Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:46, курсовая работа
Актуальность данной темы, состоит в том, что последнее десятилетие характеризуется радикальными преобразованиями в отношениях собственности, суть которых заключается в разгосударствлении и в утверждении плюралистической её структуры. Этот процесс получил повсеместное распространение в бывших социалистических странах. Он идет и в России, где им охвачены все отрасли реального сектора экономики. В индустриальных отраслях ныне развертывается большая приватизация, в сельском хозяйстве приватизационные процессы также осуществляются довольно интенсивно.
ВВЕДЕНИЕ
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
1.1. ПОНЯТИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ
1.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
1.3. ЦЕЛИ ПРИВАТИЗАЦИИ
3
3
4
6
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОСИИ
2.1. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИВАТИЗАЦИИ СОБСТВЕННОСТИ
2.2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРИВАТИЗАЦИИ
2.3. ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ
7
7
8
9
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ
3.1. ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ
3.2. ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РФ
3.3. ОЦЕНКА И УРОКИ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОСИИ
3.4. ПРИВАТИЗАЦИЯ 2000-Х ГОДОВ
3.5 ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
15
15
17
20
22
23
ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
33
улучшение корпоративного управления;
стимулирование развития фондового рынка;
формирование интегрированных структур в стратегических отраслях экономики;
формирование доходов федерального бюджета.
По состоянию на 1 января 2010 г. Российская Федерация является собственником имущества 3517 ФГУПов и акционером 2950 АО.
В соответствии с планом приватизации будет продолжена работа по отмене утративших актуальность ограничений на приватизацию определенных видов федерального имущества и дальнейшей оптимизации количества стратегических предприятий и акционерных обществ, предприятия, исключенные из перечня стратегических, будут акционированы. Также планируется приватизация федеральных государственных унитарных предприятий, не обеспечивающих выполнение государственных функций.
В 2011 - 2013 годах в целях создания условий для привлечения инвестиций и формирования дополнительных доходов федерального бюджета предлагается осуществить приватизацию предприятий машиностроения, агропромышленного комплекса, дорожного хозяйства, строительного комплекса и др.
Крупными объектами приватизации в 2011 - 2013 годах являются пакеты акций открытых акционерных обществ «Апатит», «Издательство «Просвещение», «Авиакомпания «Сибирь», «Архангельский траловый флот», «Ульяновский автомобильный завод», «Мурманский морской рыбный порт», «Восточный порт», «Алмазный Мир».
Кроме того, на основании отдельных решений Президента и Правительства РФ будут приватизированы пакеты акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики.
Так, в 2011 - 2013 годах планируется осуществить приватизацию находящихся в федеральной собственности акций (части акций) таких крупнейших открытых акционерных обществ, как «Нефтяная компания «Роснефть» (25 процентов минус 1 акция), «РусГидро» (7,97 процента минус 1 акция), «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (4,11 процента минус 1 акция), «Современный коммерческий флот» (50 процентов минус 1 акция), «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации» (7,58 процента минус 1 акция), «Банк ВТБ» (35,5 процента минус 1 акция), «Объединенная зерновая компания» (100 процентов - до 2012 года), «Росагролизинг» (50 процентов минус 1 акция - не ранее 2013 года), «Российские железные дороги» (25 процентов минус 1 акция - не ранее 2013 года).
В отношении
отдельных акционерных обществ сокращение
степени
участия государства в их уставных капиталах
может быть осуществлено до 2015 года («Русгидро»,
«Современный коммерческий флот», «Российский
Сельскохозяйственный банк» (до 75 процентов)).
Конкретные сроки и способы приватизации
этих компаний будут определяться с учетом
конъюнктуры рынка, координации продаж
с процессами приватизации акций компаний
соответствующих отраслей, а также рекомендаций
ведущих инвестиционных консультантов.
В 2011 - 2013 годах планируется приватизировать находящиеся в федеральной собственности акции 35 закрытых акционерных обществ, доли 10 обществ с ограниченной ответственностью, а также 73 объекта иного имущества государственной казны, в том числе объекты недвижимого имущества, включая морские и речные суда.
Поступления
в федеральный бюджет доходов от приватизации
федерального имущества без учета стоимости
акций крупнейших компаний, занимающих
лидирующее положение в соответствующих
отраслях, ожидаются в 2011 году в размере
6 млрд. рублей,
в 2012 и 2013 годах - в размере 5 млрд. рублей ежегодно.
Прогноз доходов от продажи федерального имущества может быть скорректирован в случае принятия Правительством Российской Федерации отдельных решений о приватизации акций крупнейших компаний, имеющих высокую инвестиционную привлекательность. В этом случае доходы от продажи федерального имущества в 2011 - 2013 годах могут составить с учетом рыночной конъюнктуры около 1 трлн. рублей.
ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ
В апреле 2004 г. Правительство РФ утвердило программу приватизации, согласно которой планируется в 2008 г. завершить процесс приватизации в России за счет выхода из капиталов предприятий, не выполняющих стратегических задач для экономики страны.
Согласно принятой программе, к 2006 г. на продажу будет выставлено все имущество, которое не выполняет государственных функций. В частности, в 2004 г. государство планирует выйти из всех акционерных обществ, где государственная доля составляет менее 25% и размер которой не позволяет государству эффективно влиять на деятельность таких акционерных обществ.
В базовый список объектов, запланированных к приватизации в 2004 г., включены 1050 федеральных государственных унитарных предприятий и 629 пакетов акций. Кроме того правительство продолжит в 2004 г. формирование вертикально интегрированных структур. В частности, 123 федеральных государственных унитарных предприятий и 215 пакетов акций планируется внести в вертикально интегрированные структуры оборонного комплекса. Доходы федерального бюджета от приватизации в 2004 г. планируются на уровне 35-40 млрд руб.
В 2005 г. государство намерено расстаться с пакетами акций, государственная доля в которых составляет 25-50%. При этом полностью будет осуществлен выход из капиталов компаний энергостроительного комплекса, рыболовства, внешнеэкономических компаний, машиностроения и кинематографии.
В 2006 г. государство намерено прекратить участие в компаниях, где оно владеет более 50% акций и которые не относятся к числу стратегических. В частности, государство выйдет из капитала компаний гражданской авиации, чья деятельность не связана с обеспечением безопасности государства и полетов, химической, нефтехимической промышленности, геологии, ряда отраслей сельского хозяйства.
В 2008 г. процесс приватизации в России будет завершен. Таким образом, после 2008 г. в России должна быть нормально функционирующая экономика, основанная на рыночных принципах.
Как видно из принятой программы приватизации, продажа госсобственности имеет преимущественно фискальный характер и направлена на выполнение “плана по наполнению госбюджета”. При этом, по существу, игнорируется необходимость инвестирования средств от приватизации в производство, что не позволяет использовать ее в качестве инструмента экономического роста.
В то же время приватизация теряет статус социально ориентированной программы. Широкие слои населения участия в ней не принимают, что укрепляет позиции частного и номенклатурного капитала и вытесняет большую часть граждан в сферу наемного труда. Используемые методы приватизации и действующая нормативно-законодательная база не ориентируют на развитие реального сектора экономики.
Вместе с тем прослеживаемая в государственной политике приватизации ориентация на обеспечение доходной части бюджета и максимизацию доходов от продаваемого государственного имущества сопровождается снижением качества продаваемого имущества, которое далеко не всегда соответствует той цене, по которой оно выставляется на аукционы. Связано это, прежде всего, с целым рядом причин:
1) рыночная оценка приватизируемого имущества не соответствует реальной его цене, поскольку не учитывает наличие спроса на продаваемое имущество;
2) государственные органы полностью игнорируют предпродажную подготовку выставляемых на продажу предприятий, поэтому зачастую к продаже предлагаются предприятия, находящиеся на грани банкротства;
3) существующие методы проведения продаж из-за ограниченной информированности процесса значительно сужают возможности доступа потенциальных покупателей к участию в аукционах.
В связи с этим в новой программе приватизации прослеживаются проблемы, не решенные правительством на предыдущих этапах, которые не могут способствовать повышению эффективности этого процесса.
Задачи, которые решались в предыдущие годы в сфере преобразования госсобственности, были чрезмерно простыми: провести массовую приватизацию большого количества государственных предприятий, значительную часть акций которых продать на льготных условиях непосредственным работникам этих предприятий. Упрощение задач обеспечивало необратимый характер реформам, с помощью которых страна стремилась быстрыми темпами осуществить переход в новую экономическую формацию.
Главным итогом приватизации 1993-97 гг. можно считать вывод из государственного владения более половины предприятий и вовлечение работников этих предприятий в корпоративное управление посредством владения акциями. К несомненным достижениям приватизации первого этапа надо отнести и то, что у нас в стране сформировался фондовый рынок. Начало ему положила именно ваучерная приватизация, когда в процесс обращения приватизационных чеков было одновременно вовлечено практически все население страны.
Приватизация государственных предприятий способствовала развитию рынка недвижимости. Этот рынок во многом повлиял на значительное оживление инвестиционных механизмов, в том числе обеспечивающих деятельность кредитного рынка. Приватизация положила начало и формированию в стране внутреннего рынка, который пришел на смену планово-распределительной системы.
Вместе с тем в ходе приватизации не удалось решить ряд задач, которые провозглашались в нормативных документах, обеспечивающих процесс приватизации. К ним нужно отнести, прежде всего, социальные задачи, которые реально дают оценку степени социальной эффективности этого процесса. Первая из них - проблема занятости. Приватизация привела к массовым сокращениям работников приватизированных предприятий. Она сегодня дополнительно усугубляется высоким уровнем скрытой безработицы. Не способствовала приватизация росту доходов населения.
Не решила реформа в сфере собственности и проблемы эффективного управления. Как ни утверждали ее авторы, что после приватизации сложится рынок и именно он расставит все на свои места, ожидаемого эффекта мы не получили. Это подтверждает и узость внутреннего рынка, в частности, сужение происходит именно на тех направлениях, которые обеспечивают социальную направленность нашей экономики - развитие производства, обеспечивающего население товарами народного потребления. На сегодняшний день по многим позициям происходит импортозамещение в сфере производства жизнеобеспечивающих товаров. Рассматривая социальную эффективность как соответствие результатов хозяйственной деятельности основным социальным потребностям и целям общества, а также интересам отдельного человека, можно выделить ее интегрирующий показатель, который определяется долей производства товаров народного потребления в общем объеме производства за год. По нашим подсчетам, на сегодняшний день эта доля не превышает 30%, что дает основание этот показатель определить как степень социальной эффективности производственной структуры, полученной в результате проведения приватизации государственной собственности.
Причина низкой социальной эффективности производства в стране кроется, по нашему мнению, в отсутствии конкуренции. Несмотря на то, что приватизация одной из основных своих целей подразумевала развитие конкуренции, фактически не удалось в процессе разгосударствления достичь того конкурентного уровня, который бы обеспечивал необходимые пропорции развития производства. Конкуренция сегодня складывается разве что в отдельных секторах и не оказывает в целом большого влияния на развитие экономики.
Конкуренция - очень тонкий, гибкий и селективный механизм, который безжалостно выбраковывает организации, занятые производством продукции, не пользующейся платежеспособным спросом. Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения рыночной обстановки. И именно конкуренция стимулирует их адаптацию к новым условиям. В соответствии с принципом "невидимой руки" конкуренция является важным и действенным механизмом обеспечения эффективности, пропорциональности и динамичности рыночной экономики и осуществляемого в ее условиях производства товаров и услуг.
Мировая практика, а также опыт рыночного реформирования экономики России позволяют сделать следующие принципиально важные выводы:
1) формирование конкурентного рынка невозможно без соответствующего вмешательства государства, поощрения предпринимательства и становления малых предприятий, работающих при относительно малых инвестициях;
2) антимонопольное законодательство может быть действенным лишь при условии жесткого государственного контроля за его выполнением. В России санкции за нарушение Федерального закона "О конкуренции" в некоторых отраслях промышленности были весьма значительными и способствовали формированию конкурентной среды. Однако, в целом, степень монополизации производства в российской экономике остается чрезвычайно высокой: по основным видам машиностроительной продукции она достигает 70-100%;
3) отказ правительства от проведения рациональной структурной и промышленной политики в процессе реформирования экономики за счет абсолютизации монетарных и других методов макрорегулирования.
Сегодня многие, кто занимается проблемами преобразования собственности, задаются вопросом: почему же все-таки не сработал механизм преобразования госсобственности, который эффективно зарекомендовал себя в других странах? Причины, по нашему мнению, кроются в следующем:
1. Не был запущен инвестиционный механизм преобразования госсобственности, который должен был привлечь дополнительные средства на преобразуемые предприятия. Основной упор в процессе преобразования госпредприятий делался на передачу акций работникам предприятий и продажу их на аукционах всем желающим. Инвестиционные торги по привлечению стратегических инвесторов оказались несостоятельными по причине невыполнения приобретателями условий инвестирования. Вместо эффективного собственника на предприятия пришел потребитель оборотных средств. В результате, вместо развития предприятий большинство из них оказалось на грани банкротства.