Роль малого бизнеса в формировании среднего класса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:14, курсовая работа

Описание

Роль малого бизнеса заключается в том, что подобная способность компаний к видоизменению в бизнес процессах, переключение капитала с одного вида деятельности на другой, способствует сохранению на рынке определенной стабильности. Экономическая роль малого бизнеса в формировании среднего класса заключается в первую очередь в создании большого количества рабочих мест, как для высококвалифицированных сотрудников, так и для студентов, пенсионеров и группы населения с низким уровнем образования и квалификации.

Содержание

Введение
Глава 1 Место малого бизнеса в современной российской экономике
1.1 Малый бизнес в РФ
1.2 Масштабы развития малого бизнеса
1.3 Отраслевая структура малого бизнеса
Глава 2 Малый бизнес и средний класс
2.1 Региональная структура малого бизнеса
2.2 Малый бизнес в развитии среднего класса
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Роль малого бизнеса в формировании среднего класса.docx

— 86.39 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1 Место малого бизнеса в современной российской экономике……….6

1.1 Малый бизнес в РФ…………………………………………………………...6

1.2 Масштабы  развития малого бизнеса………………………………….……11

1.3 Отраслевая  структура малого бизнеса…………………………...…………13

Глава 2 Малый бизнес и средний класс………………………………….…….21

2.1 Региональная  структура малого бизнеса………………………….………..21

2.2 Малый  бизнес в развитии среднего  класса…………………….…………..28

Заключение…………………………………………………………...…………..34

Список используемой литературы……………………………………….……..37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение      
      
     Экономическая эффективность любого государства  определяется, прежде всего, объемом  валового продукта на душу населения; уровнем инфляции, безработицы; развитием  инновационных технологий; устойчивостью  к возможным мировым экономическим  кризисам.

     Методов и способов влияющих на достижение роста экономики и рациональное использование ресурсов страны множество. Одним из сегментов оказывающим  существенное влияние на экономическое  развитие в целом является малый  бизнес.

      
     В первую очередь – это мобильность, быстрое принятие решений, способность  реагировать на колебания рынка  и координация всех сил компании на изменение продукта, методов продаж, маркетингового плана, реорганизация  структуры компании, смена рода деятельности.

     Роль  малого бизнеса заключается в  том, что подобная способность компаний к видоизменению в бизнес процессах, переключение капитала с одного вида деятельности на другой, способствует сохранению на рынке определенной стабильности.

     Экономическая роль малого бизнеса в формировании среднего класса заключается в первую очередь в создании большого количества рабочих мест, как для высококвалифицированных сотрудников, так и для студентов, пенсионеров и группы населения с низким уровнем образования и квалификации. Именно на таких предприятиях студенты могут получить все необходимые знания и опыт, развиваться как специалисты.

     Таким образом предприятия малого и  среднего бизнеса уменьшают процент  безработицы, влияют на уровень доходов  населения и формируют средних  класс. В то же время нельзя не оценить роль малого бизнеса в развитии инновационных технологий, хотя основная масса специализируется на торговле.

     Часть сегмента малого бизнеса вкладывает средства в научно-технические изобретения, способствуя подъему национальной экономики в сфере высоких  технологий и науки. Роль малого и среднего бизнеса в государственном бюджете – это постоянные отчисления в бюджет налогов, так как малые организации исправно платят по счетам, в отличие от крупных предприятий.

     Кроме того роль малого и среднего бизнеса  – это поддержка специализации  и кооперации в различных отраслях: мелкое и среднее производство, сфера  обслуживания, которые специализируются на одном или нескольких направлениях.

     Развитие  конкуренции, изучение потребительского спроса, требований рынка, способность  заполнять пробелы в ассортименте, минимизация и регулирование  цены товаров, рост качества товаров  и услуг, создание атмосферы предпринимательства  и экономических соревнований за лидерство в отрасли – все  эти составляющее, определяют роль малого бизнеса в экономике.

     В отличие от крупных компаний, предприятия  малого бизнеса страдают от недостаточного финансирования, некомпетентной работы управленческого аппарата, больших  эксплуатационных расходов, высокой  конкуренции.

     В этом случае неоценима роль государства в малом бизнесе. Государственная поддержка просто необходима по разным направлениям, в первую очередь: льготное налогообложение и кредитование, помощь в финансировании научно-технических разработок, упрощенные системы налогообложения, финансовой и бухгалтерской отчетности, регистрации бизнеса, лицензирования и сертификации продукции.

     Помощь  государства во внешнеэкономической  деятельности малых и средних  организаций положительно влияет на роль малого бизнеса в экономике. Увеличение экспортных операций, развитие рынков сбыта в других странах, привлекает иностранных инвесторов и приток внешнего капитала в государство. Именно поэтому роль малого бизнеса оказывается столь великой. Недаром ведущие мировые лидеры создают экономические и социальные программы в поддержку этого сегмента рынка, как двигателя экономического роста.

     Цель  данной работы раскрытие роли малого бизнеса в формировании среднего класса.


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Место малого бизнеса в современной российской экономике

     1.1 Место малого бизнеса в современной российской экономике

     Малый бизнес различаются по юридической организации, формам собственности, отраслевой и территориальной принадлежности, по видам деятельности, занятости, по способу их образования.

     Формы юридической организации малого бизнеса могут быть весьма разнообразными. К наиболее распространенным относятся хозяйственные товарищества и общества. В последнее время широко применяемой формой стало предпринимательство без образования юридического лица (ПБОЮЛ).1

     Как правило, по форме собственности  предприятия малого бизнеса относятся  к негосударственным. Доля таких  предприятий составляет 96% в общем  их количестве и приближается к 100% в  сфере общей коммерческой деятельности. Среди негосударственных форм собственности  преобладает частная, которая является доминирующей во всех отраслях малого бизнеса (более 80% общего числа предприятий). На долю же смешанной, муниципальной  и общественной форм собственности  приходится менее 15% общего их количества. Наиболее весомых значений доля частных  предприятий достигает в сфере  торговой деятельности и посреднических услуг, где девять из десяти предприятий  являются частными. Так же высока доля частных предприятий в таких  отраслях, как транспорт, строительство, информационно-вычислительное обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство и  непроизводственные виды бытового обслуживания населения.

     Сферами относительно большего распространения  государственной и муниципальной  форм собственности являются сельское и жилищно-коммунальное хозяйства, а также некоторые непроизводственные виды бытового обслуживания населения; однако и в этих сферах доля таких  МП составляет порядка 10-15%. Сложившиеся  пропорции числа МП по формам собственности достаточно стабильны и за последние пять лет не претерпели значительных изменений.

     По  основным видам деятельности МП делятся  на предприятия производственные, сферы  услуг и инновационные. В современных  условиях значительная доля МП функционирует  в сфере услуг (торговля, посредническая деятельность и т.д.), так как она  традиционно характеризуется меньшими объемами стартового капитала, большей  скоростью оборота средств и, как правило, более высокой нормой прибыли, не требуя при этом от предпринимателя  специальной профессиональной подготовки.

     Инновационные МП, занимающиеся разработкой новых  технологий и внедрением достижений НТП, составляют небольшую часть  действующих малых структур и  либо образованы на базе крупных заводов  и опытных производств, либо отпочковались  от научно-исследовательских организаций.

     Производственные  МП характеризуются обычно мелкосерийным  типом производства. Так как норма  прибыли их относительно невысока, в целях поддержания своей  безубыточности они довольно часто  совмещают производственную деятельность с коммерческой. Для того чтобы  малый бизнес получил должное  развитие именно в реальном секторе, этот вид МП должен получить особую поддержку государства.

     Важным  фактором, определяющим деятельность малого предприятия, является способ его  образования: как правило, он определяет и отраслевую специализацию предприятия, и его специфику, и масштабы его  деятельности, и, в конечном счете, успех  его будущей работы. Этот фактор, по существу, может быть рассмотрен как форма первоначального накопления капитала в малом предпринимательстве.

     С достаточной степенью условности можно  согласиться с выделением шести  основных способов организации российского  малого бизнеса:2

     1. Индивидуальная деятельность граждан  (индивидуальное частное предпринимательство  - ИЧП). Этот вид малого бизнеса  объединяет достаточно большое  число людей, занимающихся предпринимательством. Специализация этих занятий довольно  разнообразна: традиционные народные  промыслы, изготовление художественных  изделий, репетиторство и мноroe другое. Особое место занимает  «челночный» бизнес: приобретение  товаров широкого потребления  в зарубежных странах с последующей  реализацией в России.

     Небольшая часть индивидуальных предпринимателей регистрируют свою деятельность, например, как организованный семейный частный  бизнес. Однако подавляющее их большинство  нигде не регистрируется и действует  как физические лица. Они либо совсем не подают сведения в налоговые органы, либо существенно их искажают, скрывая  прибыль. Соответственно их деятельность никак не учитывается и государственными статистическими органами.

     Финансовой  основой ИЧП выступают личные средства граждан. Банки не кредитуют  его, и поэтому основной характерной  особенностью такого малого предпринимательства  является ведение дела на свой страх  и риск. Это самая незащищенная часть малого бизнеса. Ей уделяют  особое внимание криминальные структуры, собирая дань за «защиту» от себе подобных. В последнее время ее не обходит  вниманием и государство, которое  постоянно ужесточает правила вывоза валюты из страны и ввоза товаров. Кроме того, обеспокоенное появлением большого числа (по некоторым данным несколько миллионов) граждан, повышающих свое благосостояние без учета и  надлежащего контроля, оно регулярно  выпускает указы о дальнейшем ограничении ИЧП.

     2. Консолидация физических лиц.  При реализации данного способа  образования МП несколько будущих  предпринимателей объединяют свои  капиталы для совместной деятельности. Это наиболее распространенный  вариант создания мелкооптовых и розничных торговых, посреднических фирм, компаний, оказывающих услуги населению.

     3. Создание дочерних фирм. Они образуются  при крупном предприятии, их  учредителем, или одним из учредителей,  выступает само предприятие. Такие  фирмы обычно ориентированы на  решение конкретных задач, связанных  с деятельностью «материнского»  предприятия. Например, на Западно-Сибирском  металлургическом комбинате было  создано 151 дочернее предприятие,  часть из них занимается сбытом  продукции и обеспечением основного  производства, а другие предоставляют  работникам комбината различные  услуги. К числу других относятся:  три пивоваренных завода, две  обувные фабрики, фабрика колбасных  изделий, булочная, несколько ферм, фабрика по производству стекла, завод по выпуску минеральной  воды, завод по разливу соков,  больницы и лечебно-профилактические  учреждения и т.п. При этом  некоторые из перечисленных предприятий  финансируются из бюджета Запсиба,  прочие же вполне самоокупаемы. Большое число дочерних предприятий  создает для комбината дополнительную  нагрузку, но при достижении высокого  уровня рентабельности их деятельность  позволяет реализовать социальную  стратегию предприятия. Кроме  того, они придают дополнительную  финансовую устойчивость: при возникновении  кризисной ситуации их можно  просто продать.

     4. Форма полной или частичной  приватизации государственной собственности.  Наиболее характерным способом  организации таких предприятий  стало создание арендного коллектива  с последующим выкупом основных  фондов. Таким путем прошли почти  все предприятия розничной торговли, предприятия пищевой промышленности  и другие предприятия, небольшие  по количеству работающих и  номенклатуре выпускаемой продукции.

     Иногда  в результате приватизации происходило  дробление предприятия и организация  на его основе нескольких автономных фирм. Например, на базе различных цехов крупного комбината возникали различные по специализации малые фирмы: столярный цех порождал МП по производству окон, дверей и другой столярной продукции; механический цех - МП по оказанию услуг в ремонте машин и выпуску запасных частей и т.д.

     5. Государственные предприятия, попадающие  в разряд малых из-за небольшой  численности работников или действующие  на принципах малого бизнеса.  В этой группе находится, например, большая часть муниципальных  предприятий, обеспечивающих работу  городского хозяйства.

     6. «Фирмы-ширмы», основная функция  которых состоит в отмывании  криминальных денег. Волна организованной  преступности захлестнула Россию  и породила специфический вид  малого предпринимательства. Практически  каждая преступная группировка  создает собственные МП. Их отраслевая  специализация зависит от ориентации  и размеров криминальной структуры.  Обычно сюда входят предприятия  автосервиса, общественного питания  и развлечений (кафе, бары, небольшие  рестораны, казино, дискотеки), оптовые  и мелкооптовые посреднические  фирмы, строительно-ремонтные компании. Реже встречаются банки и фирмы,  занимающиеся экспортно-импортной  деятельностью (как правило, они  связаны с крупными структурами  и имеют связи с заграницей). Через такие предприятия прокручиваются  средства, полученные от криминальной  деятельности.

     По  вопросу о месте малого предпринимательства  в современной экономике имеются  часто полярные точки зрения. Часть  специалистов отводит ему приоритетную роль, определяя в качестве «хребта» современной экономики, другие считают, что «государство и крупные предприятия  в экономическом плане прокладывают путь мелким, поскольку последние  не способны самостоятельно создать  современное экономическое пространство». Каждая из этих позиций может быть по-своему аргументирована. Но сама возможность  однозначного ответа вызывает у нас  сомнение. В очередной раз имеет  место попытка определить приоритет  одной сферы хозяйственной деятельности над другой, в какой-то степени  противопоставить их. По нашему мнению, государственный сектор экономики, корпорации и МП должны органично дополнять друг друга3.

     В свете современных тенденций  развития мировой экономики, связанных  с возрастанием вклада новейших технологий и отраслей в обеспечение экономического роста, и с учетом мирового опыта, свидетельствующего о значительной роли малого бизнеса в формировании прогрессивной структуры экономик индустриально развитых и развивающихся  стран, важным является освещение вопроса  о реальном значении малого бизнеса  в прогрессивных структурных  изменения экономики России. 
 
 
 

Информация о работе Роль малого бизнеса в формировании среднего класса