Роль малого бизнеса в формировании среднего класса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:14, курсовая работа

Описание

Роль малого бизнеса заключается в том, что подобная способность компаний к видоизменению в бизнес процессах, переключение капитала с одного вида деятельности на другой, способствует сохранению на рынке определенной стабильности. Экономическая роль малого бизнеса в формировании среднего класса заключается в первую очередь в создании большого количества рабочих мест, как для высококвалифицированных сотрудников, так и для студентов, пенсионеров и группы населения с низким уровнем образования и квалификации.

Содержание

Введение
Глава 1 Место малого бизнеса в современной российской экономике
1.1 Малый бизнес в РФ
1.2 Масштабы развития малого бизнеса
1.3 Отраслевая структура малого бизнеса
Глава 2 Малый бизнес и средний класс
2.1 Региональная структура малого бизнеса
2.2 Малый бизнес в развитии среднего класса
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Роль малого бизнеса в формировании среднего класса.docx

— 86.39 Кб (Скачать документ)

     1.2 Масштабы развития  малого бизнеса

     Масштабы  развития малого бизнеса в России остаются весьма скромными, особенно в  сравнении со странами с развитой рыночной экономикой (табл. 1.).

     Справедливости  ради отметим, что на фоне стран СНГ  Россия выглядит далеко не худшим образом. По оценкам Исполнительного комитета СНГ, доля населения, занятого в малом  бизнесе, составляет в Азербайджане около 13%, в Армении, Беларуси, Казахстане, Украине - около 5, в Кыргызстане - около 4, в Туркменистане и Узбекистане - около 3, в Таджикистане - чуть более 1%. В производстве ВВП Украины  малый бизнес занимает 10%, Беларуси - 9, Казахстана - 6, Узбекистана - 4%. 
 
 
 
 

     Таблица 14

     Уровень развития малого и  среднего предпринимательства  в некоторых странах

     Страны      Количество  малых и средних  предприятий (тыс.)      Количество  малых и средних  предприятий на 10 тыс. жителей      Занято  на малых и средних  предприятиях (млн. чел.)      Доля  малых и средних  предприятий в  общей численности  занятых (%)      Доля  малых и средних  предприятий в  ВВП (%, оценочно)
     Великобритания      2630      460      13,6      49      50-53
     Германия      2290      370      18,5      46      50-52
     Италия      3920      680      16,8      73      57-60
     Франция      1980      350      15,2      54      55-62
     Страны  ЕС      15770      450      68,0      72      63-67
     США      19300      742      70,2      54      50-52
     Япония      6440      496      39,5      78      52-55
     Россия      875      57      7,5      15      9-10

     Из  таблицы 2 видно, что малый бизнес в экономике России пока занимает сравнительно небольшое место. Поэтому  заметной роли в прогрессивных структурных  изменениях российский малый бизнес до сих пор сыграть не мог.

     Особенно  значительна неравномерность показателя доли участия малого бизнеса в  общем производстве. Максимум этого  показателя приходится на 2003 г. В это время доля выпускаемой малыми предприятиями продукции составляла 1/6 части валового продукта страны; малый бизнес достиг наивысшего результата, демонстрируя свои возможности и занимая наиболее существенные ниши на внутреннем рынке. Далее производственный эффект идет на убыль (хотя малые предприятия некоторое время продолжают по инерции увеличивать число принимаемых рабочих). К 2008 г. доля выпуска продукции падает по отношению к 2003 г. в 3 раза, при этом число занятых так же сокращается на 2,1 млн. человек (2,1%).

     Таблица 25

     Удельный  вес малых предприятий  в основных экономических  показателях (в процентах)

     Показатели      2003      12004      12005      22006      22007      22008      22009
     Среднесписочная численность работников      12,0      12,1      12,7      12,9      12,8      14,3      14,9
     Выпуск  товаров и рыночных услуг      8,0      6,5      5,6      5,4      5,9      6,7      8,1
     Инвестиции  в основной капитал      5,4      4,7      2,7      2,6      2,9      2,8      2,7

 
 
 
 
 

     1.3 Отраслевая структура малого бизнеса

     Развитие  малого бизнеса в России происходит неравномерно по отраслям (таблица 3). По итогам 2009 г. 46,8% МП от общего числа функционировало в сфере торговли и общественного питания, тогда как в промышленности и строительстве - 13,3% и 13,1% соответственно. В секторе торговли и общественного питания трудилось 32,4% от общего числа работников МП, в промышленности и строительстве - 20,9% и 20,6% соответственно. Характерно сосредоточение (и, что показательно, постоянное увеличение) основной массы работников малых фирм в отраслях с наибольшей скоростью денежного обращения (торговля и общественное питание, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, риэлторские услуги). Их число сокращается в отраслях, требующих значительных капитальных вложений или характеризующихся высокими рисками деятельности (промышленность, ЖКХ, наука и научное обслуживание, строительство).

     Таблица 36

     Структура распределения малых  предприятий России по отраслям экономики (в  процентах к общей  численности малых  предприятий)

            2003      12004      12005      22006      22007      2008      2009
     Всего      100      100      100      100      100      100      100
     В том числе:                                                 
     Промышленность      15,7      15,6      15,7      15,3      15,3      13,7      13,3
     Сельское  хозяйство      1,3      1,4      1,6      1,5      1,6      1,8      2
     Строительство      16,4      16,5      15,8      15,3      14,4      12,8      13,1
     Транспорт      2,1      2,2      2,1      2,4      2,2      2,3      2,4
     Связь      0,3      0,3      0,4      0,5      0,4      0,4      0,5
     Торговля  и общественное питание      42,7      43,3      44,5      44,9      46,3      47,9      46,8
     Оптовая торговля продуктами производственно-технического назначения      1,7      1,7      1,5      1,6      1,6      3,2      н/д
     Информационно-вычислительное обслуживание      0,7      0,7      0,6      0,6      0,6      0,7      0,9
     Операции  с недвижимым имуществом      0,5      0,5      0,7      0,9      1,3      2,3      2,6
     Общая коммерческая деятельность по обслуживанию функционирования рынка      4,3      4,2      2,0      4,1      4,1      4,4      4.4
     Жилищно-коммунальное хозяйство      ...      ...      0,6      0,6      0,6      0,4      0,4
     Непроизводственные  виды бытового обслуживания населения      1,2      1,3      1,0      1,0      1,1            1,2
     Здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение      1,3      1,8      2,0      2,0      2,1      2,2      2,2
     Образование      0,8      0,8      0,8      0,7      0,6      0,4      0,3
     Культура  и искусство      0,8      0,9      0,9      0,9      1,0      0,9      0,9
     Наука и научное обслуживание      5,5      5,1      4,5      4,2      3,5      2,6      2,5
     Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение      1,3      0,9      0,9      0,7      0,7      0,6      0,5
     Другие  отрасли      3,1      2,3      2,4      2,8      2,6      2,7      2,7

     Обратная  ситуация наблюдается в странах  Западной Европы и США. В частности, малые предприятия промышленного  профиля с численностью до 100 человек  в начале 2000-х годов составляли более 90% для всех стран ОЭСР. На них трудилось в США и в Великобритании более 20% из числа занятых, более 35% работающих во Франции и Чешской республике, более 50% в Турции, Новой Зеландии, Испании.

     Анализ  структурных различий в распределении  малых предприятий по отраслям экономики  на основе расчета индекса различий (JR=0,08) свидетельствует о низком уровне различий, т.е. отраслевую структуру  малых предприятий можно считать  достаточно инерционной.

     Учитывая  динамику роста отраслевых рынков и  долю малого бизнеса на них (таблица 3), можно в первом приближении  нарисовать Бостонскую матрицу развития малого бизнеса для России (рис. 1).

     Рисунок 17

     Бостонская  матрица развития малого бизнеса для  России

     

       «Дойными коровами» малого бизнеса в настоящее время являются торговля и общественное питание, характеризующиеся относительно высокой долей рынка и уровнем роста (хотя темпы роста в результате насыщения рынка уменьшаются); «кошками» или «вопросительными знаками» оказываются услуги в сфере образования; проблемными отраслями для малого бизнеса («собаки») выглядят сфера транспорта и связи. «Звёзды», характеризующиеся высокой эффективностью и ростом, - это инновационные малые предприятия, которые, в свою очередь, не могут реализоваться без развитой инфраструктуры (современных офисных помещений, благоустроенного жилья), в создании которой значительную роль также играют малые предприятия.

     Данные  таблицы 3 свидетельствуют о тенденции  сокращения доли малых предприятий  в промышленности. Мониторинг малых  предприятий промышленности, направленный на выявление факторов, ограничивающих рост производства, показал, что 39% малых  предприятий испытывает пресс высокой  конкуренции со стороны отечественных  предприятий и только 6% - со стороны  зарубежных производителей. В этой связи протекционистская политика государства по поддержке отечественного малого бизнеса малоэффективна. 37% малых  промышленных предприятий сталкивается с недостаточным спросом на внутреннем рынке. Таким образом, косвенным  инструментом, обеспечивающим развитие малого бизнеса, является политика стимулирования совокупного спроса. Методологической основой такой политики выступает  кейнсианская концепция, в соответствии с которой необходимо стимулировать  платежеспособный спрос населения, инвестиционную активность предприятий, увеличивать государственные закупки  продукции малых предприятий. Последнее  представляется одним из наиболее перспективных  направлением государственной политики развития малого бизнеса. В соответствии со статьей 14 «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» «участие субъектов малого предпринимательства в производстве продукции и товаров (услуг) для  государственных нужд»; «Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  предусматривают резервирование для  субъектов малого предпринимательства  определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции  и товаров (услуг) для государственных  нужд8.

     Государственные заказчики при формировании и  размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку  и поставки продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  к приоритетным, обязаны размещать  у субъектов малого предпринимательства не менее 15 процентов от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства».

     Как показали результаты исследования, проведенного национальным институтом системных  исследований проблем предпринимательства, лишь 21% опрошенных предпринимателей знакомы  с данной нормой закона, закрепляющей 15%-ную квоту для субъектов  малого предпринимательства при  распределении государственных  заказов. Если взять отраслевой разрез, то в наибольшей степени знакомы  с данной нормой закона субъекты малого предпринимательства, осуществляющие свою деятельность в производстве промышленных товаров и оказании бизнес услуг. Хотя и в этих видах деятельности доля опрошенных, знающих о существующей квоте, не превышает 31%, это может  косвенно свидетельствовать о большей  заинтересованности предпринимателей, занимающихся данными видами деятельности, в получении заказов со стороны  государства. О том, что на практике статья 14 Закона не исполняется, свидетельствуют  и результаты интервьюирования представителей органов власти, экспертного сообщества, объектов инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства, предпринимателей. Абсолютное большинство опрошенных (порядка 70%) отметили, что в их регионах не проводится специальных конкурсов  для субъектов малого предпринимательства  на размещение госзаказа. Лишь около 20% респондентов считают, что такие  конкурсы проводятся. Схожие данные получены и в результате опроса субъектов  малого предпринимательства. Так, 2,4% опрошенных заявили, что участвовали в конкурсах  среди субъектов малого предпринимательства.

     29% малых предприятий сталкиваются  с проблемой отсутствия и изношенности  оборудования. Выход из создавшегося  положения может быть найден  путем создания системы кредитования  малого бизнеса. Этот вопрос  более подробно будет изложен  в третьей главе работы. 25% малых  предприятий в промышленности в качестве фактора, лимитирующего их развитие, называют общую экономическую и политическую нестабильность. Анализ структуры распределения малых предприятий России по отраслям промышленности (таблица 4) позволяет сделать вывод о том, что в течении последних пяти лет приоритетными отраслями функционирования малого бизнеса являлись отрасли, производящие товары средней степени обработки. По всей видимости, это связано с тем, что порог входа в перечисленные отрасли промышленности (т.е. минимальные размеры предприятия, способного эффективно функционировать и конкурировать с остальными) ниже, чем в другие, что отражается и в относительно невысокой концентрации в них производства.

Информация о работе Роль малого бизнеса в формировании среднего класса