Реигнальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 05:40, дипломная работа

Описание

Предметом изучения - динамика изменения социально-экономических процессов, направление и тенденции экономического роста.
Объектом исследования является экономики Республики Хакасия.
Цель исследования – изучить экономику региона, в частности его промышленное производство и произвести сравнительную характеристику социально-экономического развития регионов СФО и сформировать соответствующие выводы.

Содержание

Введение………………………….…………………………………………………3
1 Теоретические основы методологического комплекса для анализа состояния региональной экономики………………………………………..………..………………7
1.1 Методы исследований социально-экономических процессов в регионе……………………………………………………………………….…………….7
1.2 Источники информации и направления анализа региональной экономики………………………………………………………………….……………..13
1.3 Решение социально-экономических проблем в регионе на основе стратегии управления качеством………………………………………..………………………….17
2 Анализ социально-экономического положения и тенденции экономического роста Республики Хакасия………………………………………………………………25
2.1Современное состояние экономики промышленного производства Республики Хакасия……………………………………………………………………..25
2.2 Социально-экономическая ситуация Республики Хакасия в сравнительной характеристике с регионами Сибирского федерального округа……….…………….36
2.3 Направления и основные задачи экономического роста Республики Хакасия…………………………………………………………………………………...42
Заключение………………………………………………………………………..50
Глоссарий………………………………………………………………………….53
Список использованных источников…………………………………………….57
Приложение А…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Диплом.docx

— 449.64 Кб (Скачать документ)

В российской экономической науке существенный вклад в развитие представлений  о методах прогнозирования и  моделирования территориальной  социально-экономической динамики внесли работы представителей научной школы Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (В.П. Бусыгина, Б.Н. Киселева, Л.И. Полищука, В.И. Суслова, А.С. Маршаловой, Н.И. Лариной, и др.), под руководством академика А.Г. Гранберга в качестве объекта исследования, здесь, как правило, выступают крупные территориальные объекты области, республики, экономические районы.

В работах представителей научной  школы, сформировавшейся в институте  экономики УрО РАН, подробно раскрываются концептуально взаимосвязанные подходы к статистической оценке социально-экономического потенциала и уровня экономической безопасности региона, обоснованы статистические методы выявления депрессивных территорий, оценки социально-экономических последствий, сокращения объемов выпуска градообразующих предприятий. Отличительными чертами оценки социально-экономического потенциала региона являются интегральный подход к определению содержания потенциала, включающего, финансовые, трудовые и другие формы нематериальных ресурсов1. Близкий методологический подход используется для оценки экономической безопасности, выявление депрессивных территорий осуществляется на основе расчета обобщающих индикаторов экономического состояния, финансового состояния и уровня жизни населения, характеризующих основные территориальные подсистемы.

Обобщение накопленного опыта позволяет  сделать вывод о существовании инвариантных элементов содержания анализа социально-экономического развития региона. Ими являются:

- анализ развития региона как элемента социально-экономической системы страны;

- анализ экономического развития региона;

- анализ социального развития региона;

- интегральная оценка уровня социального и экономического развития региона.

В ходе анализа развития региона как  элемента социально-экономической  системы страны выявляется историческая преемственность его внешних  функции, степень асимметричности  регионального развития, особенности  экономико-географического положения  и роль региона в развитии национальной экономики и национальной системе  расселения.

Интегральная  оценка уровня социального и экономического развития позволяет обобщить полученную информацию в форме нескольких интегральных показателей, что позволяет формировать  различные рейтинговые системы, осуществлять сравнительные сопоставления, выделять ключевые проблемы регионального  развития.

 

1.3 Решение социально-экономических проблем в регионе на основе стратегии управления качеством

 

 

Поддержание высоких и устойчивых темпов экономического роста сегодня  напрямую зависит от эффективной  реализации реформ в социальной и  экономической сферах.1 Главной целью при этом выступает ориентация на инновационное развитие города на основе применения современных методов управления качеством.

Последовательный рост благосостояния населения, эффективное воспроизводство  и модернизация производства, повышение  инвестиционной привлекательности  региона и дальнейшее развитие рыночных механизмов хозяйствования, укрепление конкурентоспособности, повышение  качества жизни населения могут  быть обеспечены только при воздействии  инновационных приемов и методов.

Любая инновация  представляет собой переход на качественно  новый уровень характеристик  и параметров объектов, то есть, по сути, являет собой новое качество (новая продукция, новая технология, новый вид сырья и так далее). Особенно это актуально для современного этапа, характеризующегося активным развитием новых видов деятельности и технологий - нанотехнологии, информатика и так далее.

Инновационное развитие сегодня показывает, что  повлиять на течение инновационного процесса и тем самым оптимизировать получаемый эффект применению современных  методов управления качеством, таких, как системы менеджмента, критерии модели совершенства в бизнесе, система  стандартов проживания и качества жизни1.

Перечисленные методы основаны на общих принципах  управления, единых требованиях, изложенных в международных стандартах. Эти  методы являются универсальным механизмом повышения эффективности деятельности любого объекта управления и могут применяться в различных сферах и отраслях экономики.

Все работы по управлению качеством, которые ведет  один из крупнейших в России центр  стандартизации и метрологии - ФГУ  «Тест-С.-Петербург», сегодня направлены прежде всего на поддержание роста экономики региона и решение социальных проблем.

Эффективность перечисленных выше методов в  развитии инновационного процесса и  в улучшении социально-экономической  ситуации доказывается многолетней  практикой работы центра и проводимыми  ежегодно исследованиями. Их применение позволяет добиться не только повышения экономических показателей и конкурентоспособности, но и создать механизм управления и улучшения качества жизни людей, социальной удовлетворенности общества.

Стратегическое  планирование мероприятий в области  управления качеством и поддержка  их реализации должны осуществляться во взаимосвязи на всех уровнях управления: микроуровень (предприятие); мезоуровень (уровень образования, субъекта РФ); макроуровень (федеральный).

На каждом уровне улучшение качества жизни выступает не только как цель, но и как основной критерий при выработке мер, необходимых для его достижения. В качестве других целей могут быть указаны: достижение высоких темпов социально-экономического развития, создание достойных условий жизнедеятельности, обеспечение населения товарами, услугами высокого качества.

Рассмотрим  преимущества применения современных  методов управления качеством на каждом перечисленном выше уровне.

Основной целью  управления качеством на уровне предприятия  выступает обеспечение населения  товарами (работами, услугами) высокого качества, что предусматривает, в  свою очередь, нормирование требований к продукции, планирование объемов выпуска в соответствии с потребностями общества и государства, контроль качества выпускаемых товаров, обеспечение эффективной работы предприятия в целом.

Для этого организациям необходимо поддерживать процессы постоянного самосовершенствования, обращаться к лучшему международному опыту в и этой области. В первую очередь это внедрение систем менеджмента на основе международных стандартов.

Специалисты ФГУ  «Тест-С.-Петербург» ведут активную работу по продвижению на предприятиях Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона международных стандартов на системы современного практического менеджмента. А благодаря официальному партнерству нашей организации с Международной сертификационной сетью предприятия, наряду с российским сертификатом на систему менеджмента, получают международный сертификат, признаваемый в 32 ведущих странах мира. Это является весомым конкурентным преимуществом отечественных организации при заключении международных контрактов.

Успешность  и востребованность проводимой деятельности по внедрению менеджмента подтверждается опытом их применения более чем в 1300 организациях Северо-Западного региона. Безусловным лидером при этом выступает Санкт-Петербург - около 75% выданных сертификатов от общего их числа по региону.

Практикуемые  нами подходы к совершенствованию  деятельности организаций и имеющиеся  в нашем арсенале методы и средства управления качеством включают не только внедрение систем менеджмента, но и  развитие конкурсов по качеству.

Оценка деятельности на соответствие критериям модели делового совершенства EFQM в настоящее время - наиболее эффективный для надежного комплексного анализа деятельности предприятия.

С помощью специалистов ФГУ «Тест-С.-Петербург» данный метод оценки применяет более тысячи организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Мы предоставляем возможность практического применения этого инструмента двумя путями: через освоение и применение метода самооценки деятельности или через участие в конкурсах на соискание премий по качеству.

На протяжении 12 лет ФГУ «Тест-С.-Петербург» организует конкурсы на соискание премии Правительства Санкт-Петербурга по качеству и премии Правительства Ленинградской области по качеству.

На основе опыта  проведения этих конкурсов и применения метода самооценки, специалистами ФГУ  «Тест-С.-Петербург» была разработана методика анализа результатов конкурсов, которая позволяет не только оценить слабые и сильные стороны деятельности организации, но и рейтинги предприятий. Кроме того, она может быть использована для принятия обоснованных управленческих решений органами государственной власти при распределении бюджетных средств, а также в целях контроля исполнения программ социально-экономического развития города (региона) и достижения целевых показателей, о чем шла речь выше.

Методика включает следующие виды анализа результатов:

- по секторам экономики;

- по численности работающих;

- по результатам неоднократного участия;

- по отдельным направлениям деятельности.

Анализ по секторам экономики. Проводится анализ уровня работы по группам) предприятий различных отраслей промышленности и сферы услуг.

Анализ и сопоставление по каждому  критерию модели совершенства в различных  отраслях позволяет выявить секторальные особенности, определить наиболее чувствительные к тем или иным изменениям отрасли, обосновать экономическое и социальное значение данного сектора экономики  и его роль в развитии региона.

Необходимо  отметить, что из года в год увеличивается  число участников конкурсов - представителей сферы услуг, играющих все более  заметную роль в развитии региона.

Рост активности в сфере услуг носит стабильный характер, тем более что появляются новые виды деятельности: развиваются  рынки информационных и телекоммуникационных, медицинских, интеллектуальных услуг, связи, стремительно развивается индустрия  развлечений.

Второй вид  анализа – по численности персонала. В связи с тем, что положением о региональном конкурсе предусмотрено  деление предприятий по численности, был введен анализ результатов конкурса и по этому параметру.

Совет по присуждению  премии в области качества сделал правильный шаг по поддержке участия  малого бизнеса в конкурсе, облегчив для них требования к отчетам: сегодня доля малых предприятий  в наших региональных конкурсах составляет четверть всех участников.

Результаты  такого анализа могли бы стать  средством мониторинга состояния  предпринимательства и послужить  основой для разработки механизмов совершенствования и развития малого бизнеса как ведущего сектора рыночной экономики.

Третий вид  анализа - по результатам неоднократного участия.

Систематическое участие в конкурсе и самооценка деятельности позволили предприятиям, неоднократно принимавшим участие  в конкурсе, существенно улучшить свои показатели. Оценки по всем девяти критериям значительно выровнялись, что свидетельствует о гармоничном  развитии организации.

Таким образом, данный вид анализа позволяет  предприятию выявить сильные  и слабые стороны своей деятельности и наметить пути дальнейшего по приоритетным направлениям.

Четвертой вид анализа - по отдельным направлениям деятельности.

Анализ влияния  различных факторов на конечные результаты деятельности предприятия позволяет  сделать вывод, что при использовании  комбинации критериев и подкритериев модели совершенства можно оценить  отдельные аспекты деятельности предприятий.

Например, на основе проведенного анализа и модели совершенства разработана схема оценки корпоративной  социальной ответственности, в современных  условиях невозможно судить ни об имидже, ни о доверии к предприятию.

На основе критериев  премии в области качества организации  могут определить социальные приоритеты для самих себя и для общества, частью которого они являются.

Опросы участников региональных конкурсов показали, что 87,5% систематически проводят самооценку своей деятельности. Это дает большой положительный эффект:

- 90% отметили  повышение степени участия персонала  в работах по качеству;

- 85,3% отметили  повышение степени доверия потребителей  к продукции и услугам;

- 50% расширение  доли рынка;

- 60% принимают  решение о необходимости применения  международных стандартов в области  менеджмента.

Следует отметить, что  проведение конкурсов по качеству и  применение метода самооценки позволяет:

- на уровне предприятия - определять слабые стороны своей деятельности и наметить пути дальнейшего развития и применять современные методы совершенствования деятельности, в частности на основе международных стандартов;

- на уровне исполнительной власти регионов - определять приоритетные направления развития экономики регионов, использовать результаты самооценки для принятия управляющих решений и стимулировать внедрение современных методов управления.

Самоуправление  на мезоуровне – особая форма власти, особый общественный институт, который актуален во всех развитых странах в связи с тем, что наряду с личным интересом каждого человека, корпоративными интересами предприятий и государственными интересами, существует интерес местного сообщества, то есть региональный интерес. Население и образуемые им органы власти могут сами гораздо лучше решать задачи повышения качества своей жизни, чем при централизованном управлении местными делами.

Информация о работе Реигнальная экономика