Российский потребительский рынок: тенденции и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 21:58, курсовая работа

Описание

Основные стратегические цели и задачи государства, определённые президентом РФ, - повышение качества жизни населения, обеспечение высоких темпов экономического роста, создание потенциала для будущего развития – прямо или косвенно пересекается с проблемами развития потребительского рынка России. Важнейшей составной частью потребительского рынка является розничная торговля, которая традиционно относится к пяти базовым отраслям экономики: промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь и торговля.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………...3 стр.

1. Потребительский рынок – важный фактор экономического роста России…………...4-9 стр.

1.1 Увеличение доходов населения…………………………………………………………………4 стр.

1.2 Снижение инфляции, сокращение безработицы……………………………………………….5 стр.

1.3 Изменения в потребительском поведении. Рост импорта. Расширение потребительского кредитования……………………………………………………………………………………….6-8 стр.

1.4 Иностранная конкуренция…………………………………………………………………...8-10 стр.

2. Анализ тенденций развития отрасли……………………………………………………..11-32 стр.

2.1 Торговля и общественное питание…………………………………………………………11-21 стр.

2.2 Рынок услуг в России……………………………………………………………………….21-23 стр.

2.3 Пищевая промышленность…………………………………………………………………23-25 стр.

2.4 Лёгкая промышленность……………………………………………………………………26-30 стр.

2.5 Транспорт и логистика……………………………………………………………………...30-32 стр.

3. Предложения по решению актуальных проблем отрасли…………………………….33-45 стр.

3.1 Действия государства и местных властей…………………………………………………33-34 стр.

3.2 Конкуренция…………………………………………………………………………………34-36 стр.

3.3 Низкая производительность труда…………………………………………………………36-37 стр.

3.4 Прочие проблемы……………………………………………………………………………37-38 стр.

3.5 Потребительский рынок России сегодня………………………………………………......39-45 стр.

Заключение………………………………………………………………………………………...46 стр.

Список используемой литературы……………………………………………………………...47 стр.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по макроэкономике.docx

— 318.68 Кб (Скачать документ)

На протяжении многих лет внутренняя торговля была одной из наиболее быстро развивающихся  отраслей экономики России, опережая по темпам роста другие отрасли и  обеспечивая более 20% ВВП. Однако, в  связи с экономическим кризисом, повлекшим за собой падения промышленного  производства, сокращения инвестиций в экономику, рост безработицы и  снижение доходов населения в 2009 году впервые за последние 10 лет  индекс физического объёма оборота  розничной торговли в целом по РФ опустился ниже 100% отметки и  составил 95,1%. Сокращение оборота по сравнению с 2008 годом наблюдалось  в течение всех месяцев 2009 года, кроме  января, достигнув своего пика в  сентябре.  

Динамика  оборота розничной  торговли

                                 2008 год                         2009 год

Оборот розничной  торговли в январе 2011 года составил 1346,1 млрд. рублей, что в товарной массе составляет 100,5% к январю 2010 года. В январе 2011 года оборот розничной  торговли на 87,2% формировался торгующими организациями и индивидуальными  предпринимателями, осуществляющими  деятельность вне рынка, доля розничных  рынок и ярмарок составила 12,8%. На 1 января 2011 года на территории РФ функционировало 3427 розничных рынков. По сравнению  с 1 января 2010 года их число сократилось  на 70 рынков, в том числе универсальных  – на 82 рынка, специализированных вещевых  – на 17 рынков, по продаже продуктов  питания – на 5 рынков, по продаже  строительных материалов – на 1 рынок. Вместе с тем, число сельскохозяйственных рынков возросло на этот период с 204 до 235 рынков, сельскохозяйственных кооперативных с 13 до 15 рынков. Распределение розничных рынков по типам практически не изменилось: универсальные рынки по-прежнему составляли 72,9% от их общего числа, вещевые – 9,3%, сельскохозяйственные и сельскохозяйственные кооперативные – 7,3%, рынки по продаже радио и электробытовой техники – 0,1%, рынки другой специализации – 3,9%. Основная часть рынков располагалась в городах. В частной форме собственности находилось 71,3% от общего числа рынков, в собственности потребительской кооперации – 7,1%, в государственной и муниципальной собственности – 19,1% рынков. Количество торговых мест на рынках составило на 1 января 2011 года 961,1 тысяча. Их число сократилось на 9,9 тысяч (по состоянию на 1 января 2010 года). Основными хозяйствующими субъектами на рынках по-прежнему остаются индивидуальные предприниматели. На 1 января 2011 года предприниматели арендовали 756 тысяч торговых мест или 78,6% от их общего числа. Уровень использования этих мест практически не изменился и составил 77,5%. Частные лица (население) арендовали 143,2 тыс. торговых мест. Самый высокий процент использования был зарегистрирован по торговым местам, закреплённым за юридическими лицами. Личным подсобным хозяйствам на отчётную дату было выделено 18,6 тыс. торговых мест. Как и год назад розничные рынки обеспечивали работой более 517 тыс. индивидуальных предпринимателей. В январе 2011 года розничные торговые сети формировали в среднем по РФ 18,7% общего объёма оборота розничной торговли. В обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, удельный вес оборота торговых сетей составил 16,1%. В 29 субъектах РФ доля сетевых торговых структур в общем объёме оборота розничной торговли превышала среднероссийский уровень. В то же время в 20 субъектах РФ сетевые структуры в январе 2011 года обеспечивали менее 10% общего объёма оборота розничной торговли. Аналогичный показатель по Москве составил 20,5%, по Санкт-Петербургу – 52,2%. На розничных рынках и ярмарках население покупает около 10% продовольственных товаров, по непродовольственным они формируют более 15% оборота розничной торговли этими товарами. По-прежнему велика роль рынков в обеспечении населения мясом, плодоовощной продукцией, одеждой, обувью, чулочно-носочными изделиями, напольными покрытиями, коврами и ковровыми изделиями. Вместе с тем, удельный вес рынков в общем объёме продажи аудио- видео- аппаратуры, бытовых электротоваров не превышает 4%.

Структура продажи основных товаров в 2010 году

В объёме товарных ресурсов продовольственных товаров  доля импорта составила в 2010 году 34%. В организациях розничной торговли, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в январе 2011 года по сравнению с предыдущим месяцем  отмечалось снижение объёмов продажи  продуктов питания: рыбы и морепродуктов, кондитерских изделий, сыров, чая, мяса и мясопродуктов, животных и растительных масел, яиц, сахара, соли, картофеля, овощей и фруктов; из непродовольственных  товаров снизилась реализация холодильников  и морозильников, стиральных машин, телевизоров, мобильных телефонов, легковых автомобилей, верхней одежды, кожаной обуви, компьютеров, строительных материалов, книг, газет и журналов.  

2.1.2 Оптовая торговля

Оптовая торговля оказывает услуги производителям товаров и розничной торговле. В результате её деятельности товар  приближается к потребителю, но ещё  не попадает в сферу личного пользования. Важнейшая задача оптовой торговли - планомерно регулировать товарное предложение  в соответствии со спросом. Объективная  возможность успешно решить эту  задачу, обусловлена промежуточным  положением оптовой торговли: в ней  концентрируется значительная часть  товарных ресурсов, что позволяет  не ограничиваться, что позволяет  не ограничиваться операциями пассивного характера, а активно влиять на сферу  производства, розничную торговлю и  через неё - на сферу потребления. Оптовая торговля как никакое  другое звено, связанное с реализацией  товаров, способна активно регулировать региональные и отраслевые рынки  за счёт накопления и перемещения  товаров. Это направление работы и должно занять определяющее место  во всей её деятельности. Оптовые предприятия  призваны совершенствовать звенность  товародвижения, развивать централизованную поставку и кольцевой завоз товаров. В настоящее время наряду с  положительным в деятельности оптовых  предприятий имеются существенные недостатки. Нередко не соблюдаются  сроки поставки товаров, нарушаются договорные обязательства по объёму, ассортименту и качеству поставляемых товаров.  От работы оптовой торговли во многом зависит эффективность  функционирования всего народнохозяйственного  комплекса, сбалансированность внутреннего  рынка, удовлетворение растущих потребностей людей. В новых условиях хозяйствования сфера оптовой торговли будет  значительно расширена. Усиление роли товарно-денежных отношений связано  не только с развитием оптовой  торговли предметами потребления, но и  с переходов к оптовой торговле средствами производства. Эти две  формы становятся важнейшими каналами планомерного движения материально-технических  и товарных ресурсов. Основной показатель хозяйственной деятельности предприятий  и организаций оптовой торговли - оптовый товарооборот. Он представляет собой продажу товаров народного  потребления и производственного  назначения для последующей реализации населению, а также поставку для  внерыночных потребителей и экспорта. Оптовый товарооборот отражает переход  товаров из сферы производства в  сферу обращения и их движение внутри сферы обращения. Его объём, структура, виды и формы товародвижения предопределяют другие важнейшие показатели хозяйственной деятельности. Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий - выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения. В процессе анализа необходимо дать оценку выполнения планов оптового товарооборота  и поставки товаров покупателям; изучить их в динамике; выявить  и измерить влияние факторов на развитие оптового товарооборота; изучить причины  недостатков в торгово-коммерческой деятельности оптового предприятия. Анализ должен показать, как оптовое предприятие  в своей хозяйственной деятельности учитывает социально-экономическое  развитие обслуживаемого региона, производственные возможности промышленных предприятий  и других поставщиков, наличие у  них товарных ресурсов, объём и  структуру предполагаемого поступления  товаров из других регионов. Оборот оптовой торговли за 2010 год составил 45,4 млрд. рублей, что на 4,6% больше, чем  за 2009. В обороте оптовой торговли организаций всех видов экономической  деятельности за 2010 год наибольший удельный вес занимали организации  с основным видом деятельности «оптовая торговля» - 81,1% от общего объёма оборота. В январе 2011 года оборот оптовой  торговли составил 2500 млрд. рублей или 103,6% к соответствующему месяцу предыдущего  года. На долю субъектов малого предпринимательства  приходилось 29,3% оборота оптовой  торговли. В январе 2011 года оборот оптовой  торговли на 81,9% формировался организациями  оптовой торговли, оборот которых  составил 2048,3 млрд. рублей.  

Динамика оборота оптовой торговли

                          2009                                2010                     2011 

Общественное  питание так же занимает не последнее  место на потребительском рынке. По международным документам термин «общественное питание» характеризуется  такими различными определениями, как  «методы приготовления большого количества пищи, выполняемые без  предварительного согласования с потребителем», или как любые «виды питания, организованного вне дома». Во всём мире предприятия общественного  питания принадлежат либо государственному, либо частному сектору. Как свидетельствует  государственная статистика, в 2006 году объём рынка общественного питания  России составил 397,5 млрд. рублей, что  на 27,2% больше, чем было в 2005 году. При  этом в начале 2007 года во всей России насчитывалось порядка 30 тысяч различных  предприятий общественного питания. Наибольшую долю российского рынка  общественного питания естественным образом занимает г. Москва. На неё  приходится более 20% оборота всех предприятий  общепита России. В 2006 году объём московского  рынка увеличился более чем на 20,5% и достиг 79,9 млрд. рублей. Доля сетевых  предприятий фаст-фуда, по разным оценкам, в настоящее время в столице  составляет 25-35% рынка и продолжает увеличиваться. Развитие различных  сегментов рынка фаст-фуда происходит еравномерно. Наиболее динамично развиваются  заведения типа street food (уличная еда). Лидерами в этом сегменте являются «Стардог’s» и «Крошка-Картошка», обладающие крупнейшими в России уличными сетевыми точками быстрого питания. Оборот общественного питания  в сентябре 2010 года составил 67,6 млрд. рублей.  

                                                 2.2 Рынок услуг в России 

Российский  рынок услуг начал формироваться  в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До настоящего времени отечественный  рынок услуг находится в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась в сферах банковского  дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и в целом  индустрии развлечений. В 2000 году доля сферы услуг в ВВП России составила  около 55%, в то время как в 1990 годы эта доля в ВВП РСФСР равнялась 35%. Существенную роль играет сфера  услуг в решении вопросов занятости  населения: доля занятых в сфере  услуг в общей занятости населения  достигает 56%. С другой стороны, роль сферы услуг в экономике России ещё недостаточно высока: в ВВП  развитых стран её доля превышает 65%, а в США достигла 77%. Экономические  реформы в РФ привели к созданию новых видов услуг: аудиторские, консалтинговые, компьютерные, бухгалтерские, услуги по проведению операций на рынке  недвижимости, услуги в области рекламы, по подбору персонала, частной охранной деятельности и другие. В сентябре 2010 года населению было оказано платных  услуг на 413,2 млрд. рублей. В структуре  объёма платных услуг населению  продолжали преобладать транспортные, жилищно-коммунальные услуги и услуги связи (64,6% от общего объёма). 

  Сентябрь 2010 год Январь - сентябрь 2010г.
  млрд. рублей в % к в % к январю-сентябрю 2009г.
  сентябрю 2009г. августу 2010г. итогу  
Платные услуги 413,2 102,5 101,4 100 101,1
В т.ч.: бытовые 41,6 100,9 100,2 10,1 100,8
транспортные 91,1 108,1 100,1 22 100,7
связи 79,7 103,2 99,4 19,3 104,6
жилищные 22,7 103,1 102,2 5,5 103,7
услуги  гостиниц и др. 10,8 102,3 105,2 2,6 101,8
коммунальные 73,6 103,6 101 17,8 102,6
культуры 6,5 92,9 108,8 1,6 94
туристические 8,2 106,4 82,7 2 110,1
физкультуры и спорта 2 88,1 108,9 0,5 99,8
медицинские 20,1 102,4 107,2 4,9 101
санаторно-оздоровительные 5,4 99,7 75 1,3 95,4
ветеринарные 0,7 94,4 105 0,2 96,9
системы образования 30,4 97,3 122,1 7,3 99,5
прочие  услуги 20,4 ...(1) ...(1) 4,9 ...(1)

(1) Не  рассчитывается индекс цен

Более половины объёма бытовых услуг в  сентябре 2010 года приходилось на два  вида услуг: по ремонту и строительству  жилья и других построек и по техобслуживанию  и ремонту транспортных средств, машин и оборудования. Бытовое  обслуживание населения является одним  из важнейших звеньев в системе  отраслей платных услуг. Эта отрасль  обеспечивает сокращение времени населения  на удовлетворение бытовых нужд в  домашних условиях, способствуя увеличению свободного времени граждан на цели самообразования, отдыха, удовлетворения культурных потребностей и т.д. 

2.3 Пищевая промышленность 

Пищевая промышленность в РФ быстро и динамично  развивается. Несмотря на значительную инвестиционную активность, действительный потенциал этого сектора ещё  полностью не раскрыт, что представляет прекрасные возможности для местных  и международных участников рынка. Пищевая промышленность - это одна из отраслей лёгкой промышленности, которая  представляет собой совокупность производств  пищевых продуктов в виде полуфабрикатов и готовых продуктов, а также  мыла, моющих средств, табачных изделий  и парфюмерно-косметический продукции. Пищевая промышленность имеет тесные связи с агропромышленным комплексом, в частности с сельским хозяйством, которое выступает в роли поставщика сырья. Кроме того, пищевое производство неразрывно связано с торговлей. Пищевая и перерабатывающая промышленность призвана обеспечивать население различными продуктами питания в объёмах  и ассортименте, достаточных для  формирования правильного и сбалансированного  рациона питания. В её отраслях вырабатываются практически все необходимые  продукты питания, в том числе  для детей и диетического назначения. В совокупности с сельским хозяйством по общему объёму производства продукции  они занимают второе место в экономике  страны, а среди отраслей, производящих промышленную продукцию, пищевая промышленность - третье, уступая по этому показателю лишь топливной промышленности, машиностроению и металлообработке.  Пищевая  и перерабатывающая промышленность обладает целым рядом специфических  особенностей, среди которых наиболее выражена жёсткая конкуренция с  зарубежными поставщиками. Рынок  её продукции обладает высокой ёмкостью и характеризуется стабильным спросом, что делает отрасль привлекательным  объектом для инвестиций. Пищевая  промышленность России относится к  категории отраслей, производящих продукцию  массового потребления, пользующуюся повседневным спросом населения, что  способствует сравнительно быстрой  оборачиваемости средств и окупаемости  инвестиций. Инвестирование осуществляется в строительство новых и реконструкцию  старых предприятий, создание совместных производств с иностранными компаниями. Инвестиции в основной капитал в 2005 году по сравнению с 2000 годом выросли  с 42,2 до 83,9 млрд. рублей. В структуре  инвестиций по крупным и средним  предприятиям их основной объём приходится на закупку оборудования и составляет примерно 2/3 от всего объёма инвестируемых  финансовых средств. Одной из наименее привлекательных с точки зрения инвестиции отраслей на протяжении долгого  времени остаётся производства хлеба  и хлебобулочных изделий. Предпосылок  для изменения ситуации в ближайшем  будущем не видно. Причина непривлекательности  данного направления заключается  в том, что россияне отдают предпочтение традиционным сортам хлеба. Кроме того, существует государственное регулирование  цен на хлеб. Более того, хлебобулочная  промышленность носит локальный  характер и, как правило, ориентирована  на местного потребителя. Рынок хлебобулочной  продукции давно поделен, и производители  не пытаются расширить географию  своего бизнеса, т.к. считают, что расширение сбыта может лишить их и без  того невысокой прибыли. Многие предприятия, чтобы повысить свою рентабельность, начали работать в смежных отраслях, например, в кондитерской. За счёт создания собственных сетей сбыта они  стараются увеличить свою прибыль. Такая практика, в случае удачного развития событий, позволяет увеличить  доходы до 40%. Однако основной проблемой  для хлебобулочной отрасли продолжает оставаться нехватка инвестиционных ресурсов. Что же касается наиболее привлекательной  отрасли пищевой промышленности, то это, несомненно, производство кондитерских изделий. Эта сфера привлекает как  российских, так и зарубежных инвесторов, поскольку в России уровень потребления  кондитерских изделий достаточно высок. По данным статистики ежегодно россияне потребляют 770 тысяч тонн мучных изделий, 500 тысяч тонн карамели и 325 тысяч  тонн шоколада. Увеличился импорт мяса, молоко и молокопродуктов, сыра и  творога, масла пальмового и кокосового, фруктов, соков фруктовых и овощных, виноградных вин и табачного  сырья. В структуре импорта, как  и прежде, наибольший удельный вес  в денежном выражении занимают мясные и молочные продукты, сахар-сырец  и товарная группа алкогольной продукции. Растёт импорт растительных масел, традиционно  не производимых в России: пальмового, кокосового, соевого. В целом, импорт продовольственных товаров и  сельскохозяйственного сырья в  Россию в январе - марте 2009 года снизился, составив 81,5% от показателей аналогичного периода 2008 года. Снижение спроса на продовольственную  продукцию впоследствии сложившейся  кризисной ситуации в конце 2008 года, продолжилось и в начале 2009 года. При этом пищевая отрасль пострадала не столь значительно от экономического кризиса в сравнении с другими  отраслями экономики. 
 
 

Информация о работе Российский потребительский рынок: тенденции и развитие