Развитие бизнеса в Республике Беларуст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 16:59, курсовая работа

Описание

В Республике Беларусь на данный момент развитие малых форм производства является одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих расширению конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1.Малый бизнес в современной рыночной экономике 7
1.1 Понятие малого бизнеса 7
1.2. Организационно-правовые формы малых предприятий.Порядок их государственной регистрации и ликвидации. 10
1.3.Социально- экономическая роль малого бизнеса 15
2.Особенности малого бизнеса 20
2.1 Зарубежный опыт развития малого бизнеса 20
2.2. Опыт государственнойподдержки малых предприятий за рубежом 23
3.Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь и проблемы его становления 27
3.1.Динамика развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 27
3.2. Распределение субъектов малого бизнеса по регионам Беларуси 30
3.3. Проблемы стновления малого бизнеса в Республике Беларусь 31
3.4.Государственная поддержка малого бизнеса в Республике Беларусь 34
3.5. План по развитию бизнеса в Беларуси 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа состоит из  1 файл

весь курсач.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

    Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.[6,c.23]

    В последние годы малые предприятия  все активнее выходят на внешние  рынки. Так экспорт малых компаний США составляет 20 % совокупного объема товарной продукции, в Голландии, Бельгии, Германии он достигает 35—40 % . Этому способствовал переход от межотраслевой к внутриотраслевой международной специализации.[4.c.195]

    Малые предприятия начали активно осваивать  новые формы международного сотрудничества — торговлю интеллектуальными продуктами: лицензиями, ноу-хау, патентами, торговыми марками, — а также вкладывать деньги в развитие сбытовой сферы. В США, Франции, Японии, Швейцарии на долю малых предприятий приходится до 50 % всех экспортных лицензионных сделок. .[6,с.55-57]

    В развивающихся же странах малый  бизнес выполняет социальные функции противодействия безработице и выравнивания доходов. Значительную часть предприятий мелкой промышленности и сферы услуг составляет сектор традиционной городской экономики и характеризуется преобладанием доиндустриальных форм труда, крайне низким уровнем эффективности, ориентацией на потребительский спрос беднейших слоев населения. На фоне многочисленных полукустарных производств ремесленного и мануфактурного типа, основывающихся на ручном труде, появляется многочисленная группа мелких предприятий нового типа, которые тесно связаны субподрядными отношениями с современными промышленными предприятиями, снабжая их определенными видами сырья и полуфабрикатов или завершая сборку изделий, компоненты которых изготовлены на крупносерийном производстве. Технико-экономическая и социальная неоднородность мелкого производства в развивающихся странах объясняет тот факт, что с ним связывается реализация таких противоречивых задач развития, как освоение передовой техники и обеспечение занятости, сохранение традиционных навыков труда и знаний как части национальной культуры и модернизация как необходимый инструмент повышения хозяйственной эффективности. [3,c.102-103]

    Как видим, экономическое значение малого бизнеса особенно возросло в последние годы. В странах с развитой и развивающейся рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. Кроме того, малые предприятия, традиционно широко развившиеся в торговле, строительстве, сфере услуг и сельском хозяйстве всё шире осваиваются в промышленности, особенно в общем и точном машиностроении, электротехнике. Таким образом, высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики, так как малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. [9, с.45] 
 

 

    

2.Особенности  малого бизнеса

2.1 Зарубежный опыт развития малого бизнеса

     Малые предприятия играют важную роль во всем мире. В последние несколько  лет в странах Западной Европы, в США и Японии большое значение приобрел малый бизнес (где он представлен  совокупностью многочисленных малых  и средних предприятий). Основная масса их – это мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах. [10, c.128]

     Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы для развития экономики.

     Например, малые и средние фирмы США  производят 40% валового национального  продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса.[11,c.18]

     В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах  Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он выжил, проявил способность к воспроизводству и вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, таким образом идет их воспроизводство. [15,c.182]

    Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Данные по вкладу малых и средних предприятий (МСП) в экономику передовых промышленно развитых стран приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1 - Показатели, характеризующие состояние МСП в разных странах

Страны Кол-во МСП

(тыс.)

Кол-во МСП

на 1000

жителей

Занято в МСП (млн.чел) Доля МСП в общей численности 
занятых (%)
Доля МСП в ВВП (%)
Великобритания 2630 46 13.6 49 50-53
Германия 2290 37 18.5 46 50-52
Италия 3920 68 16.8 73 57-60
Франция 1980 35 15.2 54 55-62
Страны  ЕС 15770 45 68 72 63-67
США 19300 74.2 70.2 54 50-52
Япония 6450 49.6 39.5 78 52-55
Россия 844 5.65 8.3 13 10-11
 
---

     Как видно из данной таблицы, вклад малых  и средних предприятий в экономику трудно переоценить. Несмотря на то, что количество малых предприятий колеблется от 37 до 74,2 на 1000 жителей, несмотря на это их вклад в ВВП составляет более 50%. Малые и средние предприятия могут решить и проблему занятости населения.

     Данные о малом бизнесе в развитых странах мира.

    В США функционирует более 15 млн. малых  предприятий, которые производят около 1/2 валового продукта частного сектора и обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения. Малый бизнес осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации.

    В Германии 2 млн. мелких и средних  фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. В сфере мелкого и среднего бизнеса занято 2/3 всего экономически активного населения. За последнее десятилетие на малых предприятиях (с численностью менее 20 человек) число занятых возросло на 600 тыс. человек, тогда как на более крупных (с численностью 21–100 работающих) – лишь на 90 тыс. Как мы видим, эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. 

     В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.

     Во  Франции малые и средние фирмы  чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.

     В Португалии малые и средние фирмы  производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с  числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70 % всех промышленных компании, а фирмы с числом занятых 500 чел. - лишь 0,4 %.

    В Японии крупные всемирно известные концерны составляют здесь лишь вершину экономического айсберга, а его основание, подводная часть — малые и средние предприятия. На них приходится около 55% реализованной продукции промышленности, около 60% объема промышленности. Функционирует 6,5 млн небольших предприятий, или 90% от общего их числа, работают около 40 млн человек, или более 80% общей численности работающих. В обувной, швейной, галантерейной промышленности, производстве лекарств, комплектующих изделий и конструкций, строительстве, сфере услуг (включая обслуживание техники) небольшие предприятия занимают господствующее положение.

     Кроме того, продукция  малых предприятий занимает существенное место в экспортно-импортных операциях многих стран. На их долю приходится примерно 40% товарного экспорта Германии, Италии, Японии. В Бельгии 52% всех малых предприятий торгуют на международном рынке. Большинство экспортных предприятий Греции (97%) составляют малые и средние фирмы.[4,c.129]

2.2. Опыт государственнойподдержки малых предприятий за рубежом

    Во  всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное  регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований.

    Инструменты  государственного  регулирования  подразделяются на две группы:

  1. административные: государство прямо через соответствующие законодательные акты предписывает предпринимателям, каким образом они должны изменить свою хозяйственную деятельность. Например, вводя систему лицензирования, государство ограничивает предпринимательскую активность, конкуренцию в отдельных отраслях;
  2. экономические: государство воздействует на поведение предпринимателей путем изменения существующей системы стимулов и/или экономического риска. Например, предоставляя гарантии по кредитам, государство стимулирует реализацию выгодных для общества проектов или, снижая уровень налогов, повышает прибыльность предпринимательской деятельности, что в свою очередь стимулирует включение в бизнес новых субъектов.[10,c.97]

    Финансовая  поддержка малых предприятий  в развитых странах предусматривает:

    1)кредитование  — предоставление прямых кредитов, т.е. финансируемых из государственных источников, гарантированных кредитов, т.е. выдаваемых частными структурами под государственные гарантии, и смешанных кредитов.

    Во  Франции создан специальный банк долго- и среднесрочного кредитования на льготных условиях закупок оборудования малыми предприятиями, создано национальное агентство по внедрению результатов исследований, компенсирующее до 50 % расходов на НИОКР малых и средних компаний;

Информация о работе Развитие бизнеса в Республике Беларуст