Роль государства в управлении рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:43, реферат

Описание

В качестве другого синонима бюджета и налогов используют также термины «государственные финансы», «финансы страны». Для обозначения совокупности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем употребляют термин «финансово-кредитная система» (сфера, отношения и т.п.) или иногда просто – «финансы».
В данной работе не будет рассматриваться роль государства в плановой экономике с административно-командной системой управления, а только роль государства в управлении рыночной экономикой.

Содержание

Введение.
Необходимость регулирования экономики.
2. Эволюция макроэкономических теорий о роли государства в экономике.
3. Методы и инструменты государственного регулирования национальной экономики.
4. Бюджетно-налоговая политика государства, ее цели и инструменты.
5. Налоги и принципы налогообложения. Кривая Лаффера.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

реф 13.docx

— 135.99 Кб (Скачать документ)

    Внешние эффекты могут быть как отрицательными (приведенный выше пример), так и  положительными (например, образование  приносит пользу всему обществу, а  не только человеку, непосредственно  его получающему, также и улучшение освещения улиц за счет реклам и витрин магазинов). Естественно, следует усиливать положительные внешние эффекты и ограничивать отрицательные. Сами рыночные агенты вряд ли, за редким исключением, станут сокращать объем производства или понесут дополнительные расходы на установку очистных сооружений. Принудить к этому может только государство.

    Например, если людям в описанной выше ситуации государство не поможет силой закона и экономических инструментов, то им останется только пикетировать ворота комбината или пытаться любыми способами остановить его деятельность. Беспорядки, которые могут возникнуть, нарушат общественное спокойствие, а в этом не заинтересовано большинство граждан любой страны.

    Вот почему государство вынуждено вмешиваться  в решение проблемы внешних эффектов хозяйственной деятельности, компенсируя  несовершенство рынка, его неспособность  учитывать такие эффекты и  находить наилучшие решения для подобного рода ситуаций. 

1.2  Экономическая нестабильность.  

    Рынок не всегда стабилен. Периоды нестабильности чреваты инфляцией, безработицей, другими  тяжелыми социальными последствиями. В то же время нестабильность может  быть на руку части компаний и даже провоцироваться ими. Сам рынок, конечно, постепенно стабилизируется, но на это может уйти довольно много времени. Государство не может полностью устранить рыночные колебания, но в состоянии их сгладить, снизить социальную напряженность.

    В развитии экономики государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму.  

1.3   Незаинтересованность рынка в решении социальных и глобальных проблем.  

    Рынок не станет заниматься социальными проблемами, так как это не приносит никакой выгоды. Только государство может за счет налогов выплачивать пособия, пенсии и т.д. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, защиты окружающей среды, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (к примеру - рыбные ресурсы Мирового океана). Рынок всегда был ориентирован на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

    Всегда существовали такие виды производства, которые «отторгает» рыночный механизм. Прежде всего это производство с длительным сроком окупаемости капитала, без которых общество не может обойтись, а результаты которых нельзя соизмерить в денежной форме: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, поддержание занятости населения на необходимом уровне, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

    Неравенство доходов и богатства порождается  рыночным механизмом повсеместно и  ежечасно. Сам этот механизм совершенно не нацелен на преодоление слишком больших различий в благосостоянии граждан. Изменить ситуацию можно лишь путем регулирования доходов и богатства. Решить столь сложную задачу под силу только государству. Ведь это требует создания мощных систем перераспределения доходов и реализации иных форм социальной политики в масштабах всей страны.

    Таким образом, в условиях смешанной экономической  системы государство берет на себя решение нескольких задач (рис. 1):

    1) устранение  последствий, порождаемых слабостями (несовершенством) рынка;

    2) смягчение  неравенства доходов и богатства  за счет их частичного перераспределения.

    Кроме того, необходимость государственного регулирования экономики обусловливается:

  • обеспечением целостности территориального пространства хозяйствования;
  • наличием естественных монополий;
  • ограниченностью определенных ресурсов;
  • созданием и поддержанием развитой инфраструктуры, особенно в условиях России;
  • обеспечением достоверности информации;
  • обеспечением баланса экономических интересов субъектов хозяйствования;
  • правовым обеспечением функционирования рыночного механизма.
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1. Экономические функции государства 

      Правовая  защита производителей и потребителей является важнейшей функцией государства. Прежде всего, должно быть обеспечено право собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал. Большое внимание обычно уделяется антимонопольному регулированию. Высчитывается возможность отдельных фирм диктовать свои цены на рынке и навязывать другие условия сделок, и определяются меры борьбы с этими явлениями. В случае с естественными монополиями государство может прибегнуть к установлению/фиксированию цен на товары такого монополиста.

    Государство также стремится предотвратить  нечестные методы ведения конкурентной борьбы, так называемую разрушительную или деструктивную конкуренцию. Например, может быть введен запрет на демпинг, то есть продажу товара по бросовым ценам обычно с целью вытеснения соперников с рынка. После ухода с рынка конкурентов фирма, занимающаяся демпингом, увеличивает свою рыночную долю и поднимает цены для получения сверхприбыли.

    Практически во всех государствах мира существуют законы, защищающие исключительные права (авторские, изобретательские), что тоже можно отнести к мерам обеспечения честной конкуренции. Доходы от произведений, изобретений должны получать их создатели. В России пока процветает нарушение авторских прав.

    Очень важное значение имеют и законы, посвященные защите прав потребителей, так как их интересы и интересы предпринимателей далеко не всегда совпадают. Актуален вопрос защиты потребителей и в России. Качество многих товаров, а также уровень обслуживания зачастую оставляет желать лучшего.  

1.4  Сущность государственного регулирования рыночной экономики 

    Как следует  из вышеизложенного, государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.

    Другими словами государственное регулирование экономики – это целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних и внешнего рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения экономического роста и стабильности экономической системы.

    К объектам регулирования относятся национальная и международная экономика, отдельные сектора, отрасли и регионы, где возникают проблемы, не разрешаемые посредством рыночных регуляторов.

    Субъектами  регулирования выступают центральные (федеральные), региональные и муниципальные органы управления.

    Цели  макроэкономической политики государства

        1. Поддержание экономической свободы. Подразумевается предоставление возможности любому гражданину принимать самостоятельные экономические решения и реализовывать свои цели, ограничение монополизации.
        2. Справедливое распределение дохода. Имеется в виду, по крайней мере, установление прожиточного минимума.
        3. Достижение полной занятости. Любое лицо, желающее работать должно иметь возможность найти работу.
        4. Ценовая стабильность/борьба с инфляцией. Государство не должно допускать больших колебаний цен и стремительной инфляции.
        5. Уменьшение циклических колебаний экономики и обеспечение ее роста.
        6. Сохранение природной и окружающей среды.
 

    Существующая  ныне система государственного регулирования  экономики сложилась не сразу. В  процессе своего развития она прошла несколько этапов:

    1. Создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала; сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечении устойчивости денег. Строительство и приобретение объектов в сырьевых и инфраструктурных отраслях.
    2. Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.
    3. Эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности.
    4. Переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию; попытки повысить действенность государственного регулирования экономики путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности.
    5. Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более адресное, дозированное и комплексное использование инструментов регулирования.
    6. Меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений; шаги в направлении наднационального планирования.
 

    На масштабы, инструменты и эффективность  государственного регулирования экономики  решающее воздействие оказывали  задачи, встававшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности  государства, отраженные в доле перераспределяемого  им валового внутреннего продукта и  в абсолютных размерах средств, которые  оно готово использовать на государственное  регулирование экономики, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем государственной экономической политики в условиях рыночного хозяйства. Механизм государственного регулирования экономики постоянно совершенствуется, независимо от того, ориентируются правительства на монетаристские принципы экономической политики или склонны использовать более жесткие бюджетные инструменты регулирования. В современных условиях практика государственного регулирования экономики оказалась достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально-опасных масштабов безработицы. 

2. Эволюция макроэкономических теорий о роли государства в экономике 

2.1 Классическая теория 

    Государственное регулирование экономики имеет  долгую историю. Практика здесь опережает  теорию. В период раннего капитализма  в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров  и услуг, процентными ставками и  внешней торговлей. Меркантилисты 17 века - пионеры нормативной экономической  теории - писали о том, что только детальное руководство со стороны  правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в государственном  руководстве средство, обеспечивающее социальную справедливость. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

    С переходом  к капитализму, свободной конкуренции  многие заповеди меркантилистов канули в Лету. Подход основоположников классической экономики (XVIII век) , лимитировавших государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, имеет историческое объяснение. Ведь к тому времени вершителями судеб в экономике стали рынок и свобода выбора. В экономическом смысле свобода предполагает две главных составляющих: защищенное законом право частной собственности и самостоятельность принятия решений. В XVIII - XIX веках экономическая роль государства сводилась, в основном, к охране этих первичных прав.

    Начало  формированию классической экономической школы положил Уильям Петти (1623–1687), а родоначальником классической школы называют Адама Смита (1723–1790), так как именно Смит разработал и представил экономическую картину общества как систему, а не как сборник рекомендаций по вопросам хозяйственной деятельности.

    До 1930-х  годов экономисты считали, что экономика, по природе своей (внутренне), стабильна. В течение всего XIX столетия и  первых 30 лет XX века американская экономика  своим успешным развитием подтверждала этот тезис. Были, конечно, и плохие годы (когда национальное производство снижалось, а безработица возрастала), но такие периоды были короткими. Поэтому доминирующей чертой Индустриальной Эры был экономический рост – растущая экономика с большим объемом производства, большей занятостью и более высокими доходами из года в год.

    В таких  условиях представители классической школы, как их позже назвали, и провозглашали оптимистический взгляд на экономику.

    Согласно  классическим представлениям, экономика  не только стабильна сама по себе, но и обладает «механизмом саморегуляции», т.е. корректирует кратковременные отклонения от долгосрочной тенденции роста. Производители время от времени снижают объем производства и увольняют часть работников, но такое решение не наносит большого вреда. Если объем производства снизился, а люди потеряли работу, действуют внутренние силы рынка, которые и возвращают все в прежнее состояние подъема. Все экономические проблемы – временные.

Информация о работе Роль государства в управлении рыночной экономикой