Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 16:59, курсовая работа
В Республике Беларусь на данный момент развитие малых форм производства является одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих расширению конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников.
ВВЕДЕНИЕ 5
1.Малый бизнес в современной рыночной экономике 7
1.1 Понятие малого бизнеса 7
1.2. Организационно-правовые формы малых предприятий.Порядок их государственной регистрации и ликвидации. 10
1.3.Социально- экономическая роль малого бизнеса 15
2.Особенности малого бизнеса 20
2.1 Зарубежный опыт развития малого бизнеса 20
2.2. Опыт государственнойподдержки малых предприятий за рубежом 23
3.Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь и проблемы его становления 27
3.1.Динамика развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 27
3.2. Распределение субъектов малого бизнеса по регионам Беларуси 30
3.3. Проблемы стновления малого бизнеса в Республике Беларусь 31
3.4.Государственная поддержка малого бизнеса в Республике Беларусь 34
3.5. План по развитию бизнеса в Беларуси 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Как показывает опыт развитых стран, малое предпринимательство играет неотъемлемую роль в экономике государства: его развитие влияет как на экономический рост, так и на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и политические проблемы. [1,с.15]
Кроме того, малый бизнес обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов. Наконец, создание этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих малых предприятий.
Таким образом, для экономики страны в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.[8,с.168]
В Республике Беларусь на данный момент развитие малых форм производства является одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих расширению конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников. Хозяйственная практика в малом бизнесе находится в причинно-следственной зависимости углубляющейся специализацией общественного производства и дифференциацией товаров и услуг. [13,с.135]
Чтобы более подробно разобраться в функционировании малого бизнеса в Беларуси и за рубежом и в будущем с успехом решать проблемы ведения собственного частного бизнеса, преодолевать препятствия, встречающиеся на пути его создания, автором была выбрана данная тема.
Целью
работы является анализ состояния малого
бизнеса в Республике Беларусь и
зарубежных странах на современном этапе
его развития, оценка влияния данного
сектора экономики на общее социально-экономическое
положение страны, определение перспектив
его развития, а также выявление наиболее
острых проблем, стоящих перед малым бизнесом
в РБ и поиск путей их решения.
Термин "малое предпринимательство" предполагает количественную определенность, отделение его от крупных форм хозяйствования. Заметная роль малого бизнеса в экономике различных стран побудила исследователей и практиков дать этому явлению более или менее универсальное определение. Определение малого предпринимательства отличается как с количественной, так и качественной точек зрения в зависимости от типа страны. Та и другая описывают различные стороны жизнедеятельности малых предприятий, позволяют составить более или менее полную картину этого сектора экономики, определить его специфическое место в социально-экономической структуре общества.
Проблема определения малого предпринимательства имеет не только теоретическое значение. Точное определение объекта позволяет, во-первых, предметно вести статистический учет хозяйственной деятельности в этом секторе экономики и представлять его вклад в экономическое развитие страны. Во-вторых, разрабатывать программы налоговой, кредитно-финансовой, административной государственной поддержки малых предприятий. [3,с.104]
К числу количественных критериев малого бизнеса относят:
Ряд стран и международных организаций используют формально-количественное определение малого и среднего бизнеса. Комиссия Европейского сообщества, определяя вклад малых и средних предприятий стран ЕС в валовой национальный продукт, занятость, экспортно-импортную деятельность, до недавнего времени использовала в качестве критерия количество работающих — до 250 человек для малых предприятий и до 500 человек для средних предприятий.[15,с.56]
В
Японии, например, в таких отраслях,
как горнорудная
Однако использование только количественных критериев для отнесения предприятия к субъектам малого бизнеса недостаточно, так как очень часто небольшие с точки зрения количества занятых компании достигают годового оборота в несколько миллионов и даже десятков миллионов долларов. Это уже далеко не малый бизнес, но имеющий по формальным критериям право на предусмотренные законодательством льготы. Поэтому формально-количественный подход необходимо дополнять качественными критериями.[3,с.105]К ним относятся:
Вышеназванные критерии позволяют определить модель рыночного поведения малых и средних предприятий и обобщить отличия их поведения от рыночной деятельности корпораций и вообще компаний более крупных размеров (см. Приложение 3)[3,c.106-108]
Критерии и определения малого предпринимательства, предлагаемые различными национальными институтами для развивающихся стран, отличаются еще большим многообразием. Например, на Филиппинах Национальный институт мелкой промышленности определяет мелкое производство как заведение, на котором заняты до 100 человек, собственник предприятия не участвует непосредственно в процессе производства, а реализует управленческие функции. В свою очередь Государственная комиссия мелкого производства применяет иные критерии для отнесения производства к категории мелкого: число занятых — до 20 человек, основной капитал — до 1 млн. песо.
Таиландское управление финансирования мелкой промышленности включает в сферу деятельности мелкие предприятия с числом занятых до 50 человек и основным капиталом до 2 млн. бат, средние предприятия с числом занятых до 200 человек.
В Индии главным критерием при определении категории производства является размер основного капитала. Мелким считается предприятие, у которого стоимость основного капитала не превышает 3,5 млн. рупий (для постоянных субподрядчиков крупных компаний — 4,5 млн. рупий).[3,c.110-112]
В
Республике Беларусь к малым предприятиям
относятся компании со среднесписочной
численностью занятых: в промышленности
и на транспорте- до 100 человек, в
сельском хозяйстве и научно-
Таким образом, в сложной структуре современной экономики сложился особенный вид предпринимательства малый и средний бизнесе. Он занимает особую нишу и представляет собой стабильный элемент структуры. Его отношения с остальными элементами структуры в перспективе могут характеризоваться не столько как рыночные конкурентные связи, сколько как устойчивое партнерство. К определению места и роли малого и среднего предпринимательства в любой экономике, как и к определению самого этого понятия, следует подходить с двух точек зрения — количественной и качественной.[6,с.33]
Вопрос
о том, какие организационно-правовые
формы могут принимать малые
предприятия, имеет большое социально-
Выбор организационно-правовой формы предприятия зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются:
Согласно законодательству Республики Беларусь, основными формами предпринимательской деятельности в нашей стране являются:
Хозяйственные товарищества подразделяются на полные и коммандитные. Хозяйственные общества включают акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.
Как свидетельствуют данные официальной статистики, более 40 % малых предприятий республики функционируют в форме обществ с ограниченной ответственностью (ООО), свыше 20 % — в форме унитарных предприятий (УП), около 18 % — в форме обществ с дополнительной ответственностью (ОДО), около 15 % — в форме закрытых акционерных обществ (ЗАО).
В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь обществом с ограниченной ответственностью (ООО) является учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.