Регион как объект хозяйствования и управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 08:45, курс лекций

Описание

Стратегия регионального развития экономики рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Естественно, что стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.

Работа состоит из  1 файл

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ.doc

— 801.50 Кб (Скачать документ)

     Топливно-энергетический комплекс. По сравнению с довоенным  временем в топливном балансе  страны резко возросла доля нефти  и газа, большое значение приобрел уголь открытой добычи. Самое дешевое  топливо — тюменский газ и  канско-ачинский уголь. Среди приоритетных направлений дальнейшего развития комплекса на первом месте должны быть активная энергосберегающая политика и обеспечение прогрессивных сдвигов в структуре топливно-энергетического баланса.

     Размещение  нефтегазодобычи в срединной зоне страны определило возможность эффективного топливоснабжения различных регионов. За последние десятилетия основные центры газовой промышленности переместились из Поволжья и Северного Кавказа на Урал и Европейский Север, а затем — в Западную Сибирь (Тюменская область), ставшую главной базой добычи природного газа (свыше 90%). Новые центры развиваются на Южном Урале (Оренбургская область) и в Прикаспии (Астраханская область), где сооружаются и действуют крупные газохимическйе комплексы, а также на Европейском Севере. Газодобыча ведется в старых районах — на Северном Кавказе и Дальнем Востоке. Добычу, переработку и транспорт газа осуществляет крупнейшее в мире газопромышленное объединение (естественная монополия) - РАО «Газпром».

     Сложилась Единая система газоснабжения. Рынок товарного газа имеет обширное территориальное распространение. Сеть магистральных газопроводов, превышающая 153 тыс. км, охватила Европейскую часть с Уралом, Западную Сибирь, а также страны СНГ и Балтии. Крупнейшие (многониточные) трубопроводные магистрали идут в направлении Сибирь-Центр-Западная граница. Газ поступает на экспорт в Восточную и Западную Европу.

     Добыча  и транспортировка газового топлива  весьма эффективны. У нас впервые  используются для газопроводов трубы  диаметром 1220 и 1420 мм при давлении 75 атм. с пропускной способностью 20-22 и 30-32 млрд. м3 газа в год, намечается применять еще более крупные трубы — 1620 мм при давлении 120 атм. и с пропускной способностью до 60 млрд. м3. Вместе с тем в связи с проведением энергосберегающей политики и необходимостью сохранения отечественных природных богатств возникает вопрос о некотором сдерживании темпов добычи газа и строительства новых крупных газопроводов (несмотря на поступление от экспорта больших валютных ресурсов).

     Добыча  нефти распространилась из предгорий  Кавказа в район между Волгой и Уралом, а с 60-х годов - в пределы  Западно-Сибирской равнины. Почти  всю российскую нефть дают Западно-Сибирская (около 70%) и Волго-Уральская (более 25%) нефтегазоносные провинции.

     Характерно, что половину западно-сибирской  нефти добывают три компании - «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз» и «ЮКОС». В старых нефтяных районах запасы постепенно вырабатываются, технико-экономические  показатели добычи ухудшаются. Если 30 лет назад 2/3 всей нефти добывалось дешевым фонтанным способом, то теперь столько же приходится на дорогой насосный метод.

     Крупнейшая  нефтедобывающая компания России -«ЛУКОЙЛ», важное место в отрасли занимает государственная корпорация «Роснефть». С целью укрепления позиций на внутреннем и внешнем рынке целесообразно укрупнение российских нефтяных компаний и создание мощной государственной. Единственное нефтетранспортное объединение — «Транснефть» — находится в руках государства.

     Большой интерес к разработке нефтяных месторождений Сибири, Европейского Севера, Дальнего Востока проявляет иностранный капитал (особенно американский и японский). Ему зачастую удается заключить недостаточно выгодные для российской стороны контракты (в том числе соглашения на основе раздела продукции), ведущие к преждевременному истощению запасов нефти. Поэтому необходимо сочетать коммерческие выгоды с обеспечением экономической безопасности при эксплуатации отечественных природных ресурсов (США стараются собственные нефтяные месторождения зарезервировать и использовать прежде всего экспортируемое топливо).

     На  примере даже такой отрасли, как  нефтяная, видно, что она пока работает гораздо хуже, чем в советское  время, ее приватизация не дала должных  выгод для государства и населения. Так, на 1 т добычи нефти прирост запасов составляет 0,6 т, 1/4 скважин бездействует. Частные нефтяные компании, чтобы платить меньше налогов, установили корпоративные (внутренние) цены на нефть в 3-8 раз ниже рыночных. В государственной собственности осталась небольшая часть отрасли, тогда как в странах, где она является бюджетообразующей, доля государства составляет 80-100%.

     Важнейшие магистральные нефтепроводы, определяющие территориальную сферу нефтяного  рынка, проложены из Северо-Западной Сибири на запад, юг, восток.

     Общая протяженность магистральных нефте- и продуктопроводов составляет 61 тыс. км. Ряд магистралей пересекает государственную границу и транспортирует нефть на экспорт.

     Переработка нефти в основном размещается  в районах потребления нефтепродуктов, хотя это не всегда выгодно (глава 6). Исторически нефтепереработка возникла на путях следования по Волге бакинской нефти (Волгоград, Саратов, Сызрань и др.), вдоль трасс и на концах нефтепроводов (Туапсе, Рязань, Орск, Ангарск и др.). Вместе с тем нефть перерабатывается в местах ее добычи или вблизи их - в Волго-Уральском районе (Уфа, Ново-куйбышевск и др.), на Северном Кавказе (Грозный), Европейском Севере (Ухта), в Западной Сибири (Омск).

     Основной  рынок нефтепродуктов (продажа) совпадает  с крупнейшими районами и центрами их производств: автобензина — Ярославская, Самарская, Омская, Иркутская области и Республика Башкортостан, дизельного топлива — те же регионы и Ниже-городская область, топочного мазута — перечисленные регионы (без Омской области), Ленинградская и Рязанская области. По железным дорогам нефтяные грузы перевозятся в среднем более чем на 1250 км. ч

     Большинство нефтеперерабатывающих заводов  работает по мазутной схеме, извлекая только 3/5 легких фракций (в США — 9/10). Переход на глубокую технологию с повышенным выходом означает резкое увеличение ресурсов получаемого нефтехимического сырья, перерабатываемого при высоком потреблении электроэнергии и тепла. Поэтому реконструкция расположенных в энергодефицитных европейских районах нефтеперерабатывающих заводов в нефтехимические комбинаты хотя и диктуется техническим прогрессом, но малоэффективна с народнохозяйственной точки зрения. Такие комбинаты целесообразно создавать (несмотря на дальние перевозки готовой продукции) в районах Сибири, располагающих 1фупными источниками дешевого энергетического топлива.

     Почти 2/3 добычи угля приходится на Сибирь, в  том числе 2/5 на Кузбасс — главную  угольную базу. Восток выделяется лучшими  технико-экономическими показателями освоения ресурсов угля из-за широких  возможностей вести разработки открытым (карьерным) способом с помощью высокопроизводительной горной техники. Открытая добыча, составляющая половину всей добычи, осуществляется в Канско-Ачинском, Южно-Якутском и на, отдельных месторождениях Кузнецкого, Иркутского и других бассейнов. Причем приведенные затраты на тонну канско-ачинского угля вдвое меньше, чем кузнецкого (шахтного). Это создает благоприятные условия для улучшения топливоснабжения дефицитных районов и формирования на местах промышленных комплексов энергоемких производств. Добыча ведется на Дальнем Востоке, в Печорском бассейне, в оставшейся в России части Донбасса, на Урале и в Подмосковье.

     С переходом к рыночным отношениям угольная промышленность стала испытывать серьезные затруднения. Большинство  шахт оказалось убыточным. Трудности коснулись даже Донецкого, Печорского и Кузнецкого бассёйнов, добывающих высококачественный, но зачастую дорогой уголь (из-за глубокого залегания и маломощность пластов).

     С точки зрения рационализации межрайонных  потоков и формирования рынков угля целесообразно, чтобы зона экономического влияния каждого бассейна находилась в границах равных удельных затрат с сопредельным бассейном. Рост железнодорожных тарифов создал перекосы в районировании потребления углей основных бассейнов. Наиболее дорогой по затратам на добычу донецкий уголь стал более дешевым (с учетом стоимости доставки потребителям), чем кузнецкий и печорский в Европейской части, где потребляется примерно одинаковое количество этих видов энергетического топлива. В таких традиционных районах сбыта кузнецкого угля, как Уральский, Волго-Вятский, Поволжский, Центральный, в больших объемах начали поставляться печорские и донецкие угли. Поскольку общая добыча углей Кузбасса в два с лишним раза превышает добычу двух других, специалисты считают целесообразным положить затраты на кузнецкий уголь в основу согласования цен в районах, расположенных западнее его места добычи. Свыше 1/4 угля продается непосредственно в основных угледобывающих районах: в Кемеровской области, Республике Коми, Красноярском крае, Ростовской области, Республике Саха (Якутия). Средняя дальность перевозок каменного угля по железным дорогам составляет свыше 1000 км, кокса - 1600 км.

     В начале 20-х годов 9/10 всего производства электроэнергии сосредоточивалось  в Европейской части, ныне более 1/3 его приходится на восточные районы, где себестоимость 1 кВт - ч в несколько раз ниже. Почти 75% электроэнергии дают пять развитых индустриальных или энергоизбыточных районов — Центральный, Восточно-Сибирский, Уральский, Западно-Сибирский, Поволжский. Определилась тенденция строительства мощных тепловых электростанций на дешевом угле открытой добычи и природном газе, крупных атомных электростанций, а также больших экономичных гидроэлектростанций.

     На  тепловых электростанциях (без атомных) вырабатывается подавляющая часть всей электроэнергии. Самые крупные из них расположены в Центре, Поволжье, на Урале, в Западной и Восточной Сибири. В Сибири помимо действующих развернуто строительство новых ГРЭС, использующих дешевые газ и уголь.

     Атомные электростанции ориентируются на потребителей электроэнергии в районах с напряженным  топливно-энергетическим балансом или  ограниченными ресурсами минерального топлива и гидроэнергии (Центр, Центральное  Черноземье, Северо-Запад, Поволжье, Урал и др.). Несмотря на чернобыльскую аварию, сохраняется концепция развития атомной энергетики как одной из экономичных и безопасных отраслей (при надежной конструкции и правильной эксплуатации). Продолжается строительство ряда АЭС и АСТ (станций теплоснабжения).

     Самую дешевую электроэнергию (в 5—6 раз  дешевле тепло-вой) вырабатывают гидроэлектростанции. Мощные ГЭС созданы на Волге и  Каме, Ангаре и Енисее (Самарская, Волгоградская, Саратовская, Чебоксарская, Воткинская, Братская, Красноярская, Саянская и  др.).

     В состав Единой энергетической системы (естественная монополия РАО «ЕЭС России») входят электростанции и сети Европейской части и Сибири. В  России 7 объединенных энергетических (межрайонных) систем: Центра, Северо-Запада, Юга, Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Электростанции, поставляющие электроэнергию в общую систему, именуемую федеральным оптовым рынком электроэнергии и мощности, подчиняются единой технологической дисциплине, исполняя команды по загрузке генераторов, поступающие из диспетчерского центра управления ЕЭС и диспетчерских пунктов объединенных энергосистем. Баланс спроса и предложения на электроэнергию как товар (услугу) регулируется системой общего и региональных рынков в масштабе страны. Реформа РАО «ЕЭС России» предполагает выделение в отдельные структуры генерирующих мощностей и магистральных сетей.

     Металлургический  комплекс. Предприятия черной металлургии  полного технологического цикла (чугун-сталь-прокат) служат важным районообразующим фактором, ядром формирования крупных промышленных комплексов (Урал, Кузбасс и др.). Как и заводы цветной металлургии, они относятся к энергоемким (топливоемким) отраслям и вместе с тем оказывают сильное загрязняющее воздействие на окружающую природную среду. На эффективность размещения производства положительно влияет территориальное сочетание источников коксующихся углей, энергетического топлива и железной руды. Металлургические заводы полного цикла тяготеют к сырьевым (Урал, Центральное Черноземье) или топливным (Кузбасс) базам или же находятся между ними (Череповец).

     Уральская металлургия (2/5 производства проката) частично пользуется собствённой железной рудой, частично рудой КМА и Казахстана и полностью привозным технологическим  и энергетическим топливом (кузнецкий  и карагандинский уголь и западно-сибирский газ). Укрепление местной сырьевой базы происходит начатым освоением новых рудных месторождений. Подавляющую часть металла дают Магнитогорский, Ново-Тагильский и другие комбинаты — гиганты, построенные в годы первых пятилеток (Урало-Кузнецкий комплекс). Урал — единственный район, где получают особо качественный металл (природно-легированный, из древесно-угольного чугуна и т. д.).

     Металлургия Центра, выплавляющая 1/5 металла (Новолипецкий, Новотульский заводы, передельные заводы), основана на главной в России (1/2 добычи) железорудной базе — Курской магнитной аномалии. В больших количествах используется металлический лом (скрап). Вследствие дефицита топлива и воды, распространения ценных земельных угодий (черноземы) сооружение и расширение комбинатов-гигантов здесь противопоказаны. Наиболее перспективно производство стали бездоменным способом (с использованием металлизованных окатышей), как на действующем Оскольском электрометаллургическом комбинате.

     Сибирь  и Дальний Восток (1/6 производства) еще не закончили формирование своей металлургической базы (Кузнецкий комбинат, Западно-СибирскиЙ завод и др.), хотя российская металлургия располагает большими избыточными мощностями. Сырьевая база — железная руда Приангарья, Хакасии и Горной Шории (Кемеровская область), топливная - уголь Кузбасса и природный газ Томской области. Столько же металла приходится на долю Европейского Севера (Череповецкий комбинат), использующего собственные железную руду и коксующийся уголь. Комплексные технико-экономические расчеты (глава 6) показывают, что в Центральной Сибири может быть получен самый дешевый металл. Между тем свыше 4/5 черной металлургии размещается в европейских районах, испытывающих дефицит топлива и воды. По-этому загружать недоиспользуемые ныне металлургические предприятия надо прежде всего на Востоке и там же вводить в случае необходимости новые мощности, учитывая потерю металлургии Юга после разрушения СССР.

Информация о работе Регион как объект хозяйствования и управления