Регулирование государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 23:27, реферат

Описание

Правовой механизм государственной политики в области занятости и трудоустройства в настоящее время включает две основные группы норм. Нормы первой группы направлены на защиту работников от необоснованных увольнений и выплату денежных сумм, имеющих компенсационный характер. Они содержатся в основном в ТК РФ. Во вторую группу входят правовые нормы, непосредственно регулирующие занятость, трудоустройство и его формы, объем льгот и гарантий лицам, которые потеряли работу и нуждаются в поддержке государства.
Российское законодательство о занятости и трудоустройстве представляет собой систему нормативных актов, основанную на Конституции РФ, которая в ст. 37 провозглашает свободу труда, а также право каждого на защиту от безработицы. Ведущую роль в этой системе играет Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ РФ
1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ
1.2 Права граждан в сфере содействия занятости
1.3 Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН В РФ
2.1 Признание граждан безработными и их основные права
2.2 Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости
2.3 Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице
ГЛАВА III. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВЕ НАСЕЛЕНИЯ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Работа состоит из  1 файл

государственное регулир насеоения.docx

— 77.38 Кб (Скачать документ)

Еще пример. Нормы  гражданского законодательства предусматривают  необходимость государственной  регистрации предпринимательской  деятельности. Следовательно, граждане, осуществляющие такую деятельность без регистрации, нарушают положения  гражданского законодательства, и нет  оснований считать их занятыми, т.е. осуществление деятельности, запрещенной  российским законодательством, не может  рассматриваться в качестве занятости.

3. Еще одним  признаком понятия занятости  является заработок, трудовой  доход, полученный гражданином  в процессе осуществления деятельности, связанной с удовлетворением  личных и общественных потребностей  и не противоречащей законодательству  РФ. В данном определении термин "заработок" означает вознаграждение  за личный труд, которое получают  работающие по трудовому договору, а термин "трудовой доход"  используется как синоним вознаграждения  за личный труд в процессе  предпринимательства, индивидуальной  трудовой деятельности, как члена  кооператива и т. д.

Формулировка  данного положения в Законе позволяет  сделать вывод о том, что данный признак понятия занятости не является обязательным. Законодатель тем самым предоставляет возможность  признать гражданина занятым и в  случае отсутствия у него заработка (трудового дохода). Так, гражданин, осуществляющий предпринимательскую  деятельность, будет считаться занятым  вне зависимости от того, приносит его деятельность прибыль или  нет.

В связи с  этим вызывает сомнение позиция о  том, что деятельность лиц, не приносящая дохода, например в любительском спорте или самодеятельности, не позволяет  отнести их к занятому населению, поскольку в отношениях занятости  деятельность осуществляется ради дохода, являющегося источником существования  занятого населения, или по крайней мере является подготовительной деятельностью ради дохода. Законодательством предусмотрены отдельные формы занятости, которые не преследуют цели получения материального дохода (например, обучение в учебном учреждении). Петров А. Занятость и трудоустройство- комплексный институт российского права и некоторые новации в его регулировании. // Вопросы трудового права. 2006. №11

В конечном итоге  вывод об отнесении того или иного  человека к числу занятых следует  делать с учетом положений законодательства РФ о занятости населения, которое  конкретизирует отдельные категории  занятых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог своей  работе, в первую очередь следует  обобщить весь изложенный и изученный  материал. Рассмотрев основные правовые аспекты, законодательство РФ, и международные  нормы труда, а так же теоретическую  базу и труды ученных и деятелей анализирующих проблемы занятости, целесообразно обозначить проблемы, сложившиеся в политике занятости. К таковым относятся: существующие разногласия и несоответствия Закона о Занятости и Трудового Кодекса, и само неисполнение, несоблюдение норм закона в обычной жизни. К  тому же низкие пособия по безработице  даже не обеспечивают прожиточный минимум  граждан, что приводит их в группу риска, вызывая потребность в  социальной защите. Стоит также отметить, что основные положения о политике занятости развернуты и конкретизированы в актах МОТ, в Конвенциях и  Рекомендациях, большинство и важную часть которых Российская Федерация  не приняла и не ратифицировала.

Действующие тенденции  социальной стратификации российского  общества, наличие в нем бедных и малообеспеченных слоев населения  с низким среднедушевым доходом  во многом обусловлены существующими  деформациями в сфере занятости, расширением потенциала бедности за счет безработных, и «работающих» бедных, занятых на финансово неблагополучных  предприятиях и в бюджетных организациях. Политика занятости как важнейшая  составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих формированию условий  для более полного использования  потенциала трудовой и деловой активности граждан, противодействующих обеднению  населения и массовой безработице, стимулирующих продуктивное поведение  личности в конкурентной рыночной среде. С учетом сказанного важнейшим приоритетом  государственной социальной политики должно стать активное содействие обеспечению  эффективной занятости, преодолению  неоправданно заниженной цены труда. В  государственной политике занятости  также необходимо уделять внимание расширению занятости в негосударственном  секторе и созданию для него благоприятных  условий для привлечения инвестиций и аккумуляции средств. Необходимо обеспечивать соответствующий уровень  образования, полноценной профподготовки и переобучения, охраны здоровья в объемах, гарантированных Конституцией и законами РФ. При этом немало важно сохранение активной роли государства в создании условий для реализации свободы выбора рода занятий.

Особую остроту  приобрела проблема нехватки высоко -квалифицированных работников. Центр занятости, существующей за счет налогоплательщиков, не в состоянии удовлетворить потребности фирм в специалистах.

Итак, проблема разработки действенной политики занятости  остро стоит перед правительством РФ. Действующая в настоящее время  политика занятости далека от совершенства и не дает желаемых результатов. Всестороннее изучение и умелое применение опыта  борьбы с безработицей во многих странах  мира, будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации. Содействие занятости может проходить через реструктуризацию и возрождение предприятий, улучшение информационного обеспечения в области социально-трудовых отношений. В целом, на сегодняшний день, уже наблюдается тенденция по активизации мер и выходу из сложившегося положения.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Нормативные  акты

1.1. Конституция  Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. №237. 1993. 25 декабря.

1.2. Всеобщая  декларация прав человека 1948 г  // Права человека: Сборник международных  документов.- М., 1986г.

1.3. Конвенция  МОТ №168 «О содействии занятости  и защите от безработицы» 1988 г// Международная организация труда.  Конвенции и рекомендации. 1919-1990: Т.II- Женева, 1991г.

1.4. Конвенции  МОТ №122 «О политике в области  занятости» 1964 г; № 159 «О профессиональной  реабилитации и занятости инвалидов» 1983 г// Международная организация  труда. Конвенции и Рекомендации 1957 - 1990: Т. II.- Женева, 1991г.

1.5. Трудовой  Кодекс Российской Федерации:  Федеральный закон от 30.12.2001 №  197 - ФЗ.- По состоянию на 25.11.2009г.  №267

1.6. О занятости  населения в Российской Федерации:  Закон РФ от 12.01.1991 №1032-1.- По состоянию  на 27.12.2009 // CЗ РФ. - 1996.-№17.-Ст.1915; 2009.

1.7. О профессиональных  союзах, их правах и гарантиях  деятельности: Федеральный закон  от 12.12.1996 № 10-ФЗ.- По состоянию  на 30.12.2008// СЗ РФ.-1996.-№3.-Ст.148; 2008.

1.8. Об объединениях  работодателей: Федеральный закон  от 27.11.2002 №156-ФЗ. - По состоянию на 01.12.2007 // СЗ РФ. - 2002.- №48.- Ст.4741; Российская  газета.-2007.-№250.

1.9. Об утверждении  положения об организации общественных  работ: Постановление Правительства  РФ от 14.07.1997 №875 - по состоянию  на 11.01.2007 // СЗ РФ. -1997.-№29.-Ст.3533; 2008.

1.10. Об утверждении  порядка регистрации безработных  граждан: Постановление Правительства  РФ от 22.04.1997 №458 - по состоянию  на 14.12.2006 // СЗ РФ.-1997.-№17.-Ст.2009; 2007.-№5.-Ст.1222

1.11. О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2010г: Постановление Правительства РФ от 14.11.2009 №926.- 2009.

2. Судебная практика

2.1. Постановление  Конституционного Суда РФ от 25.05.2010 №11-П «По делу о проверке  конституционности абзаца десятого  статьи 2 Закона Российской Федерации  «О занятости населения в Российской  Федерации» - ПСП «Консультант Плюс»

2.2. Постановление  Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 №20-П «По делу о проверке  конституционности абзаца шестого  пункта 1 статьи 28 Закона Российской  Федерации «О занятости населения  в Российской Федерации» в  редакции от 20 апреля 1996 года» - ПСП  «Консультант Плюс»

3. Специальная  литература

3.1. Бердычевский В.С., Акопов Д.Р. Трудовое право: Учебное пособие / В.С. Бердычевский - Ростов н/Д: из-во Феникс, 2002.-512С.

3.2. Буянов М.О.  Трудовое право в вопросах  и ответах: Учебное пособие/  М.О. Буянов.- М: из-во Проспект, 2005.-176С

3.3. Киселев И.Я.  Трудовое право России и зарубежных  стран: Международные нормы труда/  И.Я Киселев.- М: из-во Эксмо, 2005.- 608С.

3.4. Куренной  А.М. Трудовое право: Учебное  пособие / А.М. Куренной - Москва: из-во Юристъ, 2008.-315С.

3.5. Пресняков  М.В., Чанов С.Е. Трудовое право:  Учебное пособие / М.В. Пресняков  - Москва: из-во Юристъ, 2007. - 477С.

3.6. Сальникова  Л.В. Трудовое право в вопросах  и ответах: Практическое пособие  / Л.В. Сальникова - Москва: из-во «Дашков и к», 2009.- 464С.

3.7. Смирнов О.В.  Трудовое право: Учебник / О.В.Смирнов  - Москва: из-во «Проспект», 2007.-528С.

3.8. Викторов  И.С., Макашева А.Ж. Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения/ И.С.Викторов., А.Ж. Макашева // Трудовое право.-2007-№.8.- С.71

3.9. Низова Л.М. Правовое регулирование занятости населения/ Л.М. Низова // Трудовое право.-2008.-№1.-С.40-41.

3.10. Черняева  Д.С. Мировой кризис и трудовые  отношения / Черняева Д.С. // Трудовое  право.-2010-№1.- С.32.

3.11. Долгова А., Жукова И. Полная и эффективная  занятость молодежи/ А. Долгова,  И. Жукова// Человек и труд.-2007.-№8.-С.38-41

3.12. Петров А.  Занятость и трудоустройство- комплексный институт российского права и некоторые новации в его регулировании. // Вопросы трудового права. 2006. №11.

3.13. Сабченко О.В. Некоторые проблемы занятости в рамках социальной функции трудового права. //Право и государства. Теория и практика. 2005. №9

2. Содержание

1. Общая характеристика  законодательства о занятости  населения 

2. Основные принципы  государственной политики в области  содействия занятости населения 

3. Органы Федеральной  службы по труду и занятости,  их права и обязанности 

4. Правовой статус  безработного 

Литература 

1. Общая характеристика  законодательства  о занятости населения

Правовые, экономические  и организационные условия обеспечения  занятости и гарантии реализации права граждан на труд определяются современным трудовым законодательством. Конкретное регулирование этих гарантий определяется в первую очередь Трудовым кодексом РФ, а также законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с последними изменениями, внесенными ФЗ № 287 - ФЗ от 25. 12. 2008 г.

Закон РФ «О занятости  населения в Российской Федерации» в первой главе «Общие положения» дает легальные определения важнейших  понятий в сфере занятости, а  также участвующих в этой сфере  объектов.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.

Кроме вышеназванных  нормативно-правовых актов в систему  законодательства о занятости входят в первую очередь - Конституция РФ - ст. 37, которая предусматривает  право на защиту от безработицы. Важнейшей  гарантией этого права являются обеспечение занятости и трудоустройства, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Во-вторых, Всеобщая декларация прав человека ООН (1948 г.), которая в ст. 23 (п. 1) предусматривает, что каждый человек имеет право  на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные  условия труда и защиту от безработицы.

К нормативным актам, регулирующим занятость населения относятся также: Федеральный Закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный Закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости», которое закрепляет полномочия, организацию деятельности службы.

Информация о работе Регулирование государства