Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:43, реферат
В качестве другого синонима бюджета и налогов используют также термины «государственные финансы», «финансы страны». Для обозначения совокупности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем употребляют термин «финансово-кредитная система» (сфера, отношения и т.п.) или иногда просто – «финансы».
В данной работе не будет рассматриваться роль государства в плановой экономике с административно-командной системой управления, а только роль государства в управлении рыночной экономикой.
Введение.
Необходимость регулирования экономики.
2. Эволюция макроэкономических теорий о роли государства в экономике.
3. Методы и инструменты государственного регулирования национальной экономики.
4. Бюджетно-налоговая политика государства, ее цели и инструменты.
5. Налоги и принципы налогообложения. Кривая Лаффера.
Заключение.
3. Разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов производственной и экономической деятельности и контроля за их выполнением;
4. Определение
и поддержание минимально
5. Защита национальных
интересов в сфере
Сфера применения административных регуляторов рыночных отношений довольно обширна. В странах с развитой экономикой они успешно «работают» на повышение эффективности экономических отношений.
Во-вторых, косвенное воздействие государства на экономику.
Косвенное вмешательство предполагает использование экономических инструментов регулирования. К ним, прежде всего, относятся кредитно-денежная политика, бюджетно-налоговая налоговая (фискальная) политика, индикативное планирование, внешняя торговля (рис. 4).
Рассмотрим
схему воздействия государства
на экономику в современных
ГОСУДАРСТВО | ||||||
Методы | ||||||
законодательно- |
Экономические (косвенные) | |||||
Государственное предпринимательство | Государственное законодательство | социальные программы | кредитно-денежная политика | налогово-бюджетная политика | внешняя торговля | индикативное планирование |
Инструменты | ||||||
планы | лицензирование | минимальная заработная плата | учетная ставка | бюджет | таможенные пошлины | прогнозы |
комплексные программы | регистрация | размер пенсий, пособий по безработице | обязательные резервы банков | гос. расходы | нетарифные методы регулирования | индикативные нормативы |
государственные инвестиции | регламентация | операции открытого рынка | гос. заказы | курс нац. валюты | ||
антимонопольные запреты | валютные интервенции | займы, субсидии, субвенции. дотации | ||||
квотирование | кредитные льготы | компенсации | ||||
золотовалютные резервы | налоги (ставки, льготы) |
Рисунок
4. Схема воздействия государства на экономику
Рассмотрим
наиболее эффективные методы и инструменты
государственного регулирования экономики.
3.1
Предпринимательская
деятельность государства
Выполнение
сложных функций по регулированию
рыночных отношений может быть эффективным
в том случае, когда в руках
государства сосредоточены
В хозяйственной деятельности капиталистических государств ведущее место занимает частный капитал. Однако, немаловажную роль в экономике играет и государственная собственность. Она распространяется на землю, леса и другие природные ресурсы, не вовлеченные в хозяйственный оборот и на многие предприятия. На долю государственной собственности во многих развитых странах приходится 20–25 % национального достояния.
На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству производится от одной пятой до трети валового национального продукта, осваиваются программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса.
Прямое воздействие на экономику государство осуществляет через инвестирование в определенные отрасли хозяйства. К подобным отраслям относятся электроэнергетика, железнодорожные, водные и воздушные пути сообщения, добыча нефти и газа, производство электроэнергии и т. д. Так как функционирование указанных отраслей определяет развитие всех отраслей, экономический рост страны в целом, то воздействуя на них государство осуществляет регулирование всего национального хозяйства. Описанное выше государственное регулирование является прямым вмешательством государства в экономику.
Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции – до 1/4, Италии и Великобритании – до 1/3, в Австрии и Франции – свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования.
Располагая финансами, государства выступают по отношению частного сектора в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку. В дополнение к приобретению товаров и услуг государство производит выплаты, которые перераспределяют доходы, полученные от налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и социальному обеспечению. Рост государственных расходов, наряду с другими мерами, позволяет проводить соответствующую структурную политику, формировать такие производственные структуры, которые отвечают требованиям научно-технического прогресса, стимулировать научные исследования и подготовку высококвалифицированных кадров.
Для последних
десятилетий стало характерным
формирование смешанных государственно-
Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:
1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.
2. Стратегическое
прогнозирование развития
3. Координация
усилий общества по охране
и оздоровлению окружающей
4. Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.
5. Выработка и
обеспечение социальных
6. Поддержание
в нормальном состоянии
Ни одна из перечисленных
задач не может быть решена на уровне
предприятия, корпорации, отрасли хозяйства
или региона. Это прерогатива исключительно
государства.
3.2
Денежно-кредитная (монетарная)
политика
Монетарная политика – политика по урегулированию предложения денег. От имени государства ее проведением занимается главный банк страны – Центральный банк.
На схеме (рис. 5) показаны основные цели монетарной политики. в таблице 1 инструменты.
Рисунок 5. Основные
цели монетарной политики
Таблица
1 – Монетарная политика: инструменты
и воздействие
Инструменты | Ограничительное
воздействие |
Расширение денежного предложения |
Политика
рефинансирования |
Повышение ставки банковского
процента.
Увеличение ограничений на рефинансирование |
Понижение ставки банковского
процента.
Ослабление ограничений на рефинансирование |
Политика операций на открытом рынке | Продажа ценных бумаг ЦБ | Покупка ценных бумаг ЦБ |
Политика минимальных обязательных резервов | Повышение минимального уровня обязательных резервов | Понижение минимального уровня обязательных резервов |
3.3
Операции на открытом
рынке
В современных условиях во всех странах с развитой банковской системой в качестве регулятора денежного обращения выступает совокупность финансовых операций, получившая название «операции на открытом рынке». Суть дела состоит в том, что воздействие на денежную массу и соответственно на функционирование экономики осуществляется посредством купли продажи государственных ценных бумаг предпринимателям и населению.
Детально
сущность денежно-кредитной политики
будет рассмотрена отдельной темой.
4.
Бюджетно-налоговая
политика государства,
ее цели и инструменты.
Фискальная политика представляет собой воздействие государства на экономику посредством формирования и изменения величины и структуры государственных расходов, объема трансфертных выплат и системы налогообложения. Различают дискреционную и недискреционную (автоматическую) фискальную политику.
Дискреционная фискальная политика – политика, которая основана на сознательном вмешательстве в налоговую систему и изменении объема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу и инфляцию. Примеры дискреционного вмешательства можно найти в практике любого правительства. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек. Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.
Автоматическая фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры, т.е. при недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.
«Встроенный» (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.
Наиболее известными встроенными стабилизаторами являются прогрессивная система налогообложения и система социальных пособий. В период подъема вследствие роста доходов налоги начинают взиматься по более высоким ставкам, вследствие чего темп роста располагаемого дохода начинает отставать от темпа роста национального дохода, что сдерживает рост потребительского спроса (рост покупательной способности населения), предотвращая дополнительные предпосылки к возникновению инфляции. Кроме того, в результате роста доходов снижаются затраты государства на социальные пособия. В результате рост совокупного спроса сдерживается. В период спада, наоборот, совокупный спрос стимулируется.
Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.
Таким образом, автоматические стабилизаторы сглаживают резкие колебания совокупных доходов и расходов и предотвращают резкие и плохо контролируемые изменения величин макроэкономических показателей.
Степень
встроенной стабильности экономики
непосредственно зависит от величин
циклических бюджетных
Циклический дефицит (излишек) – дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.
В фазе циклического подъема Y2>Y0, и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается (см. рис. 6.).
В фазе
циклического спада Y1<Y0
и поэтому налоги автоматически падают,
а трансферты растут. В итоге увеличивается
бюджетный дефицит на фоне относительного
роста совокупного спроса и объема производства,
что ограничивает глубину спада.
Рисунок
6. Бюджетные излишки и дефициты.
Информация о работе Роль государства в управлении рыночной экономикой