Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:08, реферат
Проблема государственного вмешательства в рыночную экономику, по моему мнению, является основной для любого государства. Рыночная экономика, обладая некоторыми достоинствами, имеет ряд существенных недостатков. Один из них – неуправляемость, при которой трудно направить развитие экономики на достижение общенациональных целей (укрепление геополитического положения страны в мире, обеспечение научно-технического, социально экономического, культурного, духовного и нравственного прогресса общества, достойной жизни граждан).
Введение
1 История эволюции представлений о роли государства в экономике
1.1 Понятия «государственное регулирование» и «дерегулирование»
2. Становление системы государственного регулирования в России
2.2 Особенности государственного регулирования Российской экономики: переход к рыночной системе
2.3 Анализ государственного вмешательства в экономику России
Заключение
Список использованной литературы
При быстрой капитализации российского фондового рынка, согласно докладу Альфа-Банка, доля государственных компаний за 2,5 года в сумме капитализации выросла с 20 до 30%, или с 48 млрд до 190 млрд долл. Произошло это благодаря опережающему росту капитализации госкомпаний и их приобретениям, оцениваемым за два года, примерно в 40 млрд долл., что в б—7 раз больше объема приватизации. Спрос на акции госкомпаний во многом мотивировался не их эффективностью, а тем, что рынок оценивал эти акции как менее подверженные политическим рискам по сравнению с частными компаниями. Эксперты считают данную тенденцию отрицательной уже! в перспективе 2—3 лет. Это признак недоверия к государству.
Анализ показывает, что
реального усиления роли государства
в модернизации экономики не происходит.
Экономическая политика колеблется
между альтернативными моделями
модернизации, склоняясь скорее всего
к централистскому варианту. Государство
не добилось заметных успехов в реализации
основной функции — «ночного сторожа»,
в утверждении верховенства закона.
Вполне очевидна тенденция к ослаблению
макроэкономической политики. Институциональные
реформы большей частью заморожены.
Публичные услуги на низком уровне.
При этом содействие развитию экономики,
эффективным структурным
Что касается непосредственно
проблемы пределов вмешательства государства
в экономику России, то до так
называемых «пределов своего вмешательства»
государству еще далеко. К настоящему
времени проблема состоит в том,
что рыночные механизмы государственного
регулирования в России еще очень
слабы и остается много сфер социальной
и экономической жизни страны,
требующих глубокого
Таблица.1.Доли различных групп предприятий в общем объеме размещения еврооблигаций, обязательства по которым несут российские предприятия, %год Корпорации с госучастием Частные корпорации Банки с госучастием Частные финансовые организации
2004 32,9 34,9 23,6 8,5
2005 24,6 35,0 22,4 18,0
2006 29,3 9,1 36,3 25,4
Заключение
Государственное регулирование
экономики – это система
1. Создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма.
2. Обеспечение устойчивых темпов экономического роста.
3. Регулирование структурных
изменений в экономике,
4. Обеспечение социальной
стабильности и социального
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику и его пределам было различным на разных этапах её становления и развития.
Меркантелисты провозглашали
активное вмешательство государства
в экономику. А. Смит (представитель
классической теории) считал, что вмешательство
в экономику со стороны государства
излишне и должно быть ограничено
(обеспечение безопасности жизни
человека, сохранение его собственности
и др.). Дж. Кейнс (основатель кейнсианской
теории) считал, что государство
должно воздействовать на рынок в
целях увеличения спроса, широко используя
бюджет на финансовые, кредитно-денежные
регуляторы для стабилизации экономической
конъюнктуры, сглаживания циклических
колебаний, поддержания высоких
темпов роста экономики и уровня
занятости. Неоклассическая теория
провозглашает принцип
Особенность государственного регулирования российской экономики заключается в том, что мировая история до недавнего времени не имела опыта перехода отдельных стран от командно-административной системы управления к рыночной, то есть перехода к качественно новому состоянию.
С ликвидацией Госплана СССР
и общенационального
С начала рыночных преобразований
и до 1995 г. Правительство не формировало
целей и задач изменения
Переход к рыночной экономике
выдвигает новые теоретико-
Идея сильного государства
и государственное
К настоящему времени (к 2007 г.) действующая в России система государственного регулирования не достаточно эффективна. Государство не добилось заметных успехов в реализации основной функции — «ночного сторожа», в утверждении верховенства закона. Вполне очевидна тенденция к ослаблению макроэкономической политики. Институциональные реформы большей частью заморожены. Публичные услуги на низком уровне. При этом содействие развитию экономики, эффективным структурным сдвигам осуществляется в небольших масштабах, в частности из-за недостатков в работе государственного аппарата. Таким образом, рыночные механизмы государственного регулирования в России еще очень слабы и остается много сфер социальной и экономической жизни страны, требующих глубокого государственного вмешательства, а установить точно оптимальный объем государства и его динамику невозможно. Удается лишь приближаться к оптимуму.
В целом, трудно переоценить роль государства в рыночной экономике, но, с другой стороны, слишком активное государственное вмешательство может заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий – конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства – везде, где необходимо.
Я считаю, что для современной России особенно важно государственное регулирование и поэтому надо изучать мировой опыт государственного регулирования.
Список использованной литературы
1. Абалкин Л. И., Алаев Э. Б. Россия – 2015: оптимистический сценарий – М., 2007
2. Бабашкина А. М.
экономики – М., 2003
3. Баткилина, Ваславская. Государство и экономика – М., 2005
4. Белокрылова, Коротюк. Роль государства в экономике – М., 2005
5. Государственная экономическая политика – М., Экономист, 2006
6. Заставенко, Райзберг. Государственные программы и рынок – М., Экономист, 2003 – №3
7. Клоцворг Ф. Ключевые
подходы к регулированию
8. Кучуков Р., Савака А.
Государственное регулирование:
9. Лившиц. Государство в рыночной экономике - Российский экономический журнал, 2003 - №11-12
10. Липсиц И. В. Экономика. Книга 1 – М., Вита Пресс, 2004
11. Мерзляков И. П. О
становлении рыночной
12. Нешитой А. Необходима смена приоритетов. Экономист – М., февраль, 2006 - №2, ст. 3 – 8
13. Папава В. Роль государства в современной экономической системе. Учебник - том 1, часть 1 – М., Соминтек, 2004
14. Россия на пути к устойчивому развитию – М., Соминтек, 2004
15. Чувилин Е., Дмитриева
В. Государственное
16. Шамхалов Ф. И. Государство
и экономика. Основы
18. Экономика и политика: эпохи реформ и потрясений – М., 2005
19. Ясин Е. Государство
и экономика на этапе
20. Яковлев А., Данилов Ю.
Российская корпорация в 20-