Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:11, доклад
В условиях сильной конкуренции на рынке мясных деликатесов и колбасной продукции особые требования предъявляются к ассортименту продукции.
Ассортимент продукции представляет собой группу товаров, тесно связанных между собой либо сходством качественных характеристик, либо принадлежностью к одним и тем же ценовым сегментам, либо востребованностью определенными группами потребителей, либо типизацией мест реализации в торговой сети
ББК: 36. 927
УДК: 637. 52: 338 (063)
РОЛЬ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗВИТИИ КОЛБАСНОГО ПРОИЗВОДСТВА МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
Д.э.н., проф. Магомедов М.Д., аспирант Домарев И.Е..
Московский государственный
университет пищевых
В условиях сильной конкуренции на рынке мясных деликатесов и колбасной продукции особые требования предъявляются к ассортименту продукции.
Ассортимент продукции представляет собой группу товаров, тесно связанных между собой либо сходством качественных характеристик, либо принадлежностью к одним и тем же ценовым сегментам, либо востребованностью определенными группами потребителей, либо типизацией мест реализации в торговой сети [1].
Традиционно ассортимент продукции детализируют на три основных вида: групповой, видовой и внутригрупповой.
Групповой ассортимент продукции предполагает перечень укрупненных товарных групп, на которые разбивается номенклатура товаров. Он включает такие группы, как мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, кондитерские изделия и т.д. Видовым считается ассортимент товаров, который отражает деление группового ассортимента на виды. Например, внутри группы мясных продуктов присутствуют такие виды, как сырокопченые, варенокопченые, сосисочные изделия и т.д. Внутривидовой ассортимент (называемый также развернутым), включает разновидности товаров внутри отдельных видов по таким признакам, как формат изделий, различные наполнители и т.д. Например, внутривидовой ассортимент представляют конкретные виды копченой колбасной продукции, сосисочных изделий и пр. В зависимости от детализации внутривидового состава различают товары простого и сложного ассортимента.
Результаты деятельности предприятий мясоперерабатывающей промышленности во многом определяются ассортиментной политикой, которая предполагает выбор состава производимой продукции и его оптимизацию. Ассортиментная политика формируется с учетом следующих факторов: обеспеченность необходимыми ресурсами, состояние технологии, технический уровень оборудования, возможность выпуска новых изделий, вид упаковки, наличие патентов, квалификация кадров, ожидаемая рентабельность, степень риска, сезонность спроса, конъюнктура рынка, динамика цен и т.д. Ассортиментная политика также предполагает модификацию изделий, исключение из ассортимента товаров, переставших пользоваться потребительским спросом, наличие товарного знака и наименования товара. Адаптивно реагируя на изменения потребительского спроса, предприятие совершенствует свою ассортиментную политику и, в связи с этим переориентирует имеющиеся ресурсы (технику, технологию, сырье, материалы, финансы, персонал). Эффективность ассортиментной политики во многом определяется качеством информации - ее достоверностью и своевременностью.
Любой товар, включая колбасную продукцию, характеризуется свойственным ему составом качественных характеристик. Поэтому формированию ассортимента должны предшествовать анализ качества продукции, факторов, определяющих ее позицию в определенном сегменте рынка, возможностей предприятия, действий предпринимаемые конкурентами.
Для определения количества признаков товара необходимы анализ ассортимента с дифференциацией его качественных характеристик по ценовым сегментам [2]. В общем виде количество ассортиментных признаков продукции предприятия (А) можно представить в виде:
А =∑ ∑XiYj,
где Xi – доля рынка товара по i-му ассортиментному признаку качества; n – количество признаков качества, состав которых зависит от количества ассортиментных групп товаров и внутригрупповой детализации; Yj – доля рынка товара по j-му ассортиментному ценовому признаку.
Разработанная методика включает матрицу, в которой ассортимент продукции можно представить в целом, в разрезе товарных групп и с дифференциацией по отдельным разновидностям колбасной продукции (табл.).
X1 |
X2 |
X3 |
Всего | |
Y1 |
X1 Y1 |
X2 Y1 |
X3 Y1 |
|
Y2 |
X1 Y2 |
X2 Y2 |
X3 Y2 |
|
Y3 |
X1 Y3 |
X2 Y3 |
X3 Y3 |
|
Y4 |
X1 Y4 |
X2 Y4 |
X3 Y4 |
|
Y5 |
X1 Y5 |
X2 Y5 |
X3 Y5 |
|
Y6 |
X1 Y6 |
X2 Y6 |
X3 Y6 |
|
Всего |
Рис. Модель матрицы ассортимента предприятия
Для оценки эффективности ассортиментной политики предприятия, необходимо сопоставить матрицу, характеризующую ассортимент продукции предприятия, с аналогичной матрицей, отражающей состояние рыночного спроса по данным товарным группам (или отдельному товару). По результатам оценки возможны три ситуации:
1) спрос на конкретный
вид продукта превышает
2) спрос равен предложению.
Определяется степень
3) спрос меньше
предложения. Устанавливаются
Использование данной методики позволяет ориентироваться в рыночном пространстве, адаптироваться к происходящим изменениям, повысить точность планирования, совершенствовать управление ассортиментом и выбрать адекватную стратегию.
Информация о работе Роль ассортиментной политики в колбасном бизнесе