Регион как объект хозяйствования и управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 08:45, курс лекций

Описание

Стратегия регионального развития экономики рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Естественно, что стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.

Работа состоит из  1 файл

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ.doc

— 801.50 Кб (Скачать документ)

     В современных условиях городская  политика направлена на решение двух важнейших задач.

     Во-первых, необходимо глубокое осовременивание  хозяйственной структуры промышленных городов. В частности, освобождение их от рутинного производства, материало- , водо- и трудоемких производств, и наращивание высокотехнологичных и наукоемких производств.

     Изменение структуры хозяйства городов  базируется, прежде всего, на изменении  форм собственности предприятий, а, следовательно, и на смене системы управления городским хозяйством.

     Во-вторых, важной задачей городского регулирования  становится формирование качественно  новой системы территориальной  организации производства и среды  обитания, на основе глубоко интегрированных  систем; информационной, производственной и социальной инфраструктуры, транспортной сети и т.д.

     Heт  сомнений в том, что городская  политика сопряженная фактически  с регулированием развития целых  регионов позволила развитым  странам решить проблемы построения  постиндустриального общества. Поэтому сегодня перед нами стоит задача не только хозяйственной перепрофилизации городов, но и организации в них принципиально иной социальной среды и среды обитания.

     Таким образом, именно города со специфической  внутренней структурой, становятся точками роста национальной экономики. Реформы в сфере городской политики должны проводиться в рамках программы регионального развития. Одним из перспективных вариантов нам представляется разработка и реализация концепции "открытого" города.

     Понятие "открытости", как формы либерализации экономики, уже довольно давно и активно используется политиками и экономистами. Однако, форм либерализации достаточно много. Сюда относятся образования различные по территориальному, режимному и функциональному типу. С этой точки зрения нам представляется необходимым более четко определить понятие "открытого" города.

     "Открытый" город - не является экстерриториальным  образованием и, с точки зрения  таможенного законодательства, находится  в пределах таможенной территории государства. Однако, в отличие от других субъектов региональной политики, имеет значительно большие полномочия, по ведению предпринимательской и внешнеэкономической деятельности. Полномочия "открытого" города определяет специальный экономико-правовой режим (СЭПР), предусматривающий определенные налоговые, таможенные и финансовые преференции.

     Необходимо  подчеркнуть, что концепция "открытого" города не имеет специальной ориентации на привлечение иностранного капитала. В городе создаются льготные условия  для инвестирования капитала (независимо от страны его происхождения) и осуществлении каких-либо видов деятельности.

     Главная цель установления режима открытости в пределах города - это решение  местных экономических, социальных и экологических проблем с  учетом общегосударственных хозяйственных задач на основе совместного предпринимательства. Наиболее актуальны следующие из них:

     • привлечение и эффективное использование  современной технологии, управленческого  опыта, дополнительных финансовых и  материальных ресурсов;

     • развитие социальной и производственной инфраструктуры;

     • наращивание экспортного потенциала региона;

     • реконструкция промышленных предприятий  и коммунального хозяйства;

     • привлечение иностранных инвестиций с целью создания предприятий  с высокой оборачиваемостью капитала;

     • подготовка квалифицированных кадров для предпринимательской деятельности.

     Открытому городу предоставляются следующие  права:

     • организация и регистрация субъектов  предпринимательской деятельности;

     • установление размеров налоговых и иных платежей, транспортных тарифов,

     • сроков амортизации и др. льгот  инвесторам;

     • установление режима выдачи лицензий на ввоз/вывоз товаров и услуг;

     • создание внешнеторговых компаний и  ассоциаций делового сотрудничества;

     • исходя из принципа самоокупаемости и самофинансирования, непосредственное осуществление предпринимательской деятельности.

     Режим "открытого" города обладает еще  одной важной особенностью. Открытость является многослойной или многоуровневой. Под этим подразумевается различный статус субъектов "открытого" города. Одни из них пользуются общими преференциями, предоставляемыми СЭПР, другие - могут сформировать специализированные субзоны. Однако, если открытость базируется на режимном подходе (т.н. беспроволочная зона), то в основе субзон лежит территориальный подход. Специализированные субзоны создаются в административных границах города на базе существующих производственных, научных, торговых и др. комплексов и рассматриваются как территории, расположенные за пределами таможенной границы. Таким образом, речь идет о возможности создания локальных СЭЗ в пределах города. Необходимо подчеркнуть, что режим СЭЗ автоматически не распространяется на субъектов "открытого" города.

     В целях привлечения инвестиций, современной  технологии и управленческого опыта предлагается следующая последовательность формирования и развития открытой экономики города:

     • введение в административных границах города "открытого" режима;

     • формирование локальных СЭЗ в  пределах города;

     • разработка комплексной программы развития СЭЗ на основе совместного использования инфраструктуры города.

     Быстрый оборот торгового, промышленного и  финансового капитала; отработка  хозяйственного механизма функционирования локальных СЭЗ позволят привлечь крупные иностранные инвестиции, создать конкурентноспособное наукоемкое производство.

     Результаты  хозяйственной деятельности должны быть направлены, в первую очередь, на обеспечение приоритетного развития социальной сферы, обеспечение трудоспособного  населения рациональной занятостью.

     Обсуждение "Основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу" представленных правительством РФ в Госдуму страны и альтернативного  документа "Концепция стратегического  развития России до 2010 года", разработанного рабочей группой под руководством члена президиума Государственного Совета РФ В.И.Ишаева в апреле 2001 года, не продвинуло ситуацию ни на шаг вперед.

     Современная политико-территориальная структура  российского общества сложилась  в результате исторического развития и преобразований, произошедших в последнее десятилетие реформ. Россия находится на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому). Но преждевременно говорить, что такая тенденция сегодня устойчива и необратима. Россия не имела, характерных для Запада демократических традиций и политической культуры. Российское общество глубоко отличалось от западных почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией, преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. Государственное управление обществом, характерное для советского периода, во многом было отторгнуто изменившимися условиями жизни. Что потребовало изменения, как в системе власти, так и в характере управления органами власти, перераспределение полномочий федерального Центра и субъектов Федерации.

     Современное российское общество находится в переходном состоянии. Изменение коснулось как государственных органов власти, так и структуры самого общества. Постепенно происходит социальное структурирование общества, складываются пока не четко очерченные группы интересов, появляется социальная база для "классовых" партий. Современная политическая культура в России имеет недолгую историю. Партийная система находится в процессе становления. Общество не совсем структурировано, и интересы многих групп населения остаются не представленными в политическом процессе.

     Современное российское общество еще нельзя назвать  зрелым гражданским обществом, судебная система слаба и не полностью  независима, парламент в основном подконтролен президенту. В обеспечении  эволюции гражданского общества должны сыграть свою роль государственные институты, судебная система, политические партии, профсоюзы, общественные организации и движения. В целом, однако, их функционирование в решающей степени определяется уровнем политической культуры. Предстоит длительный период овладения политической культурой и активизации общественно-политических организаций и движений.

     Последние годы 20 века Россия была государством, ведущим войну за свою целостность  в Чечне и переживающим экономический  кризис. Ее характерной чертой было также длительное противоборство между  законодательной и исполнительной властью и разделение полномочий между центром и регионами. В силу российской специфики и в контексте развернувшихся ныне споров и дискуссий о перспективах сохранения целостности страны в число первоочередных выдвинулась проблема политико-территориального устройства.  

СЕМИНАР №5. Региональные особенности хозяйства

     Подходы к анализу социально- экономического развития регионов.

     Термин "развитие" часто употребляется  в следующих сочетаниях: экономическое  развитие, социально-экономическое  развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие региона, города. В каждом случае под развитием обычно подразумевается любое прогрессивное изменение прежде всего в экономической сфере. Если изменение количественное, говоря" об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структурных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.

     Наряду  с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любого региона.

     Развитие  всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта  направленность положительна, то говорят  о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе, или о деградации. Иными словами, природа развития регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.

     Развитие  региона— многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается  с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным. Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:

     рост  производства и доходов;

     перемены  в институциональной, социальной и  административной структурах общества;

     перемены  в общественном сознании;

     перемены  в традициях и привычках.

     В настоящее время основной целью  экономического развития большинства  стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:

     повышение доходов, улучшение здоровья населения  и повышение уровня его образования;

     создание  условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;

     увеличение  степени свободы людей, в том  числе их экономической свободы.

     Последние две составляющие качества жизни не всегда учитываются при оценках степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической науке и политической практике им придается все большее значение.

     Развитие  любого региона— многоцелевой и многокритериальный процесс. Содержание развития регионов может сильно различаться. Действительно, развитие Бурятии, Калининградской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и Москвы по своему содержанию сильно различаются, и это различие обусловлено не только исходным уровнем развития, но и особенностями каждого региона, его производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и пр.

Информация о работе Регион как объект хозяйствования и управления