Равновесие фирмы-монополиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 13:29, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что рассматривается процесс ценообразования в отсутствии функции предложения, что имеет место при наличии у продавца монопольной власти, т.е. возможности влиять на рыночную цену посредством изменения объема предложения. Наглядно это выражается в том, что график спроса на продукцию отдельной фирмы проходит не горизонтально, как в условиях совершенной конкуренции, а с отрицательным наклоном.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА МОНОПОЛИИ 5

1.1. Понятие рыночной структуры. Характеристика монополии 5

1.2. Признаки чистой монополии 11

2. ДОСТИЖЕНИЯЕ РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ 15

2.1. Поведения фирмы-монополиста на рынке 15

2.2. Максимизация прибыли в условиях монополии 17

2.3. Равновесие фирмы в условиях монополии 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Работа состоит из  1 файл

Равновесие фирмы-монополиста.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

     В долгосрочном периоде монополия, не сталкивающаяся с конкуренцией, максимизирует прибыль, выпуская такой объем продукции, при котором долгосрочные предельные издержки равны долгосрочному предельному доходу. Причем, цена, максимизирующая прибыль, в долгосрочном периоде может быть ниже цены максимизирующей прибыль в краткосрочном периоде. Это стратегия лимитирующего ценообразования. Заниженная цена уменьшает вероятность появления конкурентов на рынке.

     Монополия не гарантирует экономическую прибыль (сверх нормальной прибыли). Однако вероятность их получения для монополии больше, чем для конкурентов. При совершенной конкуренции в долгосрочном периоде высокие прибыли привлекут в отрасль новые фирмы, увеличивая предложение продукции, понизив цену. В условиях монополии барьеры не дают проникнуть в отрасль другим фирмам. Поэтому монополисты могут удержать экономическую прибыль и в долгосрочном периоде.

     Характеризуя  равновесие в долгосрочном периоде, следует указать, что оно достигается  при таком уровне выпуска, когда предельные издержки равны предельному доходу. В этой ситуации фирма безубыточна. В противном случае она покидает рынок, будучи не в состоянии компенсировать свои долгосрочные средние издержки,

     Мы  рассмотрели монополию при условии, когда все единицы продукции реализуются по одной цене. Однако есть фирмы, которые устанавливают разную цену для разных покупателей, т.е. осуществляют ценовую дискриминацию. Это способствует увеличению прибыли и производимой продукции.

     Экономисты  не сходятся во мнении относительно того, насколько чистая монополия способствует научно-техническому прогрессу. Одни полагают, что чистая монополия более прогрессивна, чем чистая конкуренция. Ее способность реализовать экономическую прибыль обеспечивает финансирование научно-исследовательских работ. Другие, наоборот, доказывают, что отсутствие конкурентных фирм и желание монополиста полностью использовать свое существующее оборудование ослабляют стимул монополиста осуществлять нововведения.

     1.2. Признаки чистой монополии

 

     Чистая  монополия – это отрасль состоящая  из одной фирмы, которая является единственным производителем продукта или услуги, не имеющих аналогов. Покупатели не имеют возможности  выбора, нет альтернатив и они  приобретают данную продукцию по цене, которую диктует монополист. Ценовая и неценовая конкуренция отсутствуют [2, c.301].

     Чистый  монополист диктует цену, так как  он контролирует предложение в отрасли. При этом в отрасли имеется  возможность выбора как цены, так  и объема производства.

     Вступление  в отрасль заблокировано. Причины  возникновение чистой монополии  кроются в барьерах, препятствующих другим фирмам входить в отрасль. Эти препятствия объясняют также  существование монополистической  конкуренции и олигополии. Однако в условиях чистой монополии барьеры достаточно высоки и практически полностью блокируют потенциальных конкурентов.

     Барьеры для вступления в отрасль:

     1) Эффект масштаба производства. Эффективное  и малозатратное производство  с использование современных  технологий в некоторых отраслях может быть достигнуто с помощью крупных объемов производства и продаж. Эффект роста масштаба будет проявляться в снижении средних издержек или себестоимости единицы продукции. Поэтому при определенном рыночном спросе достижение низких затрат на единицу продукции и, следовательно, низкой цены единицы продукции зависит от существования нескольких крупных фирм или только одной фирмы. Такая ситуация возможна в таких отраслях промышленности как сталелитейная, алюминиевая, газовая, нефтяная, энергетическая, автомобильная, в отраслях пищевой промышленности чайная, например. Войти в такие отрасли может только крупный производитель с большим денежным капиталом. Такой капитал достаточно сложно получить новому производителю, а без него невозможно приобрести технологии и оборудование, сопоставимое с действующей крупной фирмой. Поэтому здесь возникают финансовые барьеры, равносильные запретительным.

     В тоже время следует отметить, что  во многих отраслях, в частности  пищевой и легкой промышленности эффективный размер предприятия может быть достигнут на основе небольшой, но достаточной доли на рынке. Поэтому высокая степень отраслевой концентрации - чистые монополии или олигополия - неоправданы с позиций эффекта масштаба в достаточно большом количестве отраслей.

     2) Естественная монополия. В этих  отраслях экономия, обусловленная  ростом масштаба производства, особенно  резко выражена, а конкуренция  либо затруднена, либо просто  невозможна. Этим отраслям государством  предоставляется исключительные  привилегии, к ним относятся, например,  отрасли общественного пользования – энергоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, общественный транспорт и т.п. В обмен на предоставленные исключительные права быть монополией государство оставляет за собой право регулирования монопольной власти в области качества услуг, контроля за ценой.

     3) Административные барьеры: лицензии  и патенты. Вступление в отрасль  может быть ограниченно государством  путем выдачи лицензий, например  телевизионные компании, компании  производящие крепкие алкогольные напитки и государственная монополия на их продажу. Выдача патентов на изобретение дает право изобретателю исключительное право контролировать продукт или технологию от незаконного захвата конкурирующими фирмами, которые не несли расходов труда и капитала на его разработку. Патенты обеспечивают также изобретателя монопольным положением на время действия патента. Так патентный контроль сыграл серьезную роль в становлении таких крупнейших корпораций как «Ксерокс», «Поларойд», «Дженерал моторс», «Смирновская водка» и др. Монополистическая власть, полученная благодаря патентов, может усиливаться. Дело в том, что прибыли полученные от использования патента, могут быть использованы монополистом для финансирования последующих научно-технических разработок, результатом которых станет патентование новых изобретений [2, c.302].

     4) Право собственности на важнейшие  сырьевые ресурсы. В данном  случае институт собственности  используется монополией как  средство барьера вхождения в  отрасль потенциальных конкурентов.  Так благодаря контролю над основными источниками бокситов, «Алюминимум компани оф Америка»,  удерживала монопольное положение в алюминиевой отрасли, «Российский сахарный синдикат» с контролируемыми свеклосахарными хозяйствами, «Де Бирс компани оф Эфрика» являясь  собственником большинства мировых алмазных рудников, удерживает монопольное положение в этой отрасли.

     Наряду  с рассмотренными основными барьерами, препятствующими вхождению в  отрасль потенциального конкурента, возможны и другие: таможенные ограничения и прямые запреты на импорт, сложности получения кредитов и наконец недобросовестная конкуренция.

     В тоже время следует отметить, что  барьеры ограничивающие вступление в отрасль, являются весьма значительными  в краткосрочном периоде, а в  долгосрочном периоде они могут быть преодолимы.

     Фирма - монополист, как и любая другая, стремится к получению максимальной прибыли, поэтому в ходе принятия решений о цене продажи продукта она учитывает рыночный спрос  и свои издержки. Но поскольку монополист является единственным производителем, то монопольный спрос совпадает с рыночным. Издержки и рыночный спрос ограничивают монополиста в установлении высокой цены. Максимализируя прибыль, он все же определяет цену и объем производства исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Поскольку уровень предельного дохода монополиста находится ниже уровня рыночного спроса, он будет продавать продукцию по более высокой цене и производить ее в меньшем объеме, чем в условиях совершенной конкуренции. Это ограничение объема производства вызывает нерациональное использование ресурсов, об этом свидетельствует тот факт, что на монополизированных рынках цена превышает предельные издержки.

     Однако  издержки монополистов и конкурентных производителей неодинаковы. С одной  стороны, эффект масштаба обеспечивающий  более низкие издержки на единицу продукции,  доступней для монополистов, но недоступными для конкурентов. С другой стороны, неэффективность — неспособность производить с наименее дорогой комбинацией вводимых ресурсов — более свойственна для монополистов, чем для конкурентных фирм. Однако  монополисты могут производить значительные затраты, чтобы сохранить представленные государством монопольные привилегии, что не позволительно для конкурентов.

     Экономисты  не сходятся во мнении относительно того, насколько в результате важнейший фактор снижения издержек единицы продукции – научно-технический прогресс замедляется.

    2. ДОСТИЖЕНИЯЕ РАВНОВЕСИЯ  ФИРМЫ ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ  В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ

     2.1. Поведения фирмы-монополиста  на рынке

 

     Почти у всех монополий есть одинаковые черты в поведении, в извлечении прибыли. Главная причина образования  прибыли - возможность монопольного производителя ограничить выпуск по сравнению с выпуском в условиях обычной конкуренции и, следовательно, реализовать товар по более высокой цене. Ведь уникальность фирмы-монополиста в том, что, как мы видим из графика, она при максимизации прибыли определяет одновременно два параметра: объем выпуска и цену (фирма может учитывать вид своей функции издержек и кривой спроса с отрицательным наклоном). Фирма-монополист может производить меньше продукции и продавать по более высокой цене, может существенно снизить издержки за счет увеличения масштабов производства и снизить цены.

     Здесь необходимо рассматривать две «противоборствующие» стороны: продавца (продавцов) и покупателей (покупателя). Продавец борется за то, чтобы «вложили» в его производство как можно больше денег, покупатель же борется за качество товара и за цену, которую он считает приемлемой для себя. Покупатель заставляет продавца идти на риск, а продавец старается всячески этот риск уменьшить. Постоянно подгоняя продавца покупатель способствует нововведениям, улучшению качества обслуживания, повышению качества товара, что в свою очередь только повышает запросы покупателя. Покупатель в большой степени оказывает давление на продавца через его конкурентов, и продавец пытается избавиться от них (пусть даже с помощью перехода в другую, неосвоенную отрасль). Став монополистом продавец, казалось бы, вышел из той бешеной борьбы за выживание при свободной конкуренции, но хоть он и повысил цену и сократил число покупателей, сделав свой товар элитным, переставшие покупать этот товар покупатели оказывают на монополиста потенциальное давление, связанное с тем, что у них остались деньги, непотраченные на этот товар, и что у них осталась хоть какая-то потребность в этом товаре; с этим вопросом связан такой показатель как эластичность спроса. Также я думаю, интересно рассмотреть монопольную прибыль со стороны покупателя и со стороны монополиста, сделав таким образом это понятие относительным. Надо отметить, что покупателей и продавцов в качестве двух противоборствующих сторон рассматривали некоторые западные экономисты.

     Основой монопольной прибыли является сокращение объема производства, сверхконкурентные цены. Монополист удерживает рынок в своей власти и полностью контролирует объем выпуска продукции, предназначенной для продажи. Но это не означает, что монополист может назначить любую сколь угодно высокую цену, какую захочет, по крайней мере, если его целью является максимизация прибыли. Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале определить как характеристики рыночного спроса, так и свои издержки. Так, взвинчивание цен может сократить спрос, привлечь в отрасль новых конкурентов, вызвать вмешательство государства. Монопольная максимизация прибыли вследствие этого невозможна без известных ограничений, налагаемых на себя монополией под давлением объективных обстоятельств. Именно потому, что монополия пытается до конца «выжать» из своего рынка все, что он может дать, она стремится одновременно не «испортить» этот рынок и иногда с заботливостью хорошего садовника «выращивает» его, не исчерпывая до конца его ресурсы и рассчитывая при этом на то, что в будущем подобная политика с лихвой окупится.

     В зависимости от состояния и предполагаемого  развития отдельных рынков, финансового  состояния фирмы и других обстоятельств  наиболее целесообразным с точки зрения получения прибыли в данный момент или в перспективе могут оказаться самые различные стратегии: максимизация сбыта, оборота, захват возрастающей доли рынка, вытеснение конкурентов и т.д. При этом монополии действительно временно бывают вынуждены довольствоваться небольшой прибылью, имея однако в ввиду, что в дальнейшем это позволит увеличить прибыль.  

     Проблема  получения монопольной прибыли напрямую связана с понятием эластичности спроса, которое помогает производителю установить цену на свой товар и которое связано с сущностью прибыли и затрагивает источники ее получения.

     2.2.  Максимизация прибыли  в условиях монополии

 
 

      Целью всех фирм, независимо от рыночной структуры, является максимизация прибыли (разности между выручкой и издержками фирмы). Однако возможности монополиста, как  и любой фирмы, в ее достижении ограничены величиной издержек производства и спроса на его продукт. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Количество продукции, которое может быть продано на рынке, увеличивается по мере снижения цены. Монополист избирает такую стратегию в определении цены и объема производства, которая обеспечивает ему максимальную прибыль.

Информация о работе Равновесие фирмы-монополиста