Регион как объект хозяйствования и управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 08:45, курс лекций

Описание

Стратегия регионального развития экономики рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Естественно, что стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.

Работа состоит из  1 файл

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ.doc

— 801.50 Кб (Скачать документ)

     Средняя дальность перевозок черных металлов по железным дорогам превышает 2,3 тыс. км. Во избежание чрезмерно дальних и встречных грузопотоков массовых видов проката в условиях общего рынка металла целесообразно выделить предпочтительные зоны экономического тяготения главных металлургических баз, откорректировав районные балансы металла и введя поощрительно-запретительные транспортные тарифы.

     Крупные партии проката черных металлов реализуются  в районах их производства: Кемеровской, Челябинской, Вологодской, Липецкой, Свердловской областях; стальных труб — Нижегородской, Волгоградской, Ростовской, Свердловской и Челябинской.

     Россия  располагает сырьевыми ресурсами  для всех основных отраслей цветной  металлургии. Производство характеризуется  организацией замкнутых технологических  схем и многоступенчатой переработкой промежуточных продуктов, распространением производственно-технологического комбинирования с утилизацией отходов. Вследствие высокой материалоемкости размещение предприятий ориентируется на сырьевые базы, а при большой энергоемкости (алюминий, магний, титан и т. д.) — на районы дешевой электроэнергии. Золото- и алмазодобывающей промышленности придается первостепенное значение, поскольку она является источником продукции высокой ценности, играющей важную роль в обеспечении устойчивости финансово-денежной системы и накоплении валютных запасов. Однако развитие этих отраслей осложняется суровыми природно-климатическими условиями. Основные районы добычи золота находятся в Магаданской области, Якутии; Забайкалье и на юге Восточной Сибири; алмазов - в Якутии; в перспективе появятся также в Архангельской области. В 1999 г. добыто 130 т золота - на 6,3 т больше, чем в 1998 г., но на 28% мёньше, чем в 1991 г.

     Центры  алюминиевой промышленности — самой  прибыльной наряду с нефтяной и газовой - первоначально возникли близ крупных  электростанций независимо от районных балансов электроэнергии (Волхов, Волгоград и др.), но затем стали формироваться в энергоизбыточных районах, главным образом в Сибири (Братск, Шелехов, Красноярск и т. д.). Производственное объединение «Сибирский алюминий» включает и Самарскую металлургическую компанию - ведущую в производстве алюминиевого проката. Наращивание мощностей по выплавке алюминия в энергодефицитной Европейской части, практиковавшееся до не-давнего времени, противоречит народнохозяйственным интересам. Остро стоит проблема сырьевой базы (расширяется за счет освоения Тиманского месторождения бокситов в Республике Коми и др.).

     Иностранный капитал до недавнего времени (когда  ему стали противодействовать отечественные  промышленники) пытался закрепить  прочные позиции в алюминиевой промышленности, вывозил значительную часть продукции за границу и ввозил давальческое сырье на переработку.

     Родсия  дает почти 1/4 мирового производства никеля (в основ-ном в Норильске).

     «Металлургические»  регионы относятся к сравнительно благополучным, как и другие сырьевые. Более 40% бюджета Вологодской области формируется за счет налоговых поступлений Череповецкого металлургического комбината и связанного с ним АО «Амофос». Особенно выделяется финансированием «своих» регионов цветная металлургия. Около 30% налоговых поступлений Красноярского края идет от Красноярского аффинажного завода в составе Норильского комбината; 95% бюджета Якутии наполняется за счет добычи алмазов. Крупные металлургические заводы оказывают благотворное влияние на смягчение кризиса в районах их размещения, спад металлопотребления там значительно ниже среднероссийского уровня. Однако имеют место чрезмерная ориентация на внешний рынок в ущерб внутреннему и искривления цен (например, на Урале на собственный металл они выше, чем на привозной украинский).

     Последние десятилетия в СССР происходил избыточный рост металлургических мощностей, причем с отрывом от качественных требований металлопотребляющих отраслей. Проблема выживания черной металлургаи в  начале 90-х годов вызвала гипертрофию экспорта (свыше 1/2 продукции) при сокращении в 3-4 раза поставок на внутренние нужды. Однако Запад, модернизировав свое оборудование за счет дешевого металла России, стал с помощью низких цен теснить ее на мировом и внутреннем рынке. Ныне металлургический комплекс серьезно ослаблен. Большинство предприятий неконкурентоспособны, так как инвестиционные программы не изменили технического облика и не снизили ресурсоемкости производства.

     Колоссальные  лесные ресурсы, их широкое территориальное  распространение, повсеместное и разнообразное применение древесины определяют важное значение в российской экономике отраслей лесного комплекса.

     В Европейской России потребляется подавляющая  часть всех лесоматериалов, но почти 9/10 запасов древесины приходится на восточные районы. Главные лесозаготовительные базы, дающие 3/5 заготовок деловой древесины, - Европейский Север, Восточная Сибирь и Урал.

     Примерно 2/3 мощностей лесоперерабатывающих предприятий сосредоточено в  потребляющих районах Европейской  части, используя привозное сырье. Свыше половины лесопиления приходится на три района — Восточную Сибирь, Европейский Север и Урал. Основные центры целлюлозно-бумажной промышленности размещаются в Северном и Восточно-Сибирском районах.

     Серьезное значение приобретает упорядочение межрайонных связей лесотоварного рынка, поскольку средняя дальность перевозок лесных грузов железнодорожным транспортом высокая — 1,1 тыс. км. Их целесообразное направление — с северо-востока на юго-запад, соответственно географии крупных лесозаготовительных и потребляющих центров. В последние годы межрайонный сбыт сибирского леса сильно затрудняется из-за резкого возрастания транспортных тарифов. Это привело к усилению лесозаготовок в Европейской части, к концентрации больших объемов рыночных продаж деловой древесины в Республике Коми, Вологодской, Кировской областях и др. (на Востоке крупная лесоторговая область — Иркутская).

     Базовые межотраслевые комплексы - энерго- и  сырьевая ресурсная основа российской экономики. Регионы, располагающие  потенциалом этих комплексов и возможностями специализации на их продукции при необходимой рыночной диверсификации производства и усилении межрайонных и экспортных связей, имеют широкие предпосылки для экономического роста. Крупнейшие базовые комплексы сформировались в Западной Сибири, на Урале, в Центре и Восточной Сибири; они производят 2/3 всех топливных и сырьевых ресурсов.

     Однако  в ходе экономической реформы  ряд регионов ослабил л свернул  специализацию на базовых отраслях (Поволжье и Восточная Сибирь —  на ТЭК, Западная Сибирь и Дальний Восток - на комплексе лесо- и стройматериалов), и лишь в отдельных случаях при экспорте) она укрепилась (Центральное Черноземье - на горной металлургии, Восточная Сибирь - на цветной).

     Базовые комплексы имеют широкий отраслевой состав и обширное территориальное распространение, их размещение в основном соответствует географии топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. Вместе с тем энерго- и материалоемкость народного хозяйства, в отличие от передовых стран Запада, весьма высокая. Поскольку главным направлением экономического роста в перспективе является интенсификация на основе жесткого ресурсосбережения, то наращивания производственных мощностей базовых отраслей (дающих свыше половины, а в Сибири 2/3 промышленной продукции), как правило, не требуется (тем более что в черной металлургии имеется их значительный избыток). При восстановлении дореформенного уровня они могут обеспечить потребности форсированного развития ведущих и потребительских комплексов. Это даст большую экономию капитальных вложений. Что касается конъюнктурной погони за валютными средствами путем форсирования экспорта российского топлива и сырья, то такой путь не отвечает коренным национальным интересам и должен рассматриваться как кратковременная мера. Ставка на ускоренное развитие добывающей промышленности будет постоянно противодействовать политике ресурсосбережения и подъему передовых, наукоемких отраслей перерабатывающей индустрии. Поэтому необходимы государственные меры по сдерживанию потребления топливных и сырьевых ресурсов в расчете на единицу выпускаемой продукции.

     Перспективы развития базовых межотраслевых  комплексов и совершенствования  их региональной структуры прогнозируются в следующих основных направлениях:

     топливно-энергетический комплекс — предельная добыча к 2020 г. — 700—750 млрд. м3 природного и попутного газа, 300 млн. т нефти и конденсата, 335—400 млн. т угля, выработка 1200 млрд. кВт - ч электроэнергии. Целесообразно освоение (но умеренными темпами) новых ресурсов природного газа на полуострове Ямал, в Баренцевом море, Иркутской области, на шельфе острова Сахалин, а также новых источников нефти в Сибири (включая Восточную), Прикаспии, на шельфе Арктики и Дальнем Востоке; сооружение новых нефтепроводов из Азербайджана и Казахстана; развитие открытой добычи угля в Канско-Ачинском и Южно-Якутском бассейнах, а также рентабельной добычи на угольных разрезах и шахтах Кузнецкого и Печорского бассейнов. Важным направлением является совершенствование структуры и территориальной организации энергетической базы путем сооружения мощных конденсационных электростанций в восточных районах, особенно на канско-ачинских и других углях открытой добычи и западно-сибирском природном газе, крупных ГЗС на сибирских реках, АЭС - в Европейской части;

     металлургический  комплекс — расширение внутреннего рынка металлопродукции; интенсификация и улучшение технологической структуры производства в черной металлургии с целью повышения качества и увеличения выпуска эффективных видов продукции; опережающий рост сырьевой базы, важный в условиях потери ряда источников сырья после распада СССР (железная руда, марганец и т. д.), более полное использование металлолома; сдерживание развития мощностей черной металлургии полного цикла и энергоемкой цветной металлургии в районах, дефицитных по топливу, электроэнергии, воде и экологически уязвимых, приоритетное развитие этих мощностей в Сибири; экологическое оздоровление металлургических центров;

     комплекс  лесостроительных материалов — совершенствование  лесопользования и деревопереработки  с максимальной утилизацией отходов лесоухода, производства и повышением эффективности использования древесного сырья, в чем Россия отстает от Запада в 4-6 раз.

     В условиях перехода к рынку сдерживающим фактором подъема экономики стало  резкое повышение транспортных затрат на перевозку топлива и сырья. Одна из ключевых проблем — удешевление топливно-сырьевых ресурсов путем снижения транспортных тарифов. Это расширит территориальную сферу региональных рынков топлива, электроэнергии, металлов, лесных материалов и другой продукции промежуточного назначения и даст толчок развитию ведущих и потребительских отраслей. Во избежание перекладывания на федеральный бюджет затрат на реконструкцию железнодорожных магистралей, 1ребу-ющихся вследствие перегрузки отдельных направлений из-за неупорядочения межрайонных потоков топлива и других массовых грузов, целесообразно восстановить в рамках государственного территориального регулирования утверждаемые схемы нормальных грузопотоков и регулировать их исполнение дифференцированными транспортными тарифами. Поощрительно-запретительная тарифная политика проводилась и в царской России.

СЕМИНАР № 11. Методы определения отраслей рыночной специализации регионов

 

     Предприятие отрасли хозяйства - первое звено  формирования регионального комплекса. Выбор местоположения предприятия : означает его привязку к определенному региону. Поэтому всестороннему обоснованию размещения и развития объекта в регионе должно уделяться большое внимание на всех уровнях хозяйствования и управления.

     Выбор районов дислокации предприятий и отраслей первоначально намечается и обосновывается в научных и государственных прогнозах развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности (отраслевых схемах). Во многих случаях выбор делается предпринимателем-инвестором или товаропроизводителем, но отражается в документах по лицензированию и квотированию, получает официальный статус от государства, оказывающего воздействие на выбор регулирующими мерами.

     Определение места строительства нового или  расширения действующего предприятия общегосударственного значения, помимо согласования с местной администрацией, должно быть санкционировано федеральными органами власти, а регионального значения — областными, краевыми, республиканскими органами. При этом учитываются экологические и другие последствия, перспективы использования данной территории (площадки) и ее недр. Результаты изучения вопроса оформляются актом выбора земельного участка для размещения объекта, а в необходимых случаях и его санитарной (охранной) зоны.

     Важнейшим предпроектным документом служит технико-экономическое  обоснование (ТЭО) целесообразности и  хозяйственной необходимости проектирования и строительства предприятия (сооружения). Оно предусматривает:

• проведение полномасштабного маркетингового исследования (спрос и предложение продукции, сегментация рынка, цены, эластичность спроса, основные конкуренты, маркетинговая стратегия, программа удержания продукции на рынке и т. п.);  
• подготовку программы выпуска продукции, пояснительной записки с данными предварительного обоснования инвестиционных возможностей, исходно-разрешительной документации;  
• разработку технических решений, в том числе генерального плана, технологических решений и т. д., производственного процесса;  
• градостроительные, архитектурно-планировочные и строительные решения, инженерное обеспечение, мероприятия по охране природной среды и гражданской обороне;  
• описание организации строительства;  
• описание системы управления предприятием;  
• сметно-финансовую документацию, в том числе оценку издержек производства, рекомендуемые источники финансирования проекта;  
• оценку рисков, связанных с осуществлением проекта, планирование его сроков; • оценку коммерческой эффективности проекта.

Информация о работе Регион как объект хозяйствования и управления