Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:46, курсовая работа
Актуальность данной темы, состоит в том, что последнее десятилетие характеризуется радикальными преобразованиями в отношениях собственности, суть которых заключается в разгосударствлении и в утверждении плюралистической её структуры. Этот процесс получил повсеместное распространение в бывших социалистических странах. Он идет и в России, где им охвачены все отрасли реального сектора экономики. В индустриальных отраслях ныне развертывается большая приватизация, в сельском хозяйстве приватизационные процессы также осуществляются довольно интенсивно.
ВВЕДЕНИЕ
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
1.1. ПОНЯТИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ
1.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
1.3. ЦЕЛИ ПРИВАТИЗАЦИИ
3
3
4
6
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОСИИ
2.1. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИВАТИЗАЦИИ СОБСТВЕННОСТИ
2.2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРИВАТИЗАЦИИ
2.3. ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ
7
7
8
9
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ
3.1. ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ
3.2. ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РФ
3.3. ОЦЕНКА И УРОКИ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОСИИ
3.4. ПРИВАТИЗАЦИЯ 2000-Х ГОДОВ
3.5 ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
15
15
17
20
22
23
ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
33
В начале приватизации ориентация на имеющийся у населения и коммерческих структур объем денежных ресурсов была практически невозможна из-за его несопоставимости со стоимостью государственного имущества, подлежащего приватизации. Кроме того, при существовавшем низком уровне дохода у большинства населения была и остается высокой предельная склонность к потреблению. Именно поэтому вполне обоснованным было безвозмездное размещение приватизационных чеков в качестве дополнительных платежных средств.
Купля-продажа ваучеров в течение всего периода их обращения происходила при рыночной цене при неизменном номинале. Однако в первые месяцы их обращения выдвигалась идея создания механизма государственных гарантий цены ваучера. Необходимость индексации вкладов не возникла, так как на протяжении всего срока действия приватизационных чеков оценка основных капиталов акционерных обществ и имущества, выставляемого на конкурс, производилась в ценах 1992 г. На чековых аукционах акции приватизируемых предприятий продавались по аукционному курсу, а не по номиналу.
Довольно обоснованной выглядела и теоретическая поддержка именных приватизационных бумаг. Это могло бы предотвратить их попадание на разбалансированный потребительский рынок. Практика обращения приватизационных чеков на предъявителя показала их двойственное влияние на объем спроса на потребительском рынке. Средства, полученные гражданами от продажи чеков, увеличивали объем спроса, но одновременно значительная доля денежной массы (в том числе наличной) была оттянута на спекулятивный рынок приватизационных чеков. Резкие различия в предложении акций и ваучеров по регионам удалось сгладить в процессе развития биржевой и около биржевой торговли приватизационными чеками.
Рассмотрение проблем, связанных с механизмом и итогами чековых аукционов, сохраняет свою актуальность потому, что для денежных аукционов по продаже акций реорганизованных предприятий предлагается аналогичный порядок проведения. Кроме того, курс акций, установленный на чековых аукционах, является базой для курса денежных аукционов и вторичного рынка акций. Ценные бумаги приватизированных предприятий в целом достаточно надежны, однако в настоящее время все же низко доходны и мало ликвидны.
3.3. ОЦЕНКА И УРОКИ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ
Положительная оценка приватизации связана, главным образом, с системной трансформацией экономического строя России, в том числе с устранением монополии госсобственности в стране и формированием основы многоукладной экономики. Важными результатом является также то, что приватизационные программы реализованы в целом без социальных потрясений, с обеспечением минимально необходимых предпосылок для включения субъектов развивающегося отечественного рынка в мировые хозяйственные связи.
О появлении тенденции улучшения функционирования приватизированных предприятий по сравнению с неприватизированными говорят некоторые показатели. В частности, по выборочным обследованиям, существенно возрос в сфере услуг удельный показатель эффективности, то есть объем выручки с 1 кв. м площади (коэффициент использования площади); в ряде отраслей добывающей промышленности увеличилась извлекаемость сырья.
Очевидно, что эффективность работы любой компании связана не столько с видами собственности, сколько с компетентностью управления, и с условиями макросреды, в которой она функционирует. До настоящего времени все еще нет принципиальных различий в результатах деятельности большинства государственных и частных акционерных предприятий, поскольку отсутствует реальная ответственность менеджмента за результаты деятельности и в тех, и в других. Среда, в которой действуют оба типа предприятий, также меняется очень медленно и остается далеко не идеальной.
Для процесса приватизации, проводимого в нашей стране можно отметить несколько характерных особенностей, присущих только ему:
Приватизация проводилась не столько по Законам, сколько по Указам президента и ведомственным нормативным документам Госкомимущества (которые даже не всегда направлялись в Минюст для регистрации).
Для предприятий госсектора были разработаны типовые стандарты процедур приватизации, однако широко применялись "индивидуальные процедуры приватизации", вводимые местными органами власти (т.е. незаконные).
Составлялись ежегодные государственные программы приватизации, но включение в эти программы адресных заданий означало выбор лучших предприятий и их форсированный передел.
Из-за отсутствия финансовых средств у населения, осуществлялась бесплатная раздача государственной собственности и продажа ее по минимальным ценам, главным образом, в интересах директоров и государственных чиновников.
При выборе модели ускоренной массовой приватизации главенствовала текущая политическая целесообразность, а не экономическая разумность.
Фактически устанавливалось господство частной собственности в условиях неполноценной среды ее функционирования и неблагоприятных макроэкономических условиях. При этом внешняя открытость национальной экономики, вместо фактора развития рыночной экономики, оказывала не стимулирующее, а скорее угнетающее и разрушающее воздействие.
Таким образом, при ощутимом политическом результате (возникли слои мелких и крупных собственников) экономически приватизация в России оказалась малоэффективной. Очевидно, что вместо форсирования этого процесса, было необходимо налаживать действенное управление остававшейся государственной собственностью.
Потенциал госсектора для прямого участия в материальном производстве и для косвенного воздействия на него на предприятия других организационно-правовых форм в России еще значителен. О масштабах государственного сектора говорят следующие данные: в стране учреждено более 13 тыс. государственных унитарных предприятий и 23 тыс. учреждений. Участие в управлении многими из смешанных АО осуществляется через институт представителей, назначаемых решениями Правительства РФ, численность которых составляет около 2 тыс. человек.
В современных условиях, в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" изменены порядок принятия решений о приватизации, расширены права Правительства РФ. Приватизация крупных предприятий и продажа акций из государственного пакета будет проводиться после тщательной предпродажной подготовки.
Естественно, что приватизация в нашей стране повлияла и на занятость населения и рынок труда. Оценивая это влияние приватизации необходимо отметить, что в России был избран вариант такой реформы, который не должен был привести к резкому росту безработицы, и жесткая санация, массовое банкротство предприятий были отложены из-за реальной опасности социальной катастрофы. На приватизированных предприятиях директора избегали проводить в рамках структурной реорганизации и оздоровления хозяйственной деятельности сокращение персонала. Оно проводилось до середины 90-х годов лишь в очень ограниченных масштабах и коснулось, прежде всего, инженерно-технических работников, могущих серьезно противостоять директорскому корпусу, а не рядовых работников.
Однако слабость программ в области регулирования рынка труда в условиях экономической либерализации, отсутствие хорошо налаженной системы профессиональной переподготовки кадров и перепрофилирования производства привели к тому, что с 1993 года главной чертой российского рынка труда стало преобладание латентной безработицы. Структурная перестройка экономики привела к расширению масштабов безработицы, наблюдается и рост ее средней продолжительности.
Латентная безработица существовала в тот период в нескольких формах: наличие избыточной рабочей силы (что выражалось в низкой производительности труда); отправка работников в вынужденные неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска; перевод предприятий на неполное рабочее время (укороченная рабочая неделя); принявшая с 1992 г. массовый характер невыплата заработной платы - уникальное по своей форме и масштабам российское явление (средства, как известно, частично использовались для решения фискальных проблем, частично «прокручивались» коммерческими банками).
Одна из негативных сторон латентной безработицы состоит в том, что скрытые формы безработицы позволяют Правительству Российской Федерации выводить за рамки системы социальной помощи, социальной защиты огромное число не полностью занятых граждан.
Особенно неблагоприятная ситуация с безработицей наблюдалась в группах людей с высоким уровнем образования - специалистов и научных работников. Среди них не только высок уровень безработицы, но они к тому же обладают лишь относительно ограниченными возможностями устроиться на новую работу по специальности. Экспертные оценки выявили, что в 1994 году только каждый десятый научный сотрудник, и каждый третий специалист устроились на работу по специальности.
Принимая во внимание, что для России и до реформ был характерен невысокий уровень жизни как следствие низких доходов населения, именно рост безработицы как результат приватизации в совокупности с падением доходов и жизненного уровня особенно опасен для стабильности социально-политического положения в стране.
3.4. ПРИВАТИЗАЦИЯ 2000-Х ГОДОВ
Приватизационные процессы в стране продолжаются. В 2003 году Правительство Российской Федерации впервые утвердило прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2004 год и основные направления приватизации федерального имущества до 2006 года в соответствии с процедурой и требованиями Закона а приватизации. Эта программа включала около 1050 ФГУПов и более 600 госпакетов в акционерных обществах. В 2004 году государство планировало выйти из уставного капитала практически всех акционерных обществ, где его доля составляет менее 25%. Реализация программы приватизации на 2005 год, по оценке Минимущества, должна была принести государству как минимум 35-40 млрд. руб.
Доходы от приватизации госимущества в 2006 году, согласно оценкам Минэкономразвития, запланированы в объеме 31 млрд. руб. План приватизации по акционерным обществам в 2005 году выполнен больше чем на треть, по ФГУПам - на половину. Всего в 2005 году приватизировано 741 унитарное предприятие против 517 в 2004 году. Кроме того, проданы пакеты акций 634 АО против 655 в 2004 году. Доходы от приватизации в 2004 году были запланированы в 42.7 млрд. руб. Фактические поступления от приватизации составили 34.8 млрд. руб. В 2006 году запланирована приватизация 1400 унитарных предприятий и продажа более 1300 пакетов акций АО. Минэкономразвития также предлагает усовершенствовать законодательство о приватизации госимущества. Министерство внесло в Правительство поправки в законодательство о приватизации госимущества, об оценочной деятельности и об акционерных обществах, направленные на повышение эффективности приватизационных процессов. В частности, в поправках предлагается отказаться от акционирования мелких и средних унитарных предприятий, от института нормативной цены при приватизации. Кроме того, изменения направлены на упрощение порядка продажи единичных акций, совершенствование продажи путем первичного предложения, повышение информационной открытости приватизационных процессов, упрощение создания АО при приватизации и ряд других мер. Среди задач на 2006 год Минэкономразвития ставит сокращение количества унитарных предприятий, деятельность которых не направлена на обеспечение государственных функций, а также на своевременное оформление всех документов при выставлении предприятия на приватизацию.
Однако в 2006 году было продано только 356 пакетов акций АО, или 26% от включенных в приватизацию хозяйственных обществ, и только по 523 ФГУПам (36% от плана). Среди крупнейших приватизационных сделок 2006 года была продажа 100% акций Международного аэропорта Сочи за 5,5 млрд. рублей и госпакета (19,8%) акций ОАО Дальневосточное морское пароходство за 3,9 миллиарда рублей. Поступления в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества в 2006 году составили 18,26 миллиарда рублей, или 58,9% от установленного плана. Сокращение поступлений объясняется тем, что ежегодно не выполняются планы по приватизации.
Всего за период приватизации с 2000-го года государство получило доход в федеральный бюджет: в 2000г. - 83,3%, 2001г. - 89%, 2004г. - 34,8% от запланированных 58,9%, 2006г. - запланировано поступлений в размере 31 млрд. руб., а поступило 18,26 млрд. руб.
Это говорит о том, что система приватизации в России требует совершенствования, но по сравнению с 90-ми годами она усовершенствовалась, свидетельство этому вклады людей в развивающееся производство, которое становится конкурентно способным.
Итоги и опыт реализации проведения приватизации последних годов заложило основу для подготовки планирования приватизации в последующие годы, в том числе планирования приватизации на среднесрочную перспективу, которое позволит вывести приватизационный процесс как часть системы управления имуществом на качественно новый уровень.
3.5. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
Правительство Российской Федерации рассмотрело и утвердило прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации на 2011-2013 годы.
В настоящее время приватизация федерального имущества является одним из инструментов достижения целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики. Постепенное сокращение участия государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики должно достигаться путем применения эффективных приватизационных программ, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти.
С учетом приоритетов экономического развития Российской Федерации основными задачами приватизации имущества в 2011 - 2013 годах являются:
создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций в развитие акционерных обществ на основе новых технологий;
сокращение государственного сектора экономики в целях развития и стимулирования инновационных инициатив частных инвесторов;