2.4
Лёгкая промышленность
Лёгкая
промышленность входит в комплекс отраслей,
производящих товары народного потребления.
Отрасль выпускает свыше 40% всех
непродовольственных товаров этой
группы. Существенную роль играет лёгкая
промышленность в межгосударственных
отношениях стран СНГ: идёт постоянный
обмен сырьём, полуфабрикатами, готовой
продукцией. В отраслях лёгкой промышленности
в России занято больше 2 млн. человек
(в основном женщины). Продукция лёгкой
промышленности идёт на удовлетворение
потребностей людей, а также используется
в других отраслях промышленности в
виде сырья и вспомогательных
материалов (в пищевой, машиностроении
и др.). Лёгкая промышленность - комплексная
отрасль, включающая более чем 20 подотраслей,
которые могут быть объединены в
3 основные группы:
- Текстильная,
в том числе льняная, хлопчатобумажная,
шерстяная, шёлковая, трикотажная, а также
первичная обработка льна, шерсти, производство
нетканых материалов, сетевязальная промышленность,
валяльно-войлочная, производство текстильной
галантереи и др.
- Швейная.
- Кожевенная,
меховая, обувная.
Наибольший
удельный вес в структуре лёгкой
промышленности занимает продукция
швейной и текстильной подотраслей.
В настоящее время товары, выпускаемые
предприятиями лёгкой промышленности
России, значительно уступают по качеству
продукции развитых стран, сравнительно
низка производительность труда, выше
по сравнению с мировым уровнем
затраты на производство продукции.
Из года в год снижается объём
производства, особенно в трудном
положении находится текстильная
промышленность, где спад производства
- наивысший среди отраслей промышленности.
Основная причина - нехватка сырья, в
первую очередь хлопка, который в
РФ не производится. Частично ввозится
также кожевенное сырьё, химические
волокна, шерсть, лён. Лишь на 25% промышленность
обеспечена собственными сырьевыми
ресурсами, хотя уровень самообеспеченности
может быть гораздо выше при условии
восстановления хотя бы в прежних
объёмах поставок сельского хозяйства.
Рост цен на ввозимое в страну сырьё
и сырьё собственного производства
приводит к резкому повышению цен на готовую
продукцию, что уменьшает платёжеспособный
спрос населения и отраслей - покупателей,
делает товары отечественного производства
менее конкурентоспособными по сравнению
с импортными, особенно относительно дешёвыми
китайского и турецкого производства.
Почти потеряны рынки сбыта готовой продукции
за рубежом России, прежде всего в странах,
бывших союзных республиках, куда вывозилась
значительная часть производимых тканей
взамен поставок сырья. Из этих же государств
РФ получала трикотажные изделия, обувь
и другую продукцию. В сложном положении
лёгкая промышленность оказалась и вследствие
морально и физически устаревшего оборудования
на её предприятиях. Так, на текстильных
фабриках доля такого оборудования составляет
около 60%. Техническое перевооружение
предприятий на счёт импорта из развитых
стран на сегодняшний день практически
невозможно ввиду отсутствия валютных
средств, поскольку отрасль в целом не
является экспорт-ориентированной. Всё
это приводит к постоянному росту безработицы
в лёгкой промышленности, как скрытой,
так и реальной. Особенно обострилась
ситуация на градообразующих предприятиях,
содержащих социальную сферу малых городов
и посёлков. При переходе к рынку неизбежна
существенная перестройка функционирования
предприятий отрасли, так как их жизнеспособность
зависит от быстрого реагирования на постоянно
меняющуюся рыночную конъюктуру, сбалансированного
ассортимента, снижения затрат на производство
продукций. Только на этой основе возможно
существенное увеличение доли лёгкой
промышленности в общем объёме производства
страны, которая снизилась до 5%. Эффективность
отрасли зависит также от рационального
размещения её предприятий. Многие регионы
России почти полностью зависимы от ввоза
продукции лёгкой промышленности из других
регионов, не используют внутренние возможности.
Причём ввоз соответствующей продукции
зачастую не покрывает потребностей, что
ведёт к накапливанию отложенного спроса.
Отсюда одна из важнейших задач - развитие
местной промышленности, производящей
товары народного потребления, в том числе
лёгкой. В лёгкой промышленности нашей
страны наблюдалось постоянное увеличение
концентрации производства, выразившееся
в преобладании крупных предприятий, «вымывании»
мелких. Концентрация тесно связана с
комбинированием производства, наиболее
характерным для предприятий текстильной,
обувной и кожевенной промышленности.
Концентрация до определённых пределов
позволяет увеличить масштабы производства,
повысить производительность труда, снизить
себестоимость единицы продукции, усовершенствовать
орудия труда. Однако специфика лёгкой
промышленности такова, что менее крупные
предприятия могут более гибко реагировать
на изменение спроса на продукцию, учитывать
рыночную конъюктуру. Не случайно в наиболее
развитых странах в этой отрасли преобладают
мелкие предприятия. Для лёгкой промышленности
характерна менее выраженная по сравнению
с другими отраслями территориальная
специализация, так как практически в
каждом регионе имеются те или иные её
предприятия. Однако в России можно выделить
специализированные узлы и районы, особенно
в текстильной промышленности, дающие
определённый ассортимент продукции.
Например, Ивановская и Тверская области
специализируются на выпуске хлопчатобумажных
изделий. Центральный экономический район
специализируется на производстве продукции
всех отраслей текстильной промышленности.
Но чаще всего подотрасли лёгкой промышленности
являются дополняющими хозяйственный
комплекс регионов, обеспечивающими только
внутренние потребности регионов. Факторы
размещения предприятий лёгкой промышленности
разнообразны, однако можно выделить основные:
- Сырьевой
фактор, влияющий преимущественно на размещение
предприятий по первичной обработке сырья.
Например, льнообрабатывающие фабрики
расположены в районах производства льна,
шерстомоечные предприятия - в районах
овцеводства, предприятия по первичной
обработке кож - вблизи крупных мясокомбинатов).
- Населенческий,
т.е. потребительский фактор. Готовая продукция
лёгкой промышленности менее транспортабельна
по сравнению с полуфабрикатами. Например,
дешевле поставлять прессованный хлопок-сырец,
чем хлопчатобумажные ткани.
- Фактор трудовых
ресурсов, предусматривающий их значительные
размеры и квалификацию, так как все отрасли
лёгкой промышленности трудоёмкие.
Исторически
сложилось так, что в отраслях
лёгкой промышленности используется преимущественно
женский труд, поэтому необходимо
учитывать возможности использования
в регионах и женского и мужского
труда, т.е. развивать лёгкую промышленность
в районах сосредоточения тяжёлой
индустрии, создавать соответствующие
производства в регионах концентрации
лёгкой промышленности. В прошлом
существенную роль в размещении играла
обеспеченность топливно-энергетическими
ресурсами, так как текстильное
и обувное производства являются
топливоёмкими. В настоящее время
этот фактор считается второстепенным
в связи с развитием сети ЛЭП,
нефте- и газопроводов. Сырьевая база
лёгкой промышленности России достаточно
развита, она обеспечивает значительную
часть потребностей предприятий в льноволокне,
шерсти, химическом волокне и нитях, пушно-меховом
и кожевенном сырье. Основной поставщик
натурального сырья для лёгкой промышленности
- сельское хозяйство. Льноводство, традиционная
отрасль в России, находится в очень сложном
положении. Из года в год сокращаются посевы
льна-долгунца, падает его урожайность.
Россия в 1980-е годы не обеспечивала себя
сырьём для льняной промышленности, которое
ввозила преимущественно из Украины. Размещено
льноводство крайне неравномерно: свыше
60% заготавливаемого сырья приходится
на Центральный район, 25% - на Северо-Западный
и Вологодскую область Северного района
и только 15% на все остальные. В настоящее
время решается вопрос о возрождении отечественного
льноводства взамен закупаемого хлопка.
Для того чтобы выйти из кризиса, необходимы
техническое перевооружение предприятий
лёгкой промышленности, замена морально
и физически устаревшего оборудования.
Частично решить эту проблему можно было
бы при помощи зарубежных инвесторов,
однако их отталкивает уровень риска инвестирования
в российские предприятия на сегодняшний
день вследствие политической и экономической
нестабильности, проблемы транспорта
и коммуникаций, слабая банковская система
и падение платёжеспособного спроса населения.
В перспективе новое оборудование будет
поставляться конверсируемыми предприятиями
ВПК. Дальнейшее развитие и совершенствование
лёгкой промышленности как отрасли, направленной
на удовлетворение потребностей людей,
одновременно с повышением качества продукции
необходимы для решения задач создания
в стране ориентированной экономики.
2.5
Транспорт и логистика
Логистика
становится одним из ключевых элементов
повышения конкурентоспособности
национальной экономики и реализации
транзитного потенциала страны. Именно
уровень логистических издержек
и рисков во многом определяет привлекательность
России для транзита международных
товарных потоков. Нашей стране предстоит,
по сути, создать новую отрасль
экономики - логистику. Для этого
необходимо сконцентрировать финансовые
и организационные усилия на завершении
процессов интеграции национальной
транспортной сети в мировую транспортную
систему через развитие существующих
международных транспортных коридоров
в европейской части России, а
также через создание необходимой
инфраструктуры на Востоке страны.
Развитие логистических технологий
становится одним из основных направлений
в транспортной политике развитых стран.
Вклад системы терминальных услуг
логистической инфраструктуры в
ВВП России может достигнуть, по
оценкам экспертов, 2,7 трлн. рублей.
Кроме этого, система перевозок
формирует серьёзную долю внетранспортных
экономических эффектов. В России,
где источники сырья, центры производства
и потребления удалены друг от
друга и от внешних границ на тысячи
километров, а внешне-торговый оборот
играет существенную роль в формировании
ВВП, уровень логистических издержек
является одним из основных факторов,
определяющих конкурентоспособность
экономики. Для привлечения дополнительных
объёмов грузопотоков на перспективу
потребуются серьёзные инвестиции
в инфраструктуру, а также техническое
и технологическое переоснащение
транзитной системы, что позволит повысить
её производительность и сделать
цены конкурентными. Мероприятия по
развитию объектов транспортно-логистической
инфраструктуры включены в комплексные
инвестиционные проекты. Наиболее крупные
логистические комплексы планируется
создать в Московской области, Санкт-Петербурге,
на базе Новороссийского и Мурманского
транспортных узлов, в Екатеринбурге,
в порту Находка. В 2006 году в рамках
реализации подпрограммы «Развитие
экспорта транспортных услуг» в Министерстве
транспорта были проведены конкурсы
на проектно-изыскательские работы по
созданию транспортно-логистических
узлов на сумму почти 500 млн. рублей.
Общая мощность введённых в эксплуатацию
до 2010 года мультимодальных транпортно-логистических
терминалов составит более 100 млн. тонн
грузов в год. Такой подход позволит
сформировать конкурентоспособные
сквозные пакеты транспортных услуг
и интегрировать их в международные
транспортно-логистические цепи, первоначально
на базе обслуживания собственных экспортных
и импортных грузопотоков. Сквозные
комплексы транспортных услуг на
территории России создадут условия
обслуживания азиатско-европейских
грузопотоков, способные соперничать
с альтернативными международными
маршрутами. Для реализации этой задачи
Минтранс разрабатывает «Концепцию
формирования сети мультимодальных
логистических центров РФ», в
которой поэтапно будут сформулированы
основные принципы направления комплексного
развития крупных транспортных коридоров.
На первом этапе в 2007 году в рамках
Федеральной целевой программы
«Модернизация транспортной системы
России (200202010 гг.)» разрабатывается
пакет мер, направленных на всестороннее
развитие системы крупных транспортных
коридоров. Указанный пакет будет
включать в себя предложения по развитию
нормативно-правовой базы в сфере
государственного-частного партнёрства,
налоговой, тарифной и инвестиционной
политики, международного сотрудничества,
а также технической и технологической
базы транспортной системы России.
Уже разработан комплекс мероприятий,
включающих в себя инвестиционные проекты
по устранению разрывов на направлениях
максимальной концентрации внешнеторговых
и транзитных грузопотоков, созданию
альтернативных маршрутов, ускоряющих
движение грузов и пассажиров в международном
сообщении. Это строительство новых
автодорог, развитие сети аэропортов,
организация системы внутреннего
водного транспорта. Логистика должна
стать основой программ развития
и интеграции морских портов, железнодорожных
линий, сухопутных и авиационных
терминалов, а также других логистических
объектов.
3.
Предложения по решению
актуальных проблем
отрасли
3.1
Действия государства
и местных властей
Общие
основы правового статуса предпринимателей
в сфере потребительского рынка
и услуг заложены в гражданском
законодательстве, законодательстве о
защите прав потребителей и защите
предпринимателей при проведении государственного
контроля (надзора), техническом регулировании,
лицензировании и т.д. Ещё свыше 600
подзаконных актов РФ регулируют
отдельные вопросы в сфере
торговли, общественного питания
и бытового обслуживания населения,
зачастую дублируя друг друга при
одновременном наличии серьёзных
пробелов (вопросы мелкорозничной торговли,
рынки, крупные торговые объекты, контрафактная
продукция и несанкционированная
торговля и т.д.). Москва, как субъект
федерации, долгое время осуществляла
собственное правовое регулирование
в сфере потребительского рынка
услуг, опережающее во многом принятие
соответствующих решений на федеральном
уровне, целесообразно использовать
накопленный здесь за годы реформ
опыт государственного регулирования.
Во-первых, Департаментом потребительского
рынка и услуг г.Москвы разработан
проект Федерального законах «Об
основах государственного регулирования
внутренней торговли в РФ». Кроме
того, разработан пакет предложений
о внесении изменений в федеральные
законы и нормативные правовые акты
РФ, направленных на устранение негативных
явлений на потребительском рынке,
а также дальнейшее совершенствование
государственного регулирования в
сфере потребительского рынка и
услуг. Также в 2003 году по поручению
Правительства Москвы были разработаны,
утверждены Департаментом потребительского
рынка и услуг города Москвы «Методические
указания о порядке организации
и осуществления розничной торговли
в городе Москве», содержащие требования
к предприятиям розничной торговли,
систематизированные по итогам проработки
свыше 300 основных документов РФ и города
Москвы.
3.2
Проблемы конкуренции
В различных
отраслях России конкурентная ситуация
очень отличается.
Отрасль |
Характер
рынка |
Электроэнергетика |
Монопольный (доминирует
1 компания РАО «ЕЭС России», региональные
монополисты - подразделения «РАО ЕЭС
России») |
Топливная
промышленность |
-Газодобыча
и газоснабжение - монопольный
(«Газпром»)
-Нефтедобыча
и переработка нефти - олигополия
(доминирует несколько крупных
компаний типа «Лукойл», «ТНК»)
-Угледобыча
- олигополия, в отдельных случаях
региональные монополии |
Чёрная
металлургия |
Олигополия, монополистическая
конкуренция по отдельным видам
продукции |
Цветная
металлургия |
Олигополия, монополистическая
конкуренция по отдельным видам
продукции |
Химия
и нефтехимия |
Олигополия, монополистическая
конкуренция по отдельным видам
продукции |
Лесная
и деревообрабатывающая, производство
бумаги |
Чистая конкуренция,
монополистическая конкуренция (сильная
конкуренция со стороны зарубежных
производителей в области продукции
деревообработки и производства
бумаги) |
Промышленность
стройматериалов |
Монополистическая
конкуренция (сильна внешняя конкуренция) |
Лёгкая
промышленность |
Монополистическая
конкуренция (сильна внешняя конкуренция) |
Пищевая
промышленность |
Чистая конкуренция,
монополистическая конкуренция (сильна
внешняя конкуренция) |
Машиностроение
и металлообработка |
Технологическая
монополия, олигополия, монополистическая
конкуренция |
Наиболее
сильная конкуренция сегодня
наблюдается в лёгкой и пищевой
промышленности. Связано это с
тем, что в Россию завозится по
импорту большое количество товаров
этих отраслей (в крупных городах
доля импорта достигает 70-80%), а также
тем, что в эти отрасли пришло
наибольшее количество иностранных
капиталов (многие российские предприятия,
например пищевой промышленности,
модернизированы за счёт зарубежных
инвестиций и производят конкурентоспособную
продукцию). В целом в отраслях
России конкуренция ещё не очень
сильна. Существует большое количество
незанятых товарных ниш. Например, такой
нишей является малая и сверхмалая
энергетика (в России на настоящий
момент доминируют гигантские электростанции).
В большинстве отраслей важную роль
играют методы ценовой конкуренции
из-за невысокой покупательной способности
основной массы потребителей. Российская
продукция, а также продукция
Китая и Турции чаще всего занимает
нишу низкокачественных, дешёвых товаров.
Американская, западноевропейская, японская
продукция ориентирована, в основном,
на 10% состоятельных граждан России.
3.3
Низкая производительность
труда
Ещё до
кризиса основные источники экономического
роста России были практически исчерпаны:
все производственные мощности в
основном были задействованы, а трудовые
ресурсы начали сокращаться. Загрузка
мощностей в российской экономике,
составлявшая в 1998 году 45%, к 2007 году достигла
80%, что соответствовало росту
объёмов производства: так в электроэнергетике
и сталелитейной отрасли с 1998
по 2007 год они увеличились соответственно
на 25% и 70%. Доля трудоспособного населения
в общей численности населения
России достигла пика в 2007 году и уже
начала снижаться. К 2020 году трудовые ресурсы
страны могут сократиться на 10 млн.
человек. Незадолго до кризиса российское
правительство поставило цель - к
2020 году удвоить ВВП на душу населения.
Для этого России потребуется
обеспечить прирост производительности
труда на уровне 6% в год. Иными
словами, за 9 лет необходимо удвоить
производительность труда. Как показывает
статистика, ещё ни одной крупной
экономике не удавалось повысить
ВВП на душу населения с $14 до $30 тысяч.
Но конечно у России есть преимущество
- она модет применить и адаптировать
опыт других стран в области повышения
производительности. Можно выделить
6 причин низкой производительности труда
в России:
- Неэффективная
организация труда
- Непрозрачное
и избыточное регулирование
- Устаревшие
мощности и методы производства
- Редкое применение
комплексного подхода к планированию
развития территорий
- Дефицит профессиональных
навыков
- Неразвитость
финансовой системы
- Сохраняющееся
отставание в производительности от других
стран в большей мере обусловлено отсутствием
серьёзных стимулов к её повышению.