выражении товарные запасы растут, то в днях товарооборота они должны снижаться, так как уже было сказано, товарооборот должен расти быстрее, чем товарные запасы.

     Ко  второй группе факторов, влияющих на объем  оптового товарооборота, относятся  трудовые факторы: численность работников, организация и производительность труда.

Информация о работе Пути увеличения объема товарооборота на торговом предприятии