Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 01:33, реферат
Сектор малого бизнеса является важным элементом в устойчивом развитии стран с рыночной экономикой и ключевым фактором успешной реструктуризации в пост социалистических странах. Динамичное развитие малых предприятий способствует более быстрой структурной перестройке экономики в этих странах, росту предпринимательской активности населения, повышению качества рабочей силы предприятий страны, созданию новых рабочих мест и повышению МФК: социально-экономической стабильности в обществе. Во всех странах государство способствует росту сектора малого бизнеса, проводя особую экономическую политику, направленную на его поддержку и развитие.
ВВЕДЕНИЕ
Малый бизнес сейчас – это явление, с которым мы сталкиваемся изо дня в день, и каждый уважающий себя человек, если сам не вовлечён в эту систему, то должен быть осведомлён о ней.
Сектор малого бизнеса является важным элементом в устойчивом развитии стран с рыночной экономикой и ключевым фактором успешной реструктуризации в пост социалистических странах. Динамичное развитие малых предприятий способствует более быстрой структурной перестройке экономики в этих странах, росту предпринимательской активности населения, повышению качества рабочей силы предприятий страны, созданию новых рабочих мест и повышению МФК: социально-экономической стабильности в обществе. Во всех странах государство способствует росту сектора малого бизнеса, проводя особую экономическую политику, направленную на его поддержку и развитие. Инструменты такой политики могут быть самые разные – от фискальных до информационных. Кроме того, на улучшение бизнес климата страны, как правило, направлены усилия различных бизнес ассоциаций и союзов предпринимателей, аналитических центров, международных организаций.
Данную тема является актуальной для Республики Беларусь на сегодняшний день. Как показывает опыт развитых стран, малый бизнес играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого бизнеса.
Объект исследования – малый бизнес и его роль в рыночной экономике.
Предмет исследования – развитие малого бизнеса на постсоветском пространстве.
Цель данной работы - на основе изучения зарубежного и национального опыта развития малого бизнеса выявить его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в странах СНГ.
При подготовке работы были использованы учебно-практические пособия и научные издания отечественных и зарубежных экономистов, а также нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность субъектов хозяйствования сектора малого бизнеса Республики Беларусь. Основной исследовательской базой работы явились статистические данные по выбранной тематике, публикации в специализированных периодических изданиях, информационные интернет-сайты белорусских, зарубежных и международных организаций.
Сравительный анализ развития малого бизнеса на постсоветском пространстве.
Малый бизнес выполняет функций, важных для экономики и социальной сферы страны. Он способствует решению проблем занятости, производит значительный объем товаров и услуг, важных для удовлетворения потребительского спроса, обеспечивает источниками существования большую часть населения страны, смягчает социальную напряженность в обществе.
В международной статистической практике отсутствуют единые критерии выделения субъектов малого предпринимательства, а понятие «малый бизнес» во всех странах трактуется по-разному. Это объясняется, в основном, различиями в сложившихся структурах экономики и нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность малого бизнеса в разных странах.
Круг субъектов малого предпринимательства в странах Содружества в настоящее время формируется за счет:
а) малых предприятий - юридических лиц (с определенными национальным законодательством критериями);
б) крестьянских (фермерских) хозяйств;
в) предпринимателей без образования юридического лица, включая лиц, занятых на индивидуальной основе (индивидуальные предприниматели), а также занятых в домашнем хозяйстве производством продукции, предназначенной для реализации. [1]
Критерии классификации малых предприятий устанавливаются, как правило, с целью их поддержки и развития. Выделение в одну классификационную группу малых предприятий предназначено для более четкого выделения предприятий, нуждающихся в государственной поддержке. Малые предприятия во многих случаях обладают большими адаптационными возможностями по сравнению с крупными предприятиями к таким внешним условиям хозяйствования, как изменение спроса, ресурсного обеспечения и др. В то же время непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является всесторонняя и постоянная государственная поддержка.
Становление сферы малого бизнеса в странах Содружества началось в 1987 году с появлением кооперативного движения. В законодательном порядке устанавливались формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства, определялись критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям, которые часто изменялись в процессе законотворчества.
В конце 80-х – начале 90-х годов предприятия малого бизнеса (кооперативы, малые предприятия) в странах Содружества формировались, в основном, вокруг крупных государственных предприятий. Бурный рост таких предприятий в начале 90-х годов был обусловлен тем, что из-за более либерального ценообразования, менее жесткого контроля со стороны государства, а также за счет перекачки государственных средств и ресурсов возникла возможность получать более высокие доходы.
В малом бизнесе в странах Содружества (по данным за 2011 год), как и в странах Европейского союза (2009 год), работало около половины от общей численности занятых в экономике в целом. Структура занятости свидетельствует о том, что в странах Содружества класс субъектов малого бизнеса в основной массе состоит из работников домашних хозяйств (занятых, главным образом, сельскохозяйственным производством) и индивидуальных предпринимателей. На указанные категории работников приходится более 70% занятых в малом бизнесе. [2]
Сектор малых предприятий в Содружестве пока еще находится в стадии развития, он не занимает столь значительного места в экономике, как в большинстве экономически развитых стран мира. Далее приводятся основные показатели, характеризующие наличие и важнейшие аспекты деятельности малых предприятий в экономике отдельных стран СНГ.
В последние годы во многих
странах СНГ сохранялась
При этом в большинстве стран наблюдался их рост в расчете на 1000 жителей и в расчете на 1000 человек экономически активного населения (работающих и безработных).
В 2011 году на малых предприятиях стран Содружества работало в среднем 14% от общей численности занятого населения.
Численность работников малых предприятий (число замещенных рабочих мест1)) в 2011 году варьировалась от 1-2,6% в общей численности занятых в экономике в Азербайджане, Кыргызстане и Таджикистане до 26,2% в Молдове.
Численность работающих на малых предприятиях в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась в Азербайджане на 16%, Армении и Таджикистане – на 4%, Беларуси – на 25%, Кыргызстане – на 10%; в Украине – практически не изменилась; в Казахстане – сократилась на 12%, Молдове – на 4%.
По-прежнему часть кадрового
персонала малых предприятий
работала в качестве внешних совместителей
(принятых на работу по совместительству
из других предприятий) и по договорам
гражданско-правового
На одном малом предприятии в 2011 году в Армении, Казахстане и Кыргызстане в среднем было занято 4-5 человек, Азербайджане, Молдове, России и Украине – 7-9 человек, Беларуси и Таджикистане – соответственно 11 и 10 человек. Наибольшая средняя численность занятых в основном представлена на предприятиях добывающей и обрабатывающей промышленности (от 7 до 26 человек в среднем на одно малое предприятие); наименьшая – в торговле (от 2 до 7 человек).
Следует отметить, что опережающий рост числа малых предприятий по сравнению с ростом численности работающих на них в ряде стран привел к снижению средней численности занятых на одном предприятии.
Во всех странах Содружества (кроме Казахстана) в 2011 году по отношению к 2010 году наблюдался рост стоимостных объемов показателей, характеризующих основной результат деятельности малых предприятий, как в целом, так и в расчете на одного работника.
Доля малых предприятий в общем объеме инвестиций в основной капитал в 2011 году варьировала от 4-5% в Азербайджане, Армении и России до 28% в Казахстане. При этом ее значительное снижение по сравнению с 2010 годом имело место в Кыргызстане. В Азербайджане, Армении и Украине удельный вес малых предприятий в общем объеме капиталовложений сократился незначительно, а в Казахстане он увеличился.
В целом и в расчете на одно малое предприятие объем инвестиций в основной капитал малых предприятий ежегодно растет. В расчете на одно малое предприятие объем капиталовложений возрос в 2011 году по сравнению с предыдущим годом во всех предоставивших данные странах (кроме Кыргызстана), при этом он варьировал от 6,2 тысячи долларов США в Азербайджане и Кыргызстане до 63,9 тысячи долларов США в Казахстане.
Наиболее традиционной отраслью для малых предприятий является торговля, которая не требует больших стартовых затрат и обеспечивает быструю отдачу от вложений. В большинстве стран Содружества более четверти работников торговли было занято на малых предприятиях.
Доля малых предприятий в общем объеме розничного товарооборота (через все каналы реализации) в 2011 году по сравнению с 2010 годом возросла практически во всех странах и составила в Казахстане 52%, Армении – 31%, Кыргызстане и России – 27%, Беларуси – 14%, Азербайджане – 4,3%.
В 2011 году вариация удельного веса торговли в общем числе действующих малых предприятий составляла от 31% в Казахстане и Кыргызстане до 56% в Армении, а в общей численности занятых на малых предприятиях – от 17% в Кыргызстане до 37% в Армении.
В общем объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг) малых предприятий доля торговли в 2008 году составляла в Азербайджане, Беларуси и Казахстане 16-34%, Молдове – 51%, Украине – 62%, России – 67,5%, Армении, Кыргызстане и Таджикистане – 71-73,5%. При этом удельный вес инвестиций в основной капитал малых торговых предприятий в общем объеме капиталовложений в малые предприятия варьировал от 3% в Азербайджане до 18% в Украине. [3]
Следующими по
В процессе реструктуризации экономики на базе крупных промышленных предприятий возникло множество средних и мелких хозяйствующих единиц, которые и сформировали существующий в Содружестве на данный момент промышленный сектор, занятый малым бизнесом. Численность работающих на малых промышленных предприятиях в настоящее время составляет в среднем по странам СНГ около 14% от общего числа занятых в промышленности.
В 2011 году в Азербайджане, Беларуси и Кыргызстане на долю промышленности приходилось 27-32% от общей численности работающих на малых предприятиях, Армении, Молдове и Таджикистане – 19-23%, Казахстане, России и Украине – 14-18%.
Удельный вес промышленности в общем объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг) малых предприятий весьма различался между странами СНГ. В 2011 году он составлял от 5,4% в Таджикистане до 36,4% в Беларуси. По сравнению с 2010 годом он уменьшился в Азербайджане, Армении, Беларуси, Казахстане и Таджикистане. При этом доля вложений в основной капитал промышленных малых предприятий в общем объеме капиталовложений в малые предприятия за этот период в ряде стран существенно возросла и в 2011 году достигла в Азербайджане 32,5%, Беларуси и Казахстане – 22,4%.
На рынке строительных услуг на малые строительные предприятия во многих странах Содружества приходится более 90% всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих строительную деятельность, и около трети общей численности занятых в строительстве.
В общей численности работающих на малых предприятиях доля работников, занятых строительной деятельностью, в 2011 году составила в Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане 18-24%, Беларуси, России и Украине – 12-16%, Армении и Молдове – 6% и 8%. При этом на малых строительных предприятиях в Азербайджане в 2010 году было получено 60% общего объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) малых предприятий, Казахстане – 25%, Беларуси, Кыргызстане, Молдове, России, Таджикистане и Украине – 8-13%.
В последнее время во многих
странах Содружества
Информация о работе Развитие малого предпринимательства на постсоветском пространстве