Реигнальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 05:40, дипломная работа

Описание

Предметом изучения - динамика изменения социально-экономических процессов, направление и тенденции экономического роста.
Объектом исследования является экономики Республики Хакасия.
Цель исследования – изучить экономику региона, в частности его промышленное производство и произвести сравнительную характеристику социально-экономического развития регионов СФО и сформировать соответствующие выводы.

Содержание

Введение………………………….…………………………………………………3
1 Теоретические основы методологического комплекса для анализа состояния региональной экономики………………………………………..………..………………7
1.1 Методы исследований социально-экономических процессов в регионе……………………………………………………………………….…………….7
1.2 Источники информации и направления анализа региональной экономики………………………………………………………………….……………..13
1.3 Решение социально-экономических проблем в регионе на основе стратегии управления качеством………………………………………..………………………….17
2 Анализ социально-экономического положения и тенденции экономического роста Республики Хакасия………………………………………………………………25
2.1Современное состояние экономики промышленного производства Республики Хакасия……………………………………………………………………..25
2.2 Социально-экономическая ситуация Республики Хакасия в сравнительной характеристике с регионами Сибирского федерального округа……….…………….36
2.3 Направления и основные задачи экономического роста Республики Хакасия…………………………………………………………………………………...42
Заключение………………………………………………………………………..50
Глоссарий………………………………………………………………………….53
Список использованных источников…………………………………………….57
Приложение А…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Диплом.docx

— 449.64 Кб (Скачать документ)

Такие сверхбольшие интеллектуальные информационные системы способны охватить все объемы данных, которые выработало человечество.

Только с наведением порядка  в нашей интеллектуальной собственности, благодаря таким информационным системам, можно решить сегодняшние  острые экономические проблемы общества, существующие в регионе. Дальнейшая эксплуатация этих систем позволит решать как грандиозные научно-технические  задачи, так и интересующие нас  задачи социально-экономического моделирования  и высокоэффективного управления прогрессивным  развитием общества.

При удачном  претворении данных технологий в жизнь региона, можно использовать проект «Информоград», разработанный в ИПУ РАН, с целью успешного развития социально-экономических процессов. В основе проекта лежит интенсивное развитие интеллектуально-информационных ресурсов.

Также к аналитическим методам  исследования социально-экономических  процессов относятся: морфологический  метод (выделение значимых параметров социально-экономического объекта, разработка матричной модели морфологического анализа). Методы выбора управленческих решений, оценки альтернатив социально-экономического развития. Методы многокритериальной оценки альтернатив, аксиометрические методы, прямые методы, методы компенсации, методы порогов несравнимости и другие.

2) Сравнительно-географические методы.

Оказавшись в новом для себя месте, человек непременно вспомнит знакомые ему ландшафты, сопоставит с только что увиденным. То же самое  он сделает и по отношению к  хозяйственным, архитектурно-планировочным  особенностям города, поселка. На основе сравнений познается жизнь. Число  признаков, по которым сравниваются объекты, должно быть достаточно большим, чтобы решать задачи под названием  типизация объектов. Для объединения объектов в одну группу, тип, класс нужно систематизировать данные по функциональному назначению (промышленный центр, транспортный узел, центр торговли), структуре (промышленный центр по машиностроению, деревообработке), экономико-географическому положению (приморские города, территория, приграничный район)1.

После типизации объектов появляется возможность выделения эталонов, с которыми можно сопоставить  другие объекты. Это - метод эталонов - разновидность сравнительно-географического  метода. Например, в сельском хозяйстве  в качестве эталона служат поля опытных  хозяйств - его урожайность служит ориентиром для всех других хозяйств2.

3) Социологические методы в изучении социально-экономических процессов.

- Выборочный метод в социологическом исследовании социально-экономических процессов.

При проведении исследований такого социально-экономического процесса как  реклама (например, в случае необходимости  отслеживать динамику, в том числе сезонную, как рекламного рынка в целом, так и рекламных кампаний по отдельным рекламодателям или маркам, существующим в регионе) применяются следующие методы:

-  Аудиторные и dial-тесты.

В отличие от телефонных и личных интервью, тесты служат для выполнения более узкого круга задач, как правило связанных с оценкой аудио- или видео- записей.

Тесты проводятся в специально оборудованных помещениях, и одновременно в них участвует достаточно большое количество респондентов, как правило, от 50 до 200 человек. Ведет тесты квалифицированный специалист - модератор.

Информация от участников теста  может быть получена двумя способами: путем заполнения анкет или с помощью специальных приборов (dial). Главное преимущество dial-тестирования аудио- и видеоматериалов состоит в том, что оценки аудитории фиксируются в непрерывном режиме реального времени. Поэтому электронные тесты - единственная возможность увидеть, как меняется реакция зрителей или слушателей на протяжении всей программы.

Кроме того, если оценка происходит непосредственно  в момент предъявления записи, на результаты не влияют способности памяти респондента. Это дает возможность тестировать  большое количество материалов.

- Личные интервью.

Личные интервью используются в следующих случаях: если исследование проводится в населенных пунктах с недостаточной телефонизацией, если необходимо показать респонденту демонстрационные материалы (обложки, логотипы, фотографии, стакеры и т.п.) если средняя продолжительность интервью превышает 25-30 минут. Интервью проводится по формализованной анкете, то есть каждому респонденту предлагается ответить на одни и те же вопросы в строго определенной последовательности. Интервьюер задает вопросы и фиксирует ответы.

Личные интервью проводятся по месту  жительства респондента. Для этого  используется случайная многоступенчатая выборка. Другими словами, случайным  образом последовательно отбираются регионы или города, в которых  проводятся интервью, затем улицы  и дома, затем квартиры (домохозяйства), а затем респонденты в домохозяйствах. Интервью проводятся в различные  дни недели и время суток, а  в случае, если никого нет дома или  респондент оказался занят, интервьюер наносит повторный визит в  выбранную квартиру.

Интервьюеры работают под контролем  супервизоров. Каждый интервьюер проходит специальный курс обучения: как отбирать респондентов, как устанавливать  контакт, как задавать вопросы и  работать с анкетой.

- Телефонные опросы.

Основным преимуществом этого  метода является высокий уровень  достижения трудно доступных и занятых респондентов.

Для этого используется случайная  двухступенчатая выборка. Телефонные номера отбираются компьютером случайным  образом из общей базы МГТС, а  респондент в семье отбирается по случайному критерию. При необходимости, например, если номер не отвечает или  респондент занят, по этому телефону проводится до 16 повторных звонков  в разные дни недели и в разное время суток.

Опрос приводится из офиса с использованием компьютерной системы (CATI).

Поэтому работа операторов-интервьюеров находится под строгим контролем  супервизора. Каждый интервьюер проходит специальный курс обучения. Заказчик может присутствовать при проведении интервью, слушая беседу (подключение  происходит незаметно для интервьюера  и респондента). Использование компьютерной системы позволяет оперативно получать данные в стандартизованном формате. В среднем для проведения опроса требуется 1-1,5 недели, а предварительные результаты предоставляются заказчику на следующий день после окончания интервью.

4) Экспертные методы в изучении социально-экономических процессов

Экспертный  опрос - метод, который является способом аккумуляции научных знаний и  практического опыта профессионалов по вопросам, имеющим непосредственное отношение к предмету опроса.

Экспертный опрос специалистов является альтернативной методикой  социологического исследования. Известны различные методики экспертного опроса: метод Дельфи, метод попарных сравнений и т.п. Респонденты в таких исследованиях, как правило, - специалисты в исследуемой области: директоры, владельцы компаний, чиновники высокого ранга, экономические и политические обозреватели и др. Знания эксперта имеют в основном подсознательный характер и не могут быть вербализованы. Процесс их накопления и достижения экспертом высокого профессионального мастерства занимает не менее 10 лет.

Интервью с респондентом проходит по заранее составленному сценарию обсуждения исследуемой темы. Проводит интервью профессиональный интервьюер высокого уровня. Беседа записывается на диктофон, потом все записи, собранные  в ходе исследования, расшифровываются и анализируются.

Результаты интервью во многом зависят  от специальной подготовленности прогнозиста  и от его умения вести свободную  беседу, удерживая инициативу в своих  руках.

Недостатком очного опроса являются большие затраты труда и времени как со стороны исследователя, так и экспертов. Необходимость длительного участия в экспертизе обычно вызывает недовольство со стороны экспертов. Кроме того, при очном опросе могут возникать нежелательные искажения информации вследствие психологического воздействия исследователя на эксперта

Заочный опрос осуществляется путем  пересылки анкеты эксперту по почте, его преимущества - простота и дешевизна. Однако надежность полученных данных может быть ниже, чем при очном опросе, поскольку некоторые вопросы эксперт может неправильно истолковать, а на некоторые вообще не дать ответа.

Экспертный опрос позволяет получить информацию неколичественного типа.

Цели и задачи руководителя региона  состоят в создании и упрочнении пространства экономического пространства региона, максимальном использовании  природных ресурсов региона и  многое другое. Для выполнения любой  из вышеуказанных функций совершенно необходима полная и точная информированность  человека, принимающего решения.

Совершенно очевидно, что появление  столь разнообразных методов  исследования было обусловлено тем, что все разнообразие процессов  невозможно изучить ограниченными  средствами.

 

 

1.2 Источники информации  и направления анализа региональной  экономики 

 

 

На первый взгляд система государственной  статистики полностью отвечает требованиям, выполнение которых необходимо для  анализа региональной экономики. Но, поскольку в прежней централизованной системе регион не являлся в полном смысле экономическим субъектом, это  отражается и на содержании региональной статистики. Сложившаяся структура статистической информации не настроена на системное описание экономики региона и на представление национальной экономики как системы взаимодействующих региональных экономик.

Сведения  о современной структуре статистических данных дает статистический сборник «Регионы России», регулярно выпускаемый с 1997 года. Первый том данного сборника содержит унифицированные экономические показатели по каждому субъекту федерации, это 79 показателей, в том числе ВРП, численность населения, среднедушевые доходы, объем промышленного производства, розничный товарооборот. Второй том включает информацию по отдельным подсистемам региональных экономик (по каждому субъекту федерации, начиная с 1985 года) 1.

Главным методологическим направлением совершенствования  региональной статистики сегодня является создание системы региональных счетов, совместимой с системой национальных счетов. Система национальных счетов фиксирует процессы производства перераспределения  конечного продукта и доходов. Росстат  ведет расчет ряда показателей региональных счетов, начиная с 1994 года. В частности, рассчитывается валовый региональный продукт, расходы на конечное потребление, инвестиции в основной капитал, валовая добавленная стоимость, общий выпуск товаров и услуг. Особую ценность представляют расчеты ВРП, определяемого как разность между суммой выпуска и суммой промежуточного потребления2.

Разработка  системы региональных счетов встречает  следующие трудности.

  1. Распределение между регионами затрат и результатов видов деятельности, присущих только национальной экономике (оборона, центральное управление, денежная эмиссия и т.п.), или же не имеющих четкой территориальной привязки (услуги внешней торговли, банков и т.п.).
  2. Разделение экономических субъектов, действующих на территории региона на резидентов и нерезидентов. В системе региональных счетов отдельного региона должна отражаться только деятельность резидентов, так доходы приезжающих в Екатеринбург на заработки, должны отделяться от доходов постоянных жителей города. Пока доходы учитываются по территории в целом, без деления на резидентов и нерезидентов.
  3. Учет ввоза и вывоза товаров и услуг, а также движения денег. Статистика межрегионального обмена по своей полноте значительно уступает статистике внешней торговли, хотя степень открытости региональной экономики гораздо выше.

Анализ  различных аспектов экономики региона  проводится с целью диагностики  проблем и разработки тактики  и стратегии регионального развития. Для анализа экономики регионов первого ранга (субъекты федерации) используются в основном те же макропоказатели, что и для анализа национальной экономики. Это валовый внутренний продукт, доходы население, с учетом их покупательной способности, национальное богатство, сосредоточенное на территории региона, в том числе потребительское имущество. Для межрегиональных сопоставлений эти данные берутся в расчете на душу населения, одного трудоспособного или занятого. Стоимостные показатели сопоставляются с темпами инфляции.

В настоящий момент отечественными и зарубежными исследователями  накоплен определенный опыт анализа  социально-экономического положения  регионов. Так одной из распространенных форм оценки социально-экономического положения городов является ежегодная разработка так называемых статистических карт, содержащих четыре обобщающих индекса экономической эффективности, индекс деловой жизнеспособности, индекс потенциала роста, налогово-фискальный индекс1.

Получил распространение метод анализа  региональной экономики через сравнение  конкурентных преимуществ. В этом случае оценка уровня развития территории производится на основе таких критериев как  доступ к ресурсам, географическое положение, квалификация рабочей силы, наличие и стоимость помещений, развитие региональной финансовой системы, политика местной администрации, качество жизни. Вместе с тем, механическое использование  этого опыта не представляется целесообразным, так как ориентация только на традиционные статистические показатели (уровень  безработицы, производительность труда, объем промышленного производства и т.д.), без учета специфики их интерпретации, не позволяет в полной мере отразить объективные особенности трансформирующейся экономики2.

Информация о работе Реигнальная экономика