Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:08, реферат
Проблема государственного вмешательства в рыночную экономику, по моему мнению, является основной для любого государства. Рыночная экономика, обладая некоторыми достоинствами, имеет ряд существенных недостатков. Один из них – неуправляемость, при которой трудно направить развитие экономики на достижение общенациональных целей (укрепление геополитического положения страны в мире, обеспечение научно-технического, социально экономического, культурного, духовного и нравственного прогресса общества, достойной жизни граждан).
Введение
1 История эволюции представлений о роли государства в экономике
1.1 Понятия «государственное регулирование» и «дерегулирование»
2. Становление системы государственного регулирования в России
2.2 Особенности государственного регулирования Российской экономики: переход к рыночной системе
2.3 Анализ государственного вмешательства в экономику России
Заключение
Список использованной литературы
• определить новое место и роль государства в управлении национальной экономикой;
• определить цели и формы вмешательства государства в те или иные сферы;
• закрепить полномочия государства в определении экономической политики;
• предусмотреть порядок взаимодействия государства с участниками экономического процесса.
В Программе развития на краткосрочный
период основным механизмом государственного
регулирования является бюджетное,
налоговое, денежно-кредитное
В долгосрочный период механизм регулирования другой, так как здесь должны решаться стратегические проблемы социально-экономического развития страны.
В советский период проводились исследования по методологии долгосрочного планирования и делались попытки разработки долгосрочных планов, накоплен инструментарий разработки долгосрочных программ и планов.
Переход к рыночной экономике
выдвигает новые теоретико-
Методологическую основу
государственного регулирования в
долгосрочный период составляют долгосрочные
прогнозы и программы социально-
1. Новая концепция развития
экономики строится на
С таким демографическим
«раскладом», который имеется сегодня,
Россия не будет иметь тот трудовой
потенциал, который необходим для
решения стратегических задач социально-экономического
развития в XXI в. Это подчеркивает не
только первоочередность решения демографических
проблем, но и необходимость выработки
действенной государственной
2. Экономический рост сегодня
отождествляется с инновациями,
С учетом научно-технических
прогнозов и программ научно-технического
развития, а также наличия
Исходя из этого, можно прогнозировать, технологический «облик» России на предстоящие 25 лет. Такую стратегическую проблему можно решить с помощью государственного регулирования (прогнозирования, программирования). В нашей стране использовались методологические подходы к разработке комплексной программы научно-технического прогресса. С начала 70-х гг. Программа разрабатывалась на 15 лет, на основе ее формировались приоритеты отдельных направлений НИОКР.
3. Размещение производительных
сил - одна из важных стратегических
проблем государственного
Сейчас комплексные схемы
развития и размещения производительных
сил не разрабатываются. Действует
Градостроительный кодекс РФ, в котором
регламентируется решение задач
территориальной организации
Государственное регулирование не распространяется на экономические районы, отсутствует макроэкономическое регулирование, касающееся глобальных территориальных пропорций и межрегиональных связей, не разрабатываются схемы нормальных грузопотоков.
С начала преобразований в России как следствие неупорядоченных межрайонных связей значительно возросла средняя дальность перевозок грузов на железных дорогах.
Важным регулятором
4. Экологический фактор
становится одним из основных
при принятии экономических
Экологические проблемы современного
ресурсоиспользования, экологические
ограничения все более
Для эффективного использования ресурсного потенциала не обходим переход к, ресурсосберегающему типу экономического развития.
Российская экономика
продолжает оставаться ресурсоемкой,
затраты различных видов
Мощный ресурсный потенциал России и слабая экономика - это противоречие разрешимо лишь путем изменения стратегии экономического развития. Новая стратегия экономического раз вития, переход из разряда развивающихся страну развитые мо гут быть реализованы на основе государственного стратегического регулирования на долгосрочный период.
Перечисленные проблемы не исчерпывают
всех стратегических проблем социально-
Долгосрочные прогнозы, долгосрочные
программы социально-
2.1 Особенности государственного
регулирования Российской
Мировая история до недавнего
времени не имела опыта перехода
отдельных стран от командно-административной
системы управления к рыночной, то
есть перехода к качественно новому
состоянию. В этом одна из главных
сложностей и особенностей государственного
регулирования экономики в
Хотя это признается бесспорным почти всеми экономистами - и практиками, и учеными, - вопросы масштабов вмешательства государства в экономику, а также характер воздействия этого вмешательства на условия и эффективность деятельности предприятия, остаются дискуссионными.
Различные концепции государственного
регулирования по-разному
1. Обязательное установление
единых для всех «правил игры»
на рынке, которые будут
2. Государство должно
3. Как собственник финансовых
ресурсов государство влияет
на развитие экономики в
4. Как собственник имущества
государство наряду с иными
субъектами действует и
При этом важно, чтобы условия
для всех хозяйствующих субъектов
независимо от форм собственности были
равными; потому что установление для
отдельных хозяйствующих
С помощью таких рычагов, как законодательная база и финансовые ресурсы, государство воздействует на экономические и социальные процессы в стране. Переход к рыночной экономике потребовал проведения:
1. Системных изменений отношений собственности;
2. Принципиального изменение
функций государства в
3. Финансовой стабилизации.
Понятно, что любые системные
изменения носят долгосрочный характер.
Однако начальный этап рыночных преобразований
совпал с бедственным положением
в сфере государственных
В августе 1998 года накопленные за ряд лет противоречия вкупе с внешними негативными факторами - самой низкой ценой на энергоносители за длительный период времени и азиатский кризис - привели к внутреннему и внешнем дефолту, резкой девальвации рубля, масштабному кризису экономики. В итоге страна была отброшена назад, в период начала реформ, но с гораздо худшими стартовыми условия ми для них, поскольку общество, утратив остатки доверия к власти, перестало их поддерживать. И хотя в 1999 году ситуация была стабилизирована и положение в экономике по многим параметрам по сравнению с 1998 годом даже улучшилось, достичь уровня макроэкономических показателей докризисного 1997 года не удалось. И только 2000 год принес ощутимый экономический рост, однако пока еще нет оснований для уверенности в его долговременном характере.
Основными направлениями, по которым проводилась реформа, были:
* либерализация цен;
* переход к жесткой
финансовой и кредитной
* введение новой налоговой системы;
* изменения во
* разработка и реализация программы приватизации.
В рамках программы приватизации осуществлялись институциональные преобразования отношений собственности, а именно: создание института частной собственности, сокращение доли и роли государственной собственности.
Можно сказать, что к настоящему времени вопрос о предпочтительности частной собственности перед государственной в нашей стране перестал быть дискуссионным. Об этом свидетельствует даже так называемая программа Ю.Д. Маслюкова, в которой признается эффективность этой формы собственности для легкой и пищевой промышленности. Весомым аргументом в пользу частной формы собственности служит практика приватизации западных стран, добившихся высокой производительности общественного труда.
Однако современное западное промышленно развитое общество отнюдь не спешит отказываться от государственной собственности. Более того, периодически, в зависимости от экономической ситуации, государство усиливает свое присутствие в экономике (пример Франции в этом отношении особенно характерен).
В Западной Европе государственным
предприятиям отводится значительная
роль. На них трудится около 8 млн. человек
(10,5% занятых), на их долю приходится 12,5%
вновь созданной стоимости и
около 19% валовых капиталовложений
в основные фонды стран Европейского
сообщества, не считая сельского хозяйства.
Максимальный вклад государственных
предприятий в экономику страны
имеет место в Греции - 23,2 %, минимальный
в Нидерландах - 8,3%. В отраслевом
разрезе доля государственного сектора
преобладает в энергетике (70% занятых),
на транспорте и в связи-(60%); в
финансовом секторе (30%). Во Франции, Италии,
Испании и Португалии государственный
сектор особенно влиятелен в таких
важнейших отраслях, как металлургия,
авиа строение, космическая промышленность,
судо- и автомобилестроение, химия
и пищевая промышленность, В Италии
даже имеется специальное