Роль государства в управлении рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:43, реферат

Описание

В качестве другого синонима бюджета и налогов используют также термины «государственные финансы», «финансы страны». Для обозначения совокупности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем употребляют термин «финансово-кредитная система» (сфера, отношения и т.п.) или иногда просто – «финансы».
В данной работе не будет рассматриваться роль государства в плановой экономике с административно-командной системой управления, а только роль государства в управлении рыночной экономикой.

Содержание

Введение.
Необходимость регулирования экономики.
2. Эволюция макроэкономических теорий о роли государства в экономике.
3. Методы и инструменты государственного регулирования национальной экономики.
4. Бюджетно-налоговая политика государства, ее цели и инструменты.
5. Налоги и принципы налогообложения. Кривая Лаффера.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

реф 13.docx

— 135.99 Кб (Скачать документ)

    Но политика жесткого соизмерения расходов и  доходов бюджета имела свои недостатки:

    а) она ограничивала размах экономических операций, время  их проведения (крупномасштабные и  долговременные операции);

    б) снижала эффективность  экономических операций, так как  налоговые льготы предприятиям часто уравновешивались действенными с финансовой, но не с экономической точки зрения операциями;

    в) снижала и  без того малую эластичность государственного бюджета, лишала возможности быстро реагировать на изменение экономической  обстановки;

    г) сокращение государственных  расходов в период спада увеличивало  вероятность депрессий, а увеличение в фазе подъема вело к «перегреву»  экономики. 

    Кейнсианский рецепт использования государственного бюджета впервые признал за бюджетными инструментами, помимо финансовых, функции по стабилизации экономики. В основе его лежит концепция «функциональных финансов», согласно которой формирование и реализация бюджетной политики включают как финансовую, так и экономическую сторону дела, причем последней отдается предпочтение. Главное – сбалансированность экономики. При этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как положительным сальдо бюджета, так и возрастанием бюджетного дефицита. И хотя дефицит бюджета рассматривается как негативное явление, но не настолько, чтобы проводить финансовое оздоровление экономики в ущерб экономическому, особенно в фазах кризиса и депрессии.

    Согласно  концепции «функциональных финансов»  решение проблемы дефицита бюджета  в долгосрочном периоде невозможно без кардинального решения вопроса экономической стабильности. В этом состоит экономический подход к бюджетной политике государства.

    Кейнсианская стратегия бюджетного регулирования, а затем теория «экономики предложения» (80-90-е годы) превратили концепцию «функциональных финансов» в реализуемые на практике модели экономического регулирования в развитых странах. 

5. Налоги и принципы налогообложения. Кривая Лаффера 

    Важнейшее место среди источников поступлений  в государственный бюджет занимают налоги. На их долю приходится до 90% всех поступлений в бюджеты промышленно  развитых стран.

    Налоговый кодекс РФ дает следующее определение  налога.

    Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. 

5.1 Классификация налогов 

    В рыночном хозяйстве выделяются такие основные группы налогов:

  • налоги на доходы (налог на заработную плату, подоходный налог, налог на прибыль и др.);
  • налоги на собственность (налог на имущество, на землю, на прибыль от капитала, в том числе на процент и др.);
  • налоги на движение и прирост имущества (налог на наследство, на движение капитала, на покупку земли и т.д.);
  • налоги с оборота (включая налог на добавленную стоимость);
  • налог с продаж и акцизный налог. Они являются «скрытыми» или косвенными налогами, поскольку обычно перекладываются с продавцов на покупателей через более высокие цены (налоги на вино-водочное изделия, табак, соль, на лотереи, скачки и т.д.).
 

    Основные  признаки налогов:

    Признаки  налогов, общие с другими обязательными  платежами:

    • Налоги – взносы, т.е. передача объектов об одних субъектов к другим. В настоящее время налоги должны, по определению, платиться в денежной форме.
    • Это обязательные платежи. Обязанность их уплаты возникает при наличии соответствующих обязательств, указанных в законе.
    • Эти платежи поступают в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд.

    Признаки  налогов, отличающие их от остальных  обязательных платежей:

    • Налоги являются безвозмездными, т.е. это платежи без встречного удовлетворения. Граждане оплачивают содержание государства.
    • Налоги не имеют целевого назначения. Они используются для финансирования тех затрат, которые будут признаны актуальными при утверждении соответствующих бюджетов.
    • Налоги взимаются с учетом возможностей налогоплательщика. Размер налога зависит от объекта, льгот.
 

    Основными элементами налога являются:

    1. Субъекты  налога, т.е. плательщики налога.

    2. Объект  налога – то, с чего платится  налог.

    3. Ставка налога – размер налога. Ставка налога бывает трех видов:

    • Пропорциональная. Она сохраняет постоянный размер, и сумма налога увеличивается пропорционально увеличению объекта налогообложения. Например, чем больше земельный участок, тем больше величина налога при единой ставке за гектар или квадратный метр площади. Или подоходный налог (13%) в РФ.
    • Прогрессивная. Размер самой ставки возрастает по мере увеличения объекта налогообложения (доход и т.д.). Примером может служить подоходный налог с физических лиц.
    • Регрессивная. Размер ставки уменьшается по мере увеличения объекта налогообложения. Например, по нынешнему Закону «О Государственной пошлине» чем выше цена иска, тем ниже пошлина.

    4. Налоговый  период.

    5. Налоговая  база – сумма, с которой  взимаются налоги.

    6. Налоговые  льготы – полное или частичное  освобождение от налога.

    7. Налоговое  производство – порядок исчисления  и уплаты налога. 

    Рассмотрим  возможные классификации налогов:

      В зависимости от субъекта уплаты налоги подразделяются на налоги физических и юридических лиц;

      по форме взимания налоги делятся на: прямые, которые взимаются непосредственно с доходов налогоплательщика (налог на прибыль, подоходный налог и др.)  и косвенные, где объектом обложения выступают товары и услуги, а затем налог опосредованно перекладывается на покупателя-потребителя. Продавец товара в этом случае выступает сборщиком налога (НДС, акциз и др.);

            если критерием разграничения  налогов является динамика налоговой ставки (метод обложения), то различают следующие налоги: прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, ступенчатые, твердые, кратные размеру минимальной оплаты труда;

            по объекту обложения налоги подразделяются на: имущественные, рентные (ресурсные), с доходов, с определенных видов деятельности, за выполнение специальных действий;

            налог может относиться на различные позиции финансово-хозяйственной  деятельности субъекта уплаты, а следовательно в бухгалтерском учете предприятия налоги отражаются на различных счетах. Источниками отнесения (выплаты) налоговых сумм могут быть: заработная плата, выручка от реализации, финансовый результат, чистая прибыль, себестоимость;

            в зависимости от назначения налоги бывают: общие (обезличенные) и целевые (специальные);

            по методике взимания налогов используются: метод начисления, метод удержания, кадастровый метод;

            налоги подразделяются также по компетенции уровней власти. Налоговым кодексом РФ предусмотрено деление налогов и сборов на три группы: федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны (НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог, таможенная пошлина и др.) Региональными являются налоги и сборы, установленные НК РФ и законами субъектов РФ, которые обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов (налог на имущество, налог на недвижимость, налог с продаж, дорожный налог и др.) Местные налоги устанавливаются НК РФ и правовыми актами органов местного самоуправления (земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу и др.) 

5.2   Принципы и функции налогообложения. Кривая Лаффера 

    Фундаментальные принципы налогообложения сформулировал  в 1776 г. А.Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов»: равенство, определенность, удобство, дешевизна.

    Основные  принципы налогообложения в России определены в Налоговом кодексе РФ:

  • принцип законности, т.е. налог должен быть поименован в НК РФ, определен налогоплательщик и основные элементы налога;
  • принцип всеобщности налогообложения, согласно которому каждая организация и физическое лицо должны посредством уплаты налогов участвовать в финансировании общегосударственных расходов;
  • принцип равного налогообложения, который предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами;
  • принцип справедливости, т.е. каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям;
  • принцип экономической обоснованности, т.е. во-первых, налоги должны быть экономически эффективны (платежи по налогу должны многократно превышать затраты по их сбору), а во-вторых, при установлении налогов необходимо учитывать экономические последствия для государственного бюджета, развития экономики, налогоплательщика;
  • принцип единства экономического пространства;
  • принцип удобного налогообложения;
 

Выделяют четыре основные функции налогов:

  • регулирующую (экономическую);
  • распределительную;
  • фискальную;
  • контрольную.
 

    Налоги  являются важнейшими поступлениями  в государственный бюджет, в чем и состоит фискальная функция налогов.

    Контрольная функция налогов позволяет государству учитывать доходы организаций и физических лиц, движение финансовых потоков и на этой основе разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы налогообложения, выявлять случаи неполной или несвоевременной уплаты налогов.

    Распределительная функция заключается в том, что посредством налогов государство изымает часть доходов основных субъектов рыночной экономики, концентрирует эти средства в государственном бюджете, а затем направляет их на реализацию экономических и социальных программ. Данная функция тесно связана с регулирующей, которая проявляется в том, что размеры налогообложения и различия в налоговом бремени в отдельных секторах экономики, отраслях и производствах оказывают существенное влияние на производство, платежеспособный спрос и инвестирование. Налоги сейчас приобретают новое качество, выступая в роли одного из рычагов регулирования экономической активности, воздействия на процесс воспроизводства. Воздействие это оказывается весьма многоплановым. Манипулируя налогом на прибыль, государство оказывает весьма ощутимое влияние на процессы накопления капитала. Примером тому может служить налоговый механизм ускоренной амортизации, при котором государственные финансовые органы разрешают компаниям отчислять в амортизационный фонд суммы, значительно превышающие действительный износ основного капитала. В результате сокращается размер облагаемой прибыли, что позволяет увеличивать объем капиталовложений и способствует интенсификации НТП.

    Примером  крупномасштабных мероприятий по стимулированию общей экономической конъюнктуры  может служить крупное сокращение налогов в начале 80-х годов после прихода к власти в США администрации Р.Рейгана. Теоретическим обоснованием этой программы стали расчеты американского экономиста А. Лаффера, доказавшего, что результатом снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства (кривая Лаффера). Согласно рассуждениям Лаффера, чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций отбивает у последних стимулы к капиталовложениям, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на поступлениях в государственный бюджет.

    Графическое отображение зависимости между  доходами государственного бюджета  и динамикой налоговых ставок получило название «кривой Лаффера» (рис. 7). На рис.7 по оси ординат отложены налоговые ставки (t), по оси абсцисс — поступления в госбюджет (Y).

    При увеличении ставки налога t доход государства в результате налогообложения увеличивается. Оптимальный размер налоговых ставок (t0) обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет (Y0). При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, и при 100% налогообложения доход государства равен нулю, потому что никто не захочет работать бесплатно.

 

     t

     100%

                                          Кривая Лаффера.

    

          t0 
 

    0

    Y0         Y (поступления в гос.бюджет)

    

Рисунок 7. Кривая Лаффера 

    Другими словами, в длительной перспективе  снижение чрезмерно высоких налогов  обеспечит рост сбережений, инвестиций, занятости и, следовательно, размера  совокупных доходов, подлежащих налогообложению. В результате увеличится и сумма  налоговых поступлений, вырастет объем  государственных доходов, уменьшится дефицит, произойдет ослабление инфляции. Понятно, что эффект Лаффера проявляется лишь в случае нормального действия свободных рыночных механизмов.

    Не вдаваясь в подробный критический анализ этой теории, отметим лишь следующее. Без сомнения, повышение или понижение  налоговых ставок оказывает тормозящее или, наоборот, стимулирующее воздействие на динамику капиталовложений. Однако в целом в условиях рыночной экономики на инвестиции влияет множество факторов, помимо налоговых ставок. Важнейшее место среди этих факторов занимают особенности цикла, соотношение спроса и предложения на продукцию тех или иных компаний, динамика их прибылей.

Информация о работе Роль государства в управлении рыночной экономикой