Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 08:45, курс лекций
Стратегия регионального развития экономики рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Естественно, что стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.
В современных условиях городская политика направлена на решение двух важнейших задач.
Во-первых,
необходимо глубокое осовременивание
хозяйственной структуры
Изменение структуры хозяйства городов базируется, прежде всего, на изменении форм собственности предприятий, а, следовательно, и на смене системы управления городским хозяйством.
Во-вторых, важной задачей городского регулирования становится формирование качественно новой системы территориальной организации производства и среды обитания, на основе глубоко интегрированных систем; информационной, производственной и социальной инфраструктуры, транспортной сети и т.д.
Heт
сомнений в том, что городская
политика сопряженная
Таким образом, именно города со специфической внутренней структурой, становятся точками роста национальной экономики. Реформы в сфере городской политики должны проводиться в рамках программы регионального развития. Одним из перспективных вариантов нам представляется разработка и реализация концепции "открытого" города.
Понятие "открытости", как формы либерализации экономики, уже довольно давно и активно используется политиками и экономистами. Однако, форм либерализации достаточно много. Сюда относятся образования различные по территориальному, режимному и функциональному типу. С этой точки зрения нам представляется необходимым более четко определить понятие "открытого" города.
"Открытый"
город - не является
Необходимо подчеркнуть, что концепция "открытого" города не имеет специальной ориентации на привлечение иностранного капитала. В городе создаются льготные условия для инвестирования капитала (независимо от страны его происхождения) и осуществлении каких-либо видов деятельности.
Главная цель установления режима открытости в пределах города - это решение местных экономических, социальных и экологических проблем с учетом общегосударственных хозяйственных задач на основе совместного предпринимательства. Наиболее актуальны следующие из них:
•
привлечение и эффективное
• развитие социальной и производственной инфраструктуры;
•
наращивание экспортного
• реконструкция промышленных предприятий и коммунального хозяйства;
•
привлечение иностранных
•
подготовка квалифицированных кадров
для предпринимательской
Открытому городу предоставляются следующие права:
•
организация и регистрация
• установление размеров налоговых и иных платежей, транспортных тарифов,
• сроков амортизации и др. льгот инвесторам;
• установление режима выдачи лицензий на ввоз/вывоз товаров и услуг;
• создание внешнеторговых компаний и ассоциаций делового сотрудничества;
• исходя из принципа самоокупаемости и самофинансирования, непосредственное осуществление предпринимательской деятельности.
Режим "открытого" города обладает еще одной важной особенностью. Открытость является многослойной или многоуровневой. Под этим подразумевается различный статус субъектов "открытого" города. Одни из них пользуются общими преференциями, предоставляемыми СЭПР, другие - могут сформировать специализированные субзоны. Однако, если открытость базируется на режимном подходе (т.н. беспроволочная зона), то в основе субзон лежит территориальный подход. Специализированные субзоны создаются в административных границах города на базе существующих производственных, научных, торговых и др. комплексов и рассматриваются как территории, расположенные за пределами таможенной границы. Таким образом, речь идет о возможности создания локальных СЭЗ в пределах города. Необходимо подчеркнуть, что режим СЭЗ автоматически не распространяется на субъектов "открытого" города.
В целях привлечения инвестиций, современной технологии и управленческого опыта предлагается следующая последовательность формирования и развития открытой экономики города:
• введение в административных границах города "открытого" режима;
• формирование локальных СЭЗ в пределах города;
• разработка комплексной программы развития СЭЗ на основе совместного использования инфраструктуры города.
Быстрый
оборот торгового, промышленного и
финансового капитала; отработка
хозяйственного механизма функционирования
локальных СЭЗ позволят привлечь
крупные иностранные
Результаты
хозяйственной деятельности должны
быть направлены, в первую очередь,
на обеспечение приоритетного
Обсуждение
"Основных направлений социально-
Современная
политико-территориальная
Современное российское общество находится в переходном состоянии. Изменение коснулось как государственных органов власти, так и структуры самого общества. Постепенно происходит социальное структурирование общества, складываются пока не четко очерченные группы интересов, появляется социальная база для "классовых" партий. Современная политическая культура в России имеет недолгую историю. Партийная система находится в процессе становления. Общество не совсем структурировано, и интересы многих групп населения остаются не представленными в политическом процессе.
Современное российское общество еще нельзя назвать зрелым гражданским обществом, судебная система слаба и не полностью независима, парламент в основном подконтролен президенту. В обеспечении эволюции гражданского общества должны сыграть свою роль государственные институты, судебная система, политические партии, профсоюзы, общественные организации и движения. В целом, однако, их функционирование в решающей степени определяется уровнем политической культуры. Предстоит длительный период овладения политической культурой и активизации общественно-политических организаций и движений.
Последние
годы 20 века Россия была государством,
ведущим войну за свою целостность
в Чечне и переживающим экономический
кризис. Ее характерной чертой было
также длительное противоборство между
законодательной и
Подходы к анализу социально- экономического развития регионов.
Термин "развитие" часто употребляется в следующих сочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие региона, города. В каждом случае под развитием обычно подразумевается любое прогрессивное изменение прежде всего в экономической сфере. Если изменение количественное, говоря" об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структурных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.
Наряду
с чисто экономическими характеристиками
нередко рассматривают
Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе, или о деградации. Иными словами, природа развития регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.
Развитие региона— многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным. Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:
рост производства и доходов;
перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;
перемены в общественном сознании;
перемены в традициях и привычках.
В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:
повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;
создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;
увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.
Последние две составляющие качества жизни не всегда учитываются при оценках степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической науке и политической практике им придается все большее значение.
Развитие любого региона— многоцелевой и многокритериальный процесс. Содержание развития регионов может сильно различаться. Действительно, развитие Бурятии, Калининградской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и Москвы по своему содержанию сильно различаются, и это различие обусловлено не только исходным уровнем развития, но и особенностями каждого региона, его производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и пр.
Информация о работе Регион как объект хозяйствования и управления