Роль малого бизнеса в формировании среднего класса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:14, курсовая работа

Описание

Роль малого бизнеса заключается в том, что подобная способность компаний к видоизменению в бизнес процессах, переключение капитала с одного вида деятельности на другой, способствует сохранению на рынке определенной стабильности. Экономическая роль малого бизнеса в формировании среднего класса заключается в первую очередь в создании большого количества рабочих мест, как для высококвалифицированных сотрудников, так и для студентов, пенсионеров и группы населения с низким уровнем образования и квалификации.

Содержание

Введение
Глава 1 Место малого бизнеса в современной российской экономике
1.1 Малый бизнес в РФ
1.2 Масштабы развития малого бизнеса
1.3 Отраслевая структура малого бизнеса
Глава 2 Малый бизнес и средний класс
2.1 Региональная структура малого бизнеса
2.2 Малый бизнес в развитии среднего класса
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Роль малого бизнеса в формировании среднего класса.docx

— 86.39 Кб (Скачать документ)

     Доля  строительства в отраслевой структуре  производства на малых предприятиях составила 23,9%. По абсолютному объему работ, выполненных согласно договорам  строительного подряда (как и  по производству промышленной продукции), лидирует Центральный федеральный  округ: на его долю в 2003 г. приходилось 32% этого объема по стране. Однако по удельному весу строительства в общем объеме производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях названный округ превосходит только Дальневосточный, существенно уступая Южному и Уральскому округам. Превосходство последнего объясняется высокой долей строительства в объеме производства малых предприятий Ямало-Ненецкого автономном округе, где на долю строительства приходится почти половина всех малых предприятий региона, и Тюменской области. Основная причина - значительные потребности добывающей промышленности этих в строительных услугах (необходимы обустройство новых месторождений, создание транспортной инфраструктуры, возведение временного или постоянного жилья для вахтовиков, и т.п.). На том же Ямале рост числа малых предприятий в строительстве очевидно связан с повышением инвестиционной активности предприятий топливно-энергетического комплекса при освоении новых месторождений.

     Среди сфер деятельности, в которых удельный вес малых предприятий минимален, приходится отмечать сельское хозяйство, где их доля в числе всех предприятий - только 2%. В производстве сельхозпродукции основных агрорегионов страны доля таких  предприятий вообще ничтожна - около 1%. Нишу малых предприятий здесь  заняли «хозяйства населения»: на них  ныне приходится значительная доля производства, превышающая по некоторым продуктам  две трети регионального выпуска. Часть этой продукции сбывается  на рынках, и такое «малое предпринимательство» в сельском хозяйстве получило широкое  развитие.

     Место и роль малого бизнеса в системе  развитого рыночного производства определяется его функциями, к числу  которых относятся следующие:16

     - распространение демократических  принципов устройства современного  общества на область экономических  отношений;

     - противодействие тенденции монополизации  рынка;

     - социальная функция.

     - ускорение НТП;

     - заполнение малоэффективных для  крупного бизнеса экономических  ниш.

     Функция малого предпринимательства как  «фактора экономической свободы» обеспечивает распространение демократических  принципов устройства современного общества на область экономических  отношений. С одной стороны, наличие  развитой институциональной среды  малого предпринимательства позволяет  гражданину сделать свободный выбор  между ролью наемного работника  и независимого бизнесмена. С другой стороны, функционирование малого предприятия  в большей степени подчинено  экономическим законам свободного рынка, чем деятельность крупных  корпораций, часто имеющих возможность  влиять на него.

     Для отечественных условий данная функция  имеет особое значение. Крупные предприятия, до настоящего времени составляющие основу экономики России, не могут  пока рассматриваться в качестве свободных субъектов рынка в  силу большой зависимости от государства. Кроме того, с ней связана и  специфическая социальная функция  отечественного малого предпринимательства, также не получившая достаточного отражения  в специальной литературе, - содействие формированию в обществе «идеологии предпринимательства».

     Второй  экономической особенностью малого предпринимательства является совпадение здесь базовых функций предпринимательства  как вида деятельности и предпринимателя  как собственника. Этот тезис имеет  выраженное прикладное значение. Отсутствие традиционного для крупных предприятий  разделения прав и функций между  собственниками и наемными менеджерами  обеспечивает МП многие конкурентные преимущества.

     Столь же очевидной представляется нам  специфичность его экономической  функции, связанной с противодействием тенденции монополизации - рынка крупными производителями Малое предпринимательство антимонопольно по самой своей природе, что проявляется в различных аспектах его функционирования. С одной стороны, оно в виду многочисленности составляющих его элементов и их высокой динамики в гораздо меньшей степени поддается монополизации, нежели крупные предприятия. С другой стороны, при узкой специализации и использовании новейшей техники малое предпринимательство выступает в качестве конкурента, подрывающего монопольные позиции крупных предприятий. Именно это качество малого бизнеса играет существенную роль в ослаблении, а подчас и преодолении промышленно развитыми странами присущей крупному капиталу тенденции к монополизации и задержке технического процесса.

     Однако  в России отсутствует заметное влияние  МБ на формирование конкурентной среды. Это обусловлено, во-первых, относительной  слабостью и неразвитостью этого  сектора. Для того чтобы он оказывал сколько-нибудь ощутимое влияние, должна быть достигнута некоторая критическая  масса. Во-вторых, негативную роль играет здесь неразвитость рыночной инфраструктуры, что мешает МБ проявить свои конкурентные преимущества перед крупным бизнесом. Как известно, неразвитая российская рыночная инфраструктура характеризуется  большой «вязкостью», мешающей действию рыночных регуляторов. В результате «сверхвязкости» внешней среды  в значительной степени уравнялось положение и адаптивных, быстро реагирующих  малых предприятий, и инерционных  предприятий-гигантов, оказавшихся  в ряде случаев одинаково беспомощными и неповоротливыми по отношению  к изменениям рыночной конъюнктуры. 
 

     2.2 Малый бизнес в  развитии среднего  класса

     Важнейшую, на наш взгляд, социальную функцию  малого бизнеса наиболее емко сформулировал  профессор В. Афанасьев: «смягчение социальной напряженности и демократизация рыночных отношений, поскольку именно малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования среднего класса». Еще одна важная социальная функция обусловлена меньшей стоимостью создания рабочих мест, чем в крупном бизнесе. Некоторые исследователи считают, что разница в соответствующих затратах составляет не менее десяти раз. Практическая значимость рассматриваемого преимущества просматривается при реализации государственных социальных программ по снижению уровня безработицы. Выделяемые на них ресурсы более эффективно направлять в развитие малого бизнеса.

     На  наличие особой социальной сущности малого бизнеса, которая обычно остается за рамками исследования, указывает  И.Б. Левин при анализе итальянских  индустриальных округов. Наиболее точно  социальная сущность малого бизнеса  отражена в понятии «экономическая самодеятельность населения», под которым  понимается любая деятельность, предпринимаемая  индивидом в порядке личной инициативы и хозяйственной ответственности. Малое предпринимательство, согласно этому подходу, выступает одной  из форм экономической самодеятельности населения, направленной на обеспечение  занятости и дохода.

     Отличительной особенностью малого бизнеса в ряду других форм организации предпринимательской  деятельности является его более  высокая социальная значимость по сравнению  с другими категориями бизнеса, обусловленная именно тем, что МБ выступает формой экономической  самодеятельности широких слоев  населения. В этом своем качестве МБ играет роль одного из механизмов социально-экономической  адаптации17. Со стороны индивида бизнес как акт создания и последующего управления хозяйственной структурой может быть мотивировано рядом причин, например стремлением к лидерству или наличием определенной «идеи» как следствия творческих свойств его личности, и быть результатом внешних обстоятельств негативного свойства. Далеко не все, кто создает свое собственное дело, являются предпринимателями по призванию.

     Согласно  социологическим обследованиям, значительная часть людей, организующих собственное  дело, являются «вынужденными» предпринимателями, т.е. теми, кого к предпринимательской  деятельности подтолкнули угроза безработицы, низкая заработная плата, неудовлетворенность  работой, дискриминация на рабочем  месте, дискриминация по этническим признакам и т.д18. В таком контексте «социальной защиты» бизнес приобретает некие дополнительные черты, которые наиболее отчетливо проявляются в рамках так называемого малого бизнеса. Однако это не означает, что МБ есть только вынужденная экономическая деятельность, которая осуществляется под воздействием рациональных мотивов (удовлетворение материальных потребностей).

     Малый бизнес может выступать своеобразной формой социальной защиты индивидов, которые  являются предпринимателями в пгумпетеровской  трактовке. Речь идет о независимых, творческих личностях, которые являются творцами принципиально новых производственных комбинаций. Мотивы их деятельности (по Шумпетеру) совершенно не рациональны  или основаны на ином типе рационализма, связанном с такими понятиями  как саморазвитие личности, успех, радость  творчества, преодоление трудностей. Для подобных личностей малое  предпринимательство (как создание и развитие небольших самостоятельных  хозяйственных единиц) выступает  в качестве малобюджетного проекта  для реализации определенной идеи, творческих планов, а также способом защиты от повседневности и рутины, мешающих развитию и реализации их творческих и организаторских способностей. Многие известные предприниматели, создавшие новые производственные и финансовые империи, начинали свою карьеру как представители малого предпринимательства. Примером может служить Бил Гейтс, создавший компанию «Майкрософт».

     Таким образом, основное социальное свойство малого бизнеса можно определить как возможность для широких  слоев населения реализовать  свои организаторские, предпринимательские  и творческие способности, а также  обеспечить себя работой не по найму.

     Социальная  функция малого бизнеса проявляется  в развитии таких форм занятости, как самозанятость и занятость  не по найму как средств социальной защиты; развитии занятости по найму  для тех, кто нуждается в работе; создании трудозатратных рабочих мест, обусловленных ориентацией малого бизнеса на индивидуализированный  продукт; создании системы рабочих  мест с гибким режимом оплаты и  работы, что позволяет получать доход  социально уязвимых группам населения: студентам, женщинам с маленькими детьми, инвалидам; создании системы рабочих  мест и возможностей социальной адаптации  для этнических меньшинств (этническое предпринимательство); укреплении и  использовании различных типов  социальных связей (родственных, дружеских, соседских и т.д.) в целях мобилизации  ресурсов; развитии системы ученичества  как одной из форм получения профессиональной подготовки для некоторых видов  квалифицированных и полуквалифицированных  работ; создании условий для приобретения и закрепления навыков предпринимательства  и управления; уменьшении диспропорций в доходах различных социальных групп; росте доходов, сбережений и  капиталовложений населения; обеспечении  более полного удовлетворения потребительского спроса.

     Очевидно, что значение способности малого бизнеса выступать в качестве механизма социальной адаптации, безусловно, возрастает в периоды роста социальной напряженности, вызванной переходным состоянием экономики. В условиях переходных экономик малый бизнес приобретает  некоторые дополнительные свойства, которые в значительной мере нивелируют социальные издержки реформ, а именно: в период структурной коррекции экономики малое предпринимательство действует как «губка» в отношении высвобождаемых трудовых ресурсов; малый бизнес способствует сокращению неравенства, являясь источником дополнительных доходов для низкооплачиваемых групп населения и способствует тем самым удовлетворению их основных жизненных потребностей; малый бизнес создает условия для обучения предпринимательству и развитию частнопредпринимательской традиции в обществах, приступивших к осуществлению рыночных реформ; малый бизнес отличается гибкой организацией и вместе с более крупными предприятиями образует экономические структуры с большей возможностью адаптации к рынку, вследствие того, что выпускает продукцию мелкими партиями и может выполнять «завершающие операции», дополняющие деятельность крупных промышленных предприятий.

     Из  мирового опыта известно, что малый  бизнес играет ключевую роль в обеспечении  социальной ориентации рыночной экономики, в достижении баланса между рыночной эффективностью и решением социальных проблем. Однако высокая социальная значимость малого бизнеса начинает проявляться лишь при условии, когда  предприятия этой сферы создают  определенные объемы продукции, влияющие на основные социально-экономические  показатели региона. Соответственно поддержка  становится эффективной по двум направлениям: доведение объемов выпуска на этих предприятиях до социально значимых величин (в качестве ориентира выступают  развитые страны, имеющие многолетний  опыт развития малого предпринимательства); оказание поддержки уже сформировавшемуся  устойчивому сектору малого предпринимательства  для повышения степени его  зрелости и самоорганизации.

     Проблемы  социальной эффективности малых  предприятий и системы их поддержки  целесообразно исследовать в  трех аспектах. Первый -оценка социальной значимости малых предприятий для  региона. Второй - оценка зрелости рынка  социально значимых услуг, предоставляемых  этими предприятиями, то есть речь идет о такой структуре хозяйства, которая позволяет удерживать баланс между рыночной эффективностью и социальной значимостью. Третий аспект - исследование социальных эффектов в самом малом бизнесе.

Информация о работе Роль малого бизнеса в формировании среднего класса