Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:08, реферат
Проблема государственного вмешательства в рыночную экономику, по моему мнению, является основной для любого государства. Рыночная экономика, обладая некоторыми достоинствами, имеет ряд существенных недостатков. Один из них – неуправляемость, при которой трудно направить развитие экономики на достижение общенациональных целей (укрепление геополитического положения страны в мире, обеспечение научно-технического, социально экономического, культурного, духовного и нравственного прогресса общества, достойной жизни граждан).
Введение
1 История эволюции представлений о роли государства в экономике
1.1 Понятия «государственное регулирование» и «дерегулирование»
2. Становление системы государственного регулирования в России
2.2 Особенности государственного регулирования Российской экономики: переход к рыночной системе
2.3 Анализ государственного вмешательства в экономику России
Заключение
Список использованной литературы
Дерегулирование хозяйственной
деятельности - это ослабление бюрократического
контроля над предприятиями, снятие
из лишков административных барьеров,
мешающих развитию малого и среднего
бизнеса. Предпринимателям не под силу
порой справиться с забюрократизированной
системой выхода на рынок. Известно, что
до последнего времени инвестор, собравшийся
вложить деньги в дело в России,
должен был потратить от 4 до 12 мес.
на согласование всего запланированного
примерно в двух десятках различных
инстанций и получение
Возможности чиновников действовать
по своему усмотрению, произвольно
толковать нормы
Государство должно постепенно
отойти от практики избы точного вмешательства
в бизнес, что позволит дебюрократизировать
процесс создания новых фирм, будет
способствовать ликвидации коррупции,
повысит эффективность
Задача государства - формирование
предпосылок для повышения
Как государственный, так и рыночный механизмы хозяйствования направлены на достижение наибольшей экономической и социальной эффективности национальной экономики. Есть универсальные принципы рыночного развития, но нет универсальной модели - каждая страна имеет свою рыночную модель.
В странах с либеральной
экономикой, которые в разные периоды
и в различной степени
К современным приоритетам государственного регулирования в США, помимо стратегических, относится и ряд тактических приоритетов.
В настоящее время повышается
степень приоритетности в бюджете
государства инвестиций в человеческий
потенциал, т. е. увеличение ассигнований
на образование, профессиональную подготовку
и переподготовку, а также на здравоохранение.
Так, государственное финансирование
из фондов федерального правительства,
штатов и местных властей системы
образования всех уровней (начального,
среднего и высшего) в США составляло
в 1990 г. свыше 98 млрд долл., что достигало
около 80% общих рас ходов на эти
цели. Свыше 45% расходов на здравоохранение
в конце 90-х гг. также приходились
на долю американского государства.
Федеральные расходы на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
Один из главных социально-
Мощное влияние государства
на экономическую жизнь про
Каждая страна ведет поиск решения проблемы оптимальности участия государства в рыночной системе по-своему. Для России этот вопрос особенно важен, ибо до перехода к рыночным принципам хозяйствования государство несло всю полноту ответственности за экономические и социальные аспекты жизни общества.
2. Становление системы
государственного
С ликвидацией Госплана СССР
и общенационального
Однако нельзя согласиться
с тем, что в период перехода к
рыночной экономике государство
«ушло» из экономики и не выступало
как регулятор рыночного
По определенным направлениям
давление государства на экономику
возрастало. Государство могло нарушать
либеральный принцип равенства
возможностей для конкурирующих
структур, создавать усилиями бюрократии
в индивидуальном порядке для
некоторых субъектов рынка или
особо благоприятные условия, или
неблагоприятные. В России отношения
центра и регионов, содержание известных
«договоров о разграничении полномочий»
определяются не только объективными
экономическими связями, но и факторами
политическими, необходимостью подтвердить
дружеские связи между
Уйдя от распределения дефицитных средств производства и инвестиционных ресурсов, государство по бюрократическому усмотрению выделяло уполномоченные банки для выгодной работы с немалыми бюджетными средствами, всякого рода квоты, лицензии, льготы. Неплатежи, образование задолженности пред приятий приводило их к зависимости от государства, от бюрократических решений.
Включение государства в
экономический процесс на микро
уровне и усиление позиций государства
в этих случаях обесценивают меры
по рыночной либерализации, противореча
задачам эффективности
Усиление государственного регулирования рыночной экономики не означает возвращения к ситуации, когда государство было главным предпринимателем, а позволяет обеспечить ориентацию усилий субъектов рынка на достижение не только локальных, но и национальных целей.
К настоящему времени (к 2007 г.)
действующая в России система
государственного регулирования не
достаточно эффективна. Например, государство
пока еще не достаточно уделяет внимание
проблемам поддержки и защиты
отечественных
В 1995 г. был принят Федеральный
закон «О государственном
На исполнительную власть
- Правительство РФ - Федеральный
закон возлагает обязанности
по обеспечению разработки долгосрочного
прогноза, организации подготовки концепции
социально-экономического развития на
долгосрочную и среднесрочную перспективу.
Правительство РФ обязано разрабатывать
программы социально-
Согласно Федеральному закону
программы должны охватывать в комплексе
целевые ориентиры социально-
Разработанные Правительством программы не соответствовали требованиям этого закона.
С начала рыночных преобразований
и до 1995 г. Правительство не формировало
целей и задач изменения
Только в 1995 г. Правительство
разработало и утвердило
• обеспечить в основном макроэкономическую стабилизацию к концу 1995 г.;
• добиться устойчивой стабилизации объемов производства и возобновления экономического роста, укрепления финансово го положения предприятий;
• укрепить институты государственной власти, законность и правопорядок, достичь перелома в борьбе с преступностью, усилить платежную и финансовую дисциплину;
• улучшить условия для развития предпринимательства и деловой активности, продолжить приватизацию для повышения инвестиционной активности и эффективности производства, увеличения доходов бюджета;
• активизировать структурную
перестройку экономики путем
стимулирования инвестиций в высокоэффективные
и конкурентоспособные
• на основе стабилизации производства
и борьбы с инфляцией повысить
уровень жизни народа, проводя
активную социальную политику с учетом
интересов различных групп
Правительством РФ была также
разработана среднесрочная
В июне 2000 г. Правительство
одобрило «Основные направления
социально-экономической
В ней сформулированы стратегия развития РФ, главные цели социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу - последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Достоинством Программы Правительства на долгосрочную перспективу является то, что ее ключевой момент и исходный пункт - социальная сфера.
В Программе, кроме концепции развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2010 г.), были определены Приоритетные задачи Правительства РФ на 2000-2001 годы и План первоочередных мер на 2000-2001 годы.
Разработка трех (на краткосрочный -1995-1997 гг., среднесрочный - 1997-2000 гг. и долгосрочный - до 2010 г. периоды) правительственных программ социально-экономического развития, принятие Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (1995 г.) - это позитивные процессы в становлении и развитии государственного регулирования при переходе к рынку. Однако после разработки отдельных законов по государственному регулированию необходима разработка свода законов (кодекса) о государственном регулировании и реальных механизмах по их реализации. Ни краткосрочная, ни среднесрочная разработанные программы не были выполнены и упомянутый Федеральный закон в значительной мере не исполняется.
Кодекс о государственном регулировании экономики РФ должен: