Роль государства в управлении рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:43, реферат

Описание

В качестве другого синонима бюджета и налогов используют также термины «государственные финансы», «финансы страны». Для обозначения совокупности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем употребляют термин «финансово-кредитная система» (сфера, отношения и т.п.) или иногда просто – «финансы».
В данной работе не будет рассматриваться роль государства в плановой экономике с административно-командной системой управления, а только роль государства в управлении рыночной экономикой.

Содержание

Введение.
Необходимость регулирования экономики.
2. Эволюция макроэкономических теорий о роли государства в экономике.
3. Методы и инструменты государственного регулирования национальной экономики.
4. Бюджетно-налоговая политика государства, ее цели и инструменты.
5. Налоги и принципы налогообложения. Кривая Лаффера.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

реф 13.docx

— 135.99 Кб (Скачать документ)

    Содержание 

    Введение.

  1. Необходимость регулирования экономики.

    2. Эволюция макроэкономических теорий о роли государства в экономике.

    3. Методы и инструменты государственного регулирования национальной экономики.

    4. Бюджетно-налоговая  политика государства, ее цели  и инструменты. 

    5. Налоги  и принципы налогообложения. Кривая  Лаффера.

    Заключение.

 

    Введение 

    Современное государство активно участвует  в регулировании экономической жизни, что составляет суть его экономической политики.

    Важнейшими  целями государственной экономической  политики являются:

  • экономический рост (рост благосостояния);
  • поддержание высокого уровня занятости;
  • сдерживание инфляции;
  • достижение положительного сальдо платежного баланса.

    Государство, экономика которого основана на рыночных принципах, имеет в своем распоряжении достаточно ограниченный набор средств и методов ее регулирования. По существу, если отбросить возможность прямого директивного вмешательства в экономику, государство использует инструменты либо фискальной, либо кредитно-денежной (монетарной) политики.

    В зависимости  от конкретных целей макроэкономического  регулирования государство может  применять преимущественно либо фискальные, либо монетарные методы воздействия  на экономику, либо сочетать их различные инструменты.

    Главными  средствами перераспределения доходов  и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике (сфере, системе, отношениях и т.п.). Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним – «фискальный» (от лат. fiscus – государственная казна и fiscalis – относящийся к казне).

    В качестве другого синонима бюджета и налогов  используют также термины «государственные финансы», «финансы страны». Для обозначения  совокупности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем употребляют термин «финансово-кредитная система» (сфера, отношения и т.п.) или иногда просто – «финансы».

    В данной работе не будет рассматриваться  роль государства в плановой экономике с административно-командной системой управления, а только роль государства в управлении рыночной экономикой.

 

  1. Необходимость регулирования экономики
 

    Общество  устроено таким образом, что рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства может быть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений.

    Крупнейший  американский экономист Джон Гэлбрейт писал: «Безоглядная приверженность идеологии свободного предпринимательства и убежденность в том, что государство не должно играть в экономической жизни никакой роли – могли бы стать губительным даже для нас, если бы мы к этому прислушивались»1.

    Рыночный  механизм не в состоянии разрешить  все проблемы экономического роста, социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы, так как наряду с двигательными силами в нем заложены и элементы, сдерживающие экономическое развитие. Основные причины необходимости вмешательства государства в экономику:

  • Слабости (несовершенство) рынка
  • Экономическая нестабильность
  • Незаинтересованность рынка в решении социальных и глобальных проблем

    Ниже  рассмотрим эти факторы более  подробно  

    1.   Слабости (несовершенство) рынка.
 

    Слабости (несовершенства) рынка – неспособность  рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще или наилучшим образом. Несовершенство рынка проявляется в том, что рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов. Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все условия, которые позволяют рыночным механизмам почти идеально решать главные экономические проблемы общества. 

    Назовем наиболее важные из этих условий:

  1. никто из продавцов или покупателей не должен иметь возможности влиять на формирование цен в большей мере, чем остальные участники рынка;
  2. среди продавцов, с одной стороны, или покупателей – с другой, не должно существовать сговоров с целью выторговывания для себя более выгодных условий сделок;
  3. всем участникам рынка должна быть доступна полная информация о положении дел на нем (кто, что, где, когда и по какой цене продает или покупает);
  4. государство или общественные организации не должны вмешиваться в работу рынка по политическим или религиозным мотивам.

    К сожалению, полностью соблюсти все эти условия  – задача совершенно нереальная для  любой страны. Например, неизбежность довольно большой дифференциации доходов  граждан как условие действенного поощрения трудовой активности. Столь  же повседневным явлением рыночной экономики  становятся и попытки продавцов сговориться между собой для навязывания покупателям более высоких цен.

    Слабости (несовершенство) рынка проявляются  в:

  1. возможности монополизации рынков;
  2. трудности создания общественных благ на коммерческой основе;
  3. возникновении внешних эффектов или внешних затрат.

    Проанализируем  эти ситуации. 

      1. Монополизация рынков.
 

    Монополизация рынка – ситуация, когда на кого-то из продавцов или покупателей  приходится такая большая доля общего объема продаж или покупок на конкретном товарном рынке, что он может влиять на формирование цен и условий сделок в большей мере, чем остальные участники этого рынка.

    Рыночный  механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме монополизировать рынок определенного товара. При  этом такая монополизация рынка  может возникать в силу:

    1) экономического  преимущества;

    2) различных  сговоров или вытеснения конкурентов. 

    Экономическое преимущество той или иной фирмы  на рынке может возникнуть за счет того, что она смогла предложить покупателя наиболее выгодное им соотношение «цена-качество» по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение наиболее совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров. Если даже итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного. Ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу – обеспечивает наилучшее распределение ограниченных ресурсов. Действительно, такой ситуации наибольшая доля ресурсов достается фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат. Здесь оснований для вмешательства государства нет. Если такая фирма попытается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия для выживания других фирм, даже имеющих более высокие затраты, за счет предложения более низких цен.

    Совсем  иное дело – монополизация рынка, когда ситуации чистой монополии или олигополии возникают на нем не за счет наилучшей технологии или организации производства, а за счет сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения или поглощения остальных конкурентов. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наилучшее использование ограниченных ресурсов, И тогда эти ресурсы распределяются хуже, чем могли бы при немонополизированном рынке.

    Развитие  монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. Именно в такой ситуации государству приходится вмешиваться, чтобы прекратить монополизацию рынка и восстановить нормальную конкуренцию, когда рыночные механизмы снова смогут работать успешно. Ограничить монополизацию может только государство с его возможностями законодательной и иной антимонополистической деятельности, использования силовых структур в случае необходимости.

    Первый  опыт организованной антимонопольной  деятельности государства был положен  принятием антитрестовского законодательства в США в 1890 г. (Закон Шермана). Позже аналогичные законы появились в других странах. Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной. Расчеты показали, что одна компания не должна производить более 40 процентов того или иного вида продукции. Законодательство запрещает всякий сговор по искусственному поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и предложением.  

      1. Невозможность создания общественных благ на коммерческой основе.
 

    В ассортименте человеческих благ2 есть блага, доступные одновременно для всех, называемые общественными. Они не могут быть предоставлены одному лицу без того, чтобы не предоставить их одновременно и всем другим.

    Общественные  блага – товары или услуги, которыми люди пользуются совместно и которые не могут быть закреплены в чьей-то частной собственности.

    Самый простой пример такого общественного  блага – правовая система общества, т. е. законы и обеспечение их исполнения. Она призвана оберегать от произвола  всех граждан страны, гарантировать  равное соблюдение их интересов. Ассортимент общественных благ огромен (сюда относятся также услуги армии (национальная оборона), милиции (охрана общественного порядка), проверка доброкачественности продуктов питания и лекарств, аварийные службы, службы профилактики эпидемий и т. д.). В чистом виде примером общественного блага является национальная оборона. Нельзя защитить одного человека без того, чтобы не предоставить ее сразу всем остальным. Затраты также не зависят от числа защищаемых людей. Большинство общественных благ не является таковыми в чистом виде: например, услуги милиции. Когда милиционеры охраняют общественный порядок, они предоставляют общественное благо, но когда раскрывают конкретное преступление, например кражу, то оказывают частную услугу хозяину украденного имущества.

    Для частной  фирмы очень трудно предоставлять  общественную услугу и получать при  этом прибыль из-за того, что данные блага, будучи единожды предоставлены в распоряжение одного клиента, становятся доступными для других без дополнительных затрат (например, уличное освещение).

    Рассмотрим  на примере несовершенство рынка  в этом случае. Допустим, некая «Оборонная компания» пытается установить частную  систему противоракетной обороны  и собирает с помощью подписки деньги с желающих ее иметь. Если Вы знаете, что Ваши соседи уже подписались  на этот товар, то Вам уже нет необходимости  также платить за данный товар, потому что защита домов (квартир) соседей  означает и защиту Вашего жилья. Но Ваши соседи будут рассуждать точно также и не станут подписываться, надеясь, что подпишетесь Вы. Так возникает проблема «безбилетных пассажиров» или «зайцев» («free riders»). Поэтому частная компания не сможет предоставить систему противоракетной обороны. Получается, что только правительство сможет предоставить общественное благо и избежать проблемы «безбилетных пассажиров». 

1.1.3  Возникновение внешних эффектов.  

    В некоторых  ситуациях действия производителей и потребителей оказывают влияние на 3-их лиц, то есть людей, не являющихся в данной сделке ни продавцами, ни покупателями. Если, к примеру, химический комбинат через атмосферные выбросы загрязняет окружающую территорию и от этого страдает экология, то это никак не беспокоит его дирекцию, но очень волнует людей, проживающих на окружающей территории. Им бы хотелось, чтобы комбинат поставил мощные очистные сооружения, и тогда воздух оставался бы чистым. Однако люди никоим образом не участвуют в управлении комбинатом или формировании цен на его продукцию, а следовательно, их интерес рынок учесть не может. Покупатели химической продукции также не заинтересованы в дополнительных затратах на очистку воздуха, поскольку это вызовет удорожание покупаемого товара. В результате загрязнение полей оказывается эффектом как бы внешним, посторонним по отношению к рынку химической продукции и никак не учитывается в формировании цен на нем.

    Внешние эффекты – это эффекты, никак не отражающиеся в ценах товаров и услуг.

    Иными словами, внешние (побочные) эффекты  некоторых видов хозяйственной деятельности могут иметь большое значение для общества в целом, но рынком не учитываются и не могут влиять на его распределение ограниченных ресурсов.

    Внешние (побочные) эффекты/экстерналии – ущерб (или выгода) от производства какого-либо блага, который приходится нести (или которую можно получить) людям или фирмам, непосредственно не участвующим в купле-продаже этого блага.

Информация о работе Роль государства в управлении рыночной экономикой