Роль государственного регурирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:08, реферат

Описание

Проблема государственного вмешательства в рыночную экономику, по моему мнению, является основной для любого государства. Рыночная экономика, обладая некоторыми достоинствами, имеет ряд существенных недостатков. Один из них – неуправляемость, при которой трудно направить развитие экономики на достижение общенациональных целей (укрепление геополитического положения страны в мире, обеспечение научно-технического, социально экономического, культурного, духовного и нравственного прогресса общества, достойной жизни граждан).

Содержание

Введение

1 История эволюции представлений о роли государства в экономике

1.1 Понятия «государственное регулирование» и «дерегулирование»

2. Становление системы государственного регулирования в России

2.2 Особенности государственного регулирования Российской экономики: переход к рыночной системе

2.3 Анализ государственного вмешательства в экономику России

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

особенности становления.docx

— 52.52 Кб (Скачать документ)

 

Дерегулирование хозяйственной  деятельности - это ослабление бюрократического контроля над предприятиями, снятие из лишков административных барьеров, мешающих развитию малого и среднего бизнеса. Предпринимателям не под силу порой справиться с забюрократизированной  системой выхода на рынок. Известно, что  до последнего времени инвестор, собравшийся  вложить деньги в дело в России, должен был потратить от 4 до 12 мес. на согласование всего запланированного примерно в двух десятках различных  инстанций и получение разрешений. Если ему удалось построить завод, около тридцати контор имеют полное право в любой момент прийти к  нему с проверкой. Проверки же эти  осуществляются по инструкциям, написанным самими проверяющими, а санкции, заложенные в них, способны в любой момент остановить завод.

 

Возможности чиновников действовать  по своему усмотрению, произвольно  толковать нормы законодательства в центре и на местах угнетают предпринимателей, создают питательную среду для  коррупции. С принятием пакета законов  о дерегулировании в 2002 г. административные барьеры не стали меньше.

 

Государство должно постепенно отойти от практики избы точного вмешательства  в бизнес, что позволит дебюрократизировать  процесс создания новых фирм, будет  способствовать ликвидации коррупции, повысит эффективность производства.

 

Задача государства - формирование предпосылок для повышения эффективности  частного сектора.

 

Как государственный, так  и рыночный механизмы хозяйствования направлены на достижение наибольшей экономической и социальной эффективности  национальной экономики. Есть универсальные  принципы рыночного развития, но нет  универсальной модели - каждая страна имеет свою рыночную модель.

 

В странах с либеральной  экономикой, которые в разные периоды  и в различной степени дерегулируют отдельные отрасли экономики, государство  оказывает сильное влияние на экономическую жизнь страны. Типичный пример либеральной экономики - США. Чтобы понять и проанализировать роль государства в либеральной  экономике США, важно знать, что  общественные приоритеты в высокоразвитой американской рыночной экономике формируются  государством, Основным разработчиком  целей развития и одновременно выразителем главных социально-экономических интересов большинства населения страны выступает государство. В рыночный процесс включается деятельность многих общественных институтов, частного бизнеса, политических партий и профсоюзов и т.п. Тем не менее роль государства в выработке приоритетов развития - решающая.

 

К современным приоритетам  государственного регулирования в  США, помимо стратегических, относится  и ряд тактических приоритетов.

 

В настоящее время повышается степень приоритетности в бюджете  государства инвестиций в человеческий потенциал, т. е. увеличение ассигнований на образование, профессиональную подготовку и переподготовку, а также на здравоохранение. Так, государственное финансирование из фондов федерального правительства, штатов и местных властей системы  образования всех уровней (начального, среднего и высшего) в США составляло в 1990 г. свыше 98 млрд долл., что достигало  около 80% общих рас ходов на эти  цели. Свыше 45% расходов на здравоохранение  в конце 90-х гг. также приходились  на долю американского государства. Федеральные расходы на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) равнялись в 2000 г. 75,1 млрд долл.

 

Один из главных социально-экономических  приоритетов американского государства  сегодня - это развитие высшего образования. Ежегодные государственные ассигнования на эти цели составили к концу 90-х гг. почти 150 млрд долл., а с  учетом частных расходов - более 246 млрд долл. Средний уровень образования  в стране планируется поднять  до 14 лет по сравнению с 13 годами в 2000 г.

 

Мощное влияние государства  на экономическую жизнь про исходит  в США и на региональном уровне. Это: масштабная поддержка предпринимательства, создание благоприятных условий  для привлечения инвестиций в  тот или иной штат.

 

Каждая страна ведет поиск  решения проблемы оптимальности  участия государства в рыночной системе по-своему. Для России этот вопрос особенно важен, ибо до перехода к рыночным принципам хозяйствования государство несло всю полноту  ответственности за экономические  и социальные аспекты жизни общества.

 

 

 

2. Становление системы  государственного регулирования  в России

 

 

 

С ликвидацией Госплана СССР и общенационального планирования в начале рыночных преобразований государственная  поли тика основывалась на принципах  монетаристской теории - исключить  влияние государства на экономику, целиком подчинив ее рынку. Сейчас очевидно, что это не удалось. Государство  оказалось столь слабым, что не только «сдало» экономику криминалу  но и фактически перестало выполнять  свои функции по обеспечению экономической  и социальной безопасности. Более  того в период преобразований оно постепенно превращалось из фактора порядка в фактор дезорганизации общества, так как у большинства негативных явлений первых лет - роста цен, уровня безработицы, задержки зарплат и пенсий уровня преступности и т.п. - одна и та же основа: невыполнение государством своих функций.

 

Однако нельзя согласиться  с тем, что в период перехода к  рыночной экономике государство  «ушло» из экономики и не выступало  как регулятор рыночного процесса. В России государство стало творцом  рыночной экономики. При этом были использованы не рекомендательные (индикативные), а  в большинстве случаев директивные  методы ее реформирования, составляющие суть «шоковой терапии». Государство  в короткий срок сформировало рыночную инфраструктуру, создало правовой механизм новых имущественных отношений (рынка  ценных бумаг, бирж и т.п.). В директивном  порядке задавался процент приватизации собственности, осуществляемой к определенному  сроку, и т.п. Другими словами, происходило  форсированное, фактически директивное  формирование рыночной экономики сверху, без учета возможностей адаптации  к рынку ее субъектов и населения.

 

По определенным направлениям давление государства на экономику  возрастало. Государство могло нарушать либеральный принцип равенства  возможностей для конкурирующих  структур, создавать усилиями бюрократии в индивидуальном порядке для  некоторых субъектов рынка или  особо благоприятные условия, или  неблагоприятные. В России отношения  центра и регионов, содержание известных  «договоров о разграничении полномочий»  определяются не только объективными экономическими связями, но и факторами  политическими, необходимостью подтвердить  дружеские связи между субъектами РФ и федеральными властями и другими  обстоятельствами.

 

Уйдя от распределения  дефицитных средств производства и  инвестиционных ресурсов, государство  по бюрократическому усмотрению выделяло уполномоченные банки для выгодной работы с немалыми бюджетными средствами, всякого рода квоты, лицензии, льготы. Неплатежи, образование задолженности  пред приятий приводило их к зависимости  от государства, от бюрократических  решений.

 

Включение государства в  экономический процесс на микро  уровне и усиление позиций государства  в этих случаях обесценивают меры по рыночной либерализации, противореча  задачам эффективности хозяйствования.

 

Усиление государственного регулирования рыночной экономики  не означает возвращения к ситуации, когда государство было главным  предпринимателем, а позволяет обеспечить ориентацию усилий субъектов рынка  на достижение не только локальных, но и национальных целей.

 

К настоящему времени (к 2007 г.) действующая в России система  государственного регулирования не достаточно эффективна. Например, государство  пока еще не достаточно уделяет внимание проблемам поддержки и защиты отечественных товаропроизводителей, созданию условий для их ускоренной интеграции и концентрации до уровня крупных ТНК. Не решены проблемы ре-интеграции стран СНГ, возрождения общего рынка  и единого экономического пространства в рамках евразийской цивилизации. Указанные особенности присуще нынешней социально-экономической ситуации, свидетельствуют о необходимости высокого профессионализма, ответственности государственных органов при выборе и использовании системы государственного регулирования экономики, при решении сложных задач ее развития на основе наукоемких технологий.

 

В 1995 г. был принят Федеральный  закон «О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля № 115-ФЗ, в котором за Федеральным  Собранием и Президентом РФ закреплены функции обоснования и согласования с представителями различных  слоев общества общенациональных целей  и направлений раз вития России.

 

На исполнительную власть - Правительство РФ - Федеральный  закон возлагает обязанности  по обеспечению разработки долгосрочного  прогноза, организации подготовки концепции  социально-экономического развития на долгосрочную и среднесрочную перспективу. Правительство РФ обязано разрабатывать  программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную (пять лет) и краткосрочную перспективы, ориентированные на претворение  в жизнь основных положений концепции, в том числе положений, содержащихся в специальном разделе Послания Президента РФ.

 

Согласно Федеральному закону программы должны охватывать в комплексе  целевые ориентиры социально-экономическо го развития РФ и планируемые государством эффективные пути и средства достижения этих ориентиров. Программы разрабатываются  для того чтобы направлять и координировать экономическую, социальную, научно-техническую, инвестиционную, Аграрную, экологическую, внешнеэкономическую и финансовую политику в целях решения общенациональных задач развития России.

 

Разработанные Правительством программы не соответствовали требованиям  этого закона.

 

С начала рыночных преобразований и до 1995 г. Правительство не формировало  целей и задач изменения российской экономики и не разрабатывало  программ развития, предпочтение отдавалось решению текущих задач в ущерб  стратегическим. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 1999 г. отмечалось: «К сожалению, мы часто путали цель с различными средствами ее достижения. На первоначальном этапе были либерализация  цен и приватизация, на следующем - стабилизация курса рубля и подавление инфляции, затем битва с нерадивыми налогоплательщиками. Однако все это  не может быть целью. Это средства ее достижения. А цель у любого государства  может быть одна: реальный и устойчивый рост уровня жизни своих сограждан».

 

Только в 1995 г. Правительство  разработало и утвердило краткосрочную  Программу «Реформа и развитие экономики  в 1995— 1997 годах». В Программе были сформулированы главные цели социально-экономической  политики на ближайшие годы:

 

• обеспечить в основном макроэкономическую стабилизацию к  концу 1995 г.;

 

• добиться устойчивой стабилизации объемов производства и возобновления  экономического роста, укрепления финансово  го положения предприятий;

 

• укрепить институты государственной  власти, законность и правопорядок, достичь перелома в борьбе с преступностью, усилить платежную и финансовую дисциплину;

 

• улучшить условия для  развития предпринимательства и  деловой активности, продолжить приватизацию для повышения инвестиционной активности и эффективности производства, увеличения доходов бюджета;

 

• активизировать структурную  перестройку экономики путем  стимулирования инвестиций в высокоэффективные  и конкурентоспособные производства, обеспечить сохранение наиболее ценных элементов накопленного научно-технического потенциала;

 

• на основе стабилизации производства и борьбы с инфляцией повысить уровень жизни народа, проводя  активную социальную политику с учетом интересов различных групп населения.

 

Правительством РФ была также  разработана среднесрочная Программа  «Структурная перестройка и экономический  рост в 1997-2000 годах». В этой Программе  ставились по тем временам новые  цели: структурная перестройка экономики  и экономический рост. Программа  по основным параметрам не была выполнена, а вскоре про нее забыли из-за кризиса 1998 г. Обе эти про граммы были направлены на решение проблем  выхода из кризиса, на выживание, а не на развитие.

 

В июне 2000 г. Правительство  одобрило «Основные направления  социально-экономической политики Правительства Российской Федерации  на долгосрочную перспективу» (до 2010 г.).

 

В ней сформулированы стратегия  развития РФ, главные цели социально-экономической  политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу - последовательное повышение  уровня жизни населения, снижение социального  неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Достоинством Программы Правительства на долгосрочную перспективу является то, что ее ключевой момент и исходный пункт - социальная сфера.

 

В Программе, кроме концепции  развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2010 г.), были определены Приоритетные задачи Правительства  РФ на 2000-2001 годы и План первоочередных мер на 2000-2001 годы.

 

Разработка трех (на краткосрочный -1995-1997 гг., среднесрочный - 1997-2000 гг. и  долгосрочный - до 2010 г. периоды) правительственных  программ социально-экономического развития, принятие Федерального закона «О государственном  прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (1995 г.) - это позитивные процессы в становлении  и развитии государственного регулирования при переходе к рынку. Однако после разработки отдельных законов по государственному регулированию необходима разработка свода законов (кодекса) о государственном регулировании и реальных механизмах по их реализации. Ни краткосрочная, ни среднесрочная разработанные программы не были выполнены и упомянутый Федеральный закон в значительной мере не исполняется.

 

Кодекс о государственном  регулировании экономики РФ должен:

Информация о работе Роль государственного регурирования