Равновесие фирмы-монополиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 13:29, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что рассматривается процесс ценообразования в отсутствии функции предложения, что имеет место при наличии у продавца монопольной власти, т.е. возможности влиять на рыночную цену посредством изменения объема предложения. Наглядно это выражается в том, что график спроса на продукцию отдельной фирмы проходит не горизонтально, как в условиях совершенной конкуренции, а с отрицательным наклоном.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА МОНОПОЛИИ 5

1.1. Понятие рыночной структуры. Характеристика монополии 5

1.2. Признаки чистой монополии 11

2. ДОСТИЖЕНИЯЕ РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ 15

2.1. Поведения фирмы-монополиста на рынке 15

2.2. Максимизация прибыли в условиях монополии 17

2.3. Равновесие фирмы в условиях монополии 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Работа состоит из  1 файл

Равновесие фирмы-монополиста.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

      При эластичном спросе снижение цены увеличивает  совокупный доход. При неэластичном — цена падает, следовательно, доход  уменьшается. На рисунке 2.1 отмечены участки  эластичного и неэластичного спроса. 

 

      Рис. 2.1 Спрос и предельный доход в  условиях простой монополии [6, 121] 
 

 

      Рис. 2.2. Условия максимизации прибыли фирмы-монополиста [6, 122] 

      Если  совокупный доход растет, кривая предельного  дохода располагается выше горизонтальной оси. Когда совокупный доход падает, она оказывается ниже. В точке максимума совокупного дохода эта кривая пересекает горизонтальную ось.

      В условиях простой монополии предельный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы продукции, будет ниже ее продажной цены.

      Этот  разрыв обусловлен тем, что фирма  реализует всю продукцию по одинаковой цене в течение определенного  времени. Таким образом, при увеличении объема продаж цена снижается. Для монополиста  важно, чтобы потери от снижения цены не превысили прирост выручки от реализации дополнительно произведенной продукции, Расширяя производство, он постоянно контролирует величину предельного дохода.

      

 

      Рис. 2.3. Прибыль и предельный доход  фирмы-монополиста [6, c.122] 

      Таким образом, можно сделать вывод, что фирма в условиях монополии одновременно определяет значение двух параметров — объем производства и цену. В виду специфики своего положения она имеет возможность уменьшить количество производимой продукции и поднять цену. За счет снижения издержек производства монополия может увеличить объем выпускаемой продукции, снизив при этом цену. Поведение фирмы во многом зависит от потребительского спроса.

2.3. Равновесие фирмы в условиях монополии

 

      Общее условие максимизации прибыли (равновесия) монополии — равенство предельных издержек и предельной выручки (дохода).

      Монопольная цена не произвольна, она определяется характером издержек и условиями  спроса. Цена в условиях наличия  монопольной власти всегда выше, чем в условиях совершенной конкуренции.

      Положением равновесия в модели чистой монополии называется установленное фирмой сочетание цены и объема производства, обеспечивающее максимальную прибыль.

      Монополист, стремящийся к максимальной прибыли, всегда будет регулировать цену так, чтобы обеспечить эластичность спроса на свой продукт. Спрос является эластичным, когда снижение цены ведет к приросту общего дохода. Когда спрос не эластичен, то предельный доход отрицателен. Монополист может увеличить валовой доход, реализуя на рынке меньшее количество товаров. При этом уменьшаются объемы производимой продукции. Следовательно, совокупные издержки монополии снижаются. До тех пор, пока предельные издержки не станут равными нулю, монополия может максимизировать прибыль путем установления такой цены на свой продукт, которая обеспечит сохранение эластичного спроса на него.

      Независимо  от величины долгосрочного равновесного выпуска, монополист определяет размер фирмы, который соответствует этому  объему производства. Начиная с точки долгосрочного равновесия, монополист может временно увеличить прибыль, повышая цены и сокращая объемы производства. Потребители реагируют на это падением спроса. Прибыль монополиста при более высоких ценах может оказаться меньше, чем при исходной цене долгосрочного равновесия. В положении равновесия на монополизированном рынке исключаются наличие дефицита и перепроизводства. Рынок будет сбалансирован. Однако не следует думать, что на рассматриваемом рынке не могут возникнуть указанные явления. Неравновесное положение может быть вызвано непредвиденными изменениями в спросе. Монополист вынужден в таких случаях балансировать рынок: ликвидировать перепроизводство путем сокращения объема выпускаемой продукции и (или) снижения цены; преодолевать дефицит путем повышения цены и (или) увеличения объема производства.

      В экономической теории благосостояния монополия считается примером неэффективного функционирования рыночного механизма  или несостоятельности рынка. Монополист считает выгодным продавать меньший  объем продукции и по более высокой цене, чем конкурентный производитель. Это ведет к недоиспользованию и нерациональному использованию ресурсов, о чем свидетельствует тог факт, что цена на монополизированном рынке превышает предельные издержки. Причиной неэффективного распределения ресурсов является неодинаковое отношение цена - предельные издержки в секторах экономики. В условиях монополии это соотношение определяется индивидуальными особенностями отрасли — эластичностью спроса на отраслевую продукцию. Монополия, как известно, ограничивает предложение или недопроизводит продукт.

      Фирмы в конкурентных отраслях постоянно  находятся под давлением со стороны  конкурентов, вынуждающих их быть эффективными, чтобы выжить. Монополия же защищена от конкуренции, и ее окружающая среда  является благоприятной для эффективности. Отсутствие конкуренции означает, что у монополии нет стимула к НТП, создаются предпосылки для застойных явлений и расцвета бюрократии. Вместе с тем, угроза конкуренции со стороны других фирм заставляет совершенствовать технику и продукцию, скрывая новинки от конкурентов во избежание потерь, вызванных неожиданным моральным износом действующих машин и оборудования.

      Снижение  эффективности монополии часто  объясняется высокими издержками, связанными с сохранением монопольных привилегий, предоставляемых государством.

      В странах с развитыми рыночными системами ответственность за судьбу рынка и создание условий для его эффективного функционирования взяло на себя государство, встав на защиту рыночной конкуренции, найдя действенные средства антимонопольной профилактики в национальной экономике.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

     С развитием технического прогресса  и потребностей людей происходит укрупнение масштабов производства и увеличение разнообразия потребительских  благ. То и другое создает возможность  полного удовлетворения спроса на конкретное благо одной фирмой. Если в этих условиях фирма может экономическими или административными средствами воспрепятствовать появлению конкурентов, то она становится монополистом.

     Особенность положения монополии на рынке  проявляется в том, что кривая отраслевого спроса становится кривой спроса на продукцию фирмы. Поэтому, определяя объем выпуска, монополия одновременно определяет цену реализации. В таких условиях равновесная цена зависит от рыночной стратегии фирмы: изменение ее цели сопровождается изменением сочетания цена - выпуск. При стремлении монополии к максимуму прибыли цена будет выше, чем при стремлении к максимуму выручки, а при максимизации нормы прибыли цена превышает цену, максимизирующую прибыль.

     Положение единственного продавца позволяет  монополии при определенных условиях проводить ценовую дискриминацию. Продажа гомогенного блага по разным ценам увеличивает как объем предложения монополии за счет расширения контингента покупателей, так и ее прибыль за счет сокращения потребительского излишков покупателей. Ценовая дискриминация первой и второй степеней ведет к повышению общественной эффективности использования факторов производства, а ценовая дискриминация третьей степени может сопровождаться экономическими потерями для общества.

     Поскольку условием максимизации прибыли монополии является равенство предельных затрат предельной выручке, а предельная выручка при любом объеме выпуска меньше цены спроса, то стремящаяся к максимуму прибыли монополия не доводит выпуск до оптимального с позиций общества объема. Для предотвращения связанных с этим экономических потерь общества используется антимонопольное законодательство, запрещающее монополизацию отраслевого сбыта, и устанавливаются правила государственного регулирования естественных монополий. Государственное регулирование цен продукции естественных монополий может сопровождаться необходимостью их субсидирования.

     В отличие от рынка совершенной  конкуренции на монополизированном рынке государственное регулирование  деятельности фирмы может привести к повышению эффективности использования факторов производства.

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1. Бичик С.В. Основы экономической теории. –Мн.: Университетское, 2001.
  2. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. –СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1998.
  3. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. –СПб.: 1994.
  4. Зубко Н.М., Зубко А.Н. Экономическая теория. –Мн.: “НТЦ АПИ”, 2001.
  5. Курс экономической теории./Под ред.  Проф. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. -Киров: Издательство “Аса”, 1996 г.
  6. Курс экономической теории./Под ред. Тур А.Н., Плотницкого М.И. -Мн.: ООО ''Мисанта'', 1999.
  7. Мазур В.В. Экономическая теория. –Мн. Дизайн ПРО, 1998.
  8. Микроэкономика./Под ред. Е.Б. Яковлева. –М.: Литера плюс, 1997.
  9. Мостовая Е.Б. Основы экономической теории. –М.: ИНФРА-М, 1997.
  10. Муталимов М.Г. Основы экономической теории. –Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002.
  11. Носова С.С. Экономическая теория. –М.: Владос, 2001.
  12. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. –М.: Изд. Группа «Норма ИНФРА-М», 1998.
  13. Основы экономической теории./Под ред. Э.И. Лобковича. –Мн.: ООО «Мисанта», 1996.
  14. Экономическая теория./Под ред. В.Д. Камаева. –М..:  «ВЛАДОС», 2001.
  15. Экономическая теория. /Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. –Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002.

Информация о работе Равновесие фирмы-монополиста