Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:14, курсовая работа
Роль малого бизнеса заключается в том, что подобная способность компаний к видоизменению в бизнес процессах, переключение капитала с одного вида деятельности на другой, способствует сохранению на рынке определенной стабильности. Экономическая роль малого бизнеса в формировании среднего класса заключается в первую очередь в создании большого количества рабочих мест, как для высококвалифицированных сотрудников, так и для студентов, пенсионеров и группы населения с низким уровнем образования и квалификации.
Введение
Глава 1 Место малого бизнеса в современной российской экономике
1.1 Малый бизнес в РФ
1.2 Масштабы развития малого бизнеса
1.3 Отраслевая структура малого бизнеса
Глава 2 Малый бизнес и средний класс
2.1 Региональная структура малого бизнеса
2.2 Малый бизнес в развитии среднего класса
Заключение
Список используемой литературы
Доля строительства в отраслевой структуре производства на малых предприятиях составила 23,9%. По абсолютному объему работ, выполненных согласно договорам строительного подряда (как и по производству промышленной продукции), лидирует Центральный федеральный округ: на его долю в 2003 г. приходилось 32% этого объема по стране. Однако по удельному весу строительства в общем объеме производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях названный округ превосходит только Дальневосточный, существенно уступая Южному и Уральскому округам. Превосходство последнего объясняется высокой долей строительства в объеме производства малых предприятий Ямало-Ненецкого автономном округе, где на долю строительства приходится почти половина всех малых предприятий региона, и Тюменской области. Основная причина - значительные потребности добывающей промышленности этих в строительных услугах (необходимы обустройство новых месторождений, создание транспортной инфраструктуры, возведение временного или постоянного жилья для вахтовиков, и т.п.). На том же Ямале рост числа малых предприятий в строительстве очевидно связан с повышением инвестиционной активности предприятий топливно-энергетического комплекса при освоении новых месторождений.
Среди
сфер деятельности, в которых удельный
вес малых предприятий
Место
и роль малого бизнеса в системе
развитого рыночного
-
распространение
-
противодействие тенденции
- социальная функция.
- ускорение НТП;
-
заполнение малоэффективных
Функция
малого предпринимательства как
«фактора экономической свободы» обеспечивает
распространение
Для отечественных условий данная функция имеет особое значение. Крупные предприятия, до настоящего времени составляющие основу экономики России, не могут пока рассматриваться в качестве свободных субъектов рынка в силу большой зависимости от государства. Кроме того, с ней связана и специфическая социальная функция отечественного малого предпринимательства, также не получившая достаточного отражения в специальной литературе, - содействие формированию в обществе «идеологии предпринимательства».
Второй
экономической особенностью малого
предпринимательства является совпадение
здесь базовых функций
Столь
же очевидной представляется нам
специфичность его
Однако
в России отсутствует заметное влияние
МБ на формирование конкурентной среды.
Это обусловлено, во-первых, относительной
слабостью и неразвитостью
2.2 Малый бизнес в развитии среднего класса
Важнейшую, на наш взгляд, социальную функцию малого бизнеса наиболее емко сформулировал профессор В. Афанасьев: «смягчение социальной напряженности и демократизация рыночных отношений, поскольку именно малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования среднего класса». Еще одна важная социальная функция обусловлена меньшей стоимостью создания рабочих мест, чем в крупном бизнесе. Некоторые исследователи считают, что разница в соответствующих затратах составляет не менее десяти раз. Практическая значимость рассматриваемого преимущества просматривается при реализации государственных социальных программ по снижению уровня безработицы. Выделяемые на них ресурсы более эффективно направлять в развитие малого бизнеса.
На
наличие особой социальной сущности
малого бизнеса, которая обычно остается
за рамками исследования, указывает
И.Б. Левин при анализе итальянских
индустриальных округов. Наиболее точно
социальная сущность малого бизнеса
отражена в понятии «экономическая
самодеятельность населения», под которым
понимается любая деятельность, предпринимаемая
индивидом в порядке личной инициативы
и хозяйственной
Отличительной
особенностью малого бизнеса в ряду
других форм организации
Согласно социологическим обследованиям, значительная часть людей, организующих собственное дело, являются «вынужденными» предпринимателями, т.е. теми, кого к предпринимательской деятельности подтолкнули угроза безработицы, низкая заработная плата, неудовлетворенность работой, дискриминация на рабочем месте, дискриминация по этническим признакам и т.д18. В таком контексте «социальной защиты» бизнес приобретает некие дополнительные черты, которые наиболее отчетливо проявляются в рамках так называемого малого бизнеса. Однако это не означает, что МБ есть только вынужденная экономическая деятельность, которая осуществляется под воздействием рациональных мотивов (удовлетворение материальных потребностей).
Малый
бизнес может выступать своеобразной
формой социальной защиты индивидов, которые
являются предпринимателями в
Таким образом, основное социальное свойство малого бизнеса можно определить как возможность для широких слоев населения реализовать свои организаторские, предпринимательские и творческие способности, а также обеспечить себя работой не по найму.
Социальная
функция малого бизнеса проявляется
в развитии таких форм занятости,
как самозанятость и занятость
не по найму как средств социальной
защиты; развитии занятости по найму
для тех, кто нуждается в работе;
создании трудозатратных рабочих мест,
обусловленных ориентацией
Очевидно, что значение способности малого бизнеса выступать в качестве механизма социальной адаптации, безусловно, возрастает в периоды роста социальной напряженности, вызванной переходным состоянием экономики. В условиях переходных экономик малый бизнес приобретает некоторые дополнительные свойства, которые в значительной мере нивелируют социальные издержки реформ, а именно: в период структурной коррекции экономики малое предпринимательство действует как «губка» в отношении высвобождаемых трудовых ресурсов; малый бизнес способствует сокращению неравенства, являясь источником дополнительных доходов для низкооплачиваемых групп населения и способствует тем самым удовлетворению их основных жизненных потребностей; малый бизнес создает условия для обучения предпринимательству и развитию частнопредпринимательской традиции в обществах, приступивших к осуществлению рыночных реформ; малый бизнес отличается гибкой организацией и вместе с более крупными предприятиями образует экономические структуры с большей возможностью адаптации к рынку, вследствие того, что выпускает продукцию мелкими партиями и может выполнять «завершающие операции», дополняющие деятельность крупных промышленных предприятий.
Из
мирового опыта известно, что малый
бизнес играет ключевую роль в обеспечении
социальной ориентации рыночной экономики,
в достижении баланса между рыночной
эффективностью и решением социальных
проблем. Однако высокая социальная
значимость малого бизнеса начинает
проявляться лишь при условии, когда
предприятия этой сферы создают
определенные объемы продукции, влияющие
на основные социально-экономические
показатели региона. Соответственно поддержка
становится эффективной по двум направлениям:
доведение объемов выпуска на
этих предприятиях до социально значимых
величин (в качестве ориентира выступают
развитые страны, имеющие многолетний
опыт развития малого предпринимательства);
оказание поддержки уже
Проблемы социальной эффективности малых предприятий и системы их поддержки целесообразно исследовать в трех аспектах. Первый -оценка социальной значимости малых предприятий для региона. Второй - оценка зрелости рынка социально значимых услуг, предоставляемых этими предприятиями, то есть речь идет о такой структуре хозяйства, которая позволяет удерживать баланс между рыночной эффективностью и социальной значимостью. Третий аспект - исследование социальных эффектов в самом малом бизнесе.
Информация о работе Роль малого бизнеса в формировании среднего класса