Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа
Цель данной работы проанализировать рынок при условиях монополистической конкуренции, его влияние на поведение фирмы.
В соответствии с целью курсовой работы в задачи входит рассмотрение следующих вопросов:
-понятие рыночной структуры;
-рынок монополии и его особенности;
-максимизация прибыли в условиях монополии;
-достижение равновесие фирмы в условиях монополии.
Введение……………………………………………………………….…….3
Глава 1. Основные признаки рынка дифференцированного товара….....5
Характеристика дифференцированного товара………………..…..…5
Особенности рынка монополистической конкуренции……………...7
Основные черты, сущность монополистической конкуренции….….9
Глава 2. Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции ………………………………..…………..14
2.1 Общие понятия рыночного равновесия………………………………14
2.2 Краткосрочное равновесие фирмы…………………………………...16
2.3 Долгосрочное равновесие фирмы………………………………..…...20
Глава 3. Экономическая роль монополистической конкуренции……...25
3.1 Роль рекламы на рынке монополистической конкуренции…...…....26
3.2 Оценка эффективности рекламы на рынке монополистической
рекламы……………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………….…..………........29
Литература………………………………………………...……………….33
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основные признаки рынка дифференцированного товара….....5
Глава 2. Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции ………………………………..…………..14
2.1 Общие понятия рыночного равновесия………………………………14
2.2 Краткосрочное равновесие фирмы…………………………………...16
2.3 Долгосрочное равновесие фирмы………………………………..…...20
Глава 3. Экономическая роль монополистической конкуренции……...25
3.1 Роль рекламы на рынке монополистической конкуренции…...…....26
3.2 Оценка эффективности рекламы на рынке монополистической
рекламы…………………………………………………………
Заключение……………………………………………….…
Литература………………………………………………..
Введение
Мы живем в мире, который меняется очень быстро. Появляются новые товары, приходят новые поколения людей, возникают новые государства. Все эти изменения требуют от людей определенной реакции, то есть выбора адекватного изменениям способа поведения. Чаще всего подобных решений требуют от нас процессы, происходящие в сфере экономики. Экономика – система жизнеобеспечения страны, решающая задачи производства, распределения и потребления, различных благ, необходимых для удовлетворения потребностей людей и государства.
Сфера экономики – наиболее
изменчивая из всех сфер жизни общества,
поскольку воспроизводство
В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
Сегодня мы понимаем, что
чем ожесточеннее конкуренция на
внутреннем рынке, тем лучше национальные
фирмы оказываются
Актуальность курсовой работы «Равновесие фирмы-монополистического конкурента» заключается в том, что в Беларуси, до настоящего времени, не разрешены проблемы совершенствования конкуренции на рынке, повышения конкурентоспособности белорусских товаров, борьбы с монополизмом, формирование конкурентных рынков в условиях спада производства и кризиса неплатежей, охвативших все отрасли промышленности; проблема естественных монополий. Также, актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что рассматривается процесс ценообразования в отсутствии функции предложения, что имеет место при наличии у продавца монопольной власти, т.е. возможности влиять на рыночную цену посредством изменения объёма предложения. Наглядно это выражается в том, что график спроса на продукцию отдельной фирмы проходит не горизонтально, как в условиях совершенной конкуренции, а с отрицательным наклоном.
Рынок оказывается
В комплексе образуя
Цель данной работы проанализировать рынок при условиях монополистической конкуренции, его влияние на поведение фирмы.
В соответствии с целью курсовой работы в задачи входит рассмотрение следующих вопросов:
-понятие рыночной структуры;
-рынок монополии и его особенности;
-максимизация прибыли в условиях монополии;
-достижение равновесие фирмы в условиях монополии.
Предметом изучения в курсовой работе равновесие фирмы в условиях монополии.
Объектом исследования является монополистическая конкуренция.
Глава 1. Основные признаки рынка дифференцированного товара
1.1 Характеристика дифференцированного товара
В условиях рыночного хозяйства экономическая реализация собственности - это процесс, далеко выходящий за пределы индивидуальной конкуренции - нет рынка, нет его управляемости.
Являясь непременным условием
существования рынка и
Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует, от количества соперников, степени открытости экономики и экономической свободы. В связи с этим различают конкуренцию совершенную и несовершенную.
Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид конкуренции, который весьма часто встречается и является как бы смесью этих двух видов конкуренции, - это так называемая монополистическая конкуренция. Данный вид конкуренции представляет собой тип рынка, в условиях которой большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Вход на рынок, как и уход с него, обычно не связан с какими-либо трудностями; развита неценовая конкуренция. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.
Товар каждой фирмы, торгующей
на рынке, является несовершенным заменителем
товара, реализуемого другими фирмами.
Продукт каждого продавца обладает
исключительными качествами или
характеристиками, которые служат тому,
чтобы некоторые покупатели предпочли
его товар конкурирующим
Дифференциация продукта вытекает из многих условий:
- особенности конструкции товара;
- его формы, окраски и упаковки;
- оригинальной рекламы;
- особой торговой марки и товарного знака;
- особого набора услуг,
сопровождающего реализацию
- конкретного местоположения торгового предприятия;
- персональных свойств продавца (репутации, любезности, деловой сноровки).
Рассмотрим эти факторы дифференциации продуктов подробнее:
Прежде всего, подчеркнем, что качество не является одномерной характеристикой, то есть не сводится только к оценке, плохой товар или хороший. Даже основные потребительские свойства самых простых продуктов удивительно разнообразны. Так, зубная паста должна: а) очищать зубы, б) дезинфицировать полость рта, в) укреплять эмаль зубов, г) укреплять десны, д) быть приятной на вкус, и т.д.
Все эти свойства лишь в порядке исключения могут быть гармонично объединены в одном товаре. Во многих случаях выигрыш в некотором свойстве продукта неизбежно ведет к проигрышу в другом. В этом примере введение в состав пасты эффективных моющих и дезинфицирующих веществ раздражает десны; лучшие в медицинском отношении пасты редко приятны на вкус. Поэтому уже выбор приоритетов в основных потребительских качествах открывает возможности для широкого разнообразия продуктов. И все они становятся, по-своему уникальны: одна паста лучше укрепляет десны, другая - вкуснее и так далее.
Основой для дифференциации
могут служить также
Важной качественной характеристикой продукта является его местоположение. Для розничной торговли и многих видов услуг оно вообще имеет решающее значение. Так, если сеть заправочных станций редка, то ближайшая бензоколонка автоматически становится монополистом в этом районе.
Наконец, основой дифференциации
продуктов могут служить даже
мнимые качественные различия между
ними. Давно, в частности, известно,
что значительный процент курильщиков
на тестовых испытаниях оказывается
неспособным отличить «свою» марку
от других, хотя всегда покупают только
ее. Таким образом, с точки зрения
рыночного поведения
Различия в сервисе объединяют вторую (после качества) крупную группу факторов дифференциации товара. Дело в том, что для широкой группы продуктов, в особенности для технически сложных потребительских товаров и многих товаров производственного назначения, свойствен долговременный характер взаимоотношений продавца и покупателя. Дорогая машина должна исправно работать не только в момент совершения покупки, но и на протяжении всего срока службы.
Полный цикл сервиса включает
предпродажное обслуживание, (помощь
в выборе нужного продукта; для
товаров производственного
1.2 Особенности
рынка монополистической
На рынке существует относительно
большое число продавцов, каждый
из которых удовлетворяет
В тех случаях, когда существует
возможность дифференциации, объем
сбыта продукции зависит от того,
насколько удачным является отличие
данного товара от товара конкурента,
и насколько данное отличие способно
заинтересовать покупателей. Улучшение,
ухудшение или изменение
Хотя на рынке с монополистической конкуренцией товар каждого продавца уникален, между различными видами продуктов есть достаточно сходства, чтобы сгруппировать продавцов в широкие категории, похожие на отрасль. Товарная группа представляет собой несколько близко связанных, но не идентичных товаров, которые и удовлетворяют одну и ту же потребность.
Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.
Книга американского экономиста Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции» (1933 г.) носит подзаголовок «Реориентация теории стоимости», то есть он считает, что проблема определения ценности должна исследоваться не только для условий совершенной конкуренции. Предлагая термин «монополистическая конкуренция», ученый из Нового Света осознанно или нет, применил стилистическую фигуру «оксюморон», означающую сочетание слов с противоположным значением (например, «белые ночи», «женатый холостяк», «мертвые души», «вор в законе», «обыкновенное чудо», «рок против наркотиков»). Действительно, нет ничего в экономике более противоположного, чем конкуренция и монополия.
Классическое понимание поведения конкурентов состояло в том, что они стремятся понизить цену на свою продукцию, чтобы увеличить сбыт. По Чемберлину, наоборот, каждый из них старается дифференцировать свой товар от продукции конкурентов, ограничить сбыт и повысить цену. Отсюда следует парадоксальный вывод: из-за того, что конкуренция по своей природе является монополистической конкуренцией, она сохраняется вопреки концентрации и монополизации. То есть, мелкий производитель в состоянии выдержать борьбу против крупного производителя, потому что он сам является частичным монополистом и способен сам контролировать свой рынок. Более того, у крупных производителей есть стимул раздробить свое производство на филиалы, чтобы приспособить их к местным рынкам. Так конкуренция воспроизводит себя сама.
Информация о работе Равновесие фирмы-монополистического конкурента