Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 21:58, курсовая работа
Основные стратегические цели и задачи государства, определённые президентом РФ, - повышение качества жизни населения, обеспечение высоких темпов экономического роста, создание потенциала для будущего развития – прямо или косвенно пересекается с проблемами развития потребительского рынка России. Важнейшей составной частью потребительского рынка является розничная торговля, которая традиционно относится к пяти базовым отраслям экономики: промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь и торговля.
Введение……………………………………………………………………………………………...3 стр.
1. Потребительский рынок – важный фактор экономического роста России…………...4-9 стр.
1.1 Увеличение доходов населения…………………………………………………………………4 стр.
1.2 Снижение инфляции, сокращение безработицы……………………………………………….5 стр.
1.3 Изменения в потребительском поведении. Рост импорта. Расширение потребительского кредитования……………………………………………………………………………………….6-8 стр.
1.4 Иностранная конкуренция…………………………………………………………………...8-10 стр.
2. Анализ тенденций развития отрасли……………………………………………………..11-32 стр.
2.1 Торговля и общественное питание…………………………………………………………11-21 стр.
2.2 Рынок услуг в России……………………………………………………………………….21-23 стр.
2.3 Пищевая промышленность…………………………………………………………………23-25 стр.
2.4 Лёгкая промышленность……………………………………………………………………26-30 стр.
2.5 Транспорт и логистика……………………………………………………………………...30-32 стр.
3. Предложения по решению актуальных проблем отрасли…………………………….33-45 стр.
3.1 Действия государства и местных властей…………………………………………………33-34 стр.
3.2 Конкуренция…………………………………………………………………………………34-36 стр.
3.3 Низкая производительность труда…………………………………………………………36-37 стр.
3.4 Прочие проблемы……………………………………………………………………………37-38 стр.
3.5 Потребительский рынок России сегодня………………………………………………......39-45 стр.
Заключение………………………………………………………………………………………...46 стр.
Список используемой литературы……………………………………………………………...47 стр.
Всероссийская
государственная налоговая
Специальность: экономика (бакалавриат)
Курсовая работа по дисциплине макроэкономика
Тема:
Российский потребительский
рынок: тенденции и развитие
Выполнила: студентка ЭО-201
Борисова Полина
Преподаватель:
д.э.н. Морозко Н.И.
Москва,
2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Потребительский рынок – важный фактор экономического роста России…………...4-9 стр.
1.1 Увеличение
доходов населения…………………………………
1.2 Снижение инфляции,
сокращение безработицы……………………………………………….
1.3 Изменения
в потребительском поведении.
Рост импорта. Расширение
1.4 Иностранная
конкуренция…………………………………………………
2.
Анализ тенденций
развития отрасли……………………………………………………..
2.1 Торговля и
общественное питание…………………………
2.2 Рынок услуг
в России…………………………………………………………
2.3 Пищевая промышленность……………………
2.4 Лёгкая промышленность………………………
2.5 Транспорт
и логистика…………………………………………………
3. Предложения по решению актуальных проблем отрасли…………………………….33-45 стр.
3.1 Действия государства
и местных властей…………………………………………………33-
3.2 Конкуренция…………………………………………………
3.3 Низкая производительность
труда…………………………………………………………36-
3.4 Прочие проблемы………………………………………
3.5 Потребительский
рынок России сегодня……………………………………………….....
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………………………
Введение
Основные стратегические цели и задачи государства, определённые президентом РФ, - повышение качества жизни населения, обеспечение высоких темпов экономического роста, создание потенциала для будущего развития – прямо или косвенно пересекается с проблемами развития потребительского рынка России. Важнейшей составной частью потребительского рынка является розничная торговля, которая традиционно относится к пяти базовым отраслям экономики: промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь и торговля. В последние годы розничная торговля, по данным Федеральной службы налоговой статистики (ФСГС), постоянно лидирует в списке наиболее прибыльных отраслей экономике, уступая в отдельные короткие периоды времени только отрасли связи. С 2002 года отрасль «торговля» стала лидером по привлечению иностранных инвестиций. Это, можно сказать, отвергает мнение о том, что иностранцев интересует в России прежде всего ТЭК. Следует отметить, что помимо розничной торговли сюда следует отнести также предприятия общественного питания и бытового обслуживания. В этой активно растущей отрасли занято более 11 млн. человек. При этом важно, что уровень износа основных фондов в отрасли не превышает 30%, что выгодно отличает её от состояния всей экономике в целом, где аналогичный показатель составляет на 20% больше. В отрасли очень высок уровень нового строительства в 70-75% вводимых торговых площадей. Отрасль отличается также высокой долей частной собственности, оцениваемой в 96%, и всё возрастающем уровнем конкуренции, что является стимулом её дальнейшего роста. Таким образом, в последние годы предприятия торговли, общественного питания и сферы услуг производят 20-25% ВВП России. Именно поэтому ТПП РФ и Комитет палаты по развитию потребительского рынка должны уделять большее внимание этой отрасли экономики страны и занимать более активную позицию по разрешению имеющихся у хозяйствующих субъектов этой отрасли проблем.
1. Потребительский рынок – важный фактор экономического роста страны.
1.1
Увеличение доходов
населения.
В последние 5 лет потребительский рынок страны развивается достаточно быстрыми темпами – 10-15% ежегодного прироста. Основу этого роста составляют предприятия розничной торговли, общепита и бытового обслуживания, которые занимают первые места в списке наиболее прибыльных подотраслей российской экономики, конкурируя лишь с предприятиями трубопроводного транспорта, газовой промышленности и связи. По оценкам ФСГС объём розничной торговли превысил $120 млрд. в 2002 году, $150 млрд. в 2003 году и достиг $180 млрд. в 2004 году.
Динамика оборота розничной торговли
Подобный стремительный
рост товарооборота отражает увеличение
потребления населения и роста
личных доходов граждан. За 2004 год реальные
располагаемые доходы населения увеличились
на 7,8%, а оборот розничной торговли на
12,1%. Таким образом можно сделать вывод,
что экономика стала более потребительски
ориентированной.
1.2
Снижение инфляции.
Сокращение безработицы.
Согласно МЭРТ увеличение роста доходов населения в 2007 году составило 40%, поэтому произошёл аналогичный рост объёмов товарооборота. Во многом это зависело от уровня динамики инфляции. По опросам общественного мнения, почти половина россиян считают снижение цен основной задачей власти.
Изменение
уровня инфляции
1.3
Изменение в потребительском
поведении. Рост
импорта. Расширение
потребительского
кредитования
В структуре
оборота розничной торговли в 2002
и 2003 годах реализация непродовольственных
товаров демонстрировала
Динамика
роста спроса на определённые
товары
Увеличивающийся
спрос на высококачественные товары
длительного пользования
Объём
вкладов физических
лиц в Сберегательном
банке РФ
1.4
Иностранная конкуренция
Всё большее
количество россиян готово платить
больше за гарантированное качество
товаров и услуг, за более широкий
ассортимент выбора, за удобство самого
процесса покупки. Наиболее оптимальным
путём создания таких условий является
создание торговых сетей, преимущества
которых очевидны: консолидация закупок
позволяет получить серьёзные внешние
скидки, а централизация контрольно-управленческих
функций ведёт к серьёзному снижению внутренних
издержек. Понятно, что ситуация в российских
регионах всё ещё отличается от ситуации
в двух столицах и крупных агломерациях.
Современная Россия отличается высоким
уровнем урбанизации. В стране насчитывается
более 1000 городов и посёлков городского
типа, суммарное население которых превышает
100 млн. человек. Только в 50 крупных городах
(Москва, Санкт-Петербург, 13 городов-миллионников,
и 33 с населением более полумиллиона человек)
проживает более 30 млн. человек. Потребительский
рынок двух российских столиц всё больше
подходит к уровню насыщения и активной
конкуренции за покупателя и клиента.
Поэтому интересы активных игроков начинают
активно перемещаться в регионы, где растёт
покупательная способность населения,
более низкий уровень конкуренции, в том
числе и со стороны иностранных сетей,
а также имеется достаточный выбор торговых
площадей и свободных торговых площадок
под строительство. В 2004 году две крупные
западные сети заявили о намерении активного
развития в России: «Billa» (Германия) на
сумму около $500 млн. и «Kingfisher» (Великобритания)
на сумму около $600 млн. Наличие и приход
новых иностранных операторов, конечно,
обостряет конкуренцию на потребительском
рынке, однако это несёт важные позитивные
импульсы, поскольку в результате конкуренции
снижаются розничные цены, повышается
уровень обслуживания, расширяется ассортимент
товаров и услуг, растёт уровень технологических
процессов. Кроме того, практика работы
иностранцев на российском потребительском
рынке ускоряет формирование более цивилизованной
и прозрачной бизнес-среды. В результате
весь рынок становится более цивилизованным
и российские игроки получат больше возможностей
привлекать доступные финансовые средства
с мировых рынков на своё дальнейшее развитие.
Подводя итоги первой главы моей работа, можно сделать следующие выводы:
2. Анализ тенденций развития отрасли
2.1 Торговля и общественное питание
2.1.1
Розничная торговля
Розничную торговлю в 2009 году можно характеризовать следующими итогами:
Информация о работе Российский потребительский рынок: тенденции и развитие