Регион как объект хозяйствования и управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 08:45, курс лекций

Описание

Стратегия регионального развития экономики рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Естественно, что стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.

Работа состоит из  1 файл

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ.doc

— 801.50 Кб (Скачать документ)

    Деятельность  отдельных составляющих региона  приводит к конечному результату хозяйствования, выступающему в виде итоговых показателей этой деятельности.

    Все социально-экономические процессы, протекающие в региональной хозяйственной  системе охватывают материальные, финансовые, природные и прочие ресурсы, вовлекаемые в хозяйственный оборот, и в совокупном взаимодействии представляют собой единый процесс воспроизводства, который можно свести к четырем основным типам деятельности:

    1. производство,

    2. распределение, 

    3. обмен, 

    4. потребление. 

    Все процессы воспроизводства развиваются  по объективным экономическим законам, не терпят волевого вмешательства в  их содержание и развитие,

    находятся под влиянием факторов и условий, которые следует учитывать, принимая хозяйственные решения, поддаются научному познанию, изучению, а, следовательно, и управлению в интересах определенных целей,

    требуют комплексного профессионального подхода  в своем познании и управлении.

    Весь  производственный процесс можно свести к трем параметрам:

    - объем процесса как в натуральном,  так и в стоимостном выражении, 

    - темп развития (спад или подъем),

    - пропорция (соотношение в развитии  данного социально-экономического, технологического или другого  процесса с другими процессами).

    В эффективном управлении развития хозяйства  с учетом интересов государства  и общества большую роль играет экономическая  наука (ЭН), которую можно рассматривать  как отрасль региональной экономики. При этом ЭН решает ряд следующих  важнейших задач:

    1) на основе изучения объективных  экономических законов она исследует  специфические формы их проявления  в виде закономерностей, объемов,  темпов, пропорций развития социально-экономических  процессов расширенного воспроизводства; 

    2) это область человеческой деятельности, которая на основе глубокого и обоснованного анализа мировой и отечественной практики исследует типы хозяйственных систем, формы организации и управления ими, разрабатывает хозяйственные решения, которые охватывают конкретное воспроизводство в том или ином периоде времени, реализуют решения на макроэкономическом уровне с учетом протекающих социально-экономических процессов и явлений воспроизводства,

    3) ЭН отражает макроэкономических  подход к воспроизводственному  процессу,

    4) наука — это область хозяйственной практики, которая имеет дело с социально-экономическими процессами прошлого, настоящего и будущего, причем знания прошлого позволяют избежать ошибок в настоящем и будущем,

    5) наука призвана изучать факторы,  определяющие состояние, закономерности и тенденции развития хозяйственной системы региона, чтобы вносить коррективы в хозяйственные решения (пропущено слова) социальной, демографической, экономической, структурной, технико-технологической, инвестиционно - инновационной, денежно-кредитной, валютной, таможенной и других политик,

    6) анализируются интегральные показатели  воспроизводственного процесса, причем  наука оценивает тенденции развития  хозяйственной системы, ее (пропущено  слова) состояние и перспективы 

    РЭ  как наука и область хозяйственной" практики людей включает в себя следующие составляющие части:  

    Объект  и предмет исследования региональной экономики.

    Предметом РЭ являются социально-экономические  процессы воспроизводства, проявляющиеся  в закономерностях объемов, темпов и пропорций развития.

    Инструментарий  РЭ - теоретико-методологические подходы  к анализу состояния, факторов, проблем, закономерностей, тенденций параметров развития системы и разработанные  на этой основе меры, приемы и средства подготовки и реализации макроэкономических хозяйственных решений, служащих интересам страны и ее населения.

    Субъект PЭ — органы управления хозяйственной  системы региона, реализующие функции, цели и задачи, стоящие перед экономической  наукой и областью хозяйственной  практики.

СЕМИАР  №4. Территориальная организация общества

     Территориальная организация общества: соотношение понятий

     Россия  особая страна не только по географическому  протяжению, но и по тому, что российское общество вбирает в себя множество  территориальных общностей, народов, этносов, обладающих своей культурой, традициями и верованиями. Россия - это вовсе не некий искусственный конгломерат территорий, наций, народностей, этносов, а единый нерасчленимый организм с общим для всех людей жизненным - природным и социальным — пространством. Народы и территории, вошедшие в состав российского государства на разных этапах его формирования, независимо от того, когда и как это произошло -добровольно или насильственным путем, на основе договорных или иных актов, уже в течение длительного времени составляют неразрывные части единого культурно-исторического и политико-экономического пространства. В этом единстве органически скреплены единые государственность, политическая и социокультурная система, единый образ жизни, с одной стороны, и этнонациональный, конфессиональный, национально-культурный плюрализм - с другой.

     Российское  общество, как и любая другая социальная система - это совокупность индивидов, групп, институтов. Система - это модель устойчивого, повторяющегося воспроизведения. Функции социальной системы - сохранение общества как системы. В России, как и в любом обществе, существуют общности: классовые, территориальные, корпоративные. Признаки социальной общности является: единство политических и экономических интересов; сплоченность и единство самих групп; уровень политической организованности; лидеры; место группы среди других групп; "вес" группы, ее влияние; политическая характеристика. Выразителями интересов групп являются партии, являющиеся важным элементом политической системы общества. Политическая - более общая форма власти, включающая в себя государственную. Государственная власть - форма политической власти располагающая монополией издавать и применять законы на всей территории государства.

     Основным  механизмом осуществления политической власти является влияние, а власть государственная располагает всеми средствами оказания влияния, в том числе и принуждением. Основными функциями государственной власти являются: поддержание целостности общества, сохранение связей между людьми даже насильственными средствами; регулирование, упорядочивание общественных процессов; обеспечение общественного порядка. Целью власти является приобщение людей к официальным нормам и ценностям, а так же обеспечение преемственности власти.

     Территориальная организация общества, пространственная организация (территориальная структура) жизни людей, сложившаяся на определенном этапе социально-экономического развития; включает размещение населения и отраслей производственной и непроизводственной сферы, природопользование, территориальное разделение труда, экономическое или национально-этническое районирование, территориально-политическую и административно-территориальную организацию государства. Также называют и совокупность процессов или действий, влияющих на территориальную организацию общества. В современной России проблемы регионального развития приобрели чрезвычайное значение. Эти проблемы тормозят реформы и искажают их содержание, влияют на экономику на всех уровнях - от федерального до муниципального, осложняют национально- и межнационально- этнические, конфессиональные, социальные отношения в стране, обостряют межрегиональные противоречия и территориальные диспропорции. Таким образом, нерешенность региональных проблем не просто отрицательно влияет на жизнь страны, тормозит ее выход из кризиса, но и угрожает территориальной целостности Российского государства.

     К настоящему времени в обществе уже  сложилось представление об актуальности региональных проблем, их остроте, сложности, необходимости решать их, не откладывая в "долгий ящик". Однако выяснилось, что совсем не очевидно, как их решать: прежний опыт региональной политики оказался практически неосмысленным. Роль государства в развитии регионов на основе федерализма и рыночных отношений до сих пор остается неясной. В Российской Федерации отсутствует государственная стратегия регионального развития, призванная определять его предпосылки и механизмы на основе учета объективных законов развития территориальной организации общества (ТОО) и стратегических приоритетов.  

     Территориальная организация общества сегодня.

     Формируя  современную территориальную стратегию  необходимо учитывать определенное диалектическое противоречие. С одной  стороны, децентрализация власти и  управления создает условия для  действенной региональной политики, посредством которой возможно многих территориальных проблем. Но с другой - любая мера децентрализации сужает возможности централизованного воздействия на территорию страны в целом и, значит, решение вопросов, выходящих за пределы регионов, затрагивающих интересы государства. Это означает, что необходимо разведение целей стратегии территориального развития по их значимости и по уровням того механизма, который их в состоянии реализовать.

     Такого  рода регулирование территориального развития в масштабах страны не может обойтись без специального документа. Он должен носить стратегический характер и охватывать все важнейшие стороны территориального развития страны. Такого рода общенациональные программы уже много лет существуют практически во всех развитых странах.

     Во  Франции это "Региональный план социально-экономического развития и устройства территорий", в Германии - "Федеральная программа  организации пространства", в  Японии - "План всестороннего развития территории страны". Различными являются сроки действия таких программ, есть определенная специфика и в их содержании. Однако, три обстоятельства являются общими для программ всех стран: во-первых, все они исходят от государства, им разрабатываются и реализуются (хотя и не только им). Естественно и ответственность за осуществление программ лежит на государстве, в том числе и финансовая. Во-вторых, такого рода программы, являются документами именно территориального регулирования, направленными на организацию, устройства территории страны в целом, что не исключает, а предполагает дифференцированное отношение к тем или иным регионам. В-третьих, программы реализуются как с помощью административных рычагов, так и экономических.

     В функциональном отношении подобные программы решают две главные  задачи.

     1. Это документ централизованного регулирования территориального устройства страны в целом.

     2. Программа является регламентирующим  документом, т.к. содержит в себе  механизм ориентированный на  недопущение таких действий субъектов  территориальной политики, которые могут иметь негативные последствия.

     Опыт  разработки программ обустройства территорий развитыми странами свидетельствует  о необходимости некоторых обязательных составных элементов. Среди них:

     1) социальные установки программы.  Здесь могут ставиться вопросы качества среды обитания, снижения уровня безработицы и т.д.;

     2) общие установки по регулированию  размещения производства. Начиная  с 60-х годов программы такого  рода (Великобритания, Япония, Франция)главным  направлением в этой сфере  считают предотвращение избыточной концентрации производства, разгрузку регионов и агломераций;

     3) политика в сфере расселения;

     4) общенациональные инфраструктурные  проекты - транспорт, связь, информация.

     5) региональный разрез общенациональных  программ: выделение регионов, нуждающихся в первоочередном гос. субсидировании, либо поддержке иными средствами.

     Важной  составной частью регулирования  территориального развития общества является специфическая городская политика. Далеко не случайно движение Запада в  сторону осознания необходимости государственного программирования территориального развития начиналось именно с городского уровня.

     Современная территориальная стратегия нуждается  в существенной корректировке. Суть дела в том, что городская политика должна исходить не только из собственно городских проблем. Регулирование развития городов позволяет значительно изменять территориальную структуру производства и его организацию на обширных территориях. Важно и то, что объектом регулирования воздействия западных программ выступают не только сами города, но и регионы. Важно подчеркнуть, что городская политика в развитых странах по существу смыкается с региональной политикой.

     Весьма  характерна в этом смысле действовавшая  в Японии городская политика. В  ее рамках были определены так называемые "зоны стимулирования передислокации" промышленного производства. Деконцентрация здесь выступила только как средство, а что касается целевых установок, то они и социальные, и экологические. Городская политика опирается на разветвленный экономический механизм - субсидии местным властям для финансирования производственной инфраструктуры, создания промышленных парков, прямые займы и льготы частным фирмам, от которых также зависит реализация программ. Однако и административное регулирование не сбрасывалось со счетов: в Японии был принят специальный "Закон о стимулировании перемещения промышленности". Широко практиковались административные меры в Великобритании в отношении перегруженного юго-востока страны, во Франции - при регулировании так называемого Парижского городского района.

Информация о работе Регион как объект хозяйствования и управления