Развитие малого предпринимательства на постсоветском пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 01:33, реферат

Описание

Сектор малого бизнеса является важным элементом в устойчивом развитии стран с рыночной экономикой и ключевым фактором успешной реструктуризации в пост социалистических странах. Динамичное развитие малых предприятий способствует более быстрой структурной перестройке экономики в этих странах, росту предпринимательской активности населения, повышению качества рабочей силы предприятий страны, созданию новых рабочих мест и повышению МФК: социально-экономической стабильности в обществе. Во всех странах государство способствует росту сектора малого бизнеса, проводя особую экономическую политику, направленную на его поддержку и развитие.

Работа состоит из  1 файл

109.docx

— 118.08 Кб (Скачать документ)

 

 

Примечание. Источник - [6] 
 

Основные приоритеты развития малого предпринимательства в Российской Федерации определило Постановление Совета Министров «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 11 мая 1993 г. № 446. К ним относятся:

- производство и переработка  сельскохозяйственной продукции;

- производство продовольственных,  промышленных товаров, товаров  народного потребления, лекарственных  препаратов и медицинской техники;

- оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

- строительство объектов  жилищного, производственного и  социального назначения;

- инновационная деятельность.

В соответствии с Законом  «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июля 1995 г. № 88-ФЗ государственная  поддержка малого предпринимательства  осуществляется на основании Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития, разрабатываемыми Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Цель составления таких программ – определение конкретных мер по реализации перечисленных направлений государственной поддержки малого предпринимательства на предстоящий финансовый год. Головным исполнителем Федеральной программы является Министерство Рос-сийской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).

В соответствии с Федеральной  программой в проекте федерального бюджета каждый год предусмотрено  выделение средств на ее реализацию, а в конце бюджетного года Правительство  РФ представляет в Государственную Думу доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке, включая отчет об использовании выделенных на эти цели средств федерального бюджета.

Финансовое обеспечение  федеральной политики государственной  поддержки малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создание которого Правительство РФ предусмотрело Федеральным законом РФ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ. Основными направлениями деятельности Фонда являются:

1. Участие в разработке, проведение экспертизы,  конкурсном отборе и реализации федеральных, региональных, отраслевых и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка и создания новых мест.

2. Осуществление финансовой поддержки инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых технологий и изобретений.

3. Содействие в привлечении отечественных и иностранных инве-стиций, кредитов для реализации приоритетных направлений деятельности по развитию малого предпринимательства и созданию конкурентной среды.

4. Участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства.

Финансовые ресурсы Фонда  образуются из бюджетных ассигнований, средств, поступающих от приватизации объектов федеральной собственности, а также за счет доходов от собственной деятельности и иных средств из внебюджетных источников.

Для осуществления поставленных перед ним целей Фонд поддержки  малого предпринимательства:

- Осуществляет финансирование  Федеральной программы государст-венной  поддержки малого предпринимательства  и участвует в финансировании региональных программ и проектов в области поддержки и развития малого предпринимательства;

- Выполняет функции залогодателя, поручителя или гаранта по  обязательствам субъектов малого предпринимательства, осуществляет контроль за целевым использованием выделенных бюджетных средств;

- Принимает долевое участие  в создании и деятельности  коммерческих и некоммерческих  организаций, обеспечивающих развитие  инфраструктуры рынка, специализированных  консультационных организаций, информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;

- Финансирует мероприятия  по подготовке, переподготовки и  повышению квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей, организует консультации по вопросам налогообложения и применения норм действующего законодательства в области малого предпринимательства;

- Организует сбор и  обработку правовой, патентно-лицензионной  и иной информации, представляющей  интерес для субъектов малого  предпринимательства, изучает конъюнктуру внутреннего рынка, предоставляет консультационную и организационно-методическую помощь при разработке программ и проектов в области малого предпринимательства;

- Может выступать гарантом  по целевым иностранным кредитам, предоставляемым России на поддержку малого предпринимательства, а также по инвестиционным кредитам, предоставляемым российскими кредитными организациями, субъектам малого предпринимательства на коммерческой основе для реализации программ и проектов в области малого предпринимательства.

С участием Фонда созданы 75 региональных фондов и центров  под-держки предпринимательства. Они  находятся под контролем местных  органов самоуправления, работают в тесном контакте с администрациями субъектов РФ.

Помимо Федерального фонда  поддержки малого предпринимательства  Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 создан Фонд содействия развития малых форм предприятий  в научно-технической сфере.

Российская ассоциация развития малого предпринимательства (РАРМП) учреждена  в ноябре 1994 г.

Для открытия собственного дела в Российской Федерации будущему предпринимателю понадобится, помимо четкого представления о том, каким видом бизнеса он собирается заниматься и какую прибыль рассчитывает получить (то есть наличия тщательно проработанного бизнес-плана), готовность пройти процедуру регистрации, четко определенную законодательством.

Преимущества «индивидуального предпринимателя» для малого бизнеса.

Главным отличием «Организации»  от «ИП» (индивидуального предпринимателя) является то, что учредитель организации отвечает по обязательствам уставным капиталом, а не своим личным имуществом. За недочеты, которые допущены в работе, также несет ответственность не учредитель, а директор и главбух организации. ИП несет ответственность за взятые им обязательства всем своим личным имуществом. Становясь ИП, предприниматель действует от своего имени. Учредив юр. лицо, предприниматель обязан назначить официального руководителя и главного бухгалтера организации. Они будут подписывать финансовые и прочие документы (приказы, различные договоры. Также ИП выгодно отличается от организации большей простотой бухгалтерского учета, нередки случаи, когда предприниматели ведут свой бухгалтерский учет полностью самостоятельно.

Касаемо схемы регистрации  ИП, она тоже отличается от процедуры  регистрации организации в сторону упрощения. Вероятнее всего, начинающий бизнесмен зафиксирует такую форму малого бизнеса, как индивидуальный предприниматель (ИП). Вот, что говорится об этом в законодательном акте: «Гражданин Российской Федерации имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность, не регистрируясь как юридическое лицо, после прохождения процедуры регистрации ИП, осуществленной по месту его жительства. Порядок регистрации ИП определяется Федеральным законом России от 08.08.2001 г. № 129».

В последнее время (2012-2013 гг.) общий перечень документов, необходимых для создания ИП, состоит из заявления по форме Р21001 с подписями предпринимателя, которое должно быть заверено нотариально, копий страниц паспорта (заполненных) и квитанции об уплате государственной пошлины.

Основными формами налогообложения  для малого бизнеса (МБ) в РФ сейчас являются: упрощённая система налогообложения (сокращенно УСН), единый налог на вменённый  доход (сокращенно ЕНВД), упрощённая система  налогообложения на основании патента, которая в 2013 году будет заменена на новую патентную систему налогообложения. Каждый режим отдельно предусматривает правила расчётов налогов ИП, налоговые ставки.

По умолчанию налоговая  инспекция оформляет предпринимателей на общий режим, достаточно сложный  в ведении документации и затратный  финансово. Гораздо проще и разумнее подать заявление о переходе на УСН. Если этого не сделать сразу (максимум в пять дней), то потом для перехода придется ждать нового учетного года.

Налоги, которые должен платить  ИП, прописываются Налоговым кодексом РФ: НДФЛ в размере 13% и НДС со ставками 0%, 10%, 18%. Это основные виды налогов, которые предстоит уплачивать предпринимателям на общей системе. ИП, перешедшие на УСН, оплачивают единый налог. Несвоевременная уплата налогов ИП приводит к большим штрафам и другим проблемам.

ЕНВД – Единый налог  на вменённый доход

ЕНВД применяется только к определённым видам деятельности в некоторых субъектах РФ, до 2013-го года его начисление носило обязательный порядок. Начиная с января 2013-го года, переход на оплату Единого налога на вменённый доход стал добровольным, то есть, ИП самостоятельно решают, уплачивать ли этот сбор.

При ЕНВД размер ставки начисляется, основываясь не на фактически полученной прибыли, а на вменённом доходе. Вменённый  доход – это возможный доход налогоплательщика, рассчитываемый с учётом условий, которые влияют на его получение. Доходность или убыточность деятельности не учитываются, налог от этих факторов не меняется. Ставка ЕНВД определена в размере 15% всего вменённого дохода. При начислении ЕНВД ИП не платят налог на имущество, НДС, налог на прибыль.

При выборе упрощённой системы  ИП не оплачивают НДС и НДФЛ, а  также освобождаются от оплаты налога на имущество физ. лиц, которое ими  используется в предпринимательской  деятельности. Но использование упрощённой системы не означает полное освобождение от уплаты абсолютно всех видов налоговых платежей. Плательщик самостоятельно выбирает расчет, по которому будут происходить удержание налогов: 15% от разницы между расходами и доходами; 6% от доходов. Тут объектом налогообложения становится доход, который уменьшается на всю величину расходов. Налогоплательщикам с таким способом начисления субъекты РФ устанавливают дифференцированные ставки налога. Размер ставок находится в пределах 5-15%.

Порядок взимания налогов  с ИП по упрощённой системе определяется главой 26.2 НК РФ. УСН предусматривает, что индивидуальный предприниматель выплачивает налоги по такой схеме: налоги по зарплате сотрудникам ИП оплачиваются ежемесячно; налоги ИП согласно УСН оплачиваются ежеквартально (авансовые платежи по УСН перечисляются каждый квартал, по результатам календарного года выплачивается налог по упрощённой системе); до 31 декабря оплачивается взнос фиксированного размера.

Таблица 4 - Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства России в 2011 году

 

 

Средние  
предприятия

Малые 
предприятия

Всего

в том числе микро- 
предприятия

Число предприятий

(на конец года)

     

2009

187

26588

22923

2010

363

29627

25848

2011

205

29897

26190

Средняя численность работников,  
тыс. человек

     

2009

22.2

164.0

61.3

2010

32.6

174.4

64.3

2011

20.6

149.8

40.7

Среднесписочная численность  работников (без внешних совместителей), тыс. человек

     

2009

21.5

153.0

55.7

2010

30.3

153.8

57.5

2011

20.0

140.1

37.2

Оборот предприятий, млрд.рублей

     

2009

67.7

227.0

77.4

20101)

151.3

305.0

97.4

2011

109.3

325.7

102.5

Основные средства 2), млрд.рублей

     

2009

3.2

11.6

4.8

2010

4.7

13.2

4.3

2011

6.0

21.4

11.9

Оборотные активы 2), млрд.рублей

     

2009

14.1

89.6

46.8

2010

22.9

143.4

79.9

2011

33.4

140.6

97.8

Капитал и резервы 2),

млрд. рублей

     

2009

4.2

20.2

7.6

2010

6.0

26.3

9.0

2011

6.7

31.0

16.0

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млрд. рублей

     

2009

2.0

6.0

2.8

2010

1.6

9.0

3.4

2011

1.9

7.8

5.0

Дебиторская задолженность

предприятий, млрд. рублей

     

2009

6.5

45.5

24.0

2010

10.1

79.2

44.7

2011

16.7

73.1

52.9

Кредиторская задолженность  предприятий, млрд. рублей

     

2009

9.9

62.9

30.3

2010

15.3

113.9

61.2

2011

20.5

105.5

70.8

Задолженность по полученным  кредитам банков и займов,

млрд. рублей

     

2009

4.1

30.2

17.9

2010

7.2

31.8

17.6

2011

10.6

45.5

33.5

Рентабельность  проданных товаров, продукции (работ, услуг) 3), %

     

2009

4.9

4.2

3.8

2010

3.7

3.9

2.7

2011

2.8

3.3

2.8

Рентабельность активов

предприятий4), %

     

2009

10.7

5.2

4.7

2010

5.4

5.1

3.7

2011

4.8

4.2

4.1

Соотношение сальдированного  финансового результата (прибыль  минус убыток) и обязательств предприятий, %

     

2009

13.8

6.2

5.4

2010

6.8

4.5

4.1

2011

5.7

5.1

4.7

Информация о работе Развитие малого предпринимательства на постсоветском пространстве