Российский потребительский рынок: тенденции и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 21:58, курсовая работа

Описание

Основные стратегические цели и задачи государства, определённые президентом РФ, - повышение качества жизни населения, обеспечение высоких темпов экономического роста, создание потенциала для будущего развития – прямо или косвенно пересекается с проблемами развития потребительского рынка России. Важнейшей составной частью потребительского рынка является розничная торговля, которая традиционно относится к пяти базовым отраслям экономики: промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь и торговля.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………...3 стр.

1. Потребительский рынок – важный фактор экономического роста России…………...4-9 стр.

1.1 Увеличение доходов населения…………………………………………………………………4 стр.

1.2 Снижение инфляции, сокращение безработицы……………………………………………….5 стр.

1.3 Изменения в потребительском поведении. Рост импорта. Расширение потребительского кредитования……………………………………………………………………………………….6-8 стр.

1.4 Иностранная конкуренция…………………………………………………………………...8-10 стр.

2. Анализ тенденций развития отрасли……………………………………………………..11-32 стр.

2.1 Торговля и общественное питание…………………………………………………………11-21 стр.

2.2 Рынок услуг в России……………………………………………………………………….21-23 стр.

2.3 Пищевая промышленность…………………………………………………………………23-25 стр.

2.4 Лёгкая промышленность……………………………………………………………………26-30 стр.

2.5 Транспорт и логистика……………………………………………………………………...30-32 стр.

3. Предложения по решению актуальных проблем отрасли…………………………….33-45 стр.

3.1 Действия государства и местных властей…………………………………………………33-34 стр.

3.2 Конкуренция…………………………………………………………………………………34-36 стр.

3.3 Низкая производительность труда…………………………………………………………36-37 стр.

3.4 Прочие проблемы……………………………………………………………………………37-38 стр.

3.5 Потребительский рынок России сегодня………………………………………………......39-45 стр.

Заключение………………………………………………………………………………………...46 стр.

Список используемой литературы……………………………………………………………...47 стр.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по макроэкономике.docx

— 318.68 Кб (Скачать документ)

Всероссийская государственная налоговая академия при Минфине РФ 
 
 
 
 
 
 
 

Специальность: экономика (бакалавриат)

Курсовая  работа по дисциплине макроэкономика

Тема: Российский потребительский рынок: тенденции и развитие 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка ЭО-201

Борисова  Полина

Преподаватель: д.э.н. Морозко Н.И. 
 
 
 
 
 

Москва, 2011 

Содержание: 

Введение……………………………………………………………………………………………...3 стр.

1. Потребительский  рынок – важный  фактор экономического  роста России…………...4-9 стр.

1.1 Увеличение  доходов населения…………………………………………………………………4 стр.

1.2 Снижение инфляции, сокращение безработицы……………………………………………….5 стр.

1.3 Изменения  в потребительском поведении.  Рост импорта. Расширение потребительского  кредитования……………………………………………………………………………………….6-8 стр.

1.4 Иностранная конкуренция…………………………………………………………………...8-10 стр.

2. Анализ тенденций  развития отрасли……………………………………………………..11-32 стр.

2.1 Торговля и  общественное питание…………………………………………………………11-21 стр.

2.2 Рынок услуг  в России……………………………………………………………………….21-23 стр.

2.3 Пищевая промышленность…………………………………………………………………23-25 стр.

2.4 Лёгкая промышленность……………………………………………………………………26-30 стр.

2.5 Транспорт  и логистика……………………………………………………………………...30-32 стр.

3. Предложения по решению актуальных проблем отрасли…………………………….33-45 стр.

3.1 Действия государства  и местных властей…………………………………………………33-34 стр.

3.2 Конкуренция…………………………………………………………………………………34-36 стр.

3.3 Низкая производительность труда…………………………………………………………36-37 стр.

3.4 Прочие проблемы……………………………………………………………………………37-38 стр.

3.5 Потребительский рынок России сегодня………………………………………………......39-45 стр.

Заключение………………………………………………………………………………………...46 стр.

Список  используемой литературы……………………………………………………………...47 стр. 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Основные стратегические цели и задачи государства, определённые президентом РФ, - повышение качества жизни населения, обеспечение высоких  темпов экономического роста, создание потенциала для будущего развития – прямо или косвенно пересекается с проблемами развития потребительского рынка России. Важнейшей составной частью потребительского рынка является розничная торговля, которая традиционно относится к пяти базовым отраслям экономики: промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь и торговля. В последние годы розничная торговля, по данным Федеральной службы налоговой статистики (ФСГС), постоянно лидирует в списке наиболее прибыльных отраслей экономике, уступая в отдельные короткие периоды времени только отрасли связи. С 2002 года отрасль «торговля» стала лидером по привлечению иностранных инвестиций. Это, можно сказать, отвергает мнение о том, что иностранцев интересует в России прежде всего ТЭК. Следует отметить, что помимо розничной торговли сюда следует отнести также предприятия общественного питания и бытового обслуживания. В этой активно растущей отрасли занято более 11 млн. человек. При этом важно, что уровень износа основных фондов в отрасли не превышает 30%, что выгодно отличает её от состояния всей экономике в целом, где аналогичный показатель составляет на 20% больше. В отрасли очень высок уровень нового строительства в 70-75% вводимых торговых площадей. Отрасль отличается также высокой долей частной собственности, оцениваемой в 96%, и всё возрастающем уровнем конкуренции, что является стимулом её дальнейшего роста. Таким образом, в последние годы предприятия торговли, общественного питания и сферы услуг производят 20-25% ВВП России. Именно поэтому ТПП РФ и Комитет палаты по развитию потребительского рынка должны уделять большее внимание этой отрасли экономики страны и занимать более активную позицию по разрешению имеющихся у хозяйствующих субъектов этой отрасли проблем.

1. Потребительский  рынок – важный  фактор экономического  роста страны.

1.1 Увеличение доходов  населения. 

В последние 5 лет  потребительский рынок страны развивается  достаточно быстрыми темпами – 10-15% ежегодного прироста. Основу этого  роста составляют предприятия розничной  торговли, общепита и бытового обслуживания, которые занимают первые места в списке наиболее прибыльных подотраслей российской экономики, конкурируя лишь с предприятиями трубопроводного транспорта, газовой промышленности  и связи. По оценкам ФСГС объём розничной торговли превысил $120 млрд. в 2002 году, $150 млрд. в 2003 году и достиг $180 млрд. в 2004 году.

Динамика  оборота розничной  торговли

 

Подобный стремительный  рост товарооборота отражает увеличение потребления населения и роста  личных доходов граждан. За 2004 год реальные располагаемые доходы населения увеличились на 7,8%, а оборот розничной торговли на 12,1%. Таким образом можно сделать вывод, что экономика стала более потребительски ориентированной.  

 

1.2 Снижение инфляции. Сокращение безработицы. 

Согласно МЭРТ увеличение роста доходов населения  в 2007 году составило 40%, поэтому произошёл  аналогичный рост объёмов товарооборота. Во многом это зависело от уровня динамики инфляции. По опросам общественного  мнения, почти половина россиян считают  снижение цен основной задачей власти.

Изменение уровня инфляции 

 

1.3 Изменение в потребительском  поведении. Рост  импорта. Расширение  потребительского  кредитования 

В структуре  оборота розничной торговли в 2002 и 2003 годах реализация непродовольственных  товаров демонстрировала большую  динамичность в сравнении с продуктами питания и их соотношение составляло 46,4% (продтовары) и 53,6 (непродовольственные  товары). Безработица в последние  годы сокращается незначительно. С  начала 2010 года еженедельный прирост  численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в среднем составил 1,25%, в то время как в соответствующий  период 2009 года данный показатель составлял 4%. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, по состоянию на 17 февраля 2010 года составила 2 263 314 человек. По официальным данным нашу страну ожидает ещё около полмиллиона увольнений. Опять же, в крупных городах жители получили не только больше возможностей для заработка, но и для траты заработанного, благодаря расширению практики потребительского кредитования. Так, социологический опрос показал, что возможность получения кредита, стала фактором принятия решения о покупке товара. Первые потребительские кредиты начал выдавать банк «Русский стандарт» в 2000 году. Известно, что 2 года назад сумма потребительских кредитов превысила 500 миллионов рублей. Благодаря кредитам в число активных потребителей стали вовлекаться более широкие слои населения из так называемой низшей части среднего класса. Среди их покупательских предпочтений фигурируют DVD-плееры, стиральные машины автомат, т.е. те товары, которые уже не интересуют более зажиточные прослойки, уже имеющие эти товары и ориентирующиеся на более дорогие товары длительного пользования, такие как автомобили, недвижимость и другое.  
 

Динамика  роста спроса на определённые товары 

 

Увеличивающийся спрос на высококачественные товары длительного пользования объективно ведёт к росту импорта, особенно в тех секторах и ценовых сегментах, где иностранные производители  находятся вне конкуренции. Потребление  платных услуг в России отличается специфическим характером административного  регулирования цен на услуги жилищно-коммунального  хозяйства, пассажирского транспорта и связи. Однако повышение доходов  населения находит своё отражение  и в росте спроса на такие платные  услуги как спорт, развлечения, культура, медицина, ремонт транспортных средств  и квартир. Рост благосостояния населения  находит своё отражение и в  его сберегательном поведении. Вклады и прочие привлечённые средства физических лиц в российских банках за 2010 год  увеличились на 31,2%: с 7,5 триллиона  рублей на 1.01.2010 до 9,8 триллиона рублей на 1.01.2011 года. Такие данные опубликовала Федеральная служба государственной  статистики. Вклады физлиц на общую  сумму 4,8 триллиона рублей в начале января 2011 года находились в Сбербанке  России. Доля Сбербанка в общем  объёме сбережений физлиц увеличилась по сравнению с 1.12.2010 года на 0,2% до 48,5%. Рублёвые банковские вклады населения на 1.01.2011 составляли 7,9 триллиона рублей, валютные – 1,9 триллиона рублей.

Объём вкладов физических лиц в Сберегательном банке РФ 

 

1.4 Иностранная конкуренция 

Всё большее  количество россиян готово платить  больше за гарантированное качество товаров и услуг, за более широкий  ассортимент выбора, за удобство самого процесса покупки. Наиболее оптимальным путём создания таких условий является создание торговых сетей, преимущества которых очевидны: консолидация закупок позволяет получить серьёзные внешние скидки, а централизация контрольно-управленческих функций ведёт к серьёзному снижению внутренних издержек. Понятно, что ситуация в российских регионах всё ещё отличается от ситуации в двух столицах и крупных агломерациях. Современная Россия отличается высоким уровнем урбанизации. В стране насчитывается более 1000 городов и посёлков городского типа, суммарное население которых превышает 100 млн. человек. Только в 50 крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, 13 городов-миллионников, и 33 с населением более полумиллиона человек) проживает более 30 млн. человек. Потребительский рынок двух российских столиц всё больше подходит к уровню насыщения и активной конкуренции за покупателя и клиента. Поэтому интересы активных игроков начинают активно перемещаться в регионы, где растёт покупательная способность населения, более низкий уровень конкуренции, в том числе и со стороны иностранных сетей, а также имеется достаточный выбор торговых площадей и свободных торговых площадок под строительство. В 2004 году две крупные западные сети заявили о намерении активного развития в России: «Billa» (Германия) на сумму около $500 млн. и «Kingfisher» (Великобритания) на сумму около $600 млн. Наличие и приход новых иностранных операторов, конечно, обостряет конкуренцию на потребительском рынке, однако это несёт важные позитивные импульсы, поскольку в результате конкуренции снижаются розничные цены, повышается уровень обслуживания, расширяется ассортимент товаров и услуг, растёт уровень технологических процессов. Кроме того, практика работы иностранцев на российском потребительском рынке ускоряет формирование более цивилизованной и прозрачной бизнес-среды. В результате весь рынок становится более цивилизованным и российские игроки получат больше возможностей привлекать доступные финансовые средства с мировых рынков на своё дальнейшее развитие.  

Подводя итоги  первой главы моей работа, можно  сделать следующие выводы:

  • На фоне увеличения доходов населения, сокращения инфляции, происходит очевидное изменение структуры потребительского спроса и потребительского поведения;
  • Распространение практики потребительского кредитования преодолевает негативные последствия сохраняющегося уровня безработицы и социального расслоения, однако объективно способствует переносу интереса покупателей на импортную продукцию;
  • Высокий уровень урбанизации в стране и растущая покупательная способность населения в крупных агломерациях приводят к активному росту торговых розничных сетей и их дальнейшему продвижению в российские регионы;
  • Приход иностранных игроков на потребительский рынок влечёт за собой ужесточение конкурентной борьбы, активизирует процессы слияний, но и способствует оздоровлению бизнес-среды, что весьма актуально, поскольку более половины рынка по-прежнему находится в «тени».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ тенденций  развития отрасли

2.1 Торговля и общественное  питание

2.1.1 Розничная торговля 

Розничную торговлю в 2009 году можно характеризовать  следующими итогами:

  • В формировании валового внутреннего продукта РФ доля оптовой розничной торговли (включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовой техники и предметов личного пользования) составила в основных ценах (включая субсидии на продукты, без налогов на них) 19,7% (в 2008 г. – 20,9%);
  • Впервые за последние 10 лет в 2009 году индекс физического объёма оборота розничной торговли в целом в РФ опустился ниже 100% отметки и составил 95,1%. Сокращение оборота по сравнению с 2008 годом наблюдалось в течении всех месяцев 2009 года;
  • На фоне снижения покупательского спроса предпочтения населения во многом были отданы рыночной торговле. При сокращении по сравнению с 2008 годом объёмов товаров торгующими организациями (включая ИП вне рынка) на 5,3%, объёмы продажи на рынках упали лишь на 2,3%, в основном за счёт уменьшения покупок непродовольственных товаров, продажа пищевых продуктов на рынках сохранилась практически на том же уровне (99,4%);
  • Несмотря на отрицательную в 2009 году динамику оборота розничной торговли в целом по всем хозяйствующим субъектам, торговые сетевые структуры удерживали торговый оборот на относительно постоянном уровне (102,4% к уровню 2008 года в сопоставимых ценах). Доля продажи через сетевые форматы торговли в общем обороте розничной торговли составила 14,6% против 13,6% в 2008 году. В обороте торгующих организаций эта доля составила 24,2% (в 2008 году – 22%);
  • Прочное место в торговле по-прежнему занимает малый бизнес. Субъекты малого предпринимательства формировали в 2009 году более половины всего оборота розничной торговли;
  • Соотношение пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, и непродовольственных товаров до кризиса 2008 года показывало динамику увеличения доли последних. В 2009 году в структуре оборота розничной торговли доля непродовольственных товаров снизилась до 51,4% против 53,4% в 2008 году и 55% в 2007 году;
  • Более высокая инфляция на непродовольственные товары, чем на продукты питания, сокращение потребительского кредитования способствовали тому, что в течение всего года (за исключением января) объёмы продажи непродовольственных товаров (в сопоставимых ценах) были ниже уровня 2008 года и отставали от объёмов продажи пищевых продуктов. При сокращении оборота пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в целом за 2009 год на 1,6% по сравнению с 2008 годом оборот непродовольственных товаров уменьшился на 8%;
  • Импорт потребительских товаров в 2009 году сократился по сравнению с 2008 годом на 25,3%, в результате доля указанных товаров в объёме ресурсов оборота розничной торговли сократилась до 41% против 44% в 2008 году;
  • Практически в течение всего года сохранялся устойчивый уровень товарных запасов в организациях розничной торговли (32-33 дня торговли), за исключением января (31 день) и декабря (29 дней);
  • По данным Роспотребнадзора о качестве товаров, поступивших в 2009 году на потребительский рынок, по ряду товаров наблюдалось снижение доли продукции ненадлежащего качества и опасной для потребителя, причём по пищевым продуктам в основном улучшилось качество продукции отечественного производства, а по непродовольственным товарам – импортного производства. В то же время, по таким товарам, как рыбная и цельномолочная продукция, сахар, крупа, швейные изделия, радиоприёмные устройства, холодильники, стиральные машины, качество проинспектированных образцов в 2009 году было хуже, чем в 2008 году независимо от страны их производства;
  • После отмечавшегося в 2007 и 2008 гг. ежегодного увеличения темпов прироста цен на товары в потребительском секторе (соответственно 11,3% и 12,4%), в 2009 году тенденция в динамике потребительских цен изменилась. Индекс потребительских цен на товары в 2009 году был одним из самых низких (107,9%) за весь период наблюдения. Впервые за последние 8 лет увеличение потребительских цен на непродовольственные товары (на 9,7%) превысило его значение на продовольственные товары (6,1%). При этом прирост цен на непродовольственные товары был самым высоким за период с 2003 года;
  • За 2009 год увеличилось число хозяйствующих субъектов на потребительском рынке. Число организаций с основным видом деятельности «розничная торговля автотранспортными средствами, мотоциклами и моторным топливом» выросло на 21,7%, «розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования» - на 20,7%. Количество индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле, увеличилось на 0,8%. В то же время, число розничных рынков сократилось на 5%;
  • В 2009 году численность работников розничной торговли, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, и осуществляющих ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования, составила 2376,7 тыс. человек или 5% от общей численности работников, занятых в организациях всех видов экономической деятельности. По сравнению с 2008 годом она снизилась на 0,9%, в то же время среднемесячная начисленная заработная плата работников выросла на 8,2% и составила 70% от среднемесячной начисленной заработной платы работников в целом по экономике;
  • Степень износа основных фондов организаций розничной торговли (кроме субъектов малого предпринимательства) на конец 2008 года увеличилась на 1,1 процентного пункта по сравнению с концом 2007 года, но оставалась более, чем в 2 раза ниже, чем степень износа основных фондов по экономике в целом (43,6%). Коэффициент обновления основных фондов организаций розничной торговли (ввод в действие основных фондов в процентах от наличия основных фондов на конец года) составил в 2008 году 26,8% и превысил среднероссийский уровень (11,6%) более чем в 2 раза. Коэффициент ликвидации составил 1,2%, что в 2 раза больше среднего уровня по экономике (0,6%);
  • На развитие розничной торговли в 2009 году было направлено 96,5 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах на 27,7% меньше, чем в 2008 году. Основным источником финансирования инвестиций являлись собственные средства организаций, которые составили 59,9% от их общего объёма;
  • Финансовое состояние организаций розничной торговли, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, и по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования (кроме субъектов малого предпринимательства) несколько изменилось. Если в 2008 году сальдированный финансовый результат снизился по сравнению с 2007 годом на 9,2%, то в 2009 году по сравнению с 2008 годом сальдированный финансовый результат возрос на 8,8%. Доля убыточных организаций в общем числе организаций розничной торговли в 2009 году составила 21,6% и возросла по сравнению с 2008 годом на 2,1 процентного пункта.

Информация о работе Российский потребительский рынок: тенденции и развитие