Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 16:59, курсовая работа
В Республике Беларусь на данный момент развитие малых форм производства является одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих расширению конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников.
ВВЕДЕНИЕ 5
1.Малый бизнес в современной рыночной экономике 7
1.1 Понятие малого бизнеса 7
1.2. Организационно-правовые формы малых предприятий.Порядок их государственной регистрации и ликвидации. 10
1.3.Социально- экономическая роль малого бизнеса 15
2.Особенности малого бизнеса 20
2.1 Зарубежный опыт развития малого бизнеса 20
2.2. Опыт государственнойподдержки малых предприятий за рубежом 23
3.Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь и проблемы его становления 27
3.1.Динамика развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 27
3.2. Распределение субъектов малого бизнеса по регионам Беларуси 30
3.3. Проблемы стновления малого бизнеса в Республике Беларусь 31
3.4.Государственная поддержка малого бизнеса в Республике Беларусь 34
3.5. План по развитию бизнеса в Беларуси 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
2)
целевое бюджетное
В Германии государство для поддержки инновационной деятельности создало около 30 национальных фондов, располагающих капиталом в 2 млрд. евро, из которых 20 % инвестируется в инновационные предприятия.[10,c.99-100]
Китай,
наряду с инвестированием в
3)
налоговое регулирование —
4)
формирование специальных
В
США действует закон «Об
В Великобритании государство активно использует инструменты бюджетной, налоговой и кредитной политики для стимулирования этого сектора экономики. К мерам общего характера относится установление для мелких фирм пониженной ставки налога с корпораций. Запись доходов и издержек ведется только при их фактическом поступлении и выплате независимо от того, к какому периоду они относятся. Предусматривается ряд льгот: отложенная оплата счетов; составление баланса для расчета НДС лишь после оплаты своих счетов; эффективная система скидок при уплате просроченных ссуд.
В Бельгии, Франции, Нидерландах применяется практика предоставления малому и среднему бизнесу рискового капитала. В частности, правительства гарантируют компенсацию возможных убытков венчурных фондов. Кроме этого, особо стимулируется вложение средств в основные фонды малого и среднего предпринимательства.
Помимо финансовой помощи формами стимулирования развития малого бизнеса в развитых странах являются:
Сравнивая государственную политику в отношении малого предпринимательства в различных странах (см. Приложение 4), непросто сделать ясные и четкие обобщения, поскольку в них слишком много непохожего в силу различных исторических традиций, особенностей социально-экономических структур, даже специфики государственной бюрократии.
Эти обстоятельства определяют различия подходов к проблемам развития малого предпринимательства, например, в США и Японии. Традиционные американские ценности индивидуальной предприимчивости, равных возможностей, свободного рынка определили развитие малого предпринимательства "вширь" с акцентом на решение вопросов занятости, регионального развития и противодействия монополиям.
Японская политика в отношении малого бизнеса является составной частью промышленной политики, направленной на повышение эффективности японской индустрии, представленной прежде всего промышленными гигантами. Малые высокоэффективные производства интегрируются при поддержке государства в вертикальные промышленные структуры, при этом региональные и социальные аспекты развития малого бизнеса остаются за рамками государственной политики.
При
весьма заметной роли малого бизнеса
в экономике обеих стран
Но,
несмотря на существенные различия в целеполагании
и в выборе конкретных механизмов и инструментов
политики в отношении малого предпринимательства
в различных странах, существуют, как мы
уже знаем, общие черты, перечисленные
выше.
Предпринимательство в Республике Беларусь, в том числе малый и средний бизнес, играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности.
Основными нормативно-правовыми документами, определяющими направления и меры в данной области, являются Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства», Указ Президента Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства».
В
соответствии с действующим
К индивидуальным предпринимателям относятся граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с привлечением для этого не более трех физических лиц на основе гражданско-правовых и (или) трудовых договоров.
История развития малого предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает почти 17лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике в области стимулирования и развития малого бизнеса. [1,с.67] (см. Приложение 5). По сообщению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по состоянию на 1 октября 2008 г. в республике состоит на учете 64017 субъектов малого предпринимательства – юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2007 г. количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 25929 (или на 68,1%), по сравнению с началом 2008 года – составило 124,9 %.[12]
Удельный вес малых предприятий в общем объеме ВВП за январь-март составил 8,4%. В общем объеме производства продукции (работ, услуг промышленного характера) удельный вес малых предприятий составил 6,5%, розничного товарооборота (включая общественное питание) — 11,0%, внешнеторгового оборота — 13,4%.[18]
Количество индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 октября 2008 г. также увеличилось и составило 216214 человек. Прирост к уровню 1 октября 2007 г. составил 12401 человек (или 6,1%). Количество индивидуальных предпринимателей по сравнению с количеством на начало года выросло на 3651 человек (или на 1,7%).
За январь-апрель 2008 года поступления в бюджет от индивидуальных предпринимателей составили 32,0 млрд.рублей или 2,1 процента от общих поступлений в бюджет области. Сумма единого налога и НДС в фиксированной сумме составила 18,2 млрд.руб., или 56,8 процента от всех поступлений индивидуальных предпринимателей.
За четыре месяца текущего года инспекциями области проверено 2004 индивидуальных предпринимателя, нарушения законодательства установлены в 1459 случаях, результативность проверок составила 72,8 процента.
По итогам контрольной работы за четыре месяца текущего года в бюджет дополнительно поступило платежей на общую сумму 827,6 млн. руб.[17]
Всего в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей) по итогам 2007 года занято 453214 человек, что составляет 15,4% от занятых в экономике. Наши малые предприятия немного отстают от того уровня, который этот сектор экономики занимает в развитых странах. Так, если в выше упомянутых странах малые фирмы составляют 70-90%, то у нас лишь около 30%. Соответственно этому и количество занятых. В США и ЕС на малых предприятиях трудится примерно половина населения, в Японии все 70%. В то время как у нас лишь немногим больше 10%.
Удивительно, но наиболее эффективно работают малые иностранные предприятия (их всего-то 4-6%). На одно иностранное предприятие приходится в 2 раза больше произведенной продукции, чем на аналогичное отечественное. Инвестиций в основной капитал от них тоже в 3,4 раза больше, чем вкладывает малое частное, и в 2,4 раза – чем малое государственное предприятие. Причем, только 14% инвестиций – это собственные средства. Интересно, что относительно высокими темпами растет количество малых предприятий. Если в 2008 году частных отечественных компаний стало больше, чем в 2007, лишь на 12 %, то иностранных на 56 %. Активность государства в создании малых предприятий стремится к нулю – рост 1%. На фоне снижения числа убыточных предприятий по экономике в целом их доля среди малых растет. Не высок даже относительно среднего по республике и уровень рентабельности малых предприятий (15,4% в январе-июле 2007г.). К тому же он имеет тенденцию к снижению.Отраслевая структура малого предпринимательства неоднородна (см. Приложение 6,7) Белоркусские бизнесмены на риск идут неохотно. Наибольшее количество малых предприятий занято в быстрооборачиваемых сферах - торговле и общественном питании – 39,1%. . Правда, в последнее время наметилась тенденция роста малых предприятий, занимающихся промышленным производством. Растет число строительных компаний, организаций, оказывающих услуги транспорта и связи, работающих на рынке недвижимости, в финансово-кредитной сфере. Менее интересны для вновь возникающего бизнеса сельское хозяйство, ЖКХ, информационно-вычислительные и образовательные услуги. В промышленности сосредоточено 22,3%, строительстве – 11,7%, сельском хозяйстве (включая крестьянские (фермерские хозяйства) – 6,1%, транспорте – 5,1% от общего количества малых предприятий. По численности занятых на малых предприятиях лидируют промышленные предприятия – 37,1% от общего количества занятых на малых предприятиях (см. Приложение 7). На предприятиях торговли и общественного питания занято 25,9%, в строительстве – 15,7%. Что касается привлекательности отдельных отраслей с точки зрения максимизации прибыли, то самая высокая отдача у предприятий, работающих на рынке недвижимости, - 45%. За ними следуют связисты – 25,2%, торговля и общепит – 21,9%, сельское хозяйство – 15%, информационно-вычислительное обслуживание – 14,1%. Лишь 11% составил уровень рентабельности в строительстве, 9,7% - в промышленности (см. Приложение 8).
Что касается привлекательности отдельных отраслей с точки зрения максимизации прибыли, то самая высокая отдача у предприятий, работающих на рынке недвижимости, - 45%. За ними следуют связисты – 25,2%, торговля и общепит – 21,9%, сельское хозяйство – 15%, информационно-вычислительное обслуживание – 14,1%. Лишь 11% составил уровень рентабельности в строительстве, 9,7% - в промышленности (см. Приложение 8).[12,c.545-550]
Как видим, наш малый бизнес – действительно малый, и в тенденциях его развития пока нет предпосылок к росту, а тем более к переходу в новый статус если не крупного, то хотя бы среднего бизнеса. Его потенциал сферы для создания новых рабочих мест, изменения структуры экономики, появления инноваций, развития конкуренции используется пока очень слабо, а это значит, что возможность его реализовать еще есть. Тем более что иностранные предприятия, имеющие большой опыт работы в условиях рынка, умудряются работать у нас более эффективно, нежели мы сами.
Уровень регионального развития малого бизнеса во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, наличие трудовых и сырьевых ресурсов, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение и поддержка со стороны местных властей. Как и следовало ожидать, активнее всего кипит жизнь в столице (см. Приложение 9). Здесь сконцентрирована большая часть малых предприятий (51%) и индивидуальных предпринимателей (20%). Это объясняется тем, что г. Минск обладает развитой производственной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры. Основной проблемой областного предпринимательства является неравномерность распределения субъектов хозяйствования по территории региона. Большая часть малых предприятий и индивидуальных предпринимателей концентрируется в областных центрах. Но даже небольшое удаление от столицы являет миру совершенно иную раскладку. Меньше всего малых предприятий в Гродненской области – 7%. В более денежной столице привлекательнее всего торговать и кормить клиента. Промышленность малых активнее развивается в Минской и Брестской областях, самой сельскохозяйственной выглядит Витебская. Небольших строительных организаций больше всего в Гомельской области. Крайне слабо развит этот сектор экономики в малых городах и сельской местности. Вместе с тем именно для этих населенных пунктов в большей мере характерны дефицит товаров и услуг, проблемы трудоустройства, культурного досуга.[12,c.551-552]