Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:46, курсовая работа
Актуальность данной темы, состоит в том, что последнее десятилетие характеризуется радикальными преобразованиями в отношениях собственности, суть которых заключается в разгосударствлении и в утверждении плюралистической её структуры. Этот процесс получил повсеместное распространение в бывших социалистических странах. Он идет и в России, где им охвачены все отрасли реального сектора экономики. В индустриальных отраслях ныне развертывается большая приватизация, в сельском хозяйстве приватизационные процессы также осуществляются довольно интенсивно.
ВВЕДЕНИЕ
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
1.1. ПОНЯТИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ
1.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
1.3. ЦЕЛИ ПРИВАТИЗАЦИИ
3
3
4
6
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОСИИ
2.1. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИВАТИЗАЦИИ СОБСТВЕННОСТИ
2.2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРИВАТИЗАЦИИ
2.3. ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ
7
7
8
9
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ
3.1. ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ
3.2. ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РФ
3.3. ОЦЕНКА И УРОКИ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОСИИ
3.4. ПРИВАТИЗАЦИЯ 2000-Х ГОДОВ
3.5 ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
15
15
17
20
22
23
ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
33
Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.
Обычно процесс приватизации предприятия состоит из следующих этапов:
Предпродажный анализ и оценка предприятия.
стратегический анализ и оценка предприятия;
определение мероприятий по реструктуризации и разукрупнению предприятия;
определение потребности в капитале, ноу-хау, технологиях, обучении;
анализ потенциальных покупателей;
определение методов продажи;
определение критериев проведения тендера, поиска инвесторов, оценки поступающих предложений, которые должны обеспечить объективность и «прозрачность» соответствующих процедур;
образование комиссии по оценке поступающих предложений;
Подготовка предприятия к продаже.
реализация необходимых мероприятий по реструктуризации;
разукрупнение;
осуществление кадровых перестановок.
Маркетинг.
организация рекламы, выпуск информационных брошюр и т.д., призванных пробудить интерес потенциальных покупателей;
проведение национальных или международных тендеров. Оценка предложений;
рассмотрение всех поступивших предложений комиссией по проведению тендера;
проведение переговоров с одной или несколькими заинтересованными сторонами.
4. Заключение договора.
разработка текста стандартных договоров.
1.3. ЦЕЛИ ПРИВАТИЗАЦИИ
Цели приватизации зависят от типа экономики, в которой она применяется. Основными целями приватизации в переходной экономике являются:
1) создание слоя частных собственников-предпринимателей (т.н. средний класс);
2) создание условий для повышения эффективности деятельности предприятий, включая формирование конкурентной среды;
3) способствование демонополизации экономики, процессу стабилизации финансового положения в стране, собираемости налогов с предприятий всех форм собственности, которые должны находиться в равных условиях;
4) открытие страны, ее экономики для иностранных инвестиций.
Одновременно в процессе приватизации и деятельности частных, приватизированных предприятий, государством и местными органами власти должны осуществляться меры социальной защиты населения, развития объектов социальной инфраструктуры, включая и использование в этих целях средств, полученных от приватизации.
Иные цели имеет приватизация предприятий в странах с развитой рыночной экономикой, например, широко проводимая в Великобритании в 70-80 гг. XX века. Здесь, как и в других развитых странах, государственные предприятия оказались менее эффективными в условиях рынка, менее приспособленными к требованиям обновления производства, научно-технического прогресса и менее конкурентоспособными по сравнению с частными акционерными фирмами. К основным целям приватизации в странах с рыночной экономикой можно отнести следующее:
1) дальнейшее эффективное функционирование рынка;
2) сокращение задолженности государственного сектора;
3) стимулирование частнопредпринимательской деятельности;
4) расширение индивидуальных свобод в рыночных условиях;
5) развитие акционирования собственности, включая дальнейший выпуск мелких акций (так называемого народного капитализма);
6) ослабление деятельности профсоюзов.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОСИИ
2.1. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИВАТИЗАЦИИ СОБСТВЕННОСТИ
Подавляющее преобладание в нашей стране государственной собственности делает процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции. Из этого следует, что в России приватизация выступает ключевым направлением формирования рыночных отношений.
Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие:
приватизация собственности;
самостоятельность субъектов рынка;
система социальной поддержки населения;
право субъектов самостоятельно договариваться о цене: достаточное число производителей, формирующих предложения товаров;
устойчивость рубля и денежного обращения;
демонополизация хозяйственной деятельности и хозяйственных связей;
система социальной поддержки населения;
наличие конкуренции; независимое судопроизводство, необходимая сеть учреждений Госарбитража;
право субъектов самостоятельно договариваться о цене;
развитие внешнеэкономических связей;
формирование у людей рыночных норм поведения.
Таким образом, цель приватизации, как фундаментального элемента реформы в «переходной» экономике заключалась в обеспечении условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода.
При этом важную роль при достижении целей приватизации играла программа Российского правительства, определявшая очередность практических шагов приватизации:
преодоление монополии государства и создание условий гражданского общества и социально ориентированной рыночной экономики. Для этого нужны реальные субъекты рыночных отношений, которые смогут доказать свою жизнеспособность лишь эффективным ведением хозяйства на основе заинтересованности и ответственности;
преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе и дефицита бюджета как одного из основных источников инфляции;
стимулирование инициативы собственников как источника самодвижения, саморазвития экономики;
изменение роли государства, ибо государство перестает быть монопольным собственником, но сохраняется как один из собственников; при этом государство берет на себя функции регулирования рынка в основном экономическими методами.
При участии государства в процессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид:
государственные предприятия;
частный бизнес;
народные предприятия;
акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала;
акционерные негосударственные предприятия.
Такая структура и характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для российского государства, как средство решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России командно-административного механизма управления экономикой.
2.2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРИВАТИЗАЦИИ
Законом определялась государственная программа приватизации. Программа разрабатывалась на три ближайших года, и состояла из задания на текущий год и прогноза на два последующих года. В соответствии с этой программой были определены объекты приватизации (три группы - объекты, не подлежавшие и не подлежащие в ближайшее время приватизации. Сюда входят: недра, земельные и водные ресурсы, континентальный шельф, железнодорожные, трубопроводные и автомагистрали, объекты, представляющие собой национальное достояние. Сюда же относится подавляющая часть оборонного комплекса, за исключением тех предприятий, которые уже переключились на производство гражданской продукции; объекты немедленной приватизации, где была рекомендована немедленная приватизация. Это: торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия, муниципальный транспорт и т.п.; объекты, которые остались в собственности государства. К ним относятся: топливно-энергетический комплекс, структуроопределяющие гиганты индустрии, фармацевтическая промышленность, предприятия по выпуску детского питания и другие объекты особой значимости). В программе также были установлены требования к местным программам приватизации, задания органам государственной власти и управления по приватизации государственного имущества, предпочтительные способы приватизации и формы платежа, льготы членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий, условия кредитования, условия использования при приватизации иностранных инвестиций, прогноз поступлений средств от приватизации в данный период и нормативы их распределения в республиканский бюджет РФ, бюджеты республик в составе РФ, местные бюджеты, внебюджетные фонды и на другие цели, порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровня между собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных средств, полученных от приватизации, целевых фондов для инвестирования в наиболее отсталых в социально-экономическом развитии регионов РФ, структурной перестройки народного хозяйства, восстановления природной среды или другие цели.
В программе также устанавливался перечень государственных предприятий, объединений или их подразделений, не подлежавших приватизации. Организация приватизационной компании по Закону от 3 июля 1991 года возлагалась на Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
2.3. ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ
Принимая решение о начале массовой приватизации, органы власти руководствовались аргументами, вытекающими из тогдашнего понимания причин и возможных путей преодоления социально-экономического кризиса начала 90-х годов.
В частности, предполагалось, что приватизация должна была стать инструментом для решения целого ряда актуальных задач:
повышения эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;
привлечения иностранных инвестиций.
содействия процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
создания конкурентной среды и содействия демонополизации народного хозяйства;
социальной защиты населения и развития объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;
формирования слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики;
Однако реальные, прагматические цели, преследуемыми органами исполнительной власти и собственниками предприятий в ходе реализации конкретных сделок, нередко расходились с официально продекларированными долгосрочными, стратегическими целями приватизации. Отсутствие же полноценной правовой и институциональной базы, а также эффективного внешнего государственного контроля за ходом приватизации на протяжении практических всего периода 90-х годов делало практически невозможным оперативную корректировку действий органов исполнительной власти.
Начало реформ в сфере государственной собственности было недостаточно подготовлено с точки зрения формирования должных правовых и институциональных условий. Недостатки законодательной базы, неразвитость приватизационных институтов и процедур, фактическое отсутствие внешнего контроля создали возможности для многочисленных нарушений законности в ходе реализации конкретных приватизационных мероприятий, а также стали причиной целого ряда негативных социально-экономических последствий.
Несмотря на то, что в результате приватизации была решена задача изменения форм собственности (более 58,9% предприятий стали частными), сформировались новые рыночные институты (акционерные общества, рынок ценных бумаг, система институциональных инвесторов, банки, страховые компании), а сами приватизационные мероприятия прошли при относительном минимуме социальных конфликтов, многие стратегические цели приватизации достигнуты не были.
Общий массив документов, очертивших правовые рамки для проведения приватизации государственной собственности в исследуемый период, превышает три тысячи актов.
Важнейшими из них являются три закона федерального уровня о приватизации - Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. №1531-I «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» и Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а также Государственная программа приватизации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2284 См.: Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (с изменениями от 14 марта 1996 г., 6 октября 1997 г., 25 июля, 1 августа 2000 г., 23 июля 2001 г., 3 апреля 2002 г., 26 марта, 8 августа, 19 ноября 2003 г.) и Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 1994 г. №1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» (с изменениями от 2 апреля 1997 г., 25 января 1998 г., 26 марта, 25 ноября 2003 г.). Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 г. №370 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2284 был частично отменен, в Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 1994 г. №1535 внесены существенные изменения и иные указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты федерального органа исполнительной власти по управлению федеральным имуществом, издаваемые в рамках его компетенции.
Кроме того, нормы, регулирующие различные содержательные и процедурные вопросы приватизации государственной собственности, содержатся более чем в 60 федеральных законах и иных нормативных правовых актах.
Важное значение для развития и совершенствования правовой базы приватизации имели также решения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, например, Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 июня 1997 г. №1517-II ГД «О ходе приватизации в Российской Федерации и допущенных нарушениях законодательства Российской Федерации при ее осуществлении» и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации.