Роль малого бизнеса в формировании среднего класса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:14, курсовая работа

Описание

Роль малого бизнеса заключается в том, что подобная способность компаний к видоизменению в бизнес процессах, переключение капитала с одного вида деятельности на другой, способствует сохранению на рынке определенной стабильности. Экономическая роль малого бизнеса в формировании среднего класса заключается в первую очередь в создании большого количества рабочих мест, как для высококвалифицированных сотрудников, так и для студентов, пенсионеров и группы населения с низким уровнем образования и квалификации.

Содержание

Введение
Глава 1 Место малого бизнеса в современной российской экономике
1.1 Малый бизнес в РФ
1.2 Масштабы развития малого бизнеса
1.3 Отраслевая структура малого бизнеса
Глава 2 Малый бизнес и средний класс
2.1 Региональная структура малого бизнеса
2.2 Малый бизнес в развитии среднего класса
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Роль малого бизнеса в формировании среднего класса.docx

— 86.39 Кб (Скачать документ)

     В машиностроении и металлообработке функционирует треть от общей  численности малых предприятий  в промышленности. Однако в последние  пять лет отмечается тенденция к  сокращению доли численности малых  предприятий этой отрасли в общей  численности малых предприятий  в промышленности. Аналогичная тенденция  наблюдается в легкой промышленности. Доля предприятий этой отрасли с 2005 г по2009 г. сократилась на 2%.

     Таблица 49

     Структура распределения малых  предприятий России по отраслям промышленности (в  процентах к общей  численности малых  предприятий)

            12005      22006      22007      22008      22009
     Вся промышленность      100      100      100      100      100
     в том числе:                                   
     электроэнергетика      0,4      0,2      0,3      0,3      0,4
     топливная      0,8      0,8      0,8      0,9      0,9
     черная  металлургия      0,9      0,8      0,9      0,7      0,7
     цветная металлургия      1,3      1,2      1,3      1,2      1,3
     химическая  и нефтехимическая      3,9      4,6      4,7      5,0      5,1
     машиностроение  и металлообработка      36,6      34,5      34,2      32,4      32,7
     лесная, деревообрабатывающая и целлюлознобумажная      14,0      14,7      14,5      16,4      16,1
     промышленность  строительных материалов      5,8      5,4      5,7      5,0      5,8
     легкая      11,8      10,9      10,8      10,0      9,8
     пищевая      13,3      15,0      15,3      15,2      14,4

     Стабильной  является доля предприятий, производящих строительные материалы. Существенную долю в структуре малых предприятий  России по отраслям промышленности занимает пищевая промышленность, доля которой  колеблется от 13,3 до 15,3%. Увеличивается  доля предприятий лесной, деревообрабатывающей и целлюлознобумажной промышленности, химической и нефтехимической промышленности на 2,1% и 2% соответственно.  
 

Глава 2 Малый бизнес и  средний класс

2.1 Региональная структура  малого бизнеса

     Доля малых предприятий промышленности, выпускающих продукцию средней степени обработки, составляет 83,9%. По всей видимости, это связано с тем, что порог входа в перечисленные отрасли промышленности (т.е. минимальные размеры предприятия, способного эффективно функционировать и Географическая картина распространения малого бизнеса свидетельствует о неравномерности его развития по регионам (таблица 5).

     Таблица 510

     Региональная  структура малого предпринимательства  в РФ (в %)

     Федеральные округа      12004      12005      22006      22007      22008      22009
     Российская  Федерация      100      100      100      100      100      100
     Центральный      33,7      34,2      35,0      36,7      37,5      36,2
     Северо-Западный      18,3      17,7      17,8      14,5      15,0      15,3
     Южный      11,3      10,3      9,4      9,7      9,8      10,6
     Приволжский      14,4      15,3      14,9      15,6      16,8      16,6
     Уральский      7,4      7,4      6,4      6,7      6,4      6,5
     Сибирский      10,9      10,8      11,8      12,0      10,5      11,1
     Дальневосточный      4,0      4,3      4,7      4,8      4,0      3,7

     Более трети общего количества малых предприятий  расположено в Центральном федеральном  округе. Наибольшее развитие малый  бизнес получил в промышленных и деловых центрах России, где сложились для него наиболее благоприятные условия.

     За  2004-2008 гг. в региональной структуре произошел существенный сдвиг в направлении ускоренного развития МБ в Центральном и Северо-Западного округах. На 1 января 2009 г. количество зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения в Центральном округе составило 868,4, что на 32% выше среднероссийского значения, а в Северо-Западном - 1101,4, т.е. на 68% больше чем в среднем в РФ.

     Причины возникновения сложившейся региональной структуры достаточно очевидны.

     Во-первых, в этих округах сосредоточено  большое количество промышленных и  научно-исследовательских предприятий. В результате экономического спада  большое число квалифицированных  рабочих и инженерно-технических  работников лишились работы. Именно этот контингент стал «питательной средой», на которой начал развиваться  малый бизнес11.

     Во-вторых, являясь производственными и  административными центрами, эти  регионы густо населены и соответственно обладают повышенным платежеспособным спросом, удовлетворять который  должен в том числе и малый  бизнес.

     В-третьих, здесь быстрее формируется инфраструктура, способствующая появлению и развитию малых предприятий: банки, биржи, оптовые  склады, большое количество нежилых  помещений, которое можно использовать под офисы и склады, и т.д12.

     Традиционно максимальное количество зарегистрированных малых предприятий практически  во всех регионах приходится на сферу  торговли и общественного питания, что связано прежде всего с  относительно низкими стартовыми затратами на данные виды бизнеса и относительно быстрой оборачиваемостью капитала (таблица 6).

     Следующая по значимости для регионов РФ группа предприятий малого бизнеса связана  с промышленностью. Доля промышленности в отраслевой структуре малых  предприятий регионов зависит от соответствующей структуры их хозяйственных  комплексов, от удельного веса в  них отраслей, в которых малый  бизнес имеет наибольший потенциал  развития. К таким отраслям следует, прежде всего, отнести пищевую промышленность. Среди федеральных округов наиболее высока доля промышленности в отраслевой структуре малых предприятий  в Дальневосточном (18,2%) и Северо-Западном (15,1%) округах; минимальный показатель характерен для Центрального округа (11,3%).

     Таблица 613

     Распределение малых предприятий  отдельных отраслей экономики по федеральным  округам РФ 1 января 2009 г., (в процентах от числа предприятий в округе)

     Федеральные округа      Промышленность      Сельское  хозяйство      Строительство      Транспорт      Торговля  и общепит.
     Российская  Федерация      13,3      2,0      13,1      2,5      46,8
     Центральный      11,3      1,4      11,5      2,0      48,9
     Северо-Западный      15,1      1,1      13,0      3,3      46,4
     Южный      14,8      4,3      13,9      2,5      46,3
     Приволжский      13,3      2,1      15,3      1,9      46,8
     Уральский      13,5      2,0      16,2      2,1      41,2
     Сибирский      14,7      2,5      12,5      2,7      47,0
     Дальневосточный      18,2      3,0      13,7      5,1      38,3

     Как отмечалось ранее, максимальное распространение  малый бизнес в промышленности получил  в тех субъектах РФ, где наиболее развита пищевая промышленность. Данный факт определяет наличие в  десятке лидеров Ленинградской  области (доля малых промышленных предприятий  в общем числе малых предприятий  региона - 25,8%), Псковская область (24,5%), Республика Северная Осетия-Алания (24,1%), Кабардино-Балкарская Республика (23,8%), Республика Адыгея (23,7%), Карачаево-Черкесская Республика (22,5%), для экономики которых  эта отрасль имеет важное значение. В числе регионов, лидирующих по доле малых промышленных предприятий  в общем числе малых предприятий  региона, присутствуют пять дальневосточных  регионов: Магаданская область (33,8%), Сахалинская область (29,9), Камчатская область (26,3%), Еврейская автономная область (24,1%), Чукотский автономный округ (22,5%), - в которых одной из базовых отраслей экономики является рыбопромышленный комплекс.

     Минимальный удельный вес промышленности в общем  объеме производства на малых предприятиях характерен для регионов, где:14

     - промышленная индустрия не играет  важной хозяйственной роли. К  ним относятся, например, г. Москва, где доля малых промышленных  предприятий - 7,7%. Низкий удельный  вес промышленных предприятий  в общем числе малых предприятий  в Москве связан с тем, что  малые промышленные фирмы, ориентированные  на столичный рынок, сконцентрированы  главным образом в Московской  области. Также к данной группе  регионов относится республика  Ингушетия, в которой доля малых  промышленных предприятий составляет 10,9%;

     - основу промышленности составляют  отрасли с безусловным лидерством  крупных корпораций. В частности,  к данной группе регионов относится  Ямало-Ненецкий автономный округ,  доля малых промышленных предприятий которого составляет 8,5%. В Ямало-Ненецком автономном округе базовые отрасли экономики - газовая и нефтяная промышленность, где ведущую роль играют крупные компании и высоки «пороги входа», практически непреодолимые для малого бизнеса. Низкая доля малых промышленных предприятий отмечается в Республике Саха - 10,2%, где доминирующей отраслью является цветная металлургия.

     Выявляя типологические группы регионов России со сходной отраслевой структурой малого бизнеса, в первую группу можно включить города-субъекты РФ (Москву и Санкт-Петербург), а также значительную часть регионов, центры которых суть крупнейшие по численности населения города страны. Так, Республика Башкортостан, Нижегородская, Новосибирская, Самарская и Волгоградская  области схожи в том, что доля малого бизнеса в торговле и общепите здесь намного выше, а в промышленности - ниже среднероссийской. В этих регионах с емкими внутренними рынками  предметов потребления весьма значимы  услуги торговли и общественного  питания, тогда как промышленность представлена прежде всего крупными предприятиями.

     Другая  группа - индустриальные регионы, к  которым можно отнести Красноярский край, Белгородскую, Вологодскую, Пермскую, Свердловскую и Челябинскую области, Ханты-Мансийский автономный округ  и др15. Здесь основная часть промышленного производства тоже сконцентрирована в крупных корпорациях, однако получили развитие и малые промышленные предприятия. В связи с этим доля промышленности в отраслевой структуре малого бизнеса выше среднероссийской при том, что доля торговли и общественного питания, наоборот, ниже.

Информация о работе Роль малого бизнеса в формировании среднего класса