Роль ассортиментной политики в колбасном бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:11, доклад

Описание

В условиях сильной конкуренции на рынке мясных деликатесов и колбасной продукции особые требования предъявляются к ассортименту продукции.
Ассортимент продукции представляет собой группу товаров, тесно связанных между собой либо сходством качественных характеристик, либо принадлежностью к одним и тем же ценовым сегментам, либо востребованностью определенными группами потребителей, либо типизацией мест реализации в торговой сети

Работа состоит из  1 файл

РОЛЬ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗВИТИИ КОЛБАСНОГО ПРОИЗВОДСТВА МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ.doc

— 44.50 Кб (Скачать документ)

ББК: 36. 927

УДК: 637. 52: 338 (063)

РОЛЬ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗВИТИИ КОЛБАСНОГО ПРОИЗВОДСТВА МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Д.э.н., проф. Магомедов  М.Д.,  аспирант Домарев И.Е..

Московский государственный  университет пищевых производств

В условиях сильной конкуренции  на рынке мясных деликатесов и  колбасной продукции особые требования предъявляются к ассортименту продукции.

Ассортимент продукции представляет собой  группу товаров, тесно связанных  между собой либо сходством качественных характеристик, либо принадлежностью к одним и тем же ценовым сегментам, либо востребованностью определенными группами потребителей, либо   типизацией мест реализации в торговой сети [1].

Традиционно  ассортимент продукции  детализируют  на три основных вида: групповой, видовой и внутригрупповой.

Групповой ассортимент продукции предполагает перечень укрупненных товарных групп, на которые разбивается номенклатура товаров. Он включает такие группы, как мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, кондитерские изделия и т.д. Видовым считается ассортимент товаров, который отражает деление группового ассортимента на виды. Например, внутри группы мясных продуктов присутствуют такие виды, как сырокопченые, варенокопченые, сосисочные изделия и т.д. Внутривидовой ассортимент (называемый также развернутым), включает разновидности товаров внутри отдельных видов по таким признакам, как формат изделий, различные наполнители и т.д. Например, внутривидовой ассортимент представляют конкретные виды копченой колбасной продукции, сосисочных изделий и пр.  В зависимости от детализации внутривидового состава различают товары простого и сложного ассортимента.

Результаты деятельности предприятий  мясоперерабатывающей промышленности во многом определяются ассортиментной политикой, которая предполагает выбор состава производимой продукции и его оптимизацию. Ассортиментная политика формируется с учетом следующих факторов: обеспеченность необходимыми ресурсами, состояние технологии, технический уровень оборудования, возможность выпуска новых изделий, вид упаковки, наличие патентов, квалификация кадров, ожидаемая рентабельность, степень риска, сезонность спроса, конъюнктура рынка, динамика цен и т.д. Ассортиментная политика  также предполагает модификацию изделий, исключение из ассортимента товаров, переставших пользоваться  потребительским спросом,  наличие товарного знака и наименования товара. Адаптивно реагируя на изменения потребительского спроса, предприятие совершенствует свою ассортиментную политику и, в связи с этим переориентирует имеющиеся ресурсы (технику, технологию, сырье, материалы, финансы, персонал). Эффективность ассортиментной политики во многом определяется качеством информации - ее достоверностью и своевременностью.

Любой товар, включая  колбасную продукцию, характеризуется свойственным ему составом качественных характеристик. Поэтому формированию ассортимента должны предшествовать анализ качества продукции, факторов, определяющих ее позицию в определенном сегменте рынка, возможностей предприятия, действий предпринимаемые конкурентами.

Для определения количества признаков товара необходимы анализ  ассортимента с дифференциацией  его качественных характеристик  по ценовым сегментам [2]. В общем  виде количество ассортиментных признаков  продукции предприятия (А) можно представить в виде:

                                                        n   m

  А =∑ ∑XiYj,                                

                                                       I= 1 j =1

  

где Xi – доля рынка товара по i-му ассортиментному признаку качества;  n – количество признаков качества, состав которых зависит от количества ассортиментных групп товаров и внутригрупповой детализации; Yj – доля рынка товара по j-му ассортиментному ценовому признаку.

Разработанная методика включает матрицу, в которой ассортимент продукции можно представить в целом, в разрезе товарных групп  и с дифференциацией по отдельным разновидностям колбасной продукции (табл.).

 

 

X1

X2

X3

Всего

Y1

X1 Y1

X2 Y1

X3 Y1

 

Y2

X1 Y2

X2 Y2

X3 Y2

 

Y3

X1 Y3

X2 Y3

X3 Y3

 

Y4

X1 Y4

X2 Y4

X3 Y4

 

Y5

X1 Y5

X2 Y5

X3 Y5

 

Y6

X1 Y6

X2 Y6

X3 Y6

 

Всего

       

 

Рис. Модель матрицы ассортимента предприятия

 

Для оценки эффективности  ассортиментной политики предприятия, необходимо сопоставить матрицу, характеризующую  ассортимент продукции предприятия, с аналогичной матрицей, отражающей состояние рыночного спроса по данным товарным группам (или отдельному товару).  По результатам оценки  возможны три ситуации:

1) спрос на конкретный  вид продукта превышает предложение.  Компании целесообразно не менять ассортиментную политику и ассортиментные стратегии при  работе в тех же сегментах рынка;  

2) спрос  равен предложению.  Определяется степень устойчивости  спроса: при его снижении устанавливаются  причины такого явления и используются  стратегии, обеспечивающие поддержание спроса;  

  3) спрос меньше  предложения. Устанавливаются причины  низкого спроса (несоответствие  продукции требованиям потребителей  по качеству, упаковке, оформлению, цене). В зависимости от характера  причин используются разные стратегии, в том числе поиск нового сегмента, совершенствование продукта, минимизация затрат, замена продукции другой, востребованной рынком и т.д. Данная ситуация является наиболее сложной и требует значительно больших инвестиций.

Использование данной методики позволяет ориентироваться в рыночном пространстве, адаптироваться к происходящим изменениям, повысить точность планирования, совершенствовать управление ассортиментом и выбрать адекватную стратегию.

  1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь.-М.: Книжный двор, 2003.
  2. Костерин А.Г. Практика сегментирования рынка. – СПб.: Питер, 2002.

Информация о работе Роль ассортиментной политики в колбасном бизнесе