Регулирование государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:27, реферат

Описание

Правовой механизм государственной политики в области занятости и трудоустройства в настоящее время включает две основные группы норм. Нормы первой группы направлены на защиту работников от необоснованных увольнений и выплату денежных сумм, имеющих компенсационный характер. Они содержатся в основном в ТК РФ. Во вторую группу входят правовые нормы, непосредственно регулирующие занятость, трудоустройство и его формы, объем льгот и гарантий лицам, которые потеряли работу и нуждаются в поддержке государства.
Российское законодательство о занятости и трудоустройстве представляет собой систему нормативных актов, основанную на Конституции РФ, которая в ст. 37 провозглашает свободу труда, а также право каждого на защиту от безработицы. Ведущую роль в этой системе играет Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ РФ
1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ
1.2 Права граждан в сфере содействия занятости
1.3 Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН В РФ
2.1 Признание граждан безработными и их основные права
2.2 Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости
2.3 Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице
ГЛАВА III. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВЕ НАСЕЛЕНИЯ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Работа состоит из  1 файл

государственное регулир насеоения.docx

— 77.38 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА  НАСЕЛЕНИЯ РФ

1.1 Понятие занятости  и трудоустройства в РФ

1.2 Права граждан  в сфере содействия занятости

1.3 Основные направления  политики Российской Федерации  в сфере содействия занятости

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ  ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ  ГРАЖДАН В РФ

2.1 Признание  граждан безработными и их  основные права

2.2 Порядок регистрации  безработных граждан в органах  государственной службы занятости

2.3 Размер, условия  и сроки выплаты пособия по  безработице

ГЛАВА III. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ  И ТРУДОУСТРОЙСТВЕ НАСЕЛЕНИЯ  РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

Правовой механизм государственной политики в области  занятости и трудоустройства  в настоящее время включает две  основные группы норм. Нормы первой группы направлены на защиту работников от необоснованных увольнений и выплату  денежных сумм, имеющих компенсационный  характер. Они содержатся в основном в ТК РФ. Во вторую группу входят правовые нормы, непосредственно регулирующие занятость, трудоустройство и его  формы, объем льгот и гарантий лицам, которые потеряли работу и  нуждаются в поддержке государства.

Российское законодательство о занятости и трудоустройстве  представляет собой систему нормативных  актов, основанную на Конституции РФ, которая в ст. 37 провозглашает  свободу труда, а также право  каждого на защиту от безработицы. Ведущую  роль в этой системе играет Закон  РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

В целом правовой институт занятости населения имеет  комплексный характер, так как  включает нормы не только трудового, но и административного, финансового  права, права социального обеспечения.

Тема данной курсовой работы - «Правовое регулирование  занятости и трудоустройства  населения Р.Ф.» - актуальна в силу того, что, во-первых, организационно-правовые формы обеспечения занятости  определяются как установленные  государством организационные и правовые приёмы и средства, которые способствуют гражданам получить возможность трудиться (или быть охваченными определённой формой занятости) в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять определённую работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого, во-вторых, трудоустройство гарантирует реализацию прав граждан в сфере труда и занятости, в-третьих, занятость и трудоустройство непосредственно регулируют деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей.

Целью данной работы является исследование сущности занятости  и трудоустройства населения  РФ.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие  задачи:

-показывается  понятие занятости и трудоустройства  населения;

-характеризуются  права граждан в сфере содействия  занятости;

-определяются  основные направления политики  Российской Федерации в сфере  содействия занятости;

-характеризуется  правовой статус безработного;

-устанавливается  размер, условия и сроки выплаты  пособия по безработице;

-определяются  актуальные проблемы правового  регулирования занятости и трудоустройства  населения РФ.

Объектом исследования явились отношения при осуществлении  управления сферой трудоустройства  и занятости населения и проведении государственной политике в области  трудоустройства, правового регулирования  занятости и трудоустройства  населения РФ, основанные на взаимодействии государства, юридических и физических лиц.

Предметом курсовой работы стали нормы российского  и международного законодательства, призванные регулировать занятость  и трудоустройство населения  РФ.

Методологической  основой курсовой работы явились  общенаучный диалектический и частнонаучные методы познания: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, формально-юридический, метод системного анализа и другие методы научного познания.

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА  НАСЕЛЕНИЯ РФ

1.1 Понятие занятости  и трудоустройства  в РФ

Проблема занятости  трудоспособного населения рассматривается  во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения.

Закон о занятости  в первой главе «Общие положения» дает определения важнейших понятий  в сфере занятости, а также  участвующих в этой сфере субъектов.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная  с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями  к производительному, творческому  труду. Принуждение к труду в  какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Как видно  из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Между  тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или  прямо ему противоречащая, может  быть охарактеризована как занятость  незаконная или нелегальная. . Куренной А.М. Трудовое право: Учебное пособие / А.М. Куренной - Москва: из-во Юристъ, 2008.-315С.

Незанятость граждан  не может служить основанием для  привлечения их к административной и иной ответственности. К числу  занятых действующее законодательство (ст. 2 Закона о занятости) относит  следующих граждан:

а) работающих по трудовому договору (контракту), в  том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного  либо неполного рабочего времени, а  также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные  работы;

б) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

в) занятых в  подсобных промыслах и реализующих  продукцию по договорам;

г) выполняющих  работы по гражданско-правовым договорам (договор подряда), а также члены  производственных кооперативов (артелей);

д) избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;

е) проходящих военную  службу, а также службу в органах  внутренних дел;

ж) проходящих очный  курс обучения в общеобразовательных  учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального  и высшего профессионального  образования и других образовательных  учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости;

з) временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

и) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением  учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных  прав в отношении этих организаций. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.05.2010 №11-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»

Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в сфере занятости, важнейшим  следует признать их право на выбор  места работы. Это свое право граждане реализуют путем прямого обращения  к работодателю - организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому  лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается  трудовой договор. Наряду с этим право  на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного  посредничества органов службы занятости  или с помощью других организаций  по содействию в трудоустройстве  населения (п. 1 ст. 8 Закон о занятости). . Куренной А.М. Трудовое право: Учебное пособие / А.М. Куренной - Москва: из-во Юристъ, 2008.-315С.

При этом важно  подчеркнуть, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также  имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в  целях выбора профессии и возможности  профессионального обучения. Граждане имеют также право на бесплатные профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению  органов службы занятости. Долгова  А., Жукова И. Полная и эффективная  занятость молодежи/ А. Долгова, И. Жукова// Человек и труд.-2007.-№8.-С.38-41.

По мнению профессора О.В. Смирнова, с целью эффективной  занятости было бы целесообразно  ставить на учет в службе занятости  и тех трудоспособных граждан, которые  имеют работу, но не удовлетворены  характером или условиями труда  и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы.

Впервые в нашем  законодательстве легализуется право  граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный  поиск работы и трудоустройства  за границей. Для этого заключаются  межгосударственные соглашения, предусматривающие  численность миграционных потоков, их квалификационный состав, срок и  условия найма.

Если учесть возможность свободного выезда наших  граждан и благоприятные условия  найма и оплаты труда за границей, то можно предвидеть, какое противоречивое значение может иметь зарубежная миграция в нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральной целевой  программой содействия занятости населения  РФ, которая предусматривает совершенствование  правового механизма миграционных и иммиграционных потоков с целью  осуществления трудовой деятельности.

Основные права  трудящихся-мигрантов закрепляются и в международно-правовых актах, в частности, в Конвенции МОТ  №97 «О трудящихся мигрантах» (1949г.), №143 «О злоупотреблениях в области миграции и обеспечении трудящимся мигрантам  равенства и обращения» (1975г.), № 157 «Об установлении международной  системы сохранения прав в области  социального обеспечения» (1982 г.) и  др.

Так же стоит  учитывать, что законодательство РФ о занятости населения распространяется не только на граждан России, но и  на иностранных граждан, а также  на лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами.

Государство же наряду с органами службы занятости  населения и работодателями, играет активную роль, осуществляя политику в области занятости населения. При этом важно подчеркнуть, что  государство проводит политику содействия реализации прав, нацеленную на полную, продуктивную и свободно избранную  занятость.

Трудоустройство выступает в качестве важнейшего способа содействия занятости и  относится к мероприятиям по активной политике занятости.

В юридической  литературе встречаются разные подходы  к определению роли трудоустройства. Так, О.М. Медведев отмечает, что трудоустройство  является одной из организационно-правовых форм обеспечения занятости. Последние  определяются как установленные  государством организационные и  правовые приемы и средства, которые  способствуют гражданам получить возможность  трудиться в избранной сфере  деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять определенную работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого.

Одним из признаков  трудоустройства является участие  в нем посреднических органов (как  государственных, так и негосударственных).

В современных  условиях, когда проблема безработицы  обостряется и, как следствие, возрастает необходимость государственного регулирования  рынка труда, трудоустройство направлено, прежде всего, на обеспечение рационального  использования трудовых ресурсов также  с учетом интересов основных субъектов  на рынке труда - работников и работодателей, а также государства.

Трудоустройство-это  система организационно-правовых мер, осуществляемых государством в целях  обеспечения трудовой занятости  населения. Трудоустраиваемым, по общему правилу, является физическое лицо, которое  обращается в орган по трудоустройству  с целью получения содействия в подыскании подходящей работы и  устройстве на нее. Основную группу трудоустраиваемых  составляют граждане РФ. В качестве трудоустраиваемых могут выступать и иностранные граждане, а также лица без гражданства (ст.6 Закона о занятости). Вместе с тем законодательство о занятости закрепляет принцип приоритета граждан РФ при занятии вакантных рабочих мест, что выражается в существовании особых правил привлечения иностранной рабочей силы на территории РФ. Викторов И.С., Макашева А.Ж. Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения/ И.С.Викторов., А.Ж. Макашева // Трудовое право.-2009-№.8.- С.71

Правоотношения  между трудоустраиваемым гражданином  и трудоустраивающим органом  устанавливаются на основании обращения  гражданина в указанный орган  в целях получения содействия в поиске походящей работы и устройства на нее. Современная правовая организация  трудоустройства в РФ отличается тем, что основная роль отводится  органам государственной службы занятости. Последние обязаны принят заявление гражданина, осуществить его регистрацию и оказать услуги по подысканию для него подходящей работы. Данные органы осуществляют также учет профессиональной квалификации безработных, содействие в профориентации, переобучении и переподготовке; выдают направления трудоустраиваемым гражданам на подходящие вакантные рабочие места в конкретную организацию; предлагают варианты самостоятельного поиска работы, оказывают иные услуги.

Информация о работе Регулирование государства