Российская приватизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:46, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы, состоит в том, что последнее десятилетие характеризуется радикальными преобразованиями в отношениях собственности, суть которых заключается в разгосударствлении и в утверждении плюралистической её структуры. Этот процесс получил повсеместное распространение в бывших социалистических странах. Он идет и в России, где им охвачены все отрасли реального сектора экономики. В индустриальных отраслях ныне развертывается большая приватизация, в сельском хозяйстве приватизационные процессы также осуществляются довольно интенсивно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
1.1. ПОНЯТИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ
1.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
1.3. ЦЕЛИ ПРИВАТИЗАЦИИ

3
3
4
6

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОСИИ
2.1. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИВАТИЗАЦИИ СОБСТВЕННОСТИ
2.2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРИВАТИЗАЦИИ
2.3. ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ

7
7
8
9

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ
3.1. ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ
3.2. ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РФ
3.3. ОЦЕНКА И УРОКИ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОСИИ
3.4. ПРИВАТИЗАЦИЯ 2000-Х ГОДОВ
3.5 ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

15
15
17
20
22
23

ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ

26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

33

Работа состоит из  1 файл

курсовая.rtf

— 635.95 Кб (Скачать документ)

 

Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.

 

Обычно процесс приватизации предприятия состоит из следующих этапов:

Предпродажный анализ и оценка предприятия.

стратегический анализ и оценка предприятия;

определение мероприятий по реструктуризации и разукрупнению предприятия;

определение потребности в капитале, ноу-хау, технологиях, обучении;

анализ потенциальных покупателей;

определение методов продажи;

определение критериев проведения тендера, поиска инвесторов, оценки поступающих предложений, которые должны обеспечить объективность и «прозрачность» соответствующих процедур;

образование комиссии по оценке поступающих предложений;

Подготовка предприятия к продаже.

реализация необходимых мероприятий по реструктуризации;

разукрупнение;

осуществление кадровых перестановок.

Маркетинг.

организация рекламы, выпуск информационных брошюр и т.д., призванных пробудить интерес потенциальных покупателей;

проведение национальных или международных тендеров. Оценка предложений;

рассмотрение всех поступивших предложений комиссией по проведению тендера;

проведение переговоров с одной или несколькими заинтересованными сторонами.

4.   Заключение договора.

разработка текста стандартных договоров.

 

 

 

 

1.3. ЦЕЛИ ПРИВАТИЗАЦИИ

Цели приватизации зависят от типа экономики, в которой она применяется. Основными целями приватизации в переходной экономике являются:

1) создание слоя частных собственников-предпринимателей (т.н. средний класс);

2) создание условий для повышения эффективности деятельности предприятий, включая формирование конкурентной среды;

3) способствование демонополизации экономики, процессу стабилизации финансового положения в стране, собираемости налогов с предприятий всех форм собственности, которые должны находиться в равных условиях;

4) открытие страны, ее экономики для иностранных инвестиций.

Одновременно в процессе приватизации и деятельности частных, приватизированных предприятий, государством и местными органами власти должны осуществляться меры социальной защиты населения, развития объектов социальной инфраструктуры, включая и использование в этих целях средств, полученных от приватизации.

Иные цели имеет приватизация предприятий в странах с развитой рыночной экономикой, например, широко проводимая в Великобритании в 70-80 гг. XX века. Здесь, как и в других развитых странах, государственные предприятия оказались менее эффективными в условиях рынка, менее приспособленными к требованиям обновления производства, научно-технического прогресса и менее конкурентоспособными по сравнению с частными акционерными фирмами. К основным целям приватизации в странах с рыночной экономикой можно отнести следующее:

1) дальнейшее эффективное функционирование рынка;

2) сокращение задолженности государственного сектора;

3) стимулирование частнопредпринимательской деятельности;

4) расширение индивидуальных свобод в рыночных условиях;

5) развитие акционирования собственности, включая дальнейший выпуск мелких акций (так называемого народного капитализма);

6) ослабление деятельности профсоюзов.

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОСИИ

 

2.1. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИВАТИЗАЦИИ СОБСТВЕННОСТИ

Подавляющее преобладание в нашей стране государственной собственности делает процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции. Из этого следует, что в России приватизация выступает ключевым направлением формирования рыночных отношений.

 

Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие:

приватизация собственности;

самостоятельность субъектов рынка;

система социальной поддержки населения;

право субъектов самостоятельно договариваться о цене: достаточное число производителей, формирующих предложения товаров;

устойчивость рубля и денежного обращения;

демонополизация хозяйственной деятельности и хозяйственных связей;

система социальной поддержки населения;

наличие конкуренции; независимое судопроизводство, необходимая сеть учреждений Госарбитража;

право субъектов самостоятельно договариваться о цене;

развитие внешнеэкономических связей;

формирование у людей рыночных норм поведения.

 

Таким образом, цель приватизации, как фундаментального элемента     реформы в «переходной» экономике заключалась в обеспечении условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода.

 

При этом важную роль при достижении целей приватизации играла программа Российского правительства, определявшая очередность практических шагов приватизации:

преодоление монополии государства и создание условий гражданского общества и социально ориентированной рыночной экономики. Для этого нужны реальные субъекты рыночных отношений, которые смогут доказать свою жизнеспособность лишь эффективным ведением хозяйства на основе заинтересованности и ответственности;

преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе и дефицита бюджета как одного из основных источников инфляции;

стимулирование инициативы собственников как источника самодвижения, саморазвития экономики;

изменение роли государства, ибо государство перестает быть  монопольным собственником, но сохраняется как один из собственников; при этом государство берет на себя функции регулирования рынка в основном экономическими методами.

При участии государства в процессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид:

государственные предприятия;

частный бизнес;

народные предприятия;

акционерные корпорации с преобладанием государственного  капитала;

акционерные негосударственные предприятия.

 

Такая структура и характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для российского государства, как средство решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России командно-административного механизма управления экономикой.

 

 

 

 

2.2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРИВАТИЗАЦИИ

Законом определялась государственная программа приватизации. Программа разрабатывалась на три ближайших года, и состояла из задания на текущий год и прогноза на два последующих года. В соответствии с этой программой были определены объекты приватизации (три группы - объекты, не подлежавшие и не подлежащие в ближайшее время приватизации. Сюда входят: недра, земельные и водные ресурсы, континентальный шельф, железнодорожные, трубопроводные и автомагистрали, объекты, представляющие собой национальное достояние. Сюда же относится подавляющая часть оборонного комплекса, за исключением тех предприятий, которые уже переключились на производство гражданской продукции; объекты немедленной приватизации, где была рекомендована немедленная приватизация. Это: торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия, муниципальный транспорт и т.п.; объекты, которые остались в собственности государства. К ним относятся: топливно-энергетический комплекс, структуроопределяющие гиганты индустрии, фармацевтическая промышленность, предприятия по выпуску детского питания и другие объекты особой значимости). В программе также были установлены требования к местным программам приватизации, задания органам государственной власти и управления по приватизации государственного имущества, предпочтительные способы приватизации и формы платежа, льготы членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий, условия кредитования, условия использования при приватизации иностранных инвестиций, прогноз поступлений средств от приватизации в данный период и нормативы их распределения в республиканский бюджет РФ, бюджеты республик в составе РФ, местные бюджеты, внебюджетные фонды и на другие цели, порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровня между собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных средств, полученных от приватизации, целевых фондов для инвестирования в наиболее отсталых в социально-экономическом развитии регионов РФ, структурной перестройки народного хозяйства, восстановления природной среды или другие цели.

 

В программе также устанавливался перечень государственных предприятий, объединений или их подразделений, не подлежавших приватизации. Организация приватизационной компании по Закону от 3 июля 1991 года возлагалась на Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

 

 

 

 

2.3. ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ

Принимая решение о начале массовой приватизации, органы власти руководствовались аргументами, вытекающими из тогдашнего понимания причин и возможных путей преодоления социально-экономического кризиса начала 90-х годов.

 

В частности, предполагалось, что приватизация должна была стать инструментом для решения целого ряда актуальных задач:

повышения эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;

привлечения иностранных инвестиций.

содействия процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;

создания конкурентной среды и содействия демонополизации народного хозяйства;

социальной защиты населения и развития объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

формирования слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики;

Однако реальные, прагматические цели, преследуемыми органами исполнительной власти и собственниками предприятий в ходе реализации конкретных сделок, нередко расходились с официально продекларированными долгосрочными, стратегическими целями приватизации. Отсутствие же полноценной правовой и институциональной базы, а также эффективного внешнего государственного контроля за ходом приватизации на протяжении практических всего периода 90-х годов делало практически невозможным оперативную корректировку действий органов исполнительной власти.

 

Начало реформ в сфере государственной собственности было недостаточно подготовлено с точки зрения формирования должных правовых и институциональных условий. Недостатки законодательной базы, неразвитость приватизационных институтов и процедур, фактическое отсутствие внешнего контроля создали возможности для многочисленных нарушений законности в ходе реализации конкретных приватизационных мероприятий, а также стали причиной целого ряда негативных социально-экономических последствий.

 

Несмотря на то, что в результате приватизации была решена задача изменения форм собственности (более 58,9% предприятий стали частными), сформировались новые рыночные институты (акционерные общества, рынок ценных бумаг, система институциональных инвесторов, банки, страховые компании), а сами приватизационные мероприятия прошли при относительном минимуме социальных конфликтов, многие стратегические цели приватизации достигнуты не были.

 

Общий массив документов, очертивших правовые рамки для проведения приватизации государственной собственности в исследуемый период, превышает три тысячи актов.

 

Важнейшими из них являются три закона федерального уровня о приватизации - Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. №1531-I «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» и Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а также Государственная программа приватизации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2284 См.: Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (с изменениями от 14 марта 1996 г., 6 октября 1997 г., 25 июля, 1 августа 2000 г., 23 июля 2001 г., 3 апреля 2002 г., 26 марта, 8 августа, 19 ноября 2003 г.) и Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 1994 г. №1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» (с изменениями от 2 апреля 1997 г., 25 января 1998 г., 26 марта, 25 ноября 2003 г.). Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 г. №370 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2284 был частично отменен, в Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 1994 г. №1535 внесены существенные изменения и иные указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты федерального органа исполнительной власти по управлению федеральным имуществом, издаваемые в рамках его компетенции.

 

Кроме того, нормы, регулирующие различные содержательные и процедурные вопросы приватизации государственной собственности, содержатся более чем в 60 федеральных законах и иных нормативных правовых актах.

 

Важное значение для развития и совершенствования правовой базы приватизации имели также решения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, например, Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 1997 г. №1517-II ГД «О ходе приватизации в Российской Федерации и допущенных нарушениях законодательства Российской Федерации при ее осуществлении» и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации.

Информация о работе Российская приватизация