Роль государства в управлении рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:43, реферат

Описание

В качестве другого синонима бюджета и налогов используют также термины «государственные финансы», «финансы страны». Для обозначения совокупности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем употребляют термин «финансово-кредитная система» (сфера, отношения и т.п.) или иногда просто – «финансы».
В данной работе не будет рассматриваться роль государства в плановой экономике с административно-командной системой управления, а только роль государства в управлении рыночной экономикой.

Содержание

Введение.
Необходимость регулирования экономики.
2. Эволюция макроэкономических теорий о роли государства в экономике.
3. Методы и инструменты государственного регулирования национальной экономики.
4. Бюджетно-налоговая политика государства, ее цели и инструменты.
5. Налоги и принципы налогообложения. Кривая Лаффера.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

реф 13.docx

— 135.99 Кб (Скачать документ)

    Краеугольными камнями классической теории являются гибкие цены и гибкие заработные платы. Если производители оказываются  не в состоянии продать все произведенное, у них есть 2 варианта:

    1) Снизить  объем выпускаемой продукции  и уволить часть работников.

    2) Снизить  цены на свою продукцию и  стимулировать спрос. Если цены  упадут достаточно низко, все  произведенное будет продано.  Гибкие цены снижаются при падении покупательского спроса и никому из работников не приходится терять работу.

    С другой стороны гибким ценам корреспондируют  гибкие заработные платы. Когда часть  работников оказывается без работы, они конкурируют между собой  и предлагают свои услуги за более низкую плату, таким образом в классической экономике возможна ситуация, когда существуют непроданные товары и безработные, но как только у людей появляется время, чтобы скорректировать цены и заработные платы, эти явления прекращаются.

    Вывод: Так как рынок обладает механизмом саморегуляции, который вполне может обеспечить полную занятость и стабильные цены, государству не надо вмешиваться в рыночную деятельность.

    Между тем со второй половины XIX века национальное производство достигло невиданных ранее масштабов. Конец века связан с взрывом, скачком в научно-техническом развитии и появлением ряда новых отраслей, т.е. углублением общественного разделения труда. Все эти обстоятельства порождали потребность в координации, в поддержании пропорций на макроуровне, в антициклическом регулировании. Началось наступление на рынок со стороны монопольных структур: картелей, синдикатов, олигополий. В этих условиях для обеспечения конкуренции стали жизненно необходимы выработка антимонопольного законодательства и его применение органами государства.

    Усиление  государственного регулирования диктовалось  целями подготовки к войнам, их ведения, поддержания обороноспособности. Разрабатывалась  целая система мер, включавших принудительное картелирование (Германия), протекционизм (Япония) . Формировались военно-промышленные комплексы, тесно связанные с правительством. Однако несмотря на объективное изменение экономической ситуации классическая экономическая теория продолжала оставаться основой для экономического прогнозирования.

    Великая Депрессия поставила под сомнение обоснованность классической теории.

    Все началось 24 октября 1929 года – день, получивший название «черный вторник». В течение  нескольких часов рыночная стоимость  американских компаний, выражающаяся в стоимости акций, резко упала. На следующий день президент Гувер пытался убедить общественность, главным образом держателей акций, в том, что американская экономика стабильна и находится на пути к преуспеванию. Однако все усилия были тщетными. Кризис охватил сначала фондовый рынок, затем распространился на банковскую систему и промышленность. К концу 1929 года более $ 40 млрд. богатства перестало существовать. Богачи стали нищими буквально за одну ночь, обычные семьи потеряли сбережения, дома и работу. Если в октябре 1929 только 3 % рабочей силы были безработными, то к 1933 уже 1/4 всей рабочей силы оказалась не в состоянии найти работу. Даже в 1938, 9 лет после «черного вторника» 20 % все еще не могли найти работу.

    Великая Депрессия потрясла не только мировую  общественность, но и самоуверенность экономистов.

    Последовавший поиск объяснения Великой Депрессии сконцентрировался на 3-х вопросах:

    1) Насколько  стабильна экономика страны.

    2) Причины  ее нестабильности.

    3) Что  может сделать государство для  обеспечения стабильного экономического роста.

    Великая Депрессия показала недостатки классической теории, поэтому на смену классической возникла кейнсианская теория. Данная теория названа по имени автора Джона Мейнарда Кейнса (1883–1946), который выпустил в 1936 году книгу «Общая теория занятости, процента и денег». 

2.2 Кейнсианская теория 

    В то время  как классики представляли экономику внутренне стабильной, Д.М. Кейнс утверждал, что экономика по своей природе нестабильна. Небольшие колебания в уровне производства, ценах, занятости только усугубляются, а не сглаживаются «невидимой рукой» рынка. Следовательно Великая Депрессия не является чем-то уникальным, ей суждено было случиться, так как общество целиком полагалось только на механизм рыночной саморегуляции. Основные положения теории Кейнса:

    1. Механизм рыночной саморегуляции слабый и несовершенный.

    2. Внутренняя нестабильность рынка требует, по мнению Кейнса, государственного вмешательства. Нельзя просто ждать, пока сработает механизм саморегуляции рынка, надо вмешаться и обеспечить защиту занятости и доходов. Использование активной макроэкономической политики (фискальной и/или монетарной) может улучшить экономическую ситуацию.

    3. «Тонкая настройка» невозможна, но проведение макроэкономической политики может сгладить большие колебания.

    4. Политика3 ограничивает эффективность фискальной политики. Фискальную политику легче использовать, когда проблема ясна (например, в условиях застоя, так как экспансивную фискальную политику легче проводить).

    5. И фискальная, и монетарная политика имеют проблемы с «лагами» (временными, внедрения, действия). «Лаг» – от англ. Lag, что означает отставание, задержка. Фискальная политика: медленно внедряется (так как сначала нужно убедить парламент в необходимости проведения такой политики), но быстро действует. Монетарная политика: быстро внедряется, но медленно действует, так как действует косвенным образом.

    6. В отличие от монетаристов кейнсианцы не признавали в качестве основной цели фиксированный объем денежного предложения и выступали за гибкое регулирование предложения денег. Кейнсианцы отдавали предпочтение регулированию процентных ставок, а не денежного предложения.

    7. В простейшей кейнсианской модели объем производства полностью и автоматически реагирует на увеличение спроса до тех пор, пока не достигнута полная занятость (что показано графически рис. 2).

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 2. Занятость, спрос и объем производства 

    Если  спрос возрастает от D1 до D2, то реальный равновесный ВНП растет от Q1 до Q2 без какой-либо инфляции. Инфляция возникает, когда спрос превышает возможности  экономики – например, спрос равен D3.

    Вывод: Экономика нестабильна, механизм рыночного саморегулирования несовершенен, следовательно необходимо государственное вмешательство в целях регулирования экономики. 

2.3  Неоклассические теории 

    Две следующие  теории возрождают некоторые воззрения  классиков и, вместе с тем, привносят что-то свое. Поэтому их назвали неоклассическими. 

    Монетаризм

     Основное  внимание представители данной  теории сфокусировали на важности  денег (поэтому их назвали монетаристами), то есть на денежном предложении, его изменениях, процентных ставках. Основные положения монетаризма:

    1. Рыночная экономика, по мнению монетаристов, – достаточно стабильна и стремится к полной занятости.

    2. Механизм саморегуляции рынка сильный и определенный.

    3. Неэффективная макроэкономическая политика и/или сильные экономические потрясения, такие как сильный неурожай, вызывают серьезные проблемы в экономике страны.

    4. Лучшая политика – оставить экономику в покое. Государство должно заниматься балансированием своего бюджета. Предложение денег должно расти примерно на 3 % в год.

    5. Активная макроэкономическая политика не работает по нескольким причинам:

    − лаги;

    − политика (в смысле создания политических партий и т.п.) в случае фискальной политики;

    − неэффективное  прогнозирование.

    6. Любое изменение спроса оказывает гораздо большее влияние на уровень цен, чем на ВНП, что и приводит к инфляции.

    Монетаристы также утверждали, что изменения денежного предложения оказывает влияние на цены, но не на объем производства. В долгосрочном периоде при полной занятости предложение они считали величиной постоянной (кривая предложения поднимается достаточно круто).

    Приведенный ниже график (рис. 3) отражает данное явление.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 3. Денежное предложение, цены, объем производства 

    Как показывает график, любое изменение спроса (с D1 до D2) приводит в первую очередь  к инфляции (цена растет от P1 до P2). Может возникнуть проблема со стагфляцией. 

    СТАГФЛЯЦИЯ = ИНФЛЯЦИЯ + ЗАСТОЙ/РЕЦЕССИЯ = ИНФЛЯЦИЯ + БЕЗРАБОТИЦА 

    Вывод: экономику следует оставить в  покое, т.е. государство не должно вмешиваться. 
 

    Школа рациональных ожиданий

    Основные  положения теории:

    1. Люди и организации  не глупы. Они признают, что  изменения в макроэкономической  политике (фискальной и монетарной) будут иметь для них последствия. Если последствия макроэкономической политики благоприятны, то люди их используют. Если же ожидаются неблагоприятные последствия, то люди будут стараться избежать их.

    2. Люди принимают  экономические решения на основании  всей имеющейся у них информации, включая и будущие последствия макроэкономической политики. Если государство решает увеличить предложение денег, люди с их рациональными ожиданиями будут предвидеть рост инфляции. Чтобы защитить себя, они потребуют более высокие заработные платы. В итоге экспансивная (стимулирующая) монетарная политика потерпит неудачу в повышении реального объема производства.

    3. Фискальная политика может также быть неудачной. Например, государство увеличивает расходы ради увеличения совокупного спроса. Люди с их рациональными ожиданиями предвидят, что увеличившийся дефицит бюджета вызовет необходимость повышения налогов. Люди будут готовиться к повышению налогов. Потребители снизят сегодняшнее потребление, чтобы больше сберечь. Следовательно, зачастую бывает очень трудно предсказать последствия изменения макроэкономической политики.

    Потому  лучший выход – минимальное вмешательство государства в экономику.

    Критики теории рациональных ожиданий справедливо  замечают, что очень немногие люди понимают, еще меньше людей в состоянии  предвидеть последствия монетарной или фискальной политики. Кроме того, люди оперируют в более коротких временных интервалах, чем требуется для рациональных ожиданий.

    Поэтому в краткосрочном периоде дискреционная (то есть специально применяемая в  данный момент) макроэкономическая политика может сработать. 

    Таким образом:

    1. Современные  кейнсианцы стоят на позициях активного использования стабилизационной политики государства для сокращения высоких издержек, порождаемых высокой безработицей или инфляцией.

    2. Экономисты  неоклассического направления выступают  за проведение правительством политики невмешательства, что должно позволить, по их мнению, экономике самостоятельно подойти к объему реального выпуска соответствующему уровню полной занятости.

    Однако  все реально функционирующие экономические системы – это системы «смешанные»; повсюду правительство и рыночная система делят между собой функцию нахождения ответа на центральные вопросы экономики:

    1. Что  и сколько следует производить?  В каком объеме или какую  часть имеющихся ресурсов нужно  занять или использовать в  производственном процессе?

    2. Как  эту продукцию следует производить?  Как должно быть организовано производство?

    Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию?

    3. Кто  должен получать эту продукцию,  как она должна распределяться  между индивидуальными потребителями?  

    3. Методы и инструменты государственного регулирования национальной экономики 

    Выделим основные методы государственного регулирования.

    Во-первых, это законодательно-административные (прямые) методы регулирования включающее государственное законодательство, которое распространяется на все элементы национальной экономики, государственное предпринимательство (управление государственной собственностью), социальное программирование.

    Административные  методы государственного регулирования  находят эффективное применение в таких основных направлениях:

    1. Прямой контроль  государства над монопольными  рынками; административное регулирование рынков тех товаров неэластичного спроса, которые отнесены к монополии государства, с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов;

    2. Обеспечение  экономической безопасности производства;

Информация о работе Роль государства в управлении рыночной экономикой