Роль государственного регурирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:08, реферат

Описание

Проблема государственного вмешательства в рыночную экономику, по моему мнению, является основной для любого государства. Рыночная экономика, обладая некоторыми достоинствами, имеет ряд существенных недостатков. Один из них – неуправляемость, при которой трудно направить развитие экономики на достижение общенациональных целей (укрепление геополитического положения страны в мире, обеспечение научно-технического, социально экономического, культурного, духовного и нравственного прогресса общества, достойной жизни граждан).

Содержание

Введение

1 История эволюции представлений о роли государства в экономике

1.1 Понятия «государственное регулирование» и «дерегулирование»

2. Становление системы государственного регулирования в России

2.2 Особенности государственного регулирования Российской экономики: переход к рыночной системе

2.3 Анализ государственного вмешательства в экономику России

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

особенности становления.docx

— 52.52 Кб (Скачать документ)

 

При быстрой капитализации  российского фондового рынка, согласно докладу Альфа-Банка, доля государственных  компаний за 2,5 года в сумме капитализации  выросла с 20 до 30%, или с 48 млрд до 190 млрд долл. Произошло это благодаря  опережающему росту капитализации  госкомпаний и их приобретениям, оцениваемым за два года, примерно в 40 млрд долл., что в б—7 раз больше объема приватизации. Спрос на акции  госкомпаний во многом мотивировался  не их эффективностью, а тем, что  рынок оценивал эти акции как  менее подверженные политическим рискам по сравнению с частными компаниями. Эксперты считают данную тенденцию  отрицательной уже! в перспективе 2—3 лет. Это признак недоверия  к государству.

 

Анализ показывает, что  реального усиления роли государства  в модернизации экономики не происходит. Экономическая политика колеблется между альтернативными моделями модернизации, склоняясь скорее всего  к централистскому варианту. Государство  не добилось заметных успехов в реализации основной функции — «ночного сторожа», в утверждении верховенства закона. Вполне очевидна тенденция к ослаблению макроэкономической политики. Институциональные  реформы большей частью заморожены. Публичные услуги на низком уровне. При этом содействие развитию экономики, эффективным структурным сдвигам  осуществляется в небольших масштабах, в частности из-за недостатков  в работе государственного аппарата. А приоритет получают государственное  регулирование (цены для борьбы с  инфляцией), увеличение государственного сектора, государственное предпринимательство. На мой взгляд, требуются серьёзные  корректировки в экономической  политике, достижение ее непротиворечивости. Разумеется, предпочтителен скорейший  переход к проекту модернизации снизу.

 

Что касается непосредственно  проблемы пределов вмешательства государства  в экономику России, то до так  называемых «пределов своего вмешательства» государству еще далеко. К настоящему времени проблема состоит в том, что рыночные механизмы государственного регулирования в России еще очень  слабы и остается много сфер социальной и экономической жизни страны, требующих глубокого государственного вмешательства. Тенденция к усилению роли государства в реальном секторе  экономики единодушно одобрена населением, о чем свидетельствуют социологические  исследования, проведенные в конце 2006 г. По мнению опрошенных, государство  должно не просто присутствовать в  экономике, а активно инвестировать  в реальный сектор народного хозяйства. Для восстановления полноценной  инвестиционной способности экономики  государственная форма собственности должна занимать более весомый удельный вес, ориентировочно не менее 50 %.

 

 

Таблица.1.Доли различных  групп предприятий в общем  объеме размещения еврооблигаций, обязательства  по которым несут российские предприятия, %год Корпорации с госучастием Частные корпорации Банки с госучастием Частные финансовые организации

2004 32,9 34,9 23,6 8,5

2005 24,6 35,0 22,4 18,0

2006 29,3 9,1 36,3 25,4

 

 

 

Заключение

 

 

 

Государственное регулирование  экономики – это система мероприятий  государства, посредством которых  оно может воздействовать на социально- экономическое развитие общества. Государственное  регулирование экономики направлено на достижение следующих целей:

 

1.  Создание нормальных  условий для функционирования  рыночного механизма.

 

2.  Обеспечение устойчивых  темпов экономического роста.

 

3.  Регулирование структурных  изменений в экономике, вызванных  потребностями современной научно-технической  революции.

 

4.  Обеспечение социальной  стабильности и социального прогресса.

 

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику  и его пределам было различным  на разных этапах её становления и  развития.

 

Меркантелисты провозглашали  активное вмешательство государства  в экономику. А. Смит (представитель  классической теории) считал, что вмешательство  в экономику со стороны государства  излишне и должно быть ограничено (обеспечение безопасности жизни  человека, сохранение его собственности  и др.). Дж. Кейнс (основатель кейнсианской теории) считал, что государство  должно воздействовать на рынок в  целях увеличения спроса, широко используя  бюджет на финансовые, кредитно-денежные регуляторы для стабилизации экономической  конъюнктуры, сглаживания циклических  колебаний, поддержания высоких  темпов роста экономики и уровня занятости. Неоклассическая теория провозглашает принцип невмешательства  государства в экономическую  жизнь. А монетаристы считают, что  государственное регулирование  должно ограничиваться контролем над  денежной массой, что достигается  кредитными инструментами национального банка. В настоящее время определено, что государство должно вмешиваться в жизнь рынка только в той степени , в которой требуется для поддержания макроэкономического равновесия, для обеспечения работы механизма конкуренции.

 

Особенность государственного регулирования российской экономики  заключается в том, что мировая  история до недавнего времени  не имела опыта перехода отдельных  стран от командно-административной системы управления к рыночной, то есть перехода к качественно новому состоянию.

 

С ликвидацией Госплана СССР и общенационального планирования в начале рыночных преобразований государственная  поли тика основывалась на принципах  монетаристской теории - исключить  влияние государства на экономику, целиком подчинив ее рынку. Сейчас очевидно, что это не удалось. Государство  фактически перестало выполнять  свои функции по обеспечению экономической  и социальной безопасности. Однако нельзя согласиться с тем, что  в период перехода к рыночной экономике  государство «ушло» из экономики  и не выступало как регулятор  рыночного процесса. В России государство  стало творцом рыночной экономики. При этом были использованы не рекомендательные (индикативные), а в большинстве  случаев директивные методы ее реформирования, составляющие суть «шоковой терапии».

 

С начала рыночных преобразований и до 1995 г. Правительство не формировало  целей и задач изменения российской экономики и не разрабатывало  программ развития, предпочтение отдавалось решению текущих задач в ущерб  стратегическим. Разработка трех (на краткосрочный -1995-1997 гг., среднесрочный - 1997-2000 гг. и  долгосрочный - до 2010 г. периоды) правительственных  программ социально-экономического развития, принятие Федерального закона «О государственном  прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (1995 г.) - это позитивные процессы в становлении  и развитии государственного регулирования  при переходе к рынку.

 

Переход к рыночной экономике  выдвигает новые теоретико-методологические и организационные вопросы государственно го регулирования в долгосрочной перспективе: формирование человеческого  потенциала, экономический рост, размещение производительных сил, экологический  фактор.

 

Идея сильного государства  и государственное регулирование  экономики находятся сейчас в  центре внимания властных структур России. Так, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2000 г. выделен раздел «О сути государственного регулирования», где  подчеркивается, что ключевая роль государства в экономике - защита экономической свободы, при этом стратегическая линия такова: меньше администрирования, больше предпринимательской  свободы - свободы производить, торговать, инвестировать.

 

К настоящему времени (к 2007 г.) действующая в России система  государственного регулирования не достаточно эффективна. Государство  не добилось заметных успехов в реализации основной функции — «ночного сторожа», в утверждении верховенства закона. Вполне очевидна тенденция к ослаблению макроэкономической политики. Институциональные реформы большей частью заморожены. Публичные услуги на низком уровне. При этом содействие развитию экономики, эффективным структурным сдвигам осуществляется в небольших масштабах, в частности из-за недостатков в работе государственного аппарата. Таким образом, рыночные механизмы государственного регулирования в России еще очень слабы и остается много сфер социальной и экономической жизни страны, требующих глубокого государственного вмешательства, а установить точно оптимальный объем государства и его динамику невозможно. Удается лишь приближаться к оптимуму.

 

В целом, трудно переоценить  роль государства в рыночной экономике, но, с другой стороны, слишком активное государственное вмешательство  может заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет  следующий – конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства  – везде, где необходимо.

 

Я считаю, что для современной  России особенно важно государственное  регулирование и поэтому надо изучать мировой опыт государственного регулирования.

 

 

Список использованной литературы

 

 

 

1. Абалкин Л. И., Алаев  Э. Б. Россия – 2015: оптимистический  сценарий – М., 2007

 

2. Бабашкина А. М. Государственное  регулирование национальной

 

экономики – М., 2003

 

3. Баткилина, Ваславская. Государство и экономика –  М., 2005

 

4. Белокрылова, Коротюк.  Роль государства в экономике  – М., 2005

 

5. Государственная экономическая  политика – М., Экономист, 2006

 

6. Заставенко, Райзберг. Государственные  программы и рынок – М., Экономист, 2003 – №3

 

7. Клоцворг Ф. Ключевые  подходы к регулированию экономики.  Экономист – М., ноябрь, 2006 - №4, ст. 17 – 21

 

8. Кучуков Р., Савака А.  Государственное регулирование:  нацеленность на результаты. Экономист  – М., сентябрь, 2006 - №9, ст. 3 – 11

 

9. Лившиц. Государство в  рыночной экономике - Российский  экономический журнал, 2003 - №11-12

 

10. Липсиц И. В. Экономика.  Книга 1 – М., Вита Пресс, 2004

 

11. Мерзляков И. П. О  становлении рыночной экономики  – М., Финансы и статистика, 2003

 

12. Нешитой А. Необходима  смена приоритетов. Экономист  – М., февраль, 2006 - №2, ст. 3 – 8

 

13. Папава В. Роль государства  в современной экономической  системе. Учебник - том 1, часть  1 – М., Соминтек, 2004

 

14. Россия на пути к  устойчивому развитию – М., Соминтек, 2004

 

15. Чувилин Е., Дмитриева  В. Государственное регулирование  и контроль цен в капиталистических  странах – М., Финансы и статистика, 2003

 

16. Шамхалов Ф. И. Государство  и экономика. Основы взаимодействия  – М., Экономист, 2005

 

18. Экономика и политика: эпохи реформ и потрясений  – М., 2005

 

19. Ясин Е. Государство  и экономика на этапе модернизации. Вопросы экономики – М., апрель, 2006 - №4, ст. 4 – 30

 

20. Яковлев А., Данилов Ю.  Российская корпорация в 20-летней  перспективе. Экономика и жизнь  – М., Экономическая газета, апрель-2007, №15, ст. 36 – 37


Информация о работе Роль государственного регурирования