Развитие бизнеса в Республике Беларуст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 16:59, курсовая работа

Описание

В Республике Беларусь на данный момент развитие малых форм производства является одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих расширению конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1.Малый бизнес в современной рыночной экономике 7
1.1 Понятие малого бизнеса 7
1.2. Организационно-правовые формы малых предприятий.Порядок их государственной регистрации и ликвидации. 10
1.3.Социально- экономическая роль малого бизнеса 15
2.Особенности малого бизнеса 20
2.1 Зарубежный опыт развития малого бизнеса 20
2.2. Опыт государственнойподдержки малых предприятий за рубежом 23
3.Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь и проблемы его становления 27
3.1.Динамика развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 27
3.2. Распределение субъектов малого бизнеса по регионам Беларуси 30
3.3. Проблемы стновления малого бизнеса в Республике Беларусь 31
3.4.Государственная поддержка малого бизнеса в Республике Беларусь 34
3.5. План по развитию бизнеса в Беларуси 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа состоит из  1 файл

весь курсач.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

    Учредительными  документами ООО являются учредительный договор и устав. Уставный фонд ООО состоит из стоимости вкладов его участников. Его размер не должен быть менее 1600 евро.

    Уставный  фонд общества на момент его регистрации должен быть внесен его участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся часть уставного фонда подлежит формированию его участниками в течение первого года деятельности общества.

      Высшим органом ООО является  общее собрание его участников. Текущее руководство его деятельностью осуществляется исполнительным органом, подотчетным собранию участников. Компетенция органов управления обществом, а также порядок применения ими решений определяются законодательством и уставом общества.

    Обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) является учрежденное, двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Минимальный размер уставного фонда ОДО учрежден в сумме, эквивалентной 400 евро.

Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами, но не менее размера, установленного законодательными актами.

В остальном  деятельность ОДО аналогична деятельности ООО.

    Акционерные общества. Данным термином обозначают коммерческие организации, уставной капитал  которых разделен на определенное число  одинаковых долей, причем каждая доля выражена ценной бумагой (акцией).

    По  юридическому статусу акционерные общества схожи с обществами с ограниченной ответственностью. Однако между ними существует одно принципиальное различие: все права акционеров, а также передача и прекращение прав связаны с владением и передачей акций.

    Все акционерные общества подразделяются на закрытые, акции которых распространяются только среди заранее определенного круга лиц, и открытые, участники которых могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.

    Закрытым  акционерным обществом (ЗАО) признается такое общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций, а каждый его участник может отчуждать принадлежащие ему акции с согласия других акционеров ограниченному кругу лиц. Закрытое акционерное общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Участники ЗАО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

    Учредители  ЗАО заключают между собой  договор, определяющий порядок осуществления  ими совместной деятельности по созданию общества, а также размер уставного  фонда. Минимальный размер уставного  фонда ЗАО установлен в сумме, эквивалентной 3000 евро.

      Высшим органом управления в ЗАО является общее собрание акционеров

    Исполнительный  орган ЗАО может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство  деятельностью общества и подотчетен совету директоров и собранию акционеров.

    По  решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации или индивидуальному  предпринимателю (управляющему).

    Унитарным предприятием (УП) признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество УП является неделимым и не может быть распределено по 5 (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

    Унитарным предприятием могут быть государственные (республиканские или коммунальные) либо частные предприятия.

    Имущество УП находится в государственной  либо собственности физического  или юридического лица.

    Собственник имущества УП не отвечает по обязательствам предприятия за исключением случаев, когда экономическая несостоятельность последнего вызвана собственником, который имел право давать обязательные для предприятия указания.[13,с.82]

    Порядок создания и закрытия малых предприятий  определяется Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. № 11 в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 16.11.2000 г. № 22.

    Государственная регистрация субъектов хозяйствования производится по месту их нахождения.

    Деятельность  без государственной регистрации  либо на основании недостоверных данных, представленных для государственной регистрации, или осуществление ими деятельности, не указанной в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), является незаконной и запрещается. Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в местный бюджет в судебном порядке.

    Государственная регистрация малого предпринимательства осуществляется облисполкомами (Минским горисполкомом), которые вправе делегировать часть полномочий по регистрации местным исполнительным и распорядительным органам. Если МП создается в свободной экономической зоне, его регистрация производится администрацией СЭЗ. Государственная регистрация производственных предприятий осуществляется также Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Могилевским горисполкомами.

    До  подачи документов в регистрирующий орган один из учредителей (участников) создаваемого малого предпринимательства должен согласовать с этим органом наименование предприятия.

    Для государственной регистрации малого предпринимательства учредители представляют в регистрирующий орган следующие документы: заявление, анкету установленного образца, копию решения о создании предприятия; учредительные документы; документы, подтверждающие внесение вклада в уставной фонд; документы, содержащие сведения о собственниках имущества; гарантийное письмо или другой документ, подтверждающие право на размещение МП по месту нахождения; платежный документ, подтверждающий внесение платы за регистрацию.

      В учредительных документах юридического лица, кроме сведений, установленных  законодательством, предусматриваются:

  • виды деятельности (в соответствии с Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности, перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), которые будут осуществляться  (осуществляются)  коммерческой  организацией, 
    индивидуальным предпринимателем;
  • сведения об обособленных подразделениях коммерческой организации (представительствах, филиалах).

    Государственная регистрация субъектов хозяйствования производится в месячный срок со дня подачи всех необходимых документов. На основании представленных документов и при необходимости дополнительных сведений регистрирующие органы принимают решение о государственной регистрации либо об отказе в ней с указанием причин отказа. Все работы по закрытию деятельности малого предприятия производит ликвидационная комиссия.

    Среди представляемых для ликвидации предприятия  документов обязательными являются справки:

  • налогового органа о расчете с бюджетом и возврате извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика;
  • фонда социальной защиты населения и государственной службы занятости;
  • таможенного органа об отсутствии задолженности по платежам, взимаемым таможенными органами;
  • территориального органа государственной статистики об 
    отсутствии задолженности по статистической отчетности;
  • территориального архива о сдаче на хранение документов.

    На  основании представленных документов регистрирующий орган исключает МП из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и в 10-дневный срок сообщает о его ликвидации в налоговые органы и органы государственной статистики.[1,с.84-87]

1.3.Социально- экономическая роль малого бизнеса

    Развитие  малого бизнеса в различных странах осуществлялось по-разному, но результат был получен одинаковый: массовое возникновение малых предприятий способствовало ускорению формирования рыночных отношений, сыграло важную стабилизирующую роль как в экономической, так и в социальной сфере. [16,c.78]

    При современных масштабах развития малый бизнес во многих странах обеспечивает стабильность государства, обслуживает своих граждан, создает богатство стране. Занимая определенную нишу в экономической структуре общества, он имеет ряд достоинств:

  • сравнительно низкую капиталоемкость и поэтому широкую доступность населению;
  •    массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство разнообразных товаров и услуг;
  •    ориентацию на потребителя, так как выживаемость зависит от быстрой окупаемости;
  •    мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;
  •   быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в 
    наиболее окупаемые отрасли,  что способствует их быстрому 
    развитию;
  • способность быстро поглощать большое количество рабочей силы;
  •  коллективистский социально-психологический   климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении;
  •  быструю адаптацию на внешнем рынке;
  • углубление внутриотраслевой специализации, снижение затрат на производство благодаря возникновению узкоспециализированных малых предприятий;
  •   значительно меньшее по сравнению с большими предприятиями воздействие на окружающую среду. [1,с.48-49]    

    Однако  малые предприятия обладают рядом  существенных конкурентных недостатков, обусловливающих их высокий процент  банкротств по сравнению с крупными предприятиями. Среди слабых сторон малого бизнеса можно выделить следующие:

  • слабый уровень диверсификации продукции;
  • зависимость от крупных компаний;
  • слабая компетентность руководителей (недостаток управленческого опыта у  предпринимателей,   невозможность  привлечь опытный менеджмент в связи с невысоким уровнем оплаты труда);
  • высокая чувствительность к изменениям условий хозяйствования: у МП, как правило, небольшой круг клиентов, небольшая номенклатура реализуемой продукции, меньший запас финансовой устойчивости; в связи с этим ухудшение показателей по условной единице экономических показателей (неудача в продвижении на рынок одного товара, потеря клиента, неплатежеспособность покупателя) может вызвать кризис или банкротство;
  • неуверенность и осторожность  хозяйственных партнеров 
    при заключении торговых договоров;
  • невозможность масштабного финансирования научных разработок, а также развития социальной сферы, что снижает привлекательность МП для крупных специалистов;
  • значительный объем банкротств - около 50 % МП закрываются в первые два года деятельности, успешными бывают только 15% МП.[11,c.242]

    В целом роль малого бизнеса в национальной экономике необходимо анализировать  по следующим направлениям.

    В области хозяйственного механизма  малый бизнес (МБ) позволяет бороться с монополизмом, обеспечивает его необходимую гибкость благодаря повышению скорости реагирования на изменение потребностей общества. МБ как неотъемлемая часть рыночной среды оказывают конкурентное давление на крупные предприятия и тем самым стимулируют их инновационную деятельность. Благодаря деятельности МБ лучше удовлетворяются потребности общества за счет заполнения рыночных ниш, которые игнорируются крупным и средним бизнесом из-за небольшого минимального эффективного масштаба производства.

    В области общественной психологии малый  бизнес воспитывает у участвующих  и связанных с ним людей  психологию собственника, способность  самостоятельно принимать решения, рассчитывать на собственные силы, делает экономику более способной  к конкуренции. Для человека, занимающегося бизнесом, МБ позволяет реализовать себя как личность, чувствовать себя независимым, способным решать сложные задачи.

    В области социальной структуры общества МБ является основой формирования так называемого среднего класса, который в настоящее время составляет основу общества рыночного типа.

    Малые предприятия являются основой либеральной  экономики на современном этапе: они формируют основную массу  налоговых поступлений, заработной платы (сбережений), обеспечивают средствами к существованию значительную часть населения. Благодаря деятельности МП создаются новые рабочие места, обеспечивается мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов.       Малые предприятия являются неотъемлемым и, как показывает практика, наиболее эффективным элементом инновационного развития экономики. Они занимаются разработкой и внедрением технологических, технических, организационных новшеств, без которых невозможен выход на  рынок и эффективная работа новых предприятий.[10,с.17-19] В расчете на одного занятого они создают почти в 2,5 раза больше принципиально новых продуктов, чем крупные компании, вносят в 2 раза больше серьезных предложений по улучшению существующей технологии. Это достигается благодаря жесткой ориентации на потребителя, гибкости в управлении, быстрой адаптации на рынках, отсутствию бюрократизма, внедрению программно-целевых методов управления и венчурного финансирования.

    Указанные свойства малых фирм позволили им внедриться в начальные стадии научных  исследований, где не требуется значительных материальных затрат. Это укрепило связи малых фирм с крупными предприятиями. Последние передают им выполнение исследований, частично финансируя их, оказывают консультационные услуги, снабжают конструкторской документацией

Информация о работе Развитие бизнеса в Республике Беларуст