Развитие малого предпринимательства на постсоветском пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 01:33, реферат

Описание

Сектор малого бизнеса является важным элементом в устойчивом развитии стран с рыночной экономикой и ключевым фактором успешной реструктуризации в пост социалистических странах. Динамичное развитие малых предприятий способствует более быстрой структурной перестройке экономики в этих странах, росту предпринимательской активности населения, повышению качества рабочей силы предприятий страны, созданию новых рабочих мест и повышению МФК: социально-экономической стабильности в обществе. Во всех странах государство способствует росту сектора малого бизнеса, проводя особую экономическую политику, направленную на его поддержку и развитие.

Работа состоит из  1 файл

109.docx

— 118.08 Кб (Скачать документ)

При обычной системе предприниматель  обязан вести бухучет и вносить обязательный набор налогов: налог на прибыль (10%), подоходный налог (10%) и налог с продаж (1-3%). При обороте до 4 млн. сом (малый бизнес) НДС не выплачивается. Плюс ее в том, что выплачиваемый налог будет пропорционален полученному доходу. Минусы – сложности ведения бухучета, тщательный налоговый контроль со стороны госорганов.

Упрощенная система действует  по принципу единого налога в размере 4-6% в зависимости от рода деятельности, выплачиваемого по фиксированной ставке раз в квартал. Перейти на нее субъект может по своему желанию при условии, что он не является плательщиком НДС (доход до 4 млн. сом) и не имеет более 30 человек в штате наемных работников; за исключением некоторых, оговоренных в законе, категорий. Недостатки системы – налоговый контроль и обязательное ведение бухучета.

В Молдове к категории  «малые и средние предприятия» принято  относить предприятия с численностью работников не более 249 человек и 50 миллионами лей годовой суммы оборота.

В Украине к малым предприятиям относятся предприятия со среднесписочной численностью работников не выше 50 человек и объемом валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) до 70 миллионов гривен.

 Под определение субъекта малого бизнеса в Украине попадают предприятия без учета формы собственности, в которых работает не более 50 человек; и получающие доход от своей деятельности до 5 млн. грн в год.

Субъектами малого бизнеса  являются частные предприниматели (СПД, ФОП), частные предприятия (ЧП) и общества с ограниченной ответственностью (ООО).

Регистрация СПД

У СПД есть масса преимуществ. Во-первых, упрощенная процедура регистрации, во-вторых – удобство с налоговой точки зрения. Регистрация СПД производится исполнительным органом по месту проживания. Для осуществления процедуры необходимо предоставить регистрационную карточку на государственную регистрацию, квитанцию об уплате госпошлины, а также паспорт и идентификационный код. После получения регистрационного свидетельства предприниматель оставляет личные данные в пенсионном фонде и налоговой инспекции, предоставляя в каждую организацию копию свидетельства о регистрации, заявление, паспорт и идентификационный код. Регистрация в остальных государственных фондах необязательна, если предприниматель не планирует использовать наемный труд.

Регистрация ЧП

Регистрация юридического лица – несколько более сложная  процедура. Прежде всего, стоит определиться с названием фирмы и проверить  его на предмет уникальности. ЧП необходим юридический адрес, по которому может находиться как жилое, так и нежилое помещение. Для регистрации понадобится свидетельство о праве собственности на помещение либо договор аренды. Далее необходимо определиться с количеством собственников ЧП. Ими могут быть граждане Украины, лица, не имеющие гражданства и иностранцы, а также учрежденные ранее юридические лица. К минимальному уставному капиталу требований нет.

Регистрация ООО

Процедура оформления ООО  сходна с процедурой регистрации  ЧП. Размер уставного капитала определяется предпринимателем самостоятельно, но не должен быть меньше 10-ти необлагаемых минимумов. В регистрирующий орган необходимо предоставить заверенные нотариусом учредительные документы (устав – 2 экз.), свидетельство о внесении своего вклада в уставный капитал, регистрационную карточку, квитанцию об уплате госпошлины, паспорт и идентификационный код. Информация о регистрации нового предприятия будет передана в налоговую инспекцию, органы статистики и фонды.

Деятельность предприятий  в сфере малого бизнеса может  проводиться с использованием общей  системы налогообложения или  упрощенной системы (единого налога).

Используя общую систему, придется платить несколько налогов, в том числе:

- Налог на прибыль – 19%;

- Налог на добавленную стоимость – 20%;

- Налог на дивиденды – 5%.

Упрощенная система налогообложения (единый налог).

Уплата субъектами малого бизнеса единого налога производится с учетом категории плательщика данного зафиксированного законом сбора. Размер налога определяется, исходя из размера дохода в год, количества наемных работников и определенного процента от минимальной зарплаты в месяц:

1-я категория – к  ней относятся физические лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность на рынках или  предоставляющие населению бытовые услуги (до 150 тыс. грн, работников нет) – местные советы устанавливают ставку налога в пределах от 1% до 10;

2-я категория – к  ней относятся предприниматели  — физ. лица, предоставляющие бытовые услуги населению или занятые в ресторанном бизнесе (до 1 млн. грн, работников – не более 10) – от 2% до 20. Ко второй категории не относятся субъекты бизнеса, являющиеся посредниками в аренде, продаже или оценке недвижимости. Они относятся к следующей категории;

3-я категория – физические  лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью (до 3 млн. грн, работников  – не более 20) – 3% или 5% от  выручки (с уплатой либо без уплаты НДС);

4-я категория – юридические  лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (до 5 млн. грн, работников – не более 50) – 3% или 5% от выручки (с уплатой либо без уплаты НДС).

Существует и ограничение  – если предприниматель, который  находится на едином налоге, превысит лимит своего дохода, он попадет в категорию облагаемых налогом по ставке 15% (относится к 1-3 категории плательщиков) или по двойной ставке (касается 4 категории).

 

 

Таблица  9 - Основные структурные показатели деятельности хозяйственных субъектов Украины

 

В том числе

предприятия

из них

физические лица-предприниматели

большие предприятия

средние предприятия

малые предприятия

Количество хозяйственных  субъектов, 
в процентах к общему количеству субъектов

         

2010

16,0

0,1

0,9

15,0

84,0

2011

20,4

0,1

1,2

19,1

79,6

Количество хозяйственых субъектов на 10 тыс. чел. наличного населения, едениц

         

2010

75

1

4

70

394

2011

74

0

4

70

290

Количество занятых работников, тыс. человек

         

2010

7958,2

3305,3

2507,2

2145,7

2814,5

2011

7793,1

3375,7

2346,6

2070,8

2371,4

Количество наёмных работников, тыс. человек

         

2010

7836,4

3305,2

2506,3

2024,9

1009,4

2011

7712,4

3375,7

2345,6

1991,1

1045,5

Объем реализованной продукции (работ, услуг), млн.грн.

         

2010

3366228,2

1640279,5

1241555,2

484393,5

230418,2

2011

3991239,4

2045185,8

1422415,4

523638,2

211215,8


 

Таблица 10 - Количество хозяйственных субъектов Украины по видам экономической деятельности в 2011 году   

(в % к общему количеству субъектов соответствующего вида экономической деятельности)

 

Предприятия

Физические лица-предприниматели

Всего

20,4

79,6

в том числе

   

Сельское хозяйство, охота  и лесное хозяйство

68,8

31,2

Промышленность

39,0

61,0

Строительство

61,1

38,9

Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного потребления

10,6

89,4

торговля автомобилями и  мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

18,8

81,2

оптовая торговля и посредничество в оптовой торговле

43,2

56,8

розничная торговля; ремонт бытовых изделий и предметов личного потребления

2,8

97,2

Деятельность гостиниц и  ресторанов

21,3

78,7

Деятельность транспорта и связи

17,8

82,2

Финансовая деятельность

47,8

52,2

Операции с недвижимым имуществом, аренда, инжиниринг и предоставление услуг предпринимателям

31,9

68,1

Образование

33,6

66,4

Здравоохранение и оказание социальной помощи

27,7

72,3

Предоставление коммунальных и индивидуальных услуг; деятельность в сфере культуры и спорта

11,3

88,7


 

Таблица 11 - Количество предприятий Украины по видам экономической деятельности1 в 2011 году 

(в % к общему  количеству предприятий соответствующего  вида экономической деятельности)

 

Большие предприятия

Средние предприятия

Малые предприятия

Всего

0,6

5,7

93,7

в том числе

     

Сельское хозяйство, охота  и лесное хозяйство

0,3

7,9

91,8

Промышленность

2,4

11,1

86,5

Строительство

0,3

3,9

95,8

Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов  личного потребления

0,4

4,4

95,2

торговля автомобилями и  мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

0,6

5,7

93,7

оптовая торговля и посредничество в оптовой торговле

0,3

4,4

95,3

розничная торговля; ремонт бытовых изделий и предметов  личного потребления

0,9

4,0

95,1

Деятельность гостиниц и  ресторанов

0,1

4,5

95,4

Деятельность транспорта и связи

0,8

6,8

92,4

Финансовая деятельность

0,4

5,9

93,7

Операции с недвижимым имуществом, аренда, инжиниринг и предоставление услуг предпринимателям

0,1

3,4

96,5

Образование

0,1

4,1

95,8

Здравоохранение и оказание социальной помощи

0,2

5,9

93,9

Предоставление коммунальных и индивидуальных услуг; деятельность в сфере культуры и спорта

0,2

6,7

93,1


1 Данные приведены без учета результатов деятельности банков и бюджетных учреждений.  

Данные уточнены с учетом изменения  предприятиями основного вида экономической  деятельности.

 

 

В условиях переходной экономики  Узбекистана стимулирование развития малого предпринимательства является необходимым условием экономического роста и приоритетной задачей для правительства. Для создания малого бизнеса нужна не только идея и стартовый капитал, но и знание системы регистрации предпринимателей и действующих режимов налогообложения.

Деятельность индивидуального  предпринимателя без оформления юридического лица – самый популярный способ ведения малого бизнеса. Для  ИП упрощены процессы регистрации, необязательна  система отчетности, облегчено фискальное бремя. При этом в правовом аспекте обе формы выступают на равных: имеют право на расчетный банковский счет, печать, заключение официальных сделок, получение кредита.

Особенности создания ИП в  Узбекистане

Регистрируется ИП в хокимиятах, специальной регистрационной инспекцией. Необходимо предоставить два фото 3х4, копию паспорта, подтверждение уплаты государственной пошлины и эскизы печати и штампа (при необходимости). Сумма регистрационного сбора устанавливается решением Кабмина Узбекистана и фиксируется местными органами власти. Через два дня выдается решение о регистрации либо мотивированный отказ.

ИП, занимающиеся импортом, являются участниками внешнеэкономической деятельности и проходят чуть более сложную систему регистрации в Налоговой инспекции.

Налогообложение ИП

В соответствии со ст.370 Налогового кодекса, ИП попадают в категорию плательщиков  фиксированного налога по упрощенной системе. В Узбекистане ставка такого налога варьируется в зависимости от региона и рода деятельности. Минимум и максимум определяется Кабмином, а конкретные показатели – местными органами власти. В 2012 году фиксированный налог с ИП рассчитывался по ставке 1-10 МЗП.

Удобство фиксированного налога – в его обособленности от получаемого дохода и освобождении предпринимателя от ведения бухучета. Кроме фиксированного налога некоторые типы ИП будут также облагаться дополнительными выплатами, к которым относятся платежи для недропользователей, за пользование водными ресурсами, таможенные; акцизный налог, пенсионные взносы, госпошлина и дорожный сбор. ИП также обязаны выплачивать налог на имущество физического лица, если таковое имеется.

Исключением являются предприниматели, занимающиеся любым из видов деятельности, перечисленных в ст. 372 НК и попадающие под налогообложение из расчета физических показателей. В их случае ставка налога рассчитывается для единицы такого показателя, которым может быть метр площади, количество оборудования и т.п.

Информация о работе Развитие малого предпринимательства на постсоветском пространстве