Развитие бизнеса в Республике Беларуст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 16:59, курсовая работа

Описание

В Республике Беларусь на данный момент развитие малых форм производства является одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих расширению конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1.Малый бизнес в современной рыночной экономике 7
1.1 Понятие малого бизнеса 7
1.2. Организационно-правовые формы малых предприятий.Порядок их государственной регистрации и ликвидации. 10
1.3.Социально- экономическая роль малого бизнеса 15
2.Особенности малого бизнеса 20
2.1 Зарубежный опыт развития малого бизнеса 20
2.2. Опыт государственнойподдержки малых предприятий за рубежом 23
3.Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь и проблемы его становления 27
3.1.Динамика развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 27
3.2. Распределение субъектов малого бизнеса по регионам Беларуси 30
3.3. Проблемы стновления малого бизнеса в Республике Беларусь 31
3.4.Государственная поддержка малого бизнеса в Республике Беларусь 34
3.5. План по развитию бизнеса в Беларуси 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа состоит из  1 файл

весь курсач.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

  2) целевое бюджетное финансирование  проектов малого бизнеса, участие в акционерном капитале.

    В Германии государство для поддержки  инновационной деятельности создало  около 30 национальных фондов, располагающих  капиталом в 2 млрд. евро, из которых 20 % инвестируется в инновационные  предприятия.[10,c.99-100]

    Китай, наряду с инвестированием в капиталоемкие производства, осуществляет массированное финансирование малых предприятий, требующих большого количества рабочих рук, особенно в аграрной сфере. Сингапур проводит политику открытого протекционизма по отношению к малому бизнесу, прежде всего в трудоемкой и инновационной сферах.[3,c.115-116]

    3) налоговое регулирование — широко  используется уменьшение ставки налогов в зависимости от размера предприятия, региона, сферы деятельности, сужение налоговой базы, налоговые каникулы и налоговые кредиты, ускоренная амортизация, установление минимума годового дохода, который не облагается налогом.

    4)  формирование специальных резервов  поддержки малого и среднего  бизнеса, а также применение  фискальных льгот и дотаций.

    В США действует закон «Об инвестициях  в трудовые ресурсы», который предоставляет  компаниям, осуществляющим профессиональную подготовку сотрудников, льготы по налогу на прибыль.

В Великобритании государство активно использует инструменты бюджетной, налоговой и кредитной политики для стимулирования этого сектора экономики. К мерам общего характера относится установление для мелких фирм пониженной ставки налога  с корпораций. Запись доходов и издержек ведется только при их фактическом поступлении и выплате независимо от того, к какому периоду они относятся. Предусматривается ряд льгот: отложенная оплата счетов; составление баланса для расчета НДС лишь после оплаты своих счетов; эффективная система скидок при уплате просроченных ссуд.

    В Бельгии, Франции, Нидерландах применяется практика предоставления малому и среднему бизнесу рискового капитала. В частности, правительства гарантируют компенсацию возможных убытков венчурных фондов. Кроме этого, особо стимулируется вложение средств в основные фонды малого и среднего предпринимательства.

    Помимо  финансовой помощи формами стимулирования развития малого бизнеса в развитых странах являются: 

  • юридическая помощь: облегченная процедура регистрации, создание специализированных консалтинговых служб, обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защите интересов малых предприятий;
  • организация системы подготовки и переподготовки предпринимателей
  • информационная помощь: доступ к информационным системам, правительства и научно-исследовательских организаций;
  • материально-техническая помощь: сдача в аренду производственных и офисных площадей на льготных условиях, доступ к дефицитным ресурсам;
  • инфраструктурная помощь: создание сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействия малому предпринимательству;
  • коммерческая помощь: прямое размещение госзаказов;-развитие системы субподряда, помощь МП, выходящим на международные рынки, защита интеллектуальной собственности.
  • создание стабильных государственных и негосударственных источников ассигнований на поддержку малого бизнеса;
  • использование рациональных механизмов контроля за расходованием выделенных средств.[8,c.99-100]

    Сравнивая государственную политику в отношении  малого предпринимательства в различных странах (см. Приложение 4), непросто сделать ясные и четкие обобщения, поскольку в них слишком много непохожего в силу различных исторических традиций, особенностей социально-экономических структур, даже специфики государственной бюрократии.

    Эти обстоятельства определяют различия подходов к проблемам развития малого предпринимательства, например, в США и Японии. Традиционные американские ценности индивидуальной предприимчивости, равных возможностей, свободного рынка определили  развитие малого предпринимательства "вширь" с акцентом на решение вопросов занятости, регионального развития и противодействия монополиям.

    Японская  политика в отношении малого бизнеса  является составной частью промышленной политики, направленной на повышение эффективности японской индустрии, представленной прежде всего промышленными гигантами. Малые высокоэффективные производства интегрируются при поддержке государства в вертикальные промышленные структуры, при этом региональные и социальные аспекты развития малого бизнеса остаются за рамками государственной политики.

    При весьма заметной роли малого бизнеса  в экономике обеих стран результатом  являются различия в его отраслевой структуре. В США в целом преобладают малые предприятия в сфере услуг и розничной торговли, а в Японии наблюдается перевес промышленных малых предприятий. [3,c.118-119]

    Но, несмотря на существенные различия в целеполагании и в выборе конкретных механизмов и инструментов политики в отношении малого предпринимательства в различных странах, существуют, как мы уже знаем, общие черты, перечисленные выше.  
 
 
 
 
 
 

 

3.Развитие  малого бизнеса  в Республике Беларусь  и проблемы его  становления

3.1.Динамика развития малого предпринимательства в Республике Беларусь

  Предпринимательство в Республике Беларусь, в том числе  малый и средний бизнес, играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности.

  Основными нормативно-правовыми документами, определяющими направления и меры в данной области, являются Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства», Указ Президента Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства».

  В соответствии с действующим законодательством  малое предпринимательство в  Республике Беларусь существует в двух формах: юридические лица (малые предприятия) и индивидуальные предприниматели.

   К индивидуальным предпринимателям относятся  граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с привлечением для этого не более трех физических лиц на основе гражданско-правовых и (или) трудовых договоров.

   История развития малого предпринимательства  в Республике Беларусь насчитывает почти 17лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике в области стимулирования и развития малого бизнеса. [1,с.67] (см. Приложение 5). По сообщению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по состоянию на 1 октября 2008 г. в республике состоит на учете 64017 субъектов малого предпринимательства – юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2007 г. количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 25929 (или на 68,1%), по сравнению с началом 2008 года – составило 124,9 %.[12]

   Удельный  вес малых предприятий в общем  объеме ВВП за январь-март составил 8,4%. В общем объеме производства продукции (работ, услуг промышленного характера) удельный вес малых предприятий составил 6,5%, розничного товарооборота (включая общественное питание) — 11,0%, внешнеторгового оборота — 13,4%.[18]

     Количество индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 октября 2008 г. также увеличилось и составило 216214 человек. Прирост к уровню 1 октября 2007 г. составил 12401 человек (или 6,1%). Количество индивидуальных предпринимателей по сравнению с количеством на начало года выросло на 3651 человек (или на 1,7%).

     За  январь-апрель 2008 года поступления  в бюджет от индивидуальных предпринимателей составили 32,0 млрд.рублей или 2,1 процента от общих поступлений в бюджет области. Сумма единого налога и  НДС в фиксированной сумме составила 18,2 млрд.руб., или 56,8 процента от всех поступлений индивидуальных предпринимателей.

     За  четыре месяца текущего года инспекциями  области проверено 2004 индивидуальных предпринимателя, нарушения законодательства установлены в 1459 случаях, результативность проверок составила 72,8 процента.

     По  итогам контрольной работы за четыре месяца текущего года в бюджет дополнительно  поступило платежей на общую сумму 827,6 млн. руб.[17]

     Всего в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей) по итогам 2007 года занято 453214 человек, что составляет 15,4% от занятых в экономике. Наши малые предприятия немного отстают от того уровня, который этот сектор экономики занимает в развитых странах. Так, если в выше упомянутых странах малые фирмы составляют 70-90%, то у нас лишь около 30%. Соответственно этому и количество занятых. В США и ЕС на малых предприятиях трудится  примерно половина населения, в Японии все 70%.  В то время как у нас лишь немногим больше 10%.

     Удивительно, но наиболее эффективно работают малые иностранные предприятия (их всего-то 4-6%). На одно иностранное предприятие приходится в 2 раза больше произведенной продукции, чем на аналогичное отечественное. Инвестиций в основной капитал от них тоже в 3,4 раза больше, чем вкладывает малое частное, и в 2,4 раза – чем малое государственное предприятие. Причем, только 14% инвестиций – это собственные средства. Интересно, что относительно высокими темпами растет количество малых предприятий. Если в 2008 году частных отечественных компаний стало больше, чем в 2007, лишь на 12 %, то иностранных на 56 %. Активность государства в создании малых предприятий стремится к нулю – рост 1%. На фоне снижения числа убыточных предприятий по экономике в целом их доля среди малых растет. Не высок даже относительно среднего по республике и уровень рентабельности малых предприятий (15,4% в январе-июле 2007г.). К тому же он имеет тенденцию к снижению.Отраслевая структура малого предпринимательства неоднородна (см. Приложение 6,7) Белоркусские бизнесмены на риск идут неохотно. Наибольшее количество малых предприятий занято в быстрооборачиваемых сферах - торговле и общественном питании – 39,1%. . Правда, в последнее время наметилась тенденция роста малых предприятий, занимающихся промышленным производством. Растет число строительных компаний, организаций, оказывающих услуги транспорта и связи, работающих на рынке недвижимости, в финансово-кредитной сфере. Менее интересны для вновь возникающего бизнеса сельское хозяйство, ЖКХ, информационно-вычислительные и образовательные услуги. В промышленности сосредоточено 22,3%, строительстве – 11,7%, сельском хозяйстве (включая крестьянские (фермерские хозяйства) – 6,1%, транспорте – 5,1% от общего количества малых предприятий. По численности занятых на малых предприятиях лидируют промышленные предприятия – 37,1% от общего количества занятых на малых предприятиях (см. Приложение 7). На предприятиях торговли и общественного питания занято 25,9%, в строительстве – 15,7%. Что касается привлекательности отдельных отраслей с точки зрения максимизации прибыли, то самая высокая отдача у предприятий, работающих на рынке недвижимости, - 45%. За ними следуют связисты – 25,2%, торговля и общепит – 21,9%, сельское хозяйство – 15%, информационно-вычислительное обслуживание – 14,1%. Лишь 11% составил уровень рентабельности в строительстве, 9,7% - в промышленности (см. Приложение 8).

     Что касается привлекательности отдельных  отраслей с точки зрения максимизации прибыли, то самая высокая отдача у предприятий, работающих на рынке недвижимости, - 45%. За ними следуют связисты – 25,2%, торговля и общепит – 21,9%, сельское хозяйство – 15%, информационно-вычислительное обслуживание – 14,1%. Лишь 11% составил уровень рентабельности в строительстве, 9,7% - в промышленности (см. Приложение 8).[12,c.545-550]

     Как видим, наш малый бизнес – действительно  малый, и в тенденциях его развития пока нет предпосылок к росту, а тем более к переходу в новый статус если не крупного, то хотя бы среднего бизнеса. Его потенциал сферы для создания новых рабочих мест, изменения структуры экономики, появления инноваций, развития конкуренции используется пока очень слабо, а это значит, что возможность его реализовать еще есть. Тем более что иностранные предприятия, имеющие большой опыт работы в условиях рынка, умудряются работать у нас более эффективно, нежели мы сами.

3.2. Распределение субъектов малого бизнеса по регионам Беларуси

     Уровень регионального развития малого бизнеса  во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, наличие трудовых и сырьевых ресурсов, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение и поддержка со стороны местных властей. Как и следовало ожидать, активнее всего кипит жизнь в столице (см. Приложение 9). Здесь сконцентрирована большая часть малых предприятий (51%) и индивидуальных предпринимателей (20%). Это объясняется тем, что г. Минск обладает развитой производственной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры. Основной проблемой областного предпринимательства является неравномерность распределения субъектов хозяйствования по территории региона. Большая часть малых предприятий и индивидуальных предпринимателей концентрируется в областных центрах. Но даже небольшое удаление от столицы являет миру совершенно иную раскладку. Меньше всего малых предприятий в Гродненской области – 7%. В более денежной столице привлекательнее всего торговать и кормить клиента. Промышленность малых активнее развивается в Минской и Брестской областях, самой сельскохозяйственной выглядит Витебская. Небольших строительных организаций больше всего в Гомельской области. Крайне слабо развит этот сектор экономики в малых городах и сельской местности. Вместе с тем именно для этих населенных пунктов в большей мере характерны дефицит товаров и услуг, проблемы трудоустройства, культурного досуга.[12,c.551-552]

Информация о работе Развитие бизнеса в Республике Беларуст