Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 01:33, реферат
Сектор малого бизнеса является важным элементом в устойчивом развитии стран с рыночной экономикой и ключевым фактором успешной реструктуризации в пост социалистических странах. Динамичное развитие малых предприятий способствует более быстрой структурной перестройке экономики в этих странах, росту предпринимательской активности населения, повышению качества рабочей силы предприятий страны, созданию новых рабочих мест и повышению МФК: социально-экономической стабильности в обществе. Во всех странах государство способствует росту сектора малого бизнеса, проводя особую экономическую политику, направленную на его поддержку и развитие.
Тенденции в малом
предпринимательстве,
Общемировой финансово-кредитный кризис привел к снижению деловой активности как крупного и среднего бизнеса стран Содружества, так и малого бизнеса. Особенно явно эта тенденция прослеживалась в последнем квартале 2008 года и в первой половине 2009 года.
Основными проблемами малого бизнеса (и в том числе малых предприятий) традиционно являются высокие арендная плата за помещения и ставки налогов, постоянный рост цен на энергоносители и сырье. Эти проблемы напрямую связаны с ограниченностью финансовых ресурсов, которыми располагают субъекты малого предпринимательства. В последнее время проблемы с их финансированием усугубились в связи с общеэкономической рецессией. Субъекты малого бизнеса используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Это, как правило, краткосрочные и среднесрочные кредиты. Кризис ликвидности в банковском секторе сократил возможности банков для выделения таких кредитов малым предприятиям, крестьянским (фермерским) хозяйствам и отдельным предпринимателям. Как следствие ограниченности этих ресурсов ужесточились требования к заемщикам и в ряде стран повысились процентные ставки по кредитам.
В настоящее время малый бизнес в странах СНГ в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих внутри страны. Число экспортоориентированных малых предприятий незначительно. Поэтому произошедшее в результате кризиса сужение внутреннего платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий вынуждает их в ряде случаев снижать цены на реализуемую продукцию, что при неизменном уровне издержек приводит к ухудшению показателей оборачиваемости капитала, снижению прибыли и рентабельности бизнеса. В то же время субъекты малого бизнеса обладают высокой адаптивностью к изменениям внешних условий в ходе кризиса и могут быстрее, чем крупные и средние предприятия, отреагировать на изменение потребительских запросов и нужд населения. В этой связи большое социально-экономическое значение имеют меры, предпринимаемые правительствами стран СНГ с целью создания благоприятных условий гражданам, высвобождаемым в результате сокращений на крупных и средних предприятиях, для их вовлечения в малый бизнес (в том числе в индивидуальную предпринимательскую деятельность).
В странах Содружества критерии отнесения к малым предприятиям формировались с учетом национальных особенностей, состояния экономической среды, наличия потенциальных финансовых возможностей для создания полноценных рыночных систем. В настоящее время малые предприятия, действующие в странах СНГ, отличаются по численности занятых, годовому обороту, доле участия в капитале и некоторым другим параметрам.
В Азербайджане к малым предприятиям относятся предприятия с численностью работающих: в промышленности и строительстве до – 40 человек (и имеющие годовой оборот до 200 тысяч манатов), на предприятиях по оказанию научно-технических и консалтинговых услуг – до 20 человек (и до 150 тысяч манатов), в сельском хозяйстве – до 15 человек (и до 100 тысяч манатов), оптовой торговле - до 10 человек (и до 900 тысяч манатов), розничной торговле, на транспорте и других видах деятельности – до 5 человек (и до 100 тысяч манатов).
В Армении малыми
предприятиями в
К малым предприятиям в Беларуси относятся юридические лица (коммерческие организации) со среднесписочной численностью работников: в промышленности и на транспорте – до 100 человек; в сельском хозяйстве, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и в научно-технической сфере – до 60 человек; в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – до 30 человек; в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.
Для организации малого бизнеса в Беларуси следует выбрать такие субъекты предпринимательства, как индивидуальные предприниматели (ИП) и организации – юридические лица (ООО) со средним количеством рабочих мест от 10 до 250.
Гражданин, желающий стать предпринимателем, не должен состоять на государственной службе, иметь неснятую или непогашенную судимость. Кроме того, закон не разрешает регистрировать ИП лицам – учредителям или руководителям компаний, находящихся в стадии банкротства или не погасивших свои долги в бюджет, а также тем, кому заниматься предпринимательской деятельностью запрещено судом.
Следующий шаг – определение вида будущей деятельности. У ИП род деятельности значительно влияет на налоговый режим. Код вида деятельности также необходим для сдачи отчетности и оформления документов.
Регистрация индивидуального
предпринимательства
После получения в исполкоме свидетельства о регистрации предприятия и документов о постановке на учет в различные фонды (Белгосстрах, ФСЗН, налоговую инспекцию, орган статистики) следует обратиться в налоговую инспекцию и сразу решить вопрос о системе налогообложения. Если предприниматель определит наиболее приемлемой для своей деятельности упрощенную систему, заявление о переходе на нее следует подать налоговому инспектору в течение 20-дневного периода с момента официальной регистрации ИП. Если предприниматель не собирается нанимать работников, в другие фонды можно не обращаться.
В Республике Беларусь существует три налоговых режима: общая система налогообложения (ОСН), упрощенная система налогообложения (УСН) и единый налог (ЕН). Для малого бизнеса оптимально использование единого налога или упрощенной системы налогообложения.
ОСН предусматривает уплату подоходного налога в размере 15% предпринимателями и 12% – физическими лицами. Эта система выгодна для тех видов деятельности, где большая часть получаемой выручки расходуется на погашение затрат на материалы и других хозяйственных расходов.
Этот налоговый режим позволяет уплачивать налоги в неизменном процентном отношении от дохода, согласно установленным ставкам:
5% – для тех, кто не платит НДС;
3% – для тех, кто платит НДС;
2% – для тех, кто
реализует продукцию за
Система налогообложения, предусматривающая систему уплаты налога в фиксированной сумме, является наиболее распространенной среди предпринимателей. Размер единого налога рассчитывается исходя из вида деятельности, а также региона, в котором эта деятельность производится. Конкретные же ставки ЕН определяют исполнительные органы на местах на основе базовых ставок.
Удельный вес субъектов малого предпринимательства Республики Беларусь в основных экономических показателях приведен в таблице 1.
Как видно из данных таблицы, удельный вес субъектов малого предпринимательства в ВВП Республики Беларусь в 2011 году составил 15,7%, увеличившись по сравнению с 2000 г. на 9%.
Удельный вес в общем объеме промышленного производства в 2011 году составил 15,7%, увеличившись по сравнению с 2000 г. на 5,4%. [5]
Основные экономические показатели деятельности субъектов малого предпринимательства Республики Беларусь представлены в таблице 2.
Как видно из данных таблицы, исло субъектов малого предпринимательства в 2011 году составило 88673 единицы, увеличившись по сравнению с 2000 годом на 60363, или на 313,2%.
Распределение субъектов малого предпринимательства по видам экономической деятельности в Республике Беларусь представлено в таблице 3.
Как видно из данных таблицы,
подавляющая часть малых
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Валовой внутренний продукт |
6,7 |
6,5 |
6,8 |
8,7 |
8,3 |
7,9 |
8,8 |
8,3 |
9,3 |
11,4 |
12,3 |
15,72) |
Объем промышленного производства,
включая стоимость |
6,4 |
5,5 |
6,8 |
7,3 |
7,3 |
7,0 |
7,3 |
7,6 |
8,2 |
9,2 |
9,4 |
11,8 |
Инвестиции в основной капитал |
6,5 |
6,6 |
6,9 |
8,4 |
8,7 |
6,9 |
7,1 |
10,6 |
13,1 |
23,9 |
27,0 |
25,9 |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
17,2 |
18,3 |
20,9 |
22,0 |
22,5 |
21,2 |
22,8 |
18,1 |
20,7 |
28,3 |
27,8 |
29,4 |
Внешнеторговый оборот |
х |
х |
х |
21,9 |
25,4 |
21,3 |
23,9 |
15,2 |
16,7 |
30,5 |
33,7 |
29,6 |
Экспорт товаров |
х |
х |
х |
15,5 |
16,3 |
13,3 |
15,3 |
7,2 |
7,9 |
34,3 |
38,9 |
33,9 |
Импорт товаров |
х |
х |
х |
27,4 |
32,9 |
29,1 |
31,6 |
22,0 |
24,1 |
27,6 |
30,0 |
25,8 |
Таблица 1 - Удельный вес субъектов малого предпринимательства Республики Беларусь в основных экономических показателях1)
(в процентах)
Примечание. Источник - [6]
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Число субъектов малого предпринимательства, единиц |
28 310 |
27 768 |
29 044 |
30 987 |
32 824 |
33 094 |
37 660 |
51 240 |
67 991 |
77 402 |
84 164 |
88 673 |
Средняя численность работников, человек |
385 829 |
380 622 |
384 723 |
433 938 |
450 402 |
456 180 |
478 988 |
514 152 |
643 832 |
773 362 |
784 944 |
794 743 |
Списочная численность работников в среднем за год, человек |
333 705 |
334 674 |
333 112 |
377 036 |
396 576 |
404 640 |
423 813 |
453 214 |
570 066 |
691 060 |
695 275 |
703 437 |
Средняя численность внешних совместителей, человек |
27 225 |
25 916 |
26 323 |
28 054 |
24 624 |
24 748 |
25 923 |
28 427 |
36 675 |
42 509 |
45 273 |
45 543 |
Средняя численность граждан, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам, человек |
24 899 |
20 032 |
25 288 |
28 848 |
29 202 |
26 792 |
29 252 |
32 511 |
37 091 |
39 793 |
44 396 |
45 763 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, тысяч рублей |
48,1 |
93,8 |
145,3 |
190,6 |
272,0 |
346,3 |
433,3 |
544,5 |
682,3 |
844,1 |
1 031,7 |
1 651,9 |
Объем производства продукции (работ, услуг), млрд. руб. |
1 561,7 |
2 627,9 |
4 294,0 |
6 049,7 |
8 516,1 |
10 331,5 |
13 649,2 |
16 531,0 |
25 373,6 |
33 903,1 |
43 657,4 |
99 000,7 |
Объем промышленного производства,
включая стоимость |
667,6 |
1 028,5 |
1702,8 |
2 432,8 |
3 536,7 |
4 371,0 |
5 660,8 |
7 247,1 |
10 749,6 |
11 658,4 |
15 581,7 |
41 031,3 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
117,2 |
200,3 |
310,6 |
598,9 |
943,8 |
1 032,7 |
1 436,6 |
2 749,0 |
4 887,7 |
10 368,1 |
14 928,3 |
25 528,5 |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млрд. руб. |
4 126,6 |
7 912,3 |
12 630,7 |
18 625,0 |
26 862,3 |
31 768,4 |
43 609,5 |
44 388,2 |
70 158,8 |
99 662,0 |
126 388,0 |
267 236,9 |
Чистая прибыль, чистый убыток (-) 3), млрд. руб. |
197,7 |
224,9 |
302,9 |
500,3 |
498,0 |
778,7 |
1 090,6 |
1 524,3 |
2 831,7 |
2 767,8 |
4 396,2 |
11 870,1 |
Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг4), % |
15,5 |
9,9 |
9,8 |
11,1 |
12,1 |
10,6 |
13,3 |
13,7 |
17,1 |
13,5 |
15,7 |
12,5 |
Удельный вес убыточных организаций, % |
21,9 |
25,7 |
27,4 |
27,8 |
28,3 |
26,9 |
25,1 |
25,0 |
22,4 |
23,4 |
21,0 |
20,3 |
Объем внешней торговли товарами, млн. долларов США |
х |
х |
х |
4 710,0 |
7 680,0 |
6 972,9 |
10 068,5 |
8 055,8 |
12 113,0 |
15 190,9 |
20 279,4 |
25 469,0 |
экспорт |
х |
х |
х |
1 544,7 |
2 248,9 |
2 118,8 |
3 018,9 |
1 748,3 |
2 605,9 |
7 298,0 |
9 820,5 |
13 690,4 |
импорт |
х |
х |
х |
3 165,3 |
5 431,1 |
4 854,1 |
7 049,6 |
6 307,5 |
9 507,1 |
7 892,9 |
10 458,9 |
11 778,6 |
сальдо |
х |
х |
х |
-1 620,6 |
-3 182,2 |
-2 735,3 |
-4 030,7 |
-4 559,2 |
-6 901,2 |
-594,9 |
-638,4 |
1 911,8 |
Таблица 2 - Основные
экономические показатели деятельности
субъектов малого предпринимательства
Республики Беларусь
Таблица 3 - Число субъектов малого предпринимательства по видам экономической деятельности
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Всего |
37 660 |
51 240 |
67 991 |
77 402 |
84 164 |
88 673 |
по видам деятельности: |
||||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
2 413 |
2 304 |
2 490 |
2 679 |
2 853 |
2 788 |
рыболовство, рыбоводство |
83 |
101 |
140 |
162 |
174 |
154 |
горнодобывающая промышленность |
22 |
18 |
32 |
33 |
41 |
51 |
обрабатывающая промышленность |
7 325 |
8 981 |
11 352 |
11 895 |
12 709 |
13 571 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
15 |
25 |
25 |
37 |
47 |
55 |
строительство |
3 667 |
4 324 |
5 450 |
6 661 |
7 603 |
8 397 |
торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования |
15 110 |
21 516 |
30 125 |
33 926 |
36 174 |
37 179 |
гостиницы и рестораны |
672 |
993 |
1 243 |
1 772 |
1 948 |
2 123 |
транспорт и связь |
2 466 |
4 731 |
6 654 |
7 380 |
7 825 |
8 147 |
финансовая деятельность |
247 |
243 |
263 |
307 |
354 |
396 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям |
4 130 |
5 418 |
6 647 |
8 161 |
9 520 |
10 625 |
образование |
148 |
216 |
295 |
404 |
466 |
517 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
351 |
540 |
656 |
710 |
758 |
784 |
предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг |
1 011 |
1 830 |
2 619 |
3 275 |
3 692 |
3 886 |
Информация о работе Развитие малого предпринимательства на постсоветском пространстве