Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:27, реферат
Правовой механизм государственной политики в области занятости и трудоустройства в настоящее время включает две основные группы норм. Нормы первой группы направлены на защиту работников от необоснованных увольнений и выплату денежных сумм, имеющих компенсационный характер. Они содержатся в основном в ТК РФ. Во вторую группу входят правовые нормы, непосредственно регулирующие занятость, трудоустройство и его формы, объем льгот и гарантий лицам, которые потеряли работу и нуждаются в поддержке государства.
Российское законодательство о занятости и трудоустройстве представляет собой систему нормативных актов, основанную на Конституции РФ, которая в ст. 37 провозглашает свободу труда, а также право каждого на защиту от безработицы. Ведущую роль в этой системе играет Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ РФ
1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ
1.2 Права граждан в сфере содействия занятости
1.3 Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН В РФ
2.1 Признание граждан безработными и их основные права
2.2 Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости
2.3 Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице
ГЛАВА III. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВЕ НАСЕЛЕНИЯ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
-нарушения безработным
условий и сроков его
-самовольного
прекращения гражданином
Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и не засчитывается в общий трудовой стаж.
Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в следующих случаях:
1) неявки безработного
гражданина без уважительных
причин на переговоры о
2) отказа без
уважительных причин явиться
в органы службы занятости
для получения направления на
работу (учебу). Решение о сокращении
пособия по безработице также
должно быть законным и
В связи с этим следует иметь в виду, что гражданин вправе отказаться от ведения переговоров с работодателем о работе, которая не является для него подходящей. Действия органа службы занятости по направлению гражданина на работу могут быть признаны законными, если предлагаемая работа была подходящей для безработного. В связи с чем гражданин вправе отказаться от явки за направлением на работу, которая не является для него подходящей. Бердычевский В.С., Акопов Д.Р. Трудовое право: Учебное пособие / В.С. Бердычевский - Ростов н/Д: из-во Феникс, 2002.-512С.
Законодательством установлены случаи, когда выплата пособия по безработице не производится. К ним относятся:
-отпуск по беременности и родам;
-выезд безработного
с места постоянного
-призыв на военные сборы, привлечение к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.
Названные периоды продлевают срок выплаты пособия по безработице.
При нарушении
сроков выплаты пособия по безработице
не по вине гражданина он вправе требовать
начисления установленных
ГЛАВА III. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ
Несоответствие
спроса и предложения специфического
товара (рабочей силы) на рынке труда,
особенно в условиях нестабильной,
развивающейся российской экономики,
требует от государства серьезного
вмешательства в эту сферу
общественных отношений для обеспечения
баланса интересов
В природе рынка социальная защищенность человека просто не заложена. Чтобы обеспечить подобную защищенность, ее нужно ввести извне. Именно социальная политика государства и право как наиболее эффективный способ воздействия на поведение участников рыночных отношений призваны решить данную задачу.
Поэтому социальная политика на рынке труда должна ориентироваться на оказание содействия менее защищенному субъекту (гражданину) в возможности обеспечения его определенной формой занятости и, при необходимости, предоставить надлежащую защиту от безработицы.
Для осуществлении эффективной государственной политики обеспечения занятости населения в РФ необходимо четко определить понятие занятости, а также категории граждан, признаваемых занятыми.
Закон РФ "О
занятости населения в
1. Деятельность
граждан, т.е. совершение
Нельзя рассматривать
отношения занятости в качестве
предпосылки начала трудовой деятельности.
Занятость - это длящееся отношение,
которое характеризует
Заслуживает внимания
мнение о соотношении понятий "занятость"
и "деятельность", высказанное
в литературе. В сфере общественного
и индивидуального производства
возможен один вид деятельности - труд.
Поэтому, определяя занятость как
деятельность, законодатель фактически
отождествляет занятость с
Высказанное мнение по поводу невозможности использования в качестве критерия занятости понятия "деятельность" представляется не вполне обоснованным.
Действительно,
вступая в трудовые правоотношения,
занимаясь
Временное отсутствие на работе в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами, не прерывает состояния занятости.
Факт существования
в законодательстве положения, предусматривающего
возможность отнесения
2. Занятость
- это не просто деятельность,
а деятельность, связанная с удовлетворением
личных и общественных
В осуществлении
определенной деятельности гражданин
в первую очередь заинтересован
сам. Для нормального развития и
существования гражданину требуются
материальные средства, за счет которых
он покрывает возникающие в
Потребности человека имеют определенную структуру. Изначально следуют физиологические потребности (сон, питание и т.д.), которые переходят в материальные (нормальное жилье, одежда и др.) и духовные (обучение, культурное развитие). Для удовлетворения своих потребностей гражданин заинтересован в получении материального дохода. При этом следует иметь в виду, что в подавляющем большинстве случаев материальный доход гражданин получает, осуществляя определенную деятельность. Так, выполняя работу по трудовому договору, работник получает вознаграждение (заработную плату), тем самым удовлетворяя личные материальные потребности. Или другой пример. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляет деятельность, направленную на получение прибыли. Опять же, вся эта деятельность осуществляется в первую очередь в целях удовлетворения материальных потребностей. Сабченко О.В. Некоторые проблемы занятости в рамках социальной функции трудового права. //Право и государства. Теория и практика. 2005. №9
Вместе с тем
не только получение материального
дохода может быть рассмотрено в
качестве побудительного мотива к осуществлению
той или иной деятельности. Личной
потребностью может выступать также
желание гражданина повысить свой образовательный
уровень, получить новую специальность
или новую профессию. Вполне возможно,
что, получая образование, гражданин
предполагает возможное дальнейшее
трудоустройство и
Более того, поскольку
в РФ провозглашается свобода
труда и свобода выбора вида занятости,
определенным образом учитываются
и иные личные потребности при
выборе занятости. К ним могут
быть отнесены: место занятости, специфика
выполняемой деятельности, режим
занятости и другие характеристики
(вплоть до состава трудового коллектива).
Во всех случаях, выбирая сферу деятельности,
в которой гражданин
Вместе с тем
законодательством
Корректировка тех или иных направлений социально полезной для государства и общества деятельности производится системой экономических и правовых мер. Если та или иная деятельность (осуществляя которую гражданин признается занятым) теряет для общества интерес, то государство может с помощью экономических механизмов (например, устанавливая более высокие налоги на прибыль с той или иной деятельности) или правовых запретов и ограничений отказаться от данной формы занятости. Если же осуществление какой-либо деятельности государством поощряется, то ее следует признать социально полезной и отвечающей общественным потребностям.
2. Занятостью считается деятельность, не противоречащая законодательству РФ. Это положение вытекает из ч.2 ст.15 Конституции РФ, где говорится, что граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В данной характеристике понятия занятости четко прослеживается общеправовой принцип законности. Таким образом, занятыми могут быть признаны лишь лица, осуществляющие свою деятельность в тех сферах, которые определены законодателем, и в рамках, установленных законом.
Следует отметить, что в некоторых случаях важным представляется как сама сфера занятости, так и статус субъекта, осуществляющего деятельность в данной сфере.
Так, например, организовывать телевещание или радиовещание могут только юридические лица на основании лицензии, выдаваемой Министерством РФ по делам печати, телевидения и средств массовых коммуникаций. Таким образом, осуществлять деятельность в данной сфере индивидуальный предприниматель не вправе. Вместе с тем гражданин вправе в качестве работника юридического лица, имеющего соответствующую лицензию, заниматься данной деятельностью в рамках, оговоренных трудовым договором.