Развитие бизнеса в Республике Беларуст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 16:59, курсовая работа

Описание

В Республике Беларусь на данный момент развитие малых форм производства является одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих расширению конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1.Малый бизнес в современной рыночной экономике 7
1.1 Понятие малого бизнеса 7
1.2. Организационно-правовые формы малых предприятий.Порядок их государственной регистрации и ликвидации. 10
1.3.Социально- экономическая роль малого бизнеса 15
2.Особенности малого бизнеса 20
2.1 Зарубежный опыт развития малого бизнеса 20
2.2. Опыт государственнойподдержки малых предприятий за рубежом 23
3.Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь и проблемы его становления 27
3.1.Динамика развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 27
3.2. Распределение субъектов малого бизнеса по регионам Беларуси 30
3.3. Проблемы стновления малого бизнеса в Республике Беларусь 31
3.4.Государственная поддержка малого бизнеса в Республике Беларусь 34
3.5. План по развитию бизнеса в Беларуси 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа состоит из  1 файл

весь курсач.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

                                          «Малые возможности  часто 

                                          становятся началом  великих деяний»

                                                                               Демосфен 

     Как показывает опыт развитых стран, малое  предпринимательство играет неотъемлемую роль в экономике государства: его  развитие влияет как на экономический  рост, так и на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и политические проблемы. [1,с.15]

     Кроме того, малый бизнес обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов. Наконец, создание этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих малых предприятий.

     Таким образом, для экономики страны в  целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения  ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о  способности страны приспосабливаться  к меняющейся экономической обстановке.[8,с.168]

     В Республике Беларусь на данный момент  развитие малых форм производства является одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих расширению конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников. Хозяйственная практика в малом бизнесе находится в причинно-следственной зависимости углубляющейся специализацией общественного производства и дифференциацией товаров и услуг. [13,с.135]

     Чтобы более подробно разобраться в  функционировании малого бизнеса в  Беларуси и за рубежом и  в будущем с успехом  решать проблемы ведения собственного частного бизнеса, преодолевать препятствия, встречающиеся на пути его создания, автором была выбрана данная тема.

     Целью работы является анализ состояния малого бизнеса в Республике Беларусь и  зарубежных странах на современном этапе его развития, оценка влияния данного сектора экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив его развития, а также  выявление наиболее острых проблем, стоящих перед малым бизнесом в РБ и поиск путей их решения. 
 
 
 
 
 
 
 

 

1.Малый бизнес в современной рыночной экономике

1.1 Понятие малого бизнеса

    Термин "малое предпринимательство" предполагает количественную определенность, отделение его от крупных форм хозяйствования. Заметная роль малого бизнеса в экономике различных стран побудила исследователей и практиков дать этому явлению более или менее универсальное определение. Определение малого предпринимательства отличается как с количественной, так и качественной точек зрения в зависимости от типа страны. Та и другая описывают различные стороны жизнедеятельности малых предприятий, позволяют составить более или менее полную картину этого сектора экономики, определить его специфическое место в социально-экономической структуре общества.

    Проблема  определения малого предпринимательства  имеет не только теоретическое значение. Точное определение объекта позволяет, во-первых, предметно вести статистический учет хозяйственной деятельности в этом секторе экономики и представлять его вклад в экономическое развитие  страны. Во-вторых, разрабатывать программы налоговой, кредитно-финансовой, административной государственной поддержки малых предприятий. [3,с.104]

        К числу количественных критериев  малого бизнеса относят:

  • численность занятых на предприятии (наиболее распространённый);   
  • годовой объём производства;
  • годовой объём продаж;
  • среднегодовая балансовая стоимость активов.[10,с.12]

    Ряд стран и международных организаций используют формально-количественное определение малого и среднего бизнеса. Комиссия Европейского сообщества, определяя вклад малых и средних предприятий стран ЕС в валовой национальный продукт, занятость, экспортно-импортную деятельность, до недавнего времени использовала в качестве критерия количество работающих — до 250 человек для малых предприятий и до 500 человек для средних предприятий.[15,с.56]

    В Японии, например, в таких отраслях, как горнорудная промышленность, транспорт, строительство, обрабатывающая промышленность, связь, кредит, коммунальное хозяйство, численность работающих не должна превышать 300, в оптовой торговле – менее 100 чел, в розничной – до 50. К мелким в Германии относят предприятия с количеством занятых до 50 чел. Другой показатель – объём хозяйственного оборота  капитала или объём годовых продаж, как это видно из таблицы, используется в ФРГ, Великобритании, Франции; размер производственных фондов – в Японии. Кроме того, в некоторых странах используются дополнительные критерии, такие, как участие в капитале другой фирмы (ФРГ) или объём годового дохода (США) (см. Приложение 1.2).[7,с.35]

    Однако  использование только количественных критериев для отнесения предприятия к субъектам малого бизнеса недостаточно, так как очень часто небольшие с точки зрения количества занятых компании достигают годового оборота в несколько миллионов и даже десятков миллионов долларов. Это уже далеко не малый бизнес, но имеющий по формальным критериям право на предусмотренные законодательством льготы. Поэтому формально-количественный подход необходимо дополнять качественными критериями.[3,с.105]К ним относятся:

      • относительно небольшое число производимых продуктов (услуг);
      • сравнительно ограниченные ресурсы и преимущественное использование неформальных источников финансирования, что практически не позволяет выходить за рамки основной деятельности;
      • высокая организационно-функциональная гибкость и мобильность;
      • менее развитые системы управления, сравнительно несложные процедуры оценки и контроля стратегического положения фирмы;
      • несистематичность менеджмента, преобладание «управления здравого смысла»;
      • концентрация большинства акций и соответственно управленческих постов у основателей предприятия и/или их родственников;
      • способность овладевать только ограниченными сегментами рынка;
      • устойчивое стремление сохранить юридическую независимость фирмы любой ценой;
      • уязвимость для неблагоприятных изменений в макро- и микросреде фирмы, недостаток устойчивости в кризисных ситуациях, нередко подталкивающий владельцев малого предприятия к прекращению предпринимательской деятельности или уходу в теневой сектор, фактически не контролируемый государством, но тесно связанный с криминальными структурами;

    Вышеназванные критерии позволяют определить модель рыночного поведения малых и средних предприятий и обобщить отличия их поведения от рыночной деятельности корпораций и вообще компаний более крупных размеров (см. Приложение 3)[3,c.106-108]

    Критерии  и определения малого предпринимательства, предлагаемые различными национальными институтами для развивающихся стран, отличаются еще большим многообразием. Например, на Филиппинах Национальный институт мелкой промышленности определяет мелкое производство как заведение, на  котором заняты до 100 человек, собственник предприятия не участвует непосредственно в процессе производства, а реализует управленческие функции. В свою очередь Государственная комиссия мелкого производства применяет иные критерии для отнесения производства к категории мелкого: число занятых — до 20 человек, основной капитал — до 1 млн. песо.

    Таиландское управление финансирования мелкой промышленности включает в сферу деятельности мелкие предприятия с числом занятых до 50 человек и основным капиталом до 2 млн. бат, средние предприятия с числом занятых до 200 человек.

    В Индии главным критерием при  определении категории производства является размер основного капитала. Мелким считается предприятие, у которого стоимость основного капитала не превышает 3,5 млн. рупий (для постоянных субподрядчиков крупных компаний — 4,5 млн. рупий).[3,c.110-112]

    В Республике Беларусь к малым предприятиям относятся компании со среднесписочной  численностью занятых: в промышленности и на транспорте- до 100 человек, в  сельском хозяйстве и научно-технической  сфере - до 60 человек, в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек,  в розничной торговли и бытовом обслуживании до 30 человек, в других отраслях непроизводственной сферы-до 25 человек.[1,c. 12]

    Таким образом, в сложной структуре  современной экономики сложился особенный вид предпринимательства малый и средний бизнесе. Он занимает особую нишу и представляет собой стабильный элемент структуры. Его отношения с остальными элементами структуры в перспективе могут характеризоваться не столько как рыночные конкурентные связи, сколько как устойчивое партнерство. К определению места и роли малого и среднего предпринимательства в любой экономике, как и к определению самого этого понятия, следует подходить с двух точек зрения — количественной и качественной.[6,с.33]

1.2. Организационно-правовые формы малых предприятий.Порядок их государственной регистрации и ликвидации.

    Вопрос  о том, какие организационно-правовые формы могут принимать малые  предприятия, имеет большое социально-экономическое значение. Речь идет о возможности населения включаться в предпринимательскую деятельность, а потому и о масштабах малого бизнеса. В ряде стран с развитой рыночной экономикой государство стремится, как можно больше людей вовлечь в предпринимательскую деятельность, поэтому законодательством предусмотрены разнообразные формы создания малых предприятий. При этом в хозяйственной практике выявляется общая тенденция: чем меньше масштабы бизнеса, тем проще порядок его государственной регистрации.

    Выбор организационно-правовой формы предприятия зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются:

  • задачи, которые ставятся перед предприятием при его создании;
  • размер капитала, которым располагают основатели;
  • ответственность, которую хотели бы взять на себя вкладчики капитала: ограниченная или неограниченная;
  • степень участия вкладчика капитала в управлении пред 
    приятием;
  • наличие или отсутствие у основателя предприятия профессиональных знаний;
  • налоговое законодательство.

    Согласно  законодательству Республики Беларусь, основными формами предпринимательской деятельности в нашей стране являются:

  • предпринимательство без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
  • предпринимательство с образованием юридического лица. 
    Предпринимательство с образованием юридического лица может осуществляться в форме хозяйственных товариществ или обществ, а также унитарных предприятий.[5,с.43]

    Хозяйственные товарищества подразделяются на полные и коммандитные. Хозяйственные общества включают акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.

    Как свидетельствуют данные официальной  статистики, более 40 % малых предприятий республики функционируют в форме обществ с ограниченной ответственностью (ООО), свыше 20 % — в форме унитарных предприятий (УП), около 18 % — в форме обществ с дополнительной ответственностью (ОДО), около 15 % — в форме закрытых акционерных обществ (ЗАО).

    В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь обществом с ограниченной ответственностью (ООО) является учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Информация о работе Развитие бизнеса в Республике Беларуст