Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:08, реферат
Проблема государственного вмешательства в рыночную экономику, по моему мнению, является основной для любого государства. Рыночная экономика, обладая некоторыми достоинствами, имеет ряд существенных недостатков. Один из них – неуправляемость, при которой трудно направить развитие экономики на достижение общенациональных целей (укрепление геополитического положения страны в мире, обеспечение научно-технического, социально экономического, культурного, духовного и нравственного прогресса общества, достойной жизни граждан).
Введение
1 История эволюции представлений о роли государства в экономике
1.1 Понятия «государственное регулирование» и «дерегулирование»
2. Становление системы государственного регулирования в России
2.2 Особенности государственного регулирования Российской экономики: переход к рыночной системе
2.3 Анализ государственного вмешательства в экономику России
Заключение
Список использованной литературы
В то же время частная собственность
- это только один из элементов модели,
и ее нельзя рассматривать отдельно
от уровня промышленного развития,
способа регулирования
Проведение приватизации обычно направлено на:
• облегчение бремени государственного бюджета за счет продажи государственной предприятий, в первую очередь, дотационных, ликвидации всякого рода субсидий убыточным предприятиям и увеличение поступлений в доходную часть бюджета;
• создание конкурентных условий в тех отраслях, где доминировали государственные предприятия;
• осуществление приватизации и акционирования таким образом, чтобы контроль над крупными корпорациями попал в руки эффективных собственников, то есть тех частных институтов, которые заинтересованы не в спекулятивной перепродаже собственности, а в развитии производства;
• привлечение рабочих и мелких служащих к участию в капитале и/или управлению путем продажи им акций приватизируемых предприятии, что является составным элементом общей социальной политики.
В качестве главных целей
приватизации в нашей стране различные,
в том числе приватизационные
программы регулярно, с незначительными
вариациями, декларировали формирование
слоя частных собственников, повышение
эффективности функционирования предприятии,
социальную защиту населения и развитие
объектов социальной инфраструктуры,
содействие процессу финансовой стабилизации,
создание конкурентной среды, демонополизацию
народного хозяйства и
Достижение таких глобальных
целей, внутренне достаточно противоречивых,
за один год или даже несколько
лет было заведомо не реальной задачей.
Так, невозможно решить задачу формирования
слоя частных собственников
В результате проведённой масштабной приватизации государственный сектор в экономике существенно сократился: к концу 1998 г. в государственной и муниципальной собственности осталось 11,4% от общего количества предприятий в экономике, на которых работало 38,1% занятых в этой сфере. В промышленности на предприятиях, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а это 5,1% общего количества промышленных предприятий, работало 15,6% занятых и выпускалось 11,4% промышленной продукции. Однако эффективное управление госсектором не может быть достигнуто толь ко за счет сокращения его масштабов.
Создать смешанную экономику
в России удалось, но поставленные при
этом цели не достигнуты ввиду отсутствия
широкого слоя собственников, низкой эффективности
приватизированных предприятий, задержек
подъема национальной экономики. Поэтому
в утвержденной Правительством РФ Концепции
управления государственным имуществом
и приватизации в РФ (далее - Концепция)
вновь провозглашаются эти же
цели, дополненные обеспечением контроля
за выполнением обязательств собственниками
приватизируемого имущества и существенным
повышением качества менеджмента, а
также обеспечением эффективности
функционирования фондового рынка.
Здесь же предполагается использовать
разные подходы при приватизации
унитарных предприятий и
2.2 Анализ государственного
вмешательства в экономику
Благодаря высоким ценам
на нефть и проводившейся до последнего
времени ответственной
В средне- и долгосрочной
перспективе экономика
В отношении укрепления законности
и правопорядка заметных изменений
к лучшему не произошло. Политические
реформы президента В. Путина повысили
уровень концентрации власти, еще
больше лишая смысла разделение властей.
В ходе преследования компании ЮКОС,
передела активов в нефтяном секторе,
проведения налоговых проверок с
крупными доначислениями за прошлые
периоды власть продемонстрировала
формальное соблюдение правовых норм
при реальном их нарушении, используя
свое влияние на прокуратуру и
суд. Это подтверждается и последующим
стремлением Налоговой службы и
Минфина РФ легализовать допущенные
нарушения при внесении поправок
в законодательство. Самый характерный
пример — выполнение поручения президента
страны по совершенствованию налогового
администрирования. Законопроект, внесенный
правительством в Думу, вызвал протесты
бизнеса и ряда депутатов в
связи с тем, что условия налогового
администрирования вопреки
По поводу обороны и безопасности следует отметить позитивные сдвиги: ключевые решения в области военной реформы приняты. Можно критиковать их за половинчатость и длительность по срокам, за весьма вероятную низкую результативность. Но все же взят курс на формирование профессиональной армии и сокращение срока службы по призыву до одного года. Увеличение финансирования пока только отчасти восполняет упущения прошлых лет. Вместе с тем стремление власти опираться на силовые структуры несомненно.
В макроэкономической политике до сих пор можно констатировать, что действия государства ближе скорее ко второй модели: консервативность в формировании бюджета, наполнение Стабилизационного фонда, сдерживание инфляции в условиях огромного притока экспортных доходов, причем при снижении деловой активности. Однако вызывает опасения ослабление бюджетно-денежной политики в 2006 г., отражающее понятную реакцию по .поводу давления со стороны разных слоев общества и сторонников активизации промышленной политики на реализацию нефтяных доходов внутри страны, что чревато повышением инфляции. Темп роста ВВП, который убедил бы в неправомерности этих опасений, должен быть, примерно, на уровне 8 — 9%, а инфляции — ниже 10%. При нынешней деловой активности достичь таких показателей будет трудно.
Что касается институциональных
реформ в экономике и в социальной
сфере, то в течение второго
В 2006 г. было принято решение о формировании Венчурного инвестиционного фонда. В 2006-2007 гг. уставной капитал Венчурного фонда профинансирован за счет средств инвестиционного фонда в размере около 15 млрд. руб. Предполагается использовать его средства прежде всего на развитие нанотехнологий, на увеличение капиталовложений финансовых институтов лизинга, кредитования и страхования контрактов по приобретению современных технологий.
В конце 2006 г. на обсуждение Правительства был поставлен вопрос о создании в 2007 г. Банка развития РФ, которое, по мнению Г. Грефа, в России завершает формирование «институтов развития»
Публичные услуги и система
социальной защиты включают образование,
здравоохранение и пенсионное обеспечение,
поэтому торможение реформ в этих
сферах означает также снижение внимания
к названным функциям государства.
Объявленные приоритетными
Можно было бы ожидать, что содействие развитию экономики, активизация структурной политики должны стать органичным дополнением проводимой политики. На самом деле это не так. Только в истекшем году наметились реальные подвижки в данной сфере. Выделен инвестиционный фонд, принято законодательство о специальных экономических зонах и концессиях, усилен Российский банк развития. Что очень важно, началась реализация проекта «Старт» наподобие американской программы SBIR, представляющего собой начало новой активной инновационной политики. Хотя дело сдвинулось с мертвой точки, объемы финансирования пока незначительны.
Подобные начинания
Институциональные реформы, в свою очередь, могут рассматриваться как своеобразные инвестиционные проекты, цель которых — новые продуктивные институты.
Противники проведения активной
структурной политики аргументируют
свою позицию тем, что увеличение
государственных расходов для развития
экономики в современных
Государственное предпринимательство. Именно эта функция в последние два года была существенно усилена. Официально действует программа приватизации, предполагающая продажу госпакетов акций в АО и государственных (муниципальных) унитарных предприятий. Но она из года в год не выполняется. Согласно данным Росстата, в 2003 г. получено средств от продажи государственного и муниципального имущества на 88, 7 млрд руб. (3,1 млрд долл. по курсу 28,2 руб. за 1 долл.), в 2004 г. — на 90,1 млрд руб. (3,2 млрд долл.). В 2004 г. планировалось продать 1702 государственных унитарных предприятия, продано 565. В 2005 г. цифры аналогичные — 1508 и 521. Совокупность многих фактов свидетельствует о вторжении государства в крупные компании и отражает тенденцию к повышению роли государства как раз в наименее эффективной форме, более всего соответствующей идеологии модели модернизации сверху.