Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 01:33, реферат
Сектор малого бизнеса является важным элементом в устойчивом развитии стран с рыночной экономикой и ключевым фактором успешной реструктуризации в пост социалистических странах. Динамичное развитие малых предприятий способствует более быстрой структурной перестройке экономики в этих странах, росту предпринимательской активности населения, повышению качества рабочей силы предприятий страны, созданию новых рабочих мест и повышению МФК: социально-экономической стабильности в обществе. Во всех странах государство способствует росту сектора малого бизнеса, проводя особую экономическую политику, направленную на его поддержку и развитие.
При обычной системе
Упрощенная система действует по принципу единого налога в размере 4-6% в зависимости от рода деятельности, выплачиваемого по фиксированной ставке раз в квартал. Перейти на нее субъект может по своему желанию при условии, что он не является плательщиком НДС (доход до 4 млн. сом) и не имеет более 30 человек в штате наемных работников; за исключением некоторых, оговоренных в законе, категорий. Недостатки системы – налоговый контроль и обязательное ведение бухучета.
В Молдове к категории «малые и средние предприятия» принято относить предприятия с численностью работников не более 249 человек и 50 миллионами лей годовой суммы оборота.
В Украине к малым предприятиям относятся предприятия со среднесписочной численностью работников не выше 50 человек и объемом валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) до 70 миллионов гривен.
Под определение субъекта малого бизнеса в Украине попадают предприятия без учета формы собственности, в которых работает не более 50 человек; и получающие доход от своей деятельности до 5 млн. грн в год.
Субъектами малого бизнеса являются частные предприниматели (СПД, ФОП), частные предприятия (ЧП) и общества с ограниченной ответственностью (ООО).
Регистрация СПД
У СПД есть масса преимуществ. Во-первых, упрощенная процедура регистрации, во-вторых – удобство с налоговой точки зрения. Регистрация СПД производится исполнительным органом по месту проживания. Для осуществления процедуры необходимо предоставить регистрационную карточку на государственную регистрацию, квитанцию об уплате госпошлины, а также паспорт и идентификационный код. После получения регистрационного свидетельства предприниматель оставляет личные данные в пенсионном фонде и налоговой инспекции, предоставляя в каждую организацию копию свидетельства о регистрации, заявление, паспорт и идентификационный код. Регистрация в остальных государственных фондах необязательна, если предприниматель не планирует использовать наемный труд.
Регистрация ЧП
Регистрация юридического лица – несколько более сложная процедура. Прежде всего, стоит определиться с названием фирмы и проверить его на предмет уникальности. ЧП необходим юридический адрес, по которому может находиться как жилое, так и нежилое помещение. Для регистрации понадобится свидетельство о праве собственности на помещение либо договор аренды. Далее необходимо определиться с количеством собственников ЧП. Ими могут быть граждане Украины, лица, не имеющие гражданства и иностранцы, а также учрежденные ранее юридические лица. К минимальному уставному капиталу требований нет.
Регистрация ООО
Процедура оформления ООО сходна с процедурой регистрации ЧП. Размер уставного капитала определяется предпринимателем самостоятельно, но не должен быть меньше 10-ти необлагаемых минимумов. В регистрирующий орган необходимо предоставить заверенные нотариусом учредительные документы (устав – 2 экз.), свидетельство о внесении своего вклада в уставный капитал, регистрационную карточку, квитанцию об уплате госпошлины, паспорт и идентификационный код. Информация о регистрации нового предприятия будет передана в налоговую инспекцию, органы статистики и фонды.
Деятельность предприятий в сфере малого бизнеса может проводиться с использованием общей системы налогообложения или упрощенной системы (единого налога).
Используя общую систему, придется платить несколько налогов, в том числе:
- Налог на прибыль – 19%;
- Налог на добавленную стоимость – 20%;
- Налог на дивиденды – 5%.
Упрощенная система
Уплата субъектами малого бизнеса единого налога производится с учетом категории плательщика данного зафиксированного законом сбора. Размер налога определяется, исходя из размера дохода в год, количества наемных работников и определенного процента от минимальной зарплаты в месяц:
1-я категория – к
ней относятся физические лица,
осуществляющие
2-я категория – к ней относятся предприниматели — физ. лица, предоставляющие бытовые услуги населению или занятые в ресторанном бизнесе (до 1 млн. грн, работников – не более 10) – от 2% до 20. Ко второй категории не относятся субъекты бизнеса, являющиеся посредниками в аренде, продаже или оценке недвижимости. Они относятся к следующей категории;
3-я категория – физические
лица, занимающиеся
4-я категория – юридические
лица, осуществляющие
Существует и ограничение – если предприниматель, который находится на едином налоге, превысит лимит своего дохода, он попадет в категорию облагаемых налогом по ставке 15% (относится к 1-3 категории плательщиков) или по двойной ставке (касается 4 категории).
Таблица 9 - Основные структурные показатели деятельности хозяйственных субъектов Украины
В том числе | |||||
предприятия |
из них |
физические лица- | |||
большие предприятия |
средние предприятия |
малые предприятия | |||
Количество хозяйственных
субъектов, |
|||||
2010 |
16,0 |
0,1 |
0,9 |
15,0 |
84,0 |
2011 |
20,4 |
0,1 |
1,2 |
19,1 |
79,6 |
Количество хозяйственых субъектов на 10 тыс. чел. наличного населения, едениц |
|||||
2010 |
75 |
1 |
4 |
70 |
394 |
2011 |
74 |
0 |
4 |
70 |
290 |
Количество занятых работников, тыс. человек |
|||||
2010 |
7958,2 |
3305,3 |
2507,2 |
2145,7 |
2814,5 |
2011 |
7793,1 |
3375,7 |
2346,6 |
2070,8 |
2371,4 |
Количество наёмных работников, тыс. человек |
|||||
2010 |
7836,4 |
3305,2 |
2506,3 |
2024,9 |
1009,4 |
2011 |
7712,4 |
3375,7 |
2345,6 |
1991,1 |
1045,5 |
Объем реализованной продукции (работ, услуг), млн.грн. |
|||||
2010 |
3366228,2 |
1640279,5 |
1241555,2 |
484393,5 |
230418,2 |
2011 |
3991239,4 |
2045185,8 |
1422415,4 |
523638,2 |
211215,8 |
Таблица 10 - Количество хозяйственных субъектов Украины по видам экономической деятельности в 2011 году
(в % к общему количеству субъектов соответствующего вида экономической деятельности)
Предприятия |
Физические лица- | |
Всего |
20,4 |
79,6 |
в том числе |
||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
68,8 |
31,2 |
Промышленность |
39,0 |
61,0 |
Строительство |
61,1 |
38,9 |
Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного потребления |
10,6 |
89,4 |
торговля автомобилями и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт |
18,8 |
81,2 |
оптовая торговля и посредничество в оптовой торговле |
43,2 |
56,8 |
розничная торговля; ремонт бытовых изделий и предметов личного потребления |
2,8 |
97,2 |
Деятельность гостиниц и ресторанов |
21,3 |
78,7 |
Деятельность транспорта и связи |
17,8 |
82,2 |
Финансовая деятельность |
47,8 |
52,2 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда, инжиниринг и предоставление услуг предпринимателям |
31,9 |
68,1 |
Образование |
33,6 |
66,4 |
Здравоохранение и оказание социальной помощи |
27,7 |
72,3 |
Предоставление коммунальных и индивидуальных услуг; деятельность в сфере культуры и спорта |
11,3 |
88,7 |
Таблица 11 - Количество предприятий Украины по видам экономической деятельности1 в 2011 году
(в % к общему
количеству предприятий
Большие предприятия |
Средние предприятия |
Малые предприятия | |
Всего |
0,6 |
5,7 |
93,7 |
в том числе |
|||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
0,3 |
7,9 |
91,8 |
Промышленность |
2,4 |
11,1 |
86,5 |
Строительство |
0,3 |
3,9 |
95,8 |
Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного потребления |
0,4 |
4,4 |
95,2 |
торговля автомобилями и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт |
0,6 |
5,7 |
93,7 |
оптовая торговля и посредничество в оптовой торговле |
0,3 |
4,4 |
95,3 |
розничная торговля; ремонт бытовых изделий и предметов личного потребления |
0,9 |
4,0 |
95,1 |
Деятельность гостиниц и ресторанов |
0,1 |
4,5 |
95,4 |
Деятельность транспорта и связи |
0,8 |
6,8 |
92,4 |
Финансовая деятельность |
0,4 |
5,9 |
93,7 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда, инжиниринг и предоставление услуг предпринимателям |
0,1 |
3,4 |
96,5 |
Образование |
0,1 |
4,1 |
95,8 |
Здравоохранение и оказание социальной помощи |
0,2 |
5,9 |
93,9 |
Предоставление коммунальных и индивидуальных услуг; деятельность в сфере культуры и спорта |
0,2 |
6,7 |
93,1 |
1 Данные приведены без учета результатов деятельности банков и бюджетных учреждений.
Данные уточнены с учетом изменения предприятиями основного вида экономической деятельности.
В условиях переходной экономики Узбекистана стимулирование развития малого предпринимательства является необходимым условием экономического роста и приоритетной задачей для правительства. Для создания малого бизнеса нужна не только идея и стартовый капитал, но и знание системы регистрации предпринимателей и действующих режимов налогообложения.
Деятельность индивидуального предпринимателя без оформления юридического лица – самый популярный способ ведения малого бизнеса. Для ИП упрощены процессы регистрации, необязательна система отчетности, облегчено фискальное бремя. При этом в правовом аспекте обе формы выступают на равных: имеют право на расчетный банковский счет, печать, заключение официальных сделок, получение кредита.
Особенности создания ИП в Узбекистане
Регистрируется ИП в хокимиятах,
специальной регистрационной
ИП, занимающиеся импортом,
являются участниками
Налогообложение ИП
В соответствии со ст.370 Налогового кодекса, ИП попадают в категорию плательщиков фиксированного налога по упрощенной системе. В Узбекистане ставка такого налога варьируется в зависимости от региона и рода деятельности. Минимум и максимум определяется Кабмином, а конкретные показатели – местными органами власти. В 2012 году фиксированный налог с ИП рассчитывался по ставке 1-10 МЗП.
Удобство фиксированного налога – в его обособленности от получаемого дохода и освобождении предпринимателя от ведения бухучета. Кроме фиксированного налога некоторые типы ИП будут также облагаться дополнительными выплатами, к которым относятся платежи для недропользователей, за пользование водными ресурсами, таможенные; акцизный налог, пенсионные взносы, госпошлина и дорожный сбор. ИП также обязаны выплачивать налог на имущество физического лица, если таковое имеется.
Исключением являются предприниматели, занимающиеся любым из видов деятельности, перечисленных в ст. 372 НК и попадающие под налогообложение из расчета физических показателей. В их случае ставка налога рассчитывается для единицы такого показателя, которым может быть метр площади, количество оборудования и т.п.
Информация о работе Развитие малого предпринимательства на постсоветском пространстве