Россия и Международный Валютный Фонд: утверждение нового курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 17:23, курсовая работа

Описание

Международный валютный фонд (МВФ) является на сегодняшний день основным международным институтом, определяющим международную кредитную политику. Это не значит, что невозможно получить кредит в обход МВФ, но значит, что всякий международный кредитор, так или иначе, учитывает опыт и мнение МВФ о возможностях кредитования той или иной страны. На множестве международных конференций и совещаний проводимых МВФ разрабатываются новые инструменты для урегулирования проблем внешней задолженности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………3
Глава 1 Отношения России с Международным Валютным Фондом
Вступление России в Международный Валютный Фонд, условия вступления, обязанности России как члена Международного Валютного Фонда…………………...…4
Кредиты Международного Валютного Фонда России…………………………………...…7
Условия предоставления кредитов России………………………………………………….12
Глава 2 Значение участия в Фонде во внешнеэкономической деятельности России………....15
Глава 3 Россия и Международный Валютный Фонд: утверждение нового курса…………….21
Заключение………………………………………………………………………………………....25
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

курсоая.docx

— 67.92 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………………3

Глава 1 Отношения России с Международным  Валютным Фондом

    1. Вступление России в Международный Валютный Фонд, условия вступления, обязанности России как члена Международного Валютного Фонда…………………...…4
    2. Кредиты Международного Валютного Фонда России…………………………………...…7
    3. Условия предоставления кредитов России………………………………………………….12

Глава 2 Значение участия в Фонде  во внешнеэкономической деятельности России………....15

Глава 3 Россия и Международный  Валютный Фонд: утверждение нового курса…………….21

Заключение………………………………………………………………………………………....25

Список использованной литературы……………………………………………………………..27

Приложения………………………………………………………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

           Для любого успешного экономического  начинания нужны финансы. Когда  собственных накоплений для инвестирования  не хватает, приходится брать  кредиты. Кредитование составляет  один из основных инструментов  развития экономики, как на  микро так и на макро уровнях.  На сегодняшний день на Земле  не осталось стран, которые  бы не имели бы внешней задолженности.  Всё это отражает идущий процесс  глобализации, когда ни одна страна  уже не может оставаться в  стороне от международных потоков  товаров и капиталов (в том  числе и кредитов).

Международный валютный фонд (МВФ) является на сегодняшний  день основным международным институтом, определяющим международную кредитную  политику. Это не значит, что невозможно получить кредит в обход МВФ, но значит, что всякий международный кредитор, так или иначе, учитывает опыт и мнение МВФ о возможностях кредитования той или иной страны. На множестве  международных конференций и  совещаний проводимых МВФ разрабатываются  новые инструменты для урегулирования проблем внешней задолженности.

В последние  несколько лет, начиная со второй половины девяностых годов прошлого века, в российской прессе темы международного кредитования России, своевременности  долговых выплат и получения траншей, представлены весьма полно. Это вполне отражает актуальность темы влияния  МВФ во внешнеэкономической деятельности  России .

Моя работа содержит в себе раскрытие всей истории  взаимоотношений МВФ и России начиная с 90-х и заканчивая сегодняшним  днем. Будет представлена кредитная история (история заимствований) как первоначальный этап этих отношений и переход к политике досрочного погашения кредитов МВФ как, соответственно, заключительный этап, тем не менее не предполагающий окончание взаимоотношений Российской Федерации с МВФ.

А затем, я попробую дать оценку этим отношениям, выделив основные положительные  и отрицательные стороны участия  России в МВФ. Ведь влияние рекомендаций и требований МВФ на политику, проводимую при реформировании нашей страны в 90-ые. годы весьма неоднозначно, и  именно сейчас это становится очевидно.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ОТНОШЕНИЯ РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ВАЛЮТНЫМ ФОНДОМ

 

1.1Вступление России в МВФ, условия вступления, обязанности России как члена МВФ

 

Интеграция  России в мировую экономику предполагает, в частности, ее подключение к  межгосударственным институциональным  структурам, предназначенным для  регулирования мировых экономических  и валютно-финансовых отношений, членство в ведущих международных организациях, в первую очередь в МВФ и  Всемирном банке. Вступление в эти  организации открывает доступ к  важному источнику валютных кредитов.

В виду названных  причин в середине 1980-х годов был  взят курс на поэтапное присоединение  СССР к МВФ и МБРР. Отдельные  контакты с ними, носившие информационный и технический характер начали осуществляться с конца 1988 г. В сентябре 1989 г. на 44-й  сессии Генеральной Ассамблее ООН  Советский Союз официально заявил о  своем намерении установить постоянные связи с МВФ и Всемирным  банком. В июле 1990 г. СССР впервые  посетил директор-распорядитель  Фонда М. Камдессю.

После распада  СССР входившие в его состав государства, большая часть которых образовала Содружество Независимых Государств (СНГ), пошли по пути индивидуального  вступления в бреттонвудские институты. Российская Федерация подала заявление  о присоединение к МВФ 7 января 1992 г. Одновременно с учетом требований МВФ был разработан «Меморандум  об экономической политике Российской Федерации», утвержденный правительством 27 февраля 1992 г.

27 апреля 1992 г. Совет управляющих МВФ  проголосовал за прием России  и 14 других бывших советских  республик. После подписания российскими  представителями Статей соглашения (устава) МВФ 1 июня 1992г. российскими  представителями Россия официально  стала участницей этой организации.

В ходе дискуссий  о предполагавшемся вступлении СССР в МВФ специалисты оценивали  возможную квоту Советского Союза  в диапазоне от 4 до 7млрд. дол. (3,5 - 6% от капитала Фонда). После распада  СССР МВФ разделил рассчитанную для  него квоту между 15 бывшими советскими республиками (табл. 1).

По величине квоты (5,9 млрд. СДР, или 8,3 млрд. долл. по курсу на конец января 1999 г.) Россия занимает девятое место вслед  за Канадой. Такая квота не дает России право на постоянное место в Исполнительном Совете в отличие от пяти стран  с наибольшими квотами (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция), за которыми устав МВФ закрепляет такое место. Однако, располагая 2,8% общего количества голосов она, подобно двум другим странам – Китаю и Саудовской Аравии, не входит в какую-либо группу государств–членов, образуемую для избрания исполнительного директора, а единолично «избирает» собственного директора.

 

Таблица 1

Квоты России, других стран СНГ и стран  Балтии в МВФ

Страны

Первона-чальные  квоты

В соответствии с девятым пересмотром квот

(с 11 сентября 1992 г.)

В соответствии с одиннадцатым пересмотром квот (с 22 января 1999г.)

Млн. СДР

Млн. СДР

Доля  в общей сумме квот, %

Млн. СДР

Доля  в общей сумме квот, %

Азербайджан

78,0

117,0

0,08

160,9

0,076

Армения

45,0

67,5

0,05

92,0

0,043

Белоруссия

187,0

280,4

0,20

386,4

0,182

Грузия

74,0

111,0

0,08

150,3

0,071

Казахстан

165,0

247,5

0,17

365,7

0,172

Киргизия

43,0

64,5

0,04

88,8

0,042

Латвия

61,0

91,5

0,06

126,8

0,060

Литва

69,0

103,5

0,07

144,2

0,068

Молдавия

60,0

90,0

0,06

123,2

0,058

Россия

2876,0

4313,1

3,00

5945,4

2,804

Таджикистан

40,0

60,0

0,04

87,0

0,041

Туркменистан

32,0

48,0

0,03

75,2

0,035

Узбекистан

133,0

199,5

0,14

275,6

0,130

Украина

665,0

997,3

0,69

1372,0

0,647

Эстония

31,0

46,5

0,03

65,2

0,031

Всего

4559,0

6837,3

4,74

9458,7

4,460


 

В соответствии с уставом МВФ Россия оплатила в конвертируемой валюте 25% суммы  квоты (979 млн. СДР или 1,3 млрд. долл.). Взнос в валюте других 14 республик  бывшего СССР – 573 млн. СДР (0,8 млрд. долл.). Остальная часть подписки была оплачена национальной валютой.

Членство  в МВФ возлагает на Россию и  другие страны СНГ обязательство  выполнять требования, зафиксированные  в Статьях соглашения МВФ.

Во-первых, в соответствии со статьей VII устава обязанностью стран – членов МВФ является устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости валют в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях. Однако введение конвертируемости валют не рассматривается в качестве предварительного условия вступления страны в Фонд. Статья XIV позволяет вновь принятым странам в течение переходного периода (продолжительность его не зафиксирована) сохранять или устанавливать вновь те или иные валютные ограничения, так как введение конвертируемости валют должно быть продуманным, поэтапным и упорядоченным процессом.

К числу  валютных ограничений обычно относят  и требование обязательной продажи  экспортерам части их валютной выручки (1992-1998 гг. – 50%, с начала 1999 г. – 75%). Действительно, это требование формально касается внешней торговли, которая относится  к текущим операциям. Однако по сути дела оно направлено на сдерживание  вложений в иностранную валюту, а, следовательно, ограничивает вывоз  капитала. Поэтому такое требование не вступает в противоречие с обязательствами  России по статье VII.

Во-вторых, статья VII требует от стран-членов не прибегать к практике множественности валютных курсов. Согласно этому требованию, Россия установила с июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Валютный курс рубля не привязан к какой-либо западной валюте или валютной «корзине» и является плавающим, то есть складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), а также на внебиржевом межбанковском рынке.

В-третьих, непременным условием членства России и других государств бывшего СССР в МВФ является установление их информационной открытости. Страны-члены должны регулярно  предоставлять Фонду статистические данные о своей экономике, платежном  балансе, золотовалютных резервах и  т.п. Помимо того, они обязаны принимать  у себя представителей МВФ для  изучения на месте состояния хозяйственного механизма и характера макроэкономической политики.

 

 

 

1.2 КРЕДИТЫ МВФ РОССИИ

 

Членство  в МВФ дает возможность России и другим странам-участницам пользоваться значительными кредитами в конвертируемой валюте для финансовой поддержки  экономических реформ и покрытия дефицита платежного баланса.

1 апреля 1992 г. обнародована первая международная  программа помощи России (24 млрд. долл.) при поддержке МВФ. Во-первых, в рамках Фонда предполагалось  учредить фонд стабилизации российского  рубля (6 млрд. долл.) для поддержания  его валютного курса и конвертируемости  с помощью интервенций на валютном  рынке России. Для формирования  этого фонда планировалось использовать  средства, выделенные Фонду «группой  десяти» в рамках Генеральных  соглашений о займах. Во-вторых, МВФ  должен был предоставить России  резервный кредит (3 млрд. долл.) для  покрытия дефицита платежного  баланса. При этом руководители  Фонда подчеркивали, что доступ  стран бывшего СССР к его  ресурсам зависит от последовательности  осуществления ими рыночных реформ.

5 августа  1992 г. МВФ предоставил России  в рамках договоренности о  кредите стэнд-бай валютные средства  в счет первой кредитной доли, при использовании которой он  требует от страны-заемщицы выполнения  сравнительно мягких условий (приложение 2). Основанием для предоставления этого кредитного транша послужило соглашение между российским правительством и МВФ, достигнутое 5 июля 1992 г. и получившее одобрение «семерки» на саммите в Мюнхене 6-8 июля 1992 г. Кредитная линия была открыта на сумму 719 млн. СДР (1,04 млрд. дол.) из 7,5% годовых со сроком расходования на протяжении пяти месяцев. Соответствующие средства использовались для пополнения валютных резервов, осуществления платежей по внешнему долгу и интервенции на валютном рынке. Однако последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила. Не были выделены и средства (6 млрд. дол.), предназначенные для фонда стабилизации рубля. Таким образом, наиболее ценный компонент пакета финансовой помощи – несвязанные валютные средства, которые власти могли бы свободно использовать для проведения экономических реформ и макроэкономического регулирования, остался практически нереализованным.

МВФ объяснил отказ предоставить России в 1992 г. обещанный  резервный кредит тем, что российское правительство уклонилось от выполнения согласованной с ним стабилизационной программы, что политика властей  привела к срыву достигнутого в июле 1992 г. соглашения: объем ВВП  уменьшился в 1992 г. на 14,5%; дефицит федерального бюджета, вместо запланированного уровня в 5% ВВП, достиг (по методологии МВФ) 22,4%; темп инфляции возрос, составил в 1992 г. в среднем 20,5% в месяц. Основную причину роста инфляции МВФ видел  в расширении кредитов Центрального банка, возраставших на 20% ежемесячно. По словам М. Камдессю, «вместо того, чтобы продолжить жесткую, ограничительную денежную политику, ориентированную на развитие рыночных отношений, власти обратились к совершенно иному варианту, который оказался ориентированным на инфляцию».

Информация о работе Россия и Международный Валютный Фонд: утверждение нового курса